Причащение общей ложкой. Большое искушения от обычного предмета

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Армянская Апостольская церковь
Снимок2.jpg

Откуда вообще появилась общая ложка для причащения, которая становится величайшим искушением во время литургии? Ведь у католиков, в некоторых древневосточных православных церквях и других христианских конфессиях ее нет.

Так, многие другие христианские церкви дают причащение таким образом, чтобы, простите, скажем откровенно, нам нечего скрывать, слюна другого человека не попала к причащающемуся в живот.

Многие церкви вообще не придают ложке никакое таинственное или сакральное определение. Это в первую очередь церковная утварь, такая же как и свечи. Лжица – ложка не освящена, не является «святым» предметом.

Также как и не освящены свечи, книги, лампады и другие предметы, в том числе хозяйственного назначения, используемые в церкви. Никакой духовный смысл в себе лжица не несет.

Но она становится предметом искушения для верующих. И сам Христос ложку не использовал. И не завещал никому использовать. Многие верующие не причащаются только из-за общей ложки.

Тем временем большое число христиан в мире, одни только католики больше миллиарда, причащаются аккуратно принимая Тело и Кровь Христа. Вообще в любой церкви все должно быть красиво, разумно и наполнено Духом Святым. Нам Бог дал разум, чтобы мы все делали в разуме.

Не нужно погружаться в крайности и пытаться находить тайный и сакральный смысл там, где его нет. Православие – это разум, это дар Святого Духа и поступать нужно в разуме.

Многие верующие придают сакральный смысл очень многим предметам, которые в себе его не несут. И в Армянской Церкви я встречал людей, которые при входе в храм, к примеру, могли поцеловать дверь.

Дверь как дверь! Она не несет в себе никакой таинственный смысл. Как и не несет в себе смысл лжица. Если есть другой вариант получения причащения, например, таким образом, чтобы ложка как бы запрокидовала причастие, простите за прямоту, в рот и не прикасалась ротовой полости, то так можно делать, чтобы не вызывать лишние искушения. Есть и другие способы. Главное, что причастие получает человек. Господь уж точно не вкладывает какой-то тайный смысл в ложку и не заповедывает причащаться именно общей ложкой.

С духовным ростом человека, многие суеверия конечно проходят. Дверь как дверь, ложка как ложка, свеча как свеча, церковная утварь как церковная утварь. Мудрости нам всем и разума во Христе!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
И в Армянской Церкви я встречал людей, которые при входе в храм, к примеру, могли поцеловать дверь.
«Если бы вы видели, какая благодать сходит на Литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо!» (прп. Гавриил Самтаврийский)
 
Армянская Апостольская церковь
А то, что все Апостолы причащались из одной Чаши и касались губами одной общей Чаши вас не смущает?
Это действие по употреблению Тела и Крови Христа. Но никто не подразумевает, что действие должно полностью копироваться так, как оно совершалось почти 2 тыс. лет назад. Если так, до всем должно возлежать по 12 человек вокруг священника, как апостолы возлежали вокруг Христа. Но мы на литургии не возлежим. Мы поменяли действие, не поменяв суть и смысл! Мы стоя подходим, не по 12 а больше и т.д. То есть мы не копируем действие абсолютно так как было. Поэтому важно - само Причастие, а не копирование до каждого движения действия.
Поэтому исходя из этого, не нужно использовать общую ложку, тем более, что упомянутые вами апостолы его не использовали.
 
Армянская Апостольская церковь
«Если бы вы видели, какая благодать сходит на Литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо!» (прп. Гавриил Самтаврийский)
Это правда! На литургии сходит благодать, которая освещает человека, обновляет его. Но мы также должны быть разумны, каким был и Сам Христос и стараться не делать различные неразумные вещи, например, поднимать пыль с пола и умываться ею.
 
Православный христианин
Поэтому важно - само Причастие, а не копирование до каждого движения действия.
Поэтому исходя из этого, не нужно использовать общую ложку, тем более, что упомянутые вами апостолы его не использовали.
Даже если вы будете причащаться из рук Телом Христовым. То как вы будете причащаться Крови Христовой? По воздуху? Или каждому давать лжицу?
 
Армянская Апостольская церковь
Священники из рук архиерея в Алтаре и доныне так причащаются.
Но количество священников не 12, если мы говорим о полном копировании действия. Для нас важно, так сказать, копировать смысл - получать Причастие, а не копирования действия. Если бы был другой дом, то может по другому возлежали апостолы со Христом. Для нас не важен какой дом был, лежали они или сидели на столе. Важен смысл.
Поэтому если в других церквях дают Причастие так, чтобы, простите, не касаясь рта, то они меняют действие, но не меняют смысл.
 
Православный христианин
Это правда! На литургии сходит благодать, которая освещает человека, обновляет его. Но мы также должны быть разумны, каким был и Сам Христос и стараться не делать различные неразумные вещи, например, поднимать пыль с пола и умываться ею.
Это говорил человек, которому было открыто несколько больше, нежели большинству.
 
Армянская Апостольская церковь
Даже если вы будете причащаться из рук Телом Христовым. То как вы будете причащаться Крови Христовой? По воздуху? Или каждому давать лжицу?
Хороший вопрос! И ответ на него можно подсмотреть в других церквях. Католики, древневосточные православные церкви и другие, где-то священник макает просфор в вино и аккуратно кладет в рот причащаемуся. И другие более красивые и аккуратные методы.
 
Православный христианин
Но количество священников не 12, если мы говорим о полном копировании действия. Для нас важно, так сказать, копировать смысл - получать Причастие, а не копирования действия. Если бы был другой дом, то может по другому возлежали апостолы со Христом. Для нас не важен какой дом был, лежали они или сидели на столе. Важен смысл.
Поэтому если в других церквях дают Причастие так, чтобы, простите, не касаясь рта, то они меняют действие, но не меняют смысл.
Материал на Азбуке для вас:

https://azbyka.ru/lzhica
http://nikolaos.pravorg.ru/2015/02/19/bogosluzhebnaya-utvar/
 
Армянская Апостольская церковь
Это говорил человек, которому было открыто несколько больше, нежели большинству.
Я придерживаюсь еще мнения, что все в церкви должно быть красиво и разумно. Потому что и Земля наша красива и разумно создана. Поэтому и нам не надо впадать во всякие крайности, совершать неразумные действия. Нужно быть спокойным, разумным человеком.
 
Православный христианин
Католики, древневосточные православные церкви и другие, где-то священник макает просфор в вино и аккуратно кладет в рот причащаемуся.
То есть грязные руки вас не смущают, а лжица вас смущает? Или нужно будет обрабатывать антисептиком руки всем священнослужителям?
 
Армянская Апостольская церковь
Материал на Азбуке для вас
Посмотрел и вижу, что у есть спокойное отношение к церковной утвари, которая не освящена. То есть мы не можем, к примеру, целовать кадило, так как оно всего лишь церковная утварь. Также и лжица является церковной утварью, ее не целуют, она не освящена. Поэтому она служил элементом действия, о котором писал выше, которое может быть изменено так, чтобы было более красиво, гигиенично, разумно и без искушений верующих.
 
Армянская Апостольская церковь
То есть грязные руки вас не смущают, а лжица вас смущает? Или нужно будет обрабатывать антисептиком руки всем священнослужителям?
Руки священника, который макает и руки не грязные. Видел, как священник аккуратно макает просфор в вино и аккуратно как бы сбрасывает, извините за прямоту, в открытый рот, даже его не касаясь. При этом рядом есть салфетка, которая пропитана спиртом, в случае чего он может вытереть руку и приступить к следующему. Все делается красиво, аккуратно и без искушений для верующих.
 
Православный христианин
Посмотрел и вижу, что у есть спокойное отношение к церковной утвари, которая не освящена. То есть мы не можем, к примеру, целовать кадило, так как оно всего лишь церковная утварь. Также и лжица является церковной утварью, ее не целуют, она не освящена. Поэтому она служил элементом действия, о котором писал выше, которое может быть изменено так, чтобы было более красиво, гигиенично, разумно и без искушений верующих.
Нет, видимо, не смотрели.
Касаться освященной лжицы дозволяется только священнослужителям.

Насчет благословения и освящения лжицы (молитва из Требника):

Глава 33. Моли́тва, е́же благослови́ти но́вую лжи́цу к Боже́ственным та́йнам

 
Армянская Апостольская церковь
Насчет благословения и освящения лжицы (молитва из Требника)
Значит надо, опять таки, извините за прямоту, переворачивать на 180 градусов ложку в открытый рот, близко поднеся к нему, чтобы сама ложка не касалась ротовой полости. Пишу вынужденно прямо, но зато думаю станет ясно, что имею ввиду. Или использовать другой метод, но проблему искушения нужно решать. Многие другие церкви когда-то поняли проблему искушения от ложки, поэтому стали использовать другой подход. И в этом ничего сакрального и злого нет, это вопрос не смысла, а вопрос, напомню, действия.
 
Православный христианин
Многие другие церкви когда-то поняли проблему искушения от ложки, поэтому стали использовать другой подход.
Да и в общем-то почему вы так озабочены тем, как причащают в Православной Церкви, когда, в ААЦ лжицы нет.

Руки священника, который макает и руки не грязные. Видел, как священник аккуратно макает просфор в вино и аккуратно как бы сбрасывает, извините за прямоту, в открытый рот, даже его не касаясь. При этом рядом есть салфетка, которая пропитана спиртом, в случае чего он может вытереть руку и приступить к следующему. Все делается красиво, аккуратно и без искушений для верующих.
Значит надо, опять таки, извините за прямоту, переворачивать на 180 градусов ложку в открытый рот, близко поднеся к нему, чтобы сама ложка не касалась ротовой полости. Пишу вынужденно прямо, но зато думаю станет ясно, что имею ввиду. Или использовать другой метод, но проблему искушения нужно решать. Многие другие церкви когда-то поняли проблему искушения от ложки, поэтому стали использовать другой подход. И в этом ничего сакрального и злого нет, это вопрос не смысла, а вопрос, напомню, действия.

Это вопрос гнушения и брезгливости, как проявления и исчадия гордости.

* * *

Преподобный Паисий Святогорец. Причуды начинаются с помысла​


– Геронда, откуда появляется брезгливость?

– А чем ты брезгуешь?

– Да всем, чем угодно.

– Ну, тогда тебе и будет попадаться все что угодно. И червячки в яблоках, и жучки в фасоли, и волоски в хлебе…

– Геронда, мне как раз все это и попадается!

– Слава Тебе, Господи. Видишь, как Бог помогает тебе преодолеть эту немощь?

– Геронда, а разве все подобное начинается не с помысла? Предположим, сестре попался в тарелке волос. Ну так пусть она его выбросит – и дело с концом.

– Да ты что, ни в коем случае нельзя выбрасывать! Ведь этот волос достался ей как благословение! Пусть она обязательно отдаст его мне, я отвезу его с собой на Афон – как благословение!.. Помню, как-то на Синае мы шли куда-то вместе с одним монахом. По дороге я дал ему два персика. Смотрю – не ест. Он хотел их сперва помыть, но в карман положить боялся – чтобы еще и те микробы, что сидят в кармане, на них не перебежали. Так и продержал всю дорогу в руках. Его брат о нем рассказывал: «У меня восемь детей, и жена, всех их мо́я и обстирывая, изводит мыла меньше, чем он один на мытье рук!» И поглядите, что с ним произошло. Там, на Синае, каждому монаху выделяли бедуина – помогать, приносить еду и тому подобное. Бедуин, которого выделили брезгливому монаху, был самый грязный из всех. Черный, как трубочист! И его одежда, и он сам издавали страшное зловоние. Чтобы отмыть грязнулю, пришлось бы целую неделю отмачивать его в корыте! А что у него были за руки!.. Лучше даже не спрашивай. Можно было брать шпатель и соскабливать с них грязь целыми кусками. Неряха хватал миску с едой и спешил к своему «подшефному» монаху. Два грязнущих больших пальца его рук при этом обязательно оказывались погруженными в суп или в кашу. «Прочь, прочь!» – кричал монах, едва видел его на пороге. В конце концов он сбежал, не пробыв на Синае и двух недель.

А в общежительском монастыре, где я жил раньше, был монах, который в миру работал участковым полицейским. Он был образован, и поэтому ему дали послушание чтеца в храме. Он прожил в монастыре немало лет, но, несмотря на это, брезговал всем вокруг. К дверным ручкам он даже и не притрагивался, а открывал двери ногой. Если требовалось поднять щеколду, он делал это локтем, а потом еще протирал рукав спиртом. Он открывал ногой даже дверь церкви. Когда он состарился, то, по попущению Божию, его ноги стали гнить и в них завелись черви – особенно в той, которой он открывал двери в храм. Когда я нес послушание в монастырской больнице – помогал фельдшеру, он как раз впервые пришел туда с перевязанной ногой. Фельдшер велел мне развязать его ногу, а сам пошел за бинтами. Ох, что же я увидел, сняв повязку! Вся нога кишмя кишела червями! «Иди на море, – сказал я ему, – и промой свою ногу, очисти ее от червей. Потом приходи и мы сделаем тебе перевязку». До чего же он дошел! Какое наказание его постигло! Я был просто потрясен. «Понял, в чем причина?» – спросил меня фельдшер. «Как не понять! – ответил я. – Причина в том, что он открывает дверь храма ногой».

– Геронда, даже находясь в таком состоянии, он продолжал открывать дверь ногой?

– Да, ногой! А состарился в монашестве!

– Он так ничего и не понял?

– Не знаю. Я потом ушел из того монастыря в обитель Стомион в Конице. Кто знает, какой смертью он умер? А между тем, некоторые молодые иноки из того же самого монастыря подъедали за старыми монахами остатки с их тарелок – как благословение. Они собирали после них «избытки укрух». Другие монахи [от благоговения] целовали дверную ручку, потому что к ней прикасались руки отцов. А этот, прикладываясь к иконам, только чуть-чуть касался их усами, которые после тщательно тер ваткой со спиртом!

– Геронда, когда человек относится к святыне подобным образом, это неблагоговение?

– Начинает-то он просто с брезгливости, но потом заходит еще дальше. Как этот монах: он дошел до того, что не прикладывался к иконам от страха, что тот, кто прикладывался к ним раньше, был чем-то болен!

– То есть, для того чтобы не быть брезгливым, надо не обращать на подобные вещи внимания?

– Люди едят столько всякой заразы, не видя ее. Но если человек, который опасается болезней или чего-то еще, творит крестное знамение, то ему помогает Христос. Знаете, сколько разных больных проходят через мою каливу на Афоне? И вот некоторые простецы осеняют себя крестным знамением, берут общую кружку пьют из нее воду. А другие прикоснуться к ней – и то боятся. Несколько дней назад ко мне приходил человек, занимающий очень высокую должность в одном учреждении. Несчастный испытывает столь великий страх перед микробами, что от постоянных протираний спиртом его руки стали белыми как мел. Он протирает спиртом даже свой автомобиль. Мне стало жаль бедолагу. Представляешь: занимать столь высокую должность и так себя вести? Я взял из коробки кусочек лукума и подал ему, но он отказался, потому что я дотронулся до лукума своими руками. Однако предложи я ему самому взять лукум из коробки, он все равно отказался бы, думая о том, что кто-то мог укладывать лукум в коробку немытыми руками. Ну что же, тогда беру я этот кусочек лукума, нагибаюсь, обтираю им его ботинки и потом съедаю. Пришлось проделать с ним подобную штуку несколько раз – и только тогда, с большим трудом, мне удалось немножко освободить его от этой немощи. Да вот и сегодня сюда приходила девушка, испытывающая страх перед болезнями. Войдя в комнату, где я принимаю людей, она не стала брать у меня благословения, боясь подхватить микробов. Я хотел ей помочь и сказал ей много полезного, а она после всего этого, уходя, опять не стала брать у меня благословения. «Я не целую тебе руку, – объяснила она, – потому что боюсь заразиться микробами». Что тут скажешь? Так люди сами делают свою жизнь черной [невыносимой].

Источник: Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба. М.: Святая Гора, 2009
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Откуда вообще появилась общая ложка для причащения, которая становится величайшим искушением во время литургии? Ведь у католиков, в некоторых древневосточных православных церквях и других христианских конфессиях ее нет.

Так, многие другие христианские церкви дают причащение таким образом, чтобы, простите, скажем откровенно, нам нечего скрывать, слюна другого человека не попала к причащающемуся в живот.

Многие церкви вообще не придают ложке никакое таинственное или сакральное определение. Это в первую очередь церковная утварь, такая же как и свечи. Лжица – ложка не освящена, не является «святым» предметом.

Также как и не освящены свечи, книги, лампады и другие предметы, в том числе хозяйственного назначения, используемые в церкви. Никакой духовный смысл в себе лжица не несет.

Но она становится предметом искушения для верующих. И сам Христос ложку не использовал. И не завещал никому использовать. Многие верующие не причащаются только из-за общей ложки.
Лжица – это символ соединения человека и Бога, насколько это вообще возможно. Т. е. принятие Тела и Крови Христовых – это реальное богообщение. Причастие Святых Христовых Таин – наиболее близкое, наиболее тесное общение Бога и человека. И лжица – символ этого богообщения.
Первый, кто ввел лжицы для причастия, был святитель Иоанн Златоуст. Некоторые источники утверждают, что лжица была введена в богослужебное употребление в более поздние времена, чем жил святитель Иоанн Златоуст.
Также лжица символизирует собой Церковь, через Которую нам преподается жизненно необходимая для нас духовная Божественная пища.
Она вместе со Святым Потиром символизирует собой также то, что мы все, православные христиане, причащаемся животворных Таин Христовых от одного источника и что мы едины во Христе.
Поэтому для священника всегда печально наблюдать картину, когда христианин приступает к Чаше с брезгливостью с мыслью типа: «Все эту лжицу облизывают. Мне противно». Такой человек не вполне понимает, зачем он пришел к причастию и к чему он приступает. Он не понимает, что Тело и Кровь Христовы – это главная святыня Православной Церкви. Это небесный огонь, в котором сгорают все бактерии и микробы, и грехи наши также.
Мы должны со страхом Божиим и верою приступать к этой святыне. Мы должны жаждать ее как главного залога нашего спасения, а не думать о том, сколько людей прикоснулось губами к лжице. Главное, что ты к ней прикоснулся, что эти Божественные клещи с раскаленным углем Божественных Таин очистили именно тебя. Господь входит в тебя. Он попаляет твои грехи и соделывает из тебя храм Себе. Твое дело благоговейно, с любовью и со страхом принять Его. Как любимого Отца. Как страдающий от мучительной болезни принимает долгожданного лекаря.
От принятия Таинств Церковных еще никто не заболел, а исцелились, выздоровели и спаслись миллионы.
Мудрости нам всем и разума во Христе!
Доверимся же Богу, дорогие братья и сестры, а Иудины мысли – мерзкие и отвратительные – будем гнать от себя прочь.

Любящий Бог ждет каждого из нас. И каждого из нас зовет к Своей спасительной Чаше.
Со страхом Божиим и верою приступите!
( По материалам статьи иерея Андрея Чиженко:
https://pravlife.org/ru/content/otk...cheniya-veruyushchih-s-odnoy-lzhicy-zachem-et ).
***
Что значит быть христианином? Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и всё ею повеленное строго исполнять…
Cвятитель Феофан, затворник Вышенский.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Лжица – это символ соединения человека и Бога, насколько это вообще возможно. Т. е. принятие Тела и Крови Христовых – это реальное богообщение. Причастие Святых Христовых Таин – наиболее близкое, наиболее тесное общение Бога и человека. И лжица – символ этого богообщения.

Тело и Кровь Христовы – это главная святыня Православной Церкви. Это небесный огонь, в котором сгорают все бактерии и микробы
Все,кроме короновирусной инфекции...Пишу это и шучу с грустью:(


Кстати,когда уже эту позорную Инструкцию от марта 2020 г. официально отменят?
У нас,слава Богу,эти поганые стаканы со спиртом припрятали уже по тихому,а вот креста всё ещё не дают целовать по окончании литургии.
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху