Приемлемо ли для православного христианина участие в протестных политических акциях?

Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий.
Как вы считаете, приемлемо ли для православного участие в политических акциях, ну и вообще активное отстаивание своей гражданской позиции, протест против текущий власти? И может ли протестный митинг сам по себе быть богоугодным делом?

Заранее спасибо.
 
Последнее редактирование модератором:
приемлемо ли для православного участие в политических акциях, ну и вообще активное отстаивание своей гражданской позиции, протест против текущий власти?
Дорогой Дмитрий!
Церковь не политическая партия, и задача у нее другая - не установить тот или иной социальный строй и способ правления, а изменить самого человека. Помните, как рассудил Господь:"Кесарю кесарево, а Богу Богово" (Мф. 22, 15—21). Но Церковь никогда не была равнодушна к народным скорбям - мы соборно молимся о милости, жизни, временах мирных, изобилии плодов земных и прочих проявлениях социальной справедливости. Древнейшая обязанность и традиция Церкви, её гражданская позиция - «печаловаться», т.е. заступаться, просить, защищать человека от засилия зла. «Основы социальной концепции РПЦ» прямо говорят, что если власти действует неправедно, если они притесняет народ, если нарушается правда Божия, то Церковь должна встать на сторону паствы, на сторону народа Божьего, чтобы заслонить «своей спиной» народ Божий от неправедных действий. Поэтому всегда желательно такое социальное устройство, при котором в максимальной полноте могут быть реализованы идеалы христианской жизни. Ведь в Библии многократно и многообразно показано, как Бог действует через добрых или злых правителей, как великие и малые пророки обращались к вождям народа, к монархам и их пророчества глубоко связаны с политической и общественной жизнью своего времени, ее отношением к Божественному закону. Подлинное личное благочестие не может быть слепым и равнодушным к событиям, от которых зависит судьба народов - и христианская проповедь, толкуя Священное Писание, должна звучать не только о спасении души...
может ли протестный митинг сам по себе быть богоугодным делом?
Человек – существо социальное, поэтому «стоять особняком» у последовательного христианина не получится. Но и жертвовать своей индивидуальностью, попадая под массовый гипноз толпы, неразумно, искусительно и даже опасно – к сожалению, окружение может создавать ситуацию, в которой развращается личность. К сожалению, мы подчас недооцениваем внешние обстоятельства, формирующие человеческое поведение как результат массового межличностного взаимовнушения. Всю жизнь люди настраиваются и настраивают друг друга – ныне этот процесс форсирован средствами массовой информации и социальными сетями. В общении мы склонны заражаться от собеседника духовным состоянием одноименного знака. И чем выше уровень группового общения, тем сильнее как положительные, так и отрицательные взаимовлияния. Стайный инстинкт действует и в людской популяции – в нас живет глубинное желание оставаться внутри группы или массы, но ни в коем случае не оказываться вне её. И когда человек находится в митинговой стихии, он не замечает, как его втягивает толпа, суживается ум, черты личности становятся стертыми, а цели сводятся к сиюминутным интересам безликой массы. Всё это происходит потому, что люди в толпе становятся всецело зависимыми от мнения окружающих, беспомощно бултыхаясь в чужих волнах влияния, словно скользкие медузы. Поведение большинства всегда ориентировано на то, что им говорят авторитетные лидеры и, как ведут себя другие личности вокруг, какие нормы поведения навязывает окружающий социум. Огромная опасность в том, что в стихийном групповом общении может возникнуть противоречие между внутренними правилами и убеждениями человека и его поведением: происходит «потеря индивидуальности» - уникальное психологическое состояние, в котором поведение контролируется только требованиями ситуации и биологическими рефлексами. Часто именно в этот момент человек может неосознанно перейти границу добра и зла. Поэтому на митингах, шествиях и прочих общественных собраниях существует опасность попасть в плен разнообразным нездоровым и социально опасным веяниям. При этом ни в коем случае нельзя снимать ответственности с самих людей, имеющих дарованную Богом возможность сознательного выбора среди мощных и соблазнительных для масс политических идеологий и социальных схем, в которых за обещаниями светлого и справедливого будущего могут лукаво скрываться циничные, основанные на порабощении умов и душ демонические интересы вождей....
 
Православный христианин
Спасибо большое за ответ. Но я в итоге не совсем понял, в сухом остатке, не является ли грехом участие в протестных акциях, если ты считаешь, что выступаешь за правое дело? Например, если выступаешь за человека, которого, как ты считаешь, несправедливо осудили (с нарушением закона). И сама акция при этом является мирным шествием по городу.
 
Последнее редактирование:
Как-то один знакомый батюшка пришел на литургию с огромным фингалом под глазом - увидев, как негодяи избивают студента, он физически заступился на него, тем самым нарушив священническую присягу о непролитии крови. грозящую запрещением в служении. Свой христианский выбор он сделал, помянув слова Христа: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). А если бы он равнодушно отвернулся, то совершил бы смертоубийство иное - личное, духовное, страшное...
Так и я, дорогой Дмитрий, намеренно пишу максимально обобщенно, предупреждая о возможных искушениях и нравственных коллизиях, чтобы побудить вас к молитвенному размышлению о христианской ответственности и не лишать вас свободы выбора...
 
Православный христианин
Хорошо, понял. Значит, получается, тут нет однозначного ответа и каждый делает выбор сам. Спасибо ещё раз.
 
Сверху