преп.Максим Исповедник. Амбигва 45. Каким примером можно пояснить "единовидное простое ведение" Адама?

Крещён в Православии
Еще одно умозрение о том же​

Или, может быть, «нагой» (как говорит учитель) — [это лишенный] различных [видов] созерцания и ведения относительно природы; «по безыскусной жизни», ибо он пребывал вне многообразных подходов (μεθοδείας) относительно делания и добродетели, по [твердому] обладанию (κατὰ τὴν ἕξιν) имея логосы добродетелей незапятнанными; а «без всякого покрова и защиты», ибо для постижения божественных [вещей] он первоначально не нуждался в понимании являемых [вещей] посредством чувств, имея один только простой покров (προβολήν) единовидной, простой и объемлющей все, что после Бога, добродетели и [такого же] ведения, нуждающихся лишь в деятельном движении к добровольному выявлению. Поэтому все те, которые хотят с помощью логоса любомудрия восставить себя от прегрешения прародителя, начинают с полного отвержения страстей, затем таким же образом [отрешаются] от занятости относительно логосов ремесел, а в довершение [всего], перегнувшись (ὑπερκύψαντες) [, так сказать, через] природное созерцание, заглядывают (παρακύπτουσι) в невещественное ведение, которое совершенно не имеет ни формы, запечатляемой чувством, ни мысли, вмещаемой произносимым словом; они становятся такими, как Бог изначально сотворил первого человека — нагими по простоте ведения, по жизни, не отвлекаемой [в разные стороны] (ἀπερισπάστῳ), и по умерщвлению закона плоти. Конечно, можно было рассмотреть предложенную трудность и другим способом, более возвышенно, но пусть это будет здесь опущено — по той причине, которую я назвал заранее, в начале [моего] слова.

Амбигва 45 1356А-С прп. Максим Исповедник - Амбигвы 2020.

"Или, может быть, «нагой» (как говорит учитель) — [это лишенный] различных [видов] созерцания и ведения относительно природы; «по безыскусной жизни», ибо он пребывал вне многообразных подходов (μεθοδείας) относительно делания и добродетели, по [твердому] обладанию (κατὰ τὴν ἕξιν) имея логосы добродетелей незапятнанными; а «без всякого покрова и защиты», ибо для постижения божественных [вещей] он первоначально не нуждался в понимании являемых [вещей] посредством чувств, имея один только простой покров (προβολήν) единовидной, простой и объемлющей все, что после Бога, добродетели и [такого же] ведения, нуждающихся лишь в деятельном движении к добровольному выявлению."

Я не могу(ещё когда читал не смог) подобрать на мой взгляд адекватный пример, как это, познавать многообразие из единовидного и простого. Сейчас вспомнил просматривая темы об Адаме до падения.
Я открываю эту тему в надежде, что или кто-то приведет полностью устраивающий меня пример, или я сам cделаю это опираясь на услышанное в теме. Тем более бесстрастный смог бы легко поподбирать примеров, так как для него это состояние - то какова его жизнь прямо сейчас.
Парадокс в том, что вроде бы все понятно, а примеров не находится, что большая редкость, обычно если все понятно то и с Напримером проблем нет.

Пример какого-нибудь единовидного ведения в деятельном движении к выявлению.

Из предыдущего текстка(оставленного) понятно, что и Адам не пренебрегал творением Божьим, и "не имел нужды" в ремеслах, был бесстрастен потому как был неким мудрецом прежде стяжания мудрости. Все смыслы были сконцентрированы в простом и единовидном ведении(знании). Это знание обладало смыслами и свободно делало их очевидными. В то время как мы, после падения, сначала видим вещь, потом осмысливаем, потом, может быть восходим к более высокому смыслу(вплоть до Первопричины, или Смысла). Любознательный ребенок тащит в рот предмет, ученный муж исследует закон, все как-бы "от частного к целому". Также до грехопадения Адам не был лишен добрых дел или "делания добродетелей", но ему не нужно было бороться, чтобы обнаружить смысл каждого из дел и добродетелей и чтобы найти метод исполнения, так как у него все это было в единовидном(без множественных "представлений" "образов" "видов"), всеобъемлющем понимании, только выделяя их, когда исполнял и практиковал. Поэтому не было никакой необходимости ни в подробном исследовании чувственных(вещей) для познания их смыслов(логосов), ни в исследовании самих этих смыслов(логосов), так как он понимал и то и другое из "общего понимания всего". До этого то "общего понимания всего", некоего безобразного/простого/единовидного знания теперь предстоит восходить духовному человеку, но проходя через познание специфичное каждой вещи и практикуя добродетели по их стяжанию. А Адаму не нужно было "восходить", он до падения "уже имел". Теперь человек должен подняться от рассеянной жизни к нерассеянной, мертвой для закона плоти жизни, а Адаму, для которого не было закона плоти и не страдавшему от рассеяния, не нужно было "восходить".
Так что конечно, бесстрасный человек легко привел бы пример, но я не могу найти.

Какой пример мог бы дать аналогию, или что-то об этом "единовидном простом знании" и как из него "выделяется" какой-то частный смысл(логос)?

Вот, в теме в которой я со стартового же сообщения вспомнил, что наша "добродетельность и познание" немножко отличаются от Адамовых(как и психология), я привел пример, когда понимая смысл послушания, что это такое в принципе, легко понимаешь и все "частные смыслы" от принеси да подай до таинства исповеди. Но ведь мне нужен НЕ пример, как смыслы концентрируются" или "уплотняются" и что более общий раскрывает все более частные.
Мне нужен пример, поясняющий как это иметь некое единовидное знание ЕЩЁ прежде всякого исследования? Не то что я бывал на исповеди, приносил да подавал, и прочее прочее, что я как-то осмыслял и потом, благодаря помощи более мудрых, "зная все частное" смог узнать и общий принцип. А как это, зная общий обнаруживать уже на деле все частные смыслы?

Короче заранне спасибо, если вдруг. Наверное заходить часто не буду, но обязательно прочту рано или поздно.
 
Православный христианин
Как пример - открытие логоса "чувственное", который объединяет в единое целое все разделенное многообразие чувственных природ.

С обретением ведения логоса «чувственное» меняется тропос ума, при котором исчезает различение всех частных чувственных вещей, включая время, пространство, тяжесть и телесные ощущения органов чувств.
 
Православный христианин
Я не могу(ещё когда читал не смог) подобрать на мой взгляд адекватный пример, как это, познавать многообразие из единовидного и простого.
Единовидное и простое познание - это созерцание логосов творения без рассуждений, суждений и доказательств их правильности, а только посредством Божественной благодати бесстрастного ума.

Пример. Книга Бытия 2:20

Прп. Ефрем Сирин

И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным.
Не невозможно человеку изобрести немногие имена и сохранить их в памяти, но превышает силы человеческого естества и трудно для него в один час изобрести тысячи имен, и последним из именуемых не дать имени первых. Человек мог дать многие имена многим родам гадов, зверей, скотов и птиц, но не наречь один род именем другого есть уже дело Божие, а если это сделано человеком, то сие дано ему от Бога. .....
 
Крещён в Православии
Полученные ответы вынуждают меня добавить Большую Просьбу.

Большая Просьба, пожалуйста, в ответах переводите слово логос, что вы хотите сказать(можно указывать в скобках, но обязательно переводите, например: ...смыслы(логосы) всего сущего... Бог Слово(Логос) и т. п.)

Единовидное и простое познание - это
Я спрашивал например. (Понятную и доступную желательно даже атеисту аналогию). Что это и так понятно если не из текста(мало ли), то нужное я закомментировал.
 
Православный христианин
Полученные ответы вынуждают меня добавить Большую Просьбу.

Большая Просьба, пожалуйста, в ответах переводите слово логос, что вы хотите сказать(можно указывать в скобках, но обязательно переводите, например: ...смыслы(логосы) всего сущего... Бог Слово(Логос) и т. п.)


Я спрашивал например. (Понятную и доступную желательно даже атеисту аналогию). Что это и так понятно если не из текста(мало ли), то нужное я закомментировал.
Логосы творени - это принципы, предназначение и цели бытия отдельных особей и их видов.
С атеистами на подобные темы бесполезно разговаривать. Привёл библейский пример, других примеров нет.
 
Крещён в Православии
Логосы творени - это принципы, предназначение и цели бытия отдельных особей и их видов.
С атеистами на подобные темы бесполезно разговаривать. Привёл библейский пример, других примеров нет.
Что и удивительно для человека любящего логику и её учебники.
Ведь я спрашивал о примере из жизни обычного человека(через который, как через аналогию сравнение и т. п. можно было бы пояснить, раскрыть как это, знать прежде исследования), а не о примере из жизни первозданного Адама(а других достоверных примером кроме Библейских тут нет).
Это как если, по невнимательности, перепутать единовидное простое знание и познание. "Я познаю" и "я знаю" - казалось бы не перепутаешь, особенно в таком контексте. Я познал и теперь я знаю, и учебника логики не нужно чтобы отличить одно от другого. Так это что, получается, что для Адама было "я знал и теперь познаю" ? o_O
Вот неумелые и ошибочные определения или утверждения, если бы они были в этой теме, всегда легко объяснить = "не знаю" + "гордость", с ними проще.
Ну ладно, это оффтоп.

Вот пример напримера - теорема Пифагора. Понимая теорему не составит труда применить её к любому прямоугольному треугольнику, даже впервые встреченному. Жаль только что само понятие о теореме ника кне предшествует понятию о треугольнике и так далее, да и вообще Адам Пифагора не знал бы, не согреши он и так далее. Пример вообще не подходит, но зато все бы поняли такой например. :(


У кого ум всегда с Богом, у того и
вожделение (ἐπιθυμία) перерастает в Божественный эрос (ἔρωτα),
а ярость (θύμος) вся целиком превращается в Божественную любовь (ἀγάπην)​


Краткое содержание Трудности(Амбигвы).
Преп. Максим Исповедник толкует о словах на Пасху из Григория Богослова: "Нагого по простоте и безыскусной жизни, без всякого покрова и защиты. Ибо таковым и подобало быть [человеку] от начала".

Сперва показывая этим темперамент Адама до падения. "Итак, я предполагаю, что учитель говорит это, желая показать отличие состава (κράσεως) человеческого тела у праотца Адама прежде прегрешения от ныне созерцаемого и господствующего в нас". Что меньше всего касается этой темы.

Затем толкует очищая падшего Адама от несущественного, от движения окрест: 1) бессмысленных фантазийных образов страстей, 2) смыслов разных ремесел, 3) естественных смыслов вещей.
"Ибо, будучи по благодати бесстрастным, он не воспринимал обольщения от образа страстей посредством наслаждения; будучи самодовлеющим (ἀπροσδεής), он был свободен от связанной с обстоятельствами необходимости в ремеслах ради нужды; а будучи мудрым, он пребывал превыше созерцания природы ради ведения. <...>; поэтому [первый человек] и наименован учителем
3)«нагим по простоте» — как сущий превыше всякого изыскания по природе;
2)«[нагим] по безыскусной жизни» — как чистый от всякой жизни, нуждающейся в ремеслах;
1)«без всякого покрова и защиты (προβλήματος)» — как свободный от страстного сплетения чувств с чувственными [вещами]...
"

Проще говоря, этого трехслойного занавеса между собой и Богом Адам не знал, научного познания(Пифагора), техники и страстности до падения не было. Теперь же человеку предстоит сперва "подняться" до "бесстрастия Адама", умертвив страсти и усвоив смыслы техники и вещей, и уже "от туда", в бесстрастии устремляться в любовном(см эпиграф) движении к Богу вплоть до всецелого обожения. Это уже имеет отношение к теме, ведь сказано - "превыше всякого изыскания по природе", - то есть исследования вещей, а вот я и спрашиваю, на каком примере можно было бы поянснить, как это "знать прежде исследования".
Так как(как теперь очевидно) страстность предполагает не просто наличие страстей, но и наш опыт, исследование потом уразумение, сначала познаю потом знаю, то неудивительно, что найти пример для сравнения(или чтобы провести аналогию) не легко. Но невозможно ли?

Повторюсь:
Пример какого-нибудь единовидного ведения в деятельном движении к выявлению.

Из предыдущего текстка(оставленного) понятно, что и Адам не пренебрегал творением Божьим, и "не имел нужды" в ремеслах, был бесстрастен потому как был неким мудрецом прежде стяжания мудрости. Все смыслы были сконцентрированы в простом и единовидном ведении(знании). <...> Также до грехопадения Адам не был лишен добрых дел или "делания добродетелей", но ему не нужно было бороться, чтобы обнаружить смысл каждого из дел и добродетелей и чтобы найти метод исполнения, так как у него все это было в единовидном(<...>), всеобъемлющем понимании, только выделяя их, когда исполнял и практиковал. Поэтому не было никакой необходимости ни в подробном исследовании чувственных(вещей) для познания их смыслов(логосов), ни в исследовании самих этих смыслов(логосов), так как он понимал и то и другое из "общего понимания всего". До этого то "общего понимания всего", некоего безобразного/простого/единовидного знания теперь предстоит восходить духовному человеку, но проходя через познание специфичное каждой вещи и практикуя добродетели по [мере]их стяжанию[/я]. А Адаму не нужно было "восходить", он до падения "уже имел". <...>

Какой пример мог бы дать аналогию, или что-то об этом "единовидном простом знании" и как из него "выделяется" какой-то частный смысл(логос)?
 
сомневающийся
Виталич, рассматриваемое понятие в пару слов укладывается: быть верным. И наоборот: грешить - верным не быть.

Следование, исследование относится к запретам, высказанным в Божественной речи. В текстах священного писания и на русском языке такие запреты обозначены отрицанием, как "не", почему и "<...> прежде исследования <...>", или не исследовать запретное, как блуд и прочее.
 
Православный христианин
Пример какого-нибудь единовидного ведения в деятельном движении к выявлению...

Какой пример мог бы дать аналогию, или что-то об этом "единовидном простом знании" и как из него "выделяется" какой-то частный смысл(логос)?

Единовидность простого знания - это безвидность Божества, пребывающего во всяком творении,а равно и в нас,
как Творческая причина,как начало,середина и конец,как единое (сверх)Бытие,(сверх)Сила и (сверх)Действие всего,
воспринимаемое как спасительная благодать,или дух мирен,
"познаваемый"(подаваемый) через предел смирения во Христе,
и "видимый"как свобода от мира,по причине отсутствия чего-либо своего в себе и какой-либо собственной значимости.

Аналогия из предания для единовидности простого знания - это дух,"ничто",безвидность.В его спасительном аспекте - это реки воды вечности текущие из безвидности Божества в сердце.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Единовидность простого знания - это безвидность Божества, пребывающего во всяком творении,а равно и в нас,
как Творческая причина,как начало,середина и конец,как единое (сверх)Бытие,(сверх)Сила и (сверх)Действие всего,
воспринимаемое как спасительная благодать,или дух мирен,
"познаваемый"(подаваемый) через предел смирения во Христе,
и "видимый"как свобода от мира,по причине отсутствия чего-либо своего в себе и какой-либо собственной значимости.

Аналогия из предания для единовидности простого знания - это дух,"ничто",безвидность.В его спасительном аспекте - это реки воды вечности текущие из безвидности Божества в сердце.
Мудренно для меня. Че-т это пояснение мудрёнее того, что оно поясняет.
Но спасибо.
 
Крещён в Православии
превыше всякого изыскания по природе", - то есть исследования вещей, а вот я и спрашиваю, на каком примере можно было бы поянснить
Нет, конечно, ни о каком примере у меня и мысли нет. Хочется хоть что-то понять из этого.
Превыше всякого изыскания по природе - какой природе? собственной, Адамовой? Что понимать под природой?
Исследования каких вещей - что понимать нужно под вещами?
Как пример - открытие логоса "чувственное", который объединяет в единое целое все разделенное многообразие чувственных природ.
А как это понять? открытие логоса чувственное? Кто открыл этот логос -чувственное и для кого? И что это за логос такой - чувственное? Или в себе такое открывается у кого-то?
меняется тропос ума,
Это что такое тропос ума?
при котором исчезает различение всех частных чувственных вещей, включая время, пространство, тяжесть и телесные ощущения органов чувств.
То-есть время, пространство, тяжесть и телесные ощущения - это всё чувственные вещи?
Можно как-то растолковать по проще? может синонимы какие есть более доступные для простого смертного, на русском языке.
 
Крещён в Православии
Превыше всякого изыскания по природе - какой природе? собственной, Адамовой? Что понимать под природой?
Да. Человеческая природа. Человек был превыше изыскания ибо стремясь к Богу не имел барьеров.
Исследования каких вещей - что понимать нужно под вещами?
Речь идет о научном познании, вещи - сотворенный мир.

Я не хочу перепечатывать всю Трудность, кому мало приведенного контекста может запросто прочетать всю Трудность сам(или все Трудности)))). Вопрос вообще "из другой части 45 Трудности".
Только для Вас.

Или, возможно, исходя из тех [свойств], <1353c> которые созерцаются у человека ныне, учитель показывает то, что было у него тогда, путем отъятия (περιαιρέσει) того, что есть у него ныне1. Ибо нынешний человек движется или окрест неразумных образов (φαντασίας) страстей2 из-за обольщения ради сластолюбия, или окрест логосов ремесел из-за обстоятельств ради нужды, или окрест природных логосов из-за закона природы ради научения3; [но] изначально ничто из этих [трех], разумеется, по необходимости человека не влекло, ибо он возник [как пребывающий] превыше всех [вещей]. Ибо так «и подобало быть [человеку] от начала», [так], чтобы он не был отвлекаем вообще ничем из того, что под ним, окрест него или подобно ему, и для совершенствования нуждался бы только в одном — в неудержимом, по мере всецелой силы любви, движении к [Сущему] превыше него, то есть к Богу. Ибо, будучи по благодати бесстрастным, он не воспринимал обольщения от образа страстей <1353d> посредством наслаждения; будучи самодовлеющим (ἀπροσδεής)4, он был свободен от связанной с обстоятельствами необходимости в ремеслах ради нужды; а будучи мудрым, он пребывал превыше созерцания природы ради ведения. Стало быть, у первого человека не было ничего, что было бы выставлено между Богом и им [в качестве преграды] к познанию, и препятствовало бы его добровольному, в силу любви, сродству [с Богом], каковому надлежало осуществиться (γενησομένην) чрез движение к Нему5; поэтому [первый человек] и наименован учителем «нагим по простоте» — как сущий превыше всякого изыскания по природе; «[нагим] по безыскусной жизни» — как чистый от всякой жизни, нуждающейся в ремеслах; «без всякого покрова и защиты (προβλήματος)6» — как свободный от страстного сплетения чувств с чувственными [вещами], каковым [вещам] он был по справедливости подчинен позже, <1356a> когда он претерпел ущерб, добровольно предпочел тому, чтобы быть полным (πλήρης), то, чтобы стать пустым (κενός) в отношении всего, и стал ниже тех [вещей], превыше каковых он по природе [при возникновении] был7.


1Свт. Григорий Нисский говорит, что до падения человек был «наг от одеяния мертвыми кожами, дерзновенно взирая на лицо Божие, еще не поставляя судьею красоты зрение и вкус» (virg. 12: PG 46, 373C); «нагота» понимается как лишение того, что потом стало характерным для человека после падения, в частности — устремленности к чувственному.

2Страстных представлений.

3Все, что составляет нынешнее существование человека — удовлетворение страстных желаний, ремесла (техника), научное познание, — все это с точки зрения прп. Максима — результат грехопадения, по самому своему сотворению человек в этом не нуждался.

4Или: «не нуждающимся», «лишенным нужд».

5Бесстрастие, согласно прп. Максиму, есть последнее состояние твари, предшествующее соединению с Богом в обожении в любви (см. carit. 1.2; amb. 6 и прим. к ней). Только обожение — духовное состояние, из которого пасть нельзя, бесстрастие же таковым еще не является.

6Или: «прикрытия».

7Если бы человек стал исполнен Божественного, ему бы уже не нужно было наполняться вещами тварного мира, но он оказался пуст, то есть лишен, Божественного, и стал нуждаться в вещах этого мира, о них думает, ими занимается, их изучает, к ним стремится.
 
Крещён в Православии
Вот пример напримера - теорема Пифагора. Понимая теорему не составит труда применить её к любому прямоугольному треугольнику, даже впервые встреченному. Жаль только что само понятие о теореме ника кне предшествует понятию о треугольнике и так далее, да и вообще Адам Пифагора не знал бы, не согреши он и так далее. Пример вообще не подходит, но зато все бы поняли такой например. :(
А есть в этом мире такие примеры? из другого измерения. Думаю нет. Что-бы понять что-то, возможно нужно приблизиться к состоянию говорившего про это М. Исповедника, и в плане духовности, как впрочем и знаний.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Ибо, будучи по благодати бесстрастным, он не воспринимал обольщения от образа страстей посредством наслаждения; будучи самодовлеющим (ἀπροσδεής), он был свободен от связанной с обстоятельствами необходимости в ремеслах ради нужды; а будучи мудрым, он пребывал превыше созерцания природы ради ведения. <...>; поэтому [первый человек] и наименован учителем
3)«нагим по простоте» — как сущий превыше всякого изыскания по природе;
Для кого Господь " приятное на вид" создавал, непонятно. Если Адам был превыше всякого изыскания по природе. И в нём не было ничего " чувственного".
он первоначально не нуждался в понимании являемых [вещей] посредством чувств, имея один только простой покров (προβολήν) единовидной, простой и объемлющей все, что после Бога, добродетели и [такого же] ведения, нуждающихся лишь в деятельном движении к добровольному выявлению."
Какой смысл было давать Адаму заповедь" Не вкушай", если Он не нуждался в чувствах. И красоту плода, и созданное " весьма хорошим" понимал и знал, лишь как логос - принцип. ( как это?).

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел

Каким образом они могли понять чувственное, если не нуждались в чувственном. Как они могли сооблазниться чувственным, если не ведали чувственного. Как я могу сооблазниться тем, что не является для меня сооблазнительным. А если оно " вожделенно" так оно и чувственно. Потому и примеров нет в этом мире. Здесь другой путь постижения - духовный. Какие бы точные образы не выдавала мысль, всё это будет лишь жалкой и неточной тенью.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Единственно что приходит на ум, так это новорождённый ребёнок, уже человек, чистый от личных грехов и не знающий ни добра ни зла. Который стремится к своей матери, не зная что это мать, и к её молоку как источнику жизни. Просто стремиться и всё, понимая что, ему туда. Зная об этом только из ведомого ему видения. Единовидно воспринимает он свою мать и её молоко, неидиновидно. Не знаю, думаю вряд ли. Потому как здесь уже греховная, чувственная природа присутствует, инстинкты.
 
Православный христианин
Че-т это пояснение мудрёнее того, что оно поясняет.
Но спасибо.
Тогда по-другому.

Вне Христа,например у неоплатоников, Божественность "познается" лишь частично,через отказ от себя,как "состояние" выхода за пределы человеческой личности в Ее безличностность.
Через Спасителя таже реальность Божества познается во всей возможной полноте,также отказом от себя,но уже не выходом,а вхождением в глубину человека,где обнаруживается как поселяющаяся в нем Ипостась Пресвятой Троицы,"божественная сила и премудрость",которая Христос.

В опыте православной исихасткой традиции безвидность Божественного естества Христа,то есть пресвятой Троицы, созерцается в сердце,а Ее Божественные энергии,вытекающие из этой безвидности,созерцаются как реки "воды текущей в вечность".
Это та "вода",которая,в свете Отца и действии Духа, есть "сила и премудрость" Сына,что и заполняет Собой всё спасаемое Им человеческое существо.

Сотериологически - это спасение в Боге.
Онтологически - свобода в Боге (дух мирен) и Его триипостасная Любовь для всего.
Гносеологически - единовидное Божественное знание (ведение),объединяющее собой и объясняющее собой всё.
 
Крещён в Православии
Тужусь как-то осмыслить само это слово. Что это слово само по себе есть? "Един"? То-есть " Один"? и " Вид" То-есть " Один и вид". Получается "одинвид" у кого? Что-то я уже забыл, У Адама был такой " Вид"? С помощью которого Он, Адам имел способность ;
объединять и объяснять собой всё.
И ещё вопрос Дмитрий, если можно, всё-же человек далёкий от духовного видения образами мыслит, и можно наизусть это выучить, а картинки так и не будет, следовательно и понимания. Что можно понять вот хоть под этим, какие образы, какие ассоциации?;
объясняющее собой всё.
Что имеется ввиду под этим " Всё" что это Всё?
 
Православный христианин
Что имеется ввиду под этим " Всё" что это Всё?
Всё – это всё существующее и сотворенное, принадлежащее как материальному и чувственному, так и умному миру, то есть всякое существующее явление и знание, взятые как в отдельности,так и в целом.

осмыслить само это слово. Что это слово само по себе есть? "Един"? То-есть " Один"? и " Вид" То-есть " Один и вид"...

И ещё вопрос Дмитрий, если можно... можно наизусть это выучить, а картинки так и не будет, следовательно и понимания. Что можно понять вот хоть под этим, какие образы, какие ассоциации?;
«Единовидное знание» – это «знание» самого Бога.
Но Он, будучи духом, является «ничем» для этого мира, то есть непознаваем и неописуем. Потому вторым наименованием для этой Его апофатической реальности может служить «безвидное знание».Именно в таком виде,как невидимость и дух ,мы Его и «видим» и понимаем.
В этой своей безвидности Бог неделимо целостен (един).И Собою,в своей сущностной целостности, Он соединяет в единое бытие и гармонию всё творение, которое «Им и живет,и движется,и существует».Потому и прямое «знание» такой Его единой реальности – это универсальное «единовидное знание»,то,через что по-настоящему и познается весь мир.


Если через образы и ассоциации хотим понять Бога как Он есть,то есть прийти к Нему как к «единовидному знанию»,то это бессмысленно,потому как Он так и таким способом не познается.
Но если это дает нам вдохновение к поиску и вхождению в истинное Его познание,то это становится правильным.Почему? Потому как само такое «вдохновение» и есть одно из начал встречи с Богом «лицом к лицу».
Самые вдохновляющие понимания,представления и образы – это у святых отцов.Мне,например,близки Максим Исповедник, Каллист Ангеликуд, Евагрий Понтийский.


Впрочем,если хочется чего-то более близкого к нашей рациональности,то это может быть,например, ассоциация с высотой объема и двухмерностью плоскости.Где высота,в своей трехмерности объема – это «иное знание»,невидимое для плоскости,и потому непонимаемое ей,или же понимаемое,но лишь относительно и только в тех в проекциях, что могут быть отображены в ее ограниченной двухмерности.
Можно привести и более эзотерический пример аналогии.Скажем влажность,соединяющая собой, как свойством, все существующие жидкости…

Повторюсь,это всего лишь ассоциации,причем односторонние,не имеющие никакого прямого отношения к живой реальности Бога,за исключением того «вдохновения»,что может возникать от их использования.

Ранее приведенный образ с реками «воды» текущей в вечность один из наиболее практичных и действительно отражающих определенный опыт богопознания в исихазме. Впрочем,это опыт «объема» святости,а потому он лишь ориентир для подвизающихся в передвижении его картинок на «плоскости».

Степени же «единовидного знания» - это формы, и виды благодати.Чем она является в своей конкретике,что есть Бог в своих энергиях для нас – чуть другой вопрос.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Всё – это всё существующее и сотворенное, принадлежащее как материальному и чувственному, так и умному миру, то есть всякое существующее явление и знание, взятые как в отдельности,так и в целом.


«Единовидное знание» – это «знание» самого Бога.
Но Он, будучи духом, является «ничем» для этого мира, то есть непознаваем и неописуем. Потому вторым наименованием для этой Его апофатической реальности может служить «безвидное знание».Именно в таком виде,как невидимость и дух ,мы Его и «видим» и понимаем.
В этой своей безвидности Бог неделимо целостен (един).И Собою,в своей сущностной целостности, Он соединяет в единое бытие и гармонию всё творение, которое «Им и живет,и движется,и существует».Потому и прямое «знание» такой Его единой реальности – это универсальное «единовидное знание»,то,через что по-настоящему и познается весь мир.


Если через образы и ассоциации хотим понять Бога как Он есть,то есть прийти к Нему как к «единовидному знанию»,то это бессмысленно,потому как Он так и таким способом не познается.
Но если это дает нам вдохновение к поиску и вхождению в истинное Его познание,то это становится правильным.Почему? Потому как само такое «вдохновение» и есть одно из начал встречи с Богом «лицом к лицу».
Самые вдохновляющие понимания,представления и образы – это у святых отцов.Мне,например,близки Максим Исповедник, Каллист Ангеликуд, Евагрий Понтийский.


Впрочем,если хочется чего-то более близкого к нашей рациональности,то это может быть,например, ассоциация с высотой объема и двухмерностью плоскости.Где высота,в своей трехмерности объема – это «иное знание»,невидимое для плоскости,и потому непонимаемое ей,или же понимаемое,но лишь относительно и только в тех в проекциях, что могут быть отображены в ее ограниченной двухмерности.
Можно привести и более эзотерический пример аналогии.Скажем влажность,соединяющая собой, как свойством, все существующие жидкости…

Повторюсь,это всего лишь ассоциации,причем односторонние,не имеющие никакого прямого отношения к живой реальности Бога,за исключением того «вдохновения»,что может возникать от их использования.

Ранее приведенный образ с реками «воды» текущей в вечность один из наиболее практичных и действительно отражающих определенный опыт богопознания в исихазме. Впрочем,это опыт «объема» святости,а потому он лишь ориентир для подвизающихся в передвижении его картинок на «плоскости».

Степени же «единовидного знания» - это формы, и виды благодати.Чем она является в своей конкретике,что есть Бог в своих энергиях для нас – чуть другой вопрос.
Спасибо...!
 
Крещён в Православии
чувственному, так и умному миру,
Чувственному миру - что возможно понимать под " чувственным миром" не совсем мне понятно. Потому хочется спросить, не является ли этот чувственный мир, тем миром, в понимании которого Адам
не нуждался в понимании являемых [вещей] посредством чувств,
Если это так, тогда закономерен вопрос, для какой цели Создатель реализовал этот мир чувственным, если Адам как единственный человек не нуждался в этом мире и не нуждался в чувствах. Всё время как-то ускальзывает от меня логика. С одной стороны " не нуждался в посредстве чувств". С другой стороны сад (это красота), дерево, вожделенные плоды, то-есть красивые. То-есть и заповедь " не вкушать" в какой то мере основано на испытании чувств, обуздании чувств. Тех чувств в которых Адам не нуждался.
 
Сверху