Преступление и покаяние. Размышления на библейскую историю.

Православный христианин
... дорогу осилит именно идущий хоть с ошибками, а не лежащий на печи и восхищающийся идеализированными подвигами святых, все человеческие черты которых авторы решили убрать из-за того, чтобы "не соблазнять".
Из беседы протоиерея Олега Стеняева "Семейная Жизнь Ветхозаветных Патриархов":"...Кстати, в русском народе больше всего любят тех святых, которых у нас не украли. Я поясню, что я имею в виду. Я совершенно согласен с профессором Осиповым А. И., который говорит, что, когда составлялись жития святых в XVIII веке, многие тексты были списаны с католических источников, где имелись всякие фантазии. И в результате мы получили украденных святых. Что значит «украденный святой»? Читаю я Симеона Нового Богослова. Он пишет:

«Я был убийцей – слушайте все!…
Я был, увы мне, и прелюбодеем в сердце,
И содомитом на деле и в произволении.
Я был блудником, магом и деторастлителем,
Употребителем клятв и стяжателем,
Вором, лжецом, бестыдником, похитителем – горе мне! –
Оскорбителем, братоненавистником,
преисполненным зависти,
Сребролюбцем и совершителем
Всякого другого вида зла.
Да, поверьте, я говорю об этом правду
Без притворства и без лукавства!»

– ну я прочитал, думаю: надо его биографию почитать – когда это он успел-то? Открываю я его биографию: «С детских лет посещал монастырь, процвел величайшим благочестием, достиг вершин духовной жизни, был переведен в другой монастырь… – какой-то намек все-таки есть: почему-то перевели его в другой монастырь, – там достиг еще большей высоты и был возвращен в свой монастырь, где до смерти подвизался в благочестии». Я читаю Макария Великого:
— Все считают меня святым и праведным, мне уже много лет, а до сих пор блудные страсти одолевают меня… — У нас украли святых. Это очень серьезная проблема. И народ чувствует это. Раньше на Руси каждый день за службой читалась книга, которая называлась «Пролог». В этой книге читалось житие святого этого дня. Русский народ теперь ничего не читает из Пролога, кроме одного жития! Жития Марии Египетской. Потому что здесь явно ничего не украли, она такая, какая она была. И такое житие может вдохновить грешного человека задать себе вопрос:
— А что же я стою на месте? Почему же я ничего не предпринимаю для того, чтобы моя жизнь изменилась?..."
 
Православный христианин
01.09.2016 по каналу культура, некий доктор с очень русской фамилией Мацих, просто пел оду массонам, причем очень ловко манипулировал цитатами притч Соломона, Евангелия
 
Православный христианин
Открываешь Евангелие, читаешь Слово Божие, насыщаешься спасительной мудростью, а иной раз возникает вопрос - как получилось так, что Богу понадобилось страдать за человечество, за меня...? И тут на помощь приходит Ветхий Завет, с его невообразимыми историями, лаконичным и загадочным повествованием.
В этой ветке размышлений, мы "ломали копья", чтобы осмыслить поступок Царя Давида, и как то упустили тот факт, что эту историю рассматривали два мировоззрения - одно гуманистическое, а второе библейское. И как бы вежливо мы не расшаркивались итог будет равен непониманию. Разные ветви развития. Встающие на сторону сынов Божиих принимают библейское мировоззрение и неразрешимые вопросы тают. Сторонники мысли о жестокости библейских сюжетов отягощены каиновским вектором развития - "И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня."... Трудно жить все время под страхом "наказания".
Милый и добрый атеист начинает бурно реагировать когда произносятся слова о Боге, о Церкви, а что начинается, когда звучит тема покаяния...
 
Православный христианин
Переходя не очерченную границу из "неверия" к обретению веры, и с удивлением и непониманием читаешь - "Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя...". Сколько проходит времени в погружении в веру в Бога, чтобы это проклятие стало призывать к размышлению. Неужели Богу проще "выпороть" одного, чтобы другого наказать? Или в этом обращении Бога к человеку сокрыто нечто более значимое?
Человек и земля, по факту творения, образуют единую систему, где состояние одного влияет на другое. Всего две заповеди - плодись и не ешь, и обе нарушены. Но почему земля проклята, или вопрос нужно ставить иначе - что значит - проклята?...
 
France, Gaillard
Крещён в Православии
что значит - проклята?
Прп. Максим Исповедник:
Вопрос: Что такое проклятая в делах Адама земля, согласно возвышенному умозрению, и что значит - есть ее в печали? Что означают после слов терния и волчцы возрастит тебе слова: траву сельную? И, наконец, что значит: в поте лица своего есть хлеб свой? Ведь никогда не видано, чтобы человек ел землю или траву; равным образом, вкушающие хлеб [никогда] не едят его, в буквальном смысле слова, в поте лица.

Ответ: Земля, проклятая в делах Адама, есть плоть Адама, вследствие дел его, то есть страстей оземлянившегося ума, всегда подвергаемая проклятию в виде бесплодия добродетелей - этих дел Божиих. Эту плоть и вкушает со многим страданием и печалью Адам, наслаждаясь лишь малым от нее удовольствием. А за такое тленное наслаждение эта плоть и взращивает для него заботы и попечения, подобно «терниям», и великие искушения и опасности, подобно «волчцам» болезненно жалящие его со всех сторон, - и в разуме, и в яростном (начале), и в [начале] желающем, так что едва может добыть и вкусить, то есть получить, здоровье и благосостояние плоти, словно увядшую траву, а затем, после многого круговращения ужасных [страданий], в поте лица, то есть в тяжелом труде бесполезного рассмотрения чувственного бытия в чувственном [опыте], иметь, подобно хлебу, основание для устроения здешней жизни либо путем ремесла, либо путем какой-нибудь иной придуманной для [поддержания] жизни изощренности.

Или лучше: «земля» есть сердце Адама, принявшее за преступление [заповеди] «проклятие»- лишение небесных благ. Эту землю во многих скорбях по деятельному любомудрию вкушает [человек], очищая ее от «проклятия» совести - постыдных дел. А затем, очищая разумом произрастающие в ней подобно «терниям» размышления о происхождении телесного бытия и, подобно «волчцам», сухие рассуждения о промысле и суде касательно нетелесных [сущностей], он вкушает, как «траву», духовным образом созерцание. И так, словно «в поте лица», путем умелого навыка в ведении, [человек] вкушает нетленный Хлеб богословия, который только один и является подлинно животворным и сохраняет в нетлении бытие вкушающих. Итак, вкушаемая «земля» в хорошем смысле есть очищение сердца через [духовное] делание, «трава» же - знание тварных [существ, достигаемое] в естественном созерцании, а
«хлеб» - истинное тайноводство по богословию.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не буду дробить на цитаты, но общая мысль сводится к тому, что Адам сотворен из праха, и как прах, в плотской ипостаси составляет единую систему с землей.
Вспомним как Ной отреагировал на нарушение субординации Хама. Он произнес проклятие Ханаану. Хам получил благословение, и поэтому не мог получить проклятие сам. Вероятно и по этому условию в системе Адам-Земля, проклятие получает Земля
 
Православный христианин
Читал почти все ветку, хоть ей уже более полугода, и с точки зрения повествования ВЗ и некоторых объяснений его мне было очень интересно и ново, за что соответствующим ученым мужам (читай и сестрам =)) спасибо! Сам не обладаю столькими знаниями в обсужденных уже здесь вопросах, как некоторые из участников темы, но отчасти подытожу то, что я вывел для себя из этого спора, возникшего в этой теме, причем выражу этот итог не своими словами: "Каждому по вере его воздастся", "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". А попытаться понять духовное (Бога) не духовными (материальными) инструментами "безумие есть".
 
Сверху