Первохристианское предание о погребении Адама, как мы указывали выше, связано с возвышением за Иерусалимской крепостной стеной, где был распят Господь
Иисус Христос. Это место называлось горой Голгофой. Об этом писал ещё
Ориген, говоря, что «
на Лобном месте, где иудеи распяли Христа, покоилось тело Адама, и пролитая кровь Спасителя омыла кости Адама, оживотворив в его лице весь человеческий род».
В IV в. по Р.Х. это предание стало почти общепринятым. У Псевдо-Афанасия мы можем прочесть, что Христос пострадал на том месте, «где, как говорят еврейские учителя, была могила Адама». Св. Епифаний в Панарионе указал даже, что на Голгофе действительно был найден череп Адама. Эту же традицию поддерживали св.
Василий Великий и св.
Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви.
В Евангелии Господь часто называет Себя Сыном Человеческим, что на древнееврейском звучит как בֵן-אָדָם «Бен Адам» – «Сын Адама». В Церкви развивается учение о Христе как типологическом соответствии первому человеку. Апостол Павел говорит о Христе как о «новом», «втором» Адаме. «
Первый Адам был создан душой живою – писал св.
Амвросий Медиоланский, –
второй же есть Дух животворящий. Сей второй Адам – Христос». Господь
Иисус Христос осмысливался в святоотеческом учении как своего рода антитип Адама. Если библейский праотец впал в первородный грех и обрек человечество на смерть, то Христос, второй Адам, очистил людей от греха и избавил от смерти.
Типологическое сближение Христа и праотца Адама повлекло за собой и сближение, а также отождествление святых мест, связанных с ними. Параллельно начали существовать две традиции, каждая из которой утверждала, что библейский праотец Адам погребен по одной версии в Хевроне, а по другой – в Иерусалиме на горе Голгофа. Мало того, блаж.
Иероним Стридонский в комментарии на послание к Ефесянам (5:14) высказывал даже сомнение в том, что могила Адама находилась на месте распятия Христа. Столь же критично относились к этой версии и другие церковные писатели. Английский паломник Зевульф, посетивший Иерусалим в эпоху крестоносцев, а также Иоанн Вюрцбургский, описавший святые места Палестины, которые, несомненно, были знакомы с традицией почитания Голгофы как могилы Адама, тем не менее, утверждали, что Адам погребен в Хевроне.
Как примирить эти две имеющие право на существование традиции? Свет проливает апокрифическая рукопись «Пещера сокровищ», датированная VII в. по Р.Х., написанная на сирийском языке. В этом манускрипте рассказывается о том, что патриарх Ной спас от потопа останки Адама и Евы и после завершения потопа они вновь были погребены в Хевроне. Только череп и две кости патриарх Ной завещал Симу – своему сыну, захоронить в Иерусалиме, где по архаичному представлению находился центр земли.
Следует отметить, что талмудические источники отождествляют сына Ноя Сима и Мелхиседека, царя Салимского, утверждая, что это одно и то же лицо (на языке оригинала מלכי-צדק «Малки-Цедек» означает «царь мой праведный» или «царь праведности», что по утверждению некоторых экзегетов не может являться именем собственным). Ну а если сравнить годы жизни Сима и Авраама, то можно увидеть, что Сим действительно мог жить во времена Авраама, что позволяло иметь место их легендарной встрече после победы Авраама над коалицией монархов Междуречья.
А этот факт допускает гипотезу, согласно которой Сим лично подтвердил Аврааму с одной стороны факт возвращения после Потопа останков Адама и Евы в погребальный грот Махпела, а с другой стороны – перенесение, согласно завещанию отца – патриарха Ноя, главы и двух костей в древний Салим (Иерусалим), где он сам поселился после Потопа и был «
священником Бога Всевышнего (
Быт.14:18)».
Таким образом, объясняется и древнее название горы «Голгофа», которая на иврите звучит как «
Гульголет» (גוּלגוֹלֶת), что переводится как «череп». Следовательно, два предания не противоречат одно другому – будучи погребенным в Хевроне, глава праотца Адама была перенесена в Иерусалим и предана земле на том месте, где впоследствии будет распят Господь
Иисус Христос, Кровь Которого попав на останки библейского праотца смоет первородный грех.
Фактически этим малоизвестным сирийским апокрифом объясняется, откуда иконописная традиция Православной Церкви восприняла изображение черепа и костей в основании Голгофского Креста.
Сегодня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в приделе Распятия в скальной породе можно увидеть расщелину (следствие землетрясения, которое сопровождало смерть Спасителя), по которой Кровь Сына Божия, согласно Преданию, попав на череп праотца Адама омыла грех первого человека. Именно здесь, еще во времена крестоносцев, в Храме Воскресения на этом месте была освящена капелла-часовня в честь праотца Адама.
http://azbyka.ru/xevron-puteshestvie-pod-pricelom#polemika_vokrug_mesta_zakhoronenija_praottsa_adama