Принципы гештальта в дизайне и оккультизм

Украина/Израиль
Православный христианин
Приветствую всех.

Недавно мне пришлось столкнуться с необходимостью освоить основы дизайна пользовательского интерфейса, - хотя изначально это было немного не моей областью. Тем не менее, меня насторожило то, что в этой сфере активно применяется понятие гештальта, явно уходящее корнями в гештальтпсихологию. В связи с этим у меня возник вопрос к знающим людям: могут ли применяемые в дизайне принципы гештальта представлять оккультную опасность? Вопрос возник в связи с тем, что сама по себе гештальтпсихология вызывает сомнения подобного рода. Соответственно, возникает вопрос: опираются ли используемые в дизайне приемы на принципы работы человеческого мозга, или же на оккультные практики.

Буду также благодарен за литературу на эту тему.

Спаси Господи.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Соответственно, возникает вопрос: опираются ли используемые в дизайне приемы на принципы работы человеческого мозга, или же на оккультные практики.
Как архитектор, я использую в своей практике психологию. Иначе как убедить заказчика, что ему в проекте нужно не то, что он хочет, а что ему нужно на самом деле? :)
Конечно, учитываю и психологические особенности человека при его восприятии формы, цвета, пространства. Например:
Не буду "раскрашивать" спальню в красные, возбуждающие тона, но постараюсь её разместить с окнами на восток.
Не буду ставить (простите) унитаз напротив входа, если площадь позволяет его разместить в непросматриваемый, тихий уголок.
Учитывая психомоторику человеческого тела, постараюсь избежать устройства менее двух ступенек на перепадах пола, или три или пандус, потому что на одной-двух люди падают.
Да, встречаются заказчики с требованиями типа "обделайте нам конкретно всё "по фэншую", да побесплатнее".
Ну делаю, если это не противоречит нормам и здравому смыслу.
Приходится быть в теме, чтобы потом нормальное решение обосновать заказчику, что "это всё строго по фэншую, век воли не видать!"... чем привести его (чаще её) в неописуемый восторг :)
Но тут же нет никакой мистики.
А оккультизм это совсем другое. Это если бы я, например для своей работы, искал помощи у "космических" сущностей...
 
Православный христианин
Приветствую всех.

Недавно мне пришлось столкнуться с необходимостью освоить основы дизайна пользовательского интерфейса, - хотя изначально это было немного не моей областью. Тем не менее, меня насторожило то, что в этой сфере активно применяется понятие гештальта, явно уходящее корнями в гештальтпсихологию. В связи с этим у меня возник вопрос к знающим людям: могут ли применяемые в дизайне принципы гештальта представлять оккультную опасность? Вопрос возник в связи с тем, что сама по себе гештальтпсихология вызывает сомнения подобного рода. Соответственно, возникает вопрос: опираются ли используемые в дизайне приемы на принципы работы человеческого мозга, или же на оккультные практики.

Буду также благодарен за литературу на эту тему.

Спаси Господи.
Знаю православную со стажем, получившую вторую специальность
Гештальт-терапия
Гешта́льт-терапи́я (от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») — одно из направлений в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение начиная с 1960-х. Эзотерика - другое, надо знать авторов, которые могут привнести свою духовность (разную) в профессию.
 
Православный христианин
Надо анализировать, о чем именно идет речь.
Использовать определенные правила, которые помогут сделать интерфейс удобным, интуитивно понятным, вызывающим положительные эмоции, я считаю допустимым, если предлагаемые услуги/товары являются качественными и не связаны напрямую с грехами.
Если от вас не требуют напрямую оккультизма, не вижу проблем.
 
Украина/Израиль
Православный христианин
Дорогие братья и сестры,
Сердечно благодарю всех вас за уделенное мне время и внимание.

А оккультизм это совсем другое. Это если бы я, например для своей работы, искал помощи у "космических" сущностей...

Уважаемый Анатолий,
Благодарю Вас за интереснейший ответ. Было весьма любопытно узнать о таких тонкостях Вашей работы, - особенно о нюансах психомоторики человека: я сам буквально вчера споткнулся на ступеньке, "ожидая" за ней следующую, а она оказалась единственной. Однако, как мне кажется, далеко не всегда оккультизм предполагает прямое обращение к "сущностям". Оно может быть и завуалированным. К примеру, вполне себе оккультными являются глубинная психология и фрейдизм, - если я верно понял, из-за категории бессознательного (в свое время эта статья, освещающая данную тему, показалась мне интересной). Глубинная психология даже упоминается в православном Чине отречения от занятий оккультизмом. А порой наоборот, - некоторые психологические течения, а также психиатрические (в частности, психотерапевтические) методики кажутся подозрительными, но в итоге органично вписываются в святоотеческое учение. К примеру, один православный священник-дипломированный врач-психиатр считает таковой когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Как опасность, так и безопасность этих явлений порой весьма неочевидны. По этой причине я и хотел бы выяснить, насколько подобную оккультную угрозу представляет именно гештальт, а точнее - лишь те из его принципов, которые применяются в дизайне.

Надо анализировать, о чем именно идет речь.
Использовать определенные правила, которые помогут сделать интерфейс удобным, интуитивно понятным, вызывающим положительные эмоции, я считаю допустимым, если предлагаемые услуги/товары являются качественными и не связаны напрямую с грехами.

Уважаемая Кетеван,
Полностью согласен с Вами насчет необходимости анализировать, - именно это я и пытаюсь делать, но, увы, не обладаю достаточным пониманием предмета. Как мне кажется на мой поверхностный взгляд, в UX/UI об оккультизме речи нет и подразумеваются исключительно принципы работы человеческого мозга. К примеру, в этой статье они кратко рассмотрены и приведены соответствующие примеры. Однако, мой взгляд, как я уже упоминал, поверхностен и может не учитывать каких-то небезобидных оккультных факторов, вроде апеллирования к фрейдистскому бессознательному. По этой причине я и обращаюсь к Вам и другим отцам, братьям и сестрам за советом.

Если от вас не требуют напрямую оккультизма, не вижу проблем.

Нет-нет, ко мне требований не предъявляют вовсе. Я вообще все это затеял, чтобы сделать сайт для своего прихода, поскольку нынешний сделан на какой-то древней CMS, смотрится жутковато и грузится, как хороший такой интернет-магазин с БД на миллиарды записей. Сам я бэкендщик (и то, пришел в backend из аналитики и раньше занимался автоматизацией исследовательских процессов) и с такого рода сайтами, в принципе, на продакшене дела не имею, но, чувствую, кроме меня на приходе за это взяться просто некому. Со временем по работе мне пришлось немного освоить фронт, и вот теперь, чтобы сделать сайт качественно, понимаю, что основы UI тоже знать не помешает. Только вот принципы гештальта смущают. Я пока никаких суждений на его счет не выношу, просто хочу разобраться.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Нет-нет, ко мне требований не предъявляют вовсе. Я вообще все это затеял, чтобы сделать сайт для своего прихода, поскольку нынешний сделан на какой-то древней CMS, смотрится жутковато и грузится, как хороший такой интернет-магазин с БД на миллиарды записей. Сам я бэкендщик (и то, пришел в backend из аналитики и раньше занимался автоматизацией исследовательских процессов) и с такого рода сайтами, в принципе, на продакшене дела не имею, но, чувствую, кроме меня на приходе за это взяться просто некому. Со временем по работе мне пришлось немного освоить фронт, и вот теперь, чтобы сделать сайт качественно, понимаю, что основы UI тоже знать не помешает. Только вот принципы гештальта смущают. Я пока никаких суждений на его счет не выношу, просто хочу разобраться.
Видишь ангелов и бесов? Что такое оккультизм? Сотрудничество с бесами или общение (беседа) с ними?https://palaman.livejournal.com/457226.html

<Я позволю себе предложить дорогому читателю небольшое толкование этого эпизода в той части, которая позволяет нам заглянуть в психологию дьявола. Мои слова будут курсивом и в прямоугольных скобках.>

Однажды два беса сговаривались между собой, как бы ввести в искушение великого подвижника. Один из них сказал другому:

-- Брат Зерефер, как думаешь, если бы кто-нибудь из нас вздумал покаяться, то примет ли от него Бог покаяние или нет?

<Как видно из дальнейшего повествования, и без Антония бес отлично знает ответ на этот вопрос. Думаю, это говорится с юмором! И собеседник сразу безошибочно понимает суть прикола. Если искать аналогии с человеческом мире, мы наблюдаем тут масонский "перещёлк", а лучше сказать -- светскую беседу двух аристократов, которые понимают друг друга с полуслова и получают удовольствие, облекая свои мысли в красивую "зашифрованную" форму, непонятную для непосвященных.>

Зерефер отвечал:

-- Ну кто же может знать о том, кроме старца Антония, который нас не боится?! Хочешь, я пойду к нему и спрошу его об этом?

<"Старец Антоний, который нас, хе-хе, не боится">

-- Иди-иди, — сказал ему другой бес, — только смотри, будь осторожен: старец прозорлив, он поймет, что ты искушаешь его, и не захочет спросить о сем Бога, впрочем, иди, может быть, тебе и удастся получить желаемый ответ».

<Разговор из полушутки переходит в деловую фазу. Один бес дал другому дельный совет.>

Бес Зерефер принял на себя человеческий образ, пришел к старцу и начал перед ним горько плакать и рыдать.

Богу угодно было утаить от святого старца притворство бесовское <для чего -- скоро станет понятно>, и преподобный принял пришельца за простого человека, и с участием спросил его:

-- О чем ты так плачешь, что и мое сердце сокрушаешь своими горькими слезами?

Бес отвечал:

-- Отец святой! Я — не человек, а просто бес по множеству беззаконий моих!

Старец, думая что пришелец по смирению называет себя бесом, сказал ему:

-- Чего ты от меня хочешь, брат мой?

-- Об одном умоляю тебя, отче святой, — говорил бес, — помолись Богу, чтобы Он открыл тебе: примет ли Он покаяние от диавола или отвергнет его? Если примет от него, то примет и от меня, ибо и я повинен в тех же грехах, в каких он.

Старец сказал ему:

-- Приди завтра, я скажу тебе, что Господь мне откроет.

Наступила ночь, старец воздел преподобные руки свои на небо и стал умолять Человеколюбца Бога, дабы открыл ему: примет ли Он покаяние диавола? И вот предстал ему Ангел Господень и сказал:

-- Так говорит Господь Бог наш: почто умоляешь ты за беса державу Мою? Он только искушает тебя...

Старец сказал Ангелу:

-- Почему же Господь Бог не открыл мне сей хитрости бесовской?

Ангел отвечал:

-- Не смущайся этим. Тут было особенное намерение Божие, чтобы не предавались отчаянию грешники, много беззаконий соделавшие, а приносили покаяние перед Богом и знали, что Бог никого не отвергает, к Нему притекающего, если бы даже и сам сатана пришел к Нему с истинным раскаянием; притом Бог не открыл тебе бесовского лукавства еще и для того, чтобы обнаружилось вполне бесовское ожесточение и отчаяние. Итак, когда придет к тебе искуситель за ответом, то не отвергай его, а скажи: "Видишь, как милосерд Господь: Он не отвращается никого, кто приходит к Нему в покаянии, хотя бы и сам сатана пришел. Он и тебя обещает принять, если только исполнишь ты поведенное от Него". А когда он спросил тебя: что ему повелено от Бога? — скажи ему: Господь Бог так говорит: "Знаю Я, кто ты и откуда пришел с искушением, ты — злоба древняя и не можешь быть новой добродетелью, ты изначала начальник зла и ныне добра делать не начнешь, ты ожесточился в гордости, и как ты можешь смириться в покаянии и получить помилование? Но чтобы ты не оправдывался в день Судный, чтобы не говорил: я хотел покаяться, но Бог не принял меня, — се, Благий и Милосердный Господь определяет тебе, если только сам захочешь, такое покаяние. — Он говорит: стой три года на одном месте, обратясь лицом к востоку, и день, и ночь взывая к Богу: "Боже, помилуй меня — злобу древнюю!" — и повторяй сие сто раз; потом говори: "Боже, помилуй меня — прелесть помраченную!" — и это также сто раз; и еще: “Боже, помилуй меня — мерзость запустения!" —опять стократно. Так взывай к Господу непрестанно, ибо ты не имеешь состава телесного и потому не можешь утрудиться или изнемочь. Вот, когда сие исполнишь со смиренномудрием, тогда будешь возвращен в твой прежний чин и сопричтен к Ангелам Божиим". И если бес обещается сие исполнить, то прими его в покаянии, но Я знаю, что злоба древняя не может быть новой добродетелью". — Так изрек Ангел и возшел на небо.

<Итак, суть дьявольской шутки заключалась в том, чтобы заставить старца молить Бога о спасении дьявола -- то есть, о деле, Богу заведомо неугодном. Для этого демон и надавил на милосердие старца, притворившись человеком. Потому Бог говорит старцу "не смущайся".>

На другой день пришел и диавол и еще издалека начал рыдать голосом человеческим. Он поклонился старцу, и старец, не обличая его коварства, сказал ему так, как повелел Ангел. И что же? Зерефер в ответ на его речи громко захохотал и сказал:

-- Злой чернец! если бы я захотел назвать себя злобой древней, мерзостью запустения и прелестью помраченной, то уже давно бы это сделал и уже был бы спасен; ужели ты думаешь, что я теперь назову себя древней злобой? Никогда этого не будет! И кто это тебе сказал? Да я и поныне у всех в большом почете, и все со страхом повинуются мне, а ты вообразил, что я назову себя мерзостью запустения или прелестью помраченной? Нет, чернец, никогда! Я еще царствую над грешниками, и они любят меня, я живу в их сердцах, и они хотят по воле моей. Да чтобы я стал рабом непотребным ради покаяния... нет, злой старик, никогда и ни за что! Никогда я не променяю своего почетного положения на такое безчестие!

Сказал сие диавол — и с воплем исчез. А старец стал на молитву и, благодаря милосердие Божие, говорил:

-- Истинно слово Твое, Господи, что злоба древняя не может быть новой добродетелью, и начальник всякого зла не будет делать добра!...

Сие мы поведали вам, братие, не ради праздного любопытства, — говорит в заключение благочестивый списатель сего сказания, — но дабы вы познали Божию благость и милосердие. Итак, не отчаивайся ты, который безмерно скорбит о множестве грехов своих, у Бога милости много. Он и самого диавола с любовью принял бы в прежний ангельский чин, если бы тот захотел покаяться. А для нас-то, грешных, Господь и Крови Своей не пожалеет... Одного должно бояться, как бы грех не довел тебя до ожесточения, подобного сатанинскому.
 
Православный христианин
Дорогие братья и сестры,
Сердечно благодарю всех вас за уделенное мне время и внимание.



Уважаемый Анатолий,
Благодарю Вас за интереснейший ответ. Было весьма любопытно узнать о таких тонкостях Вашей работы, - особенно о нюансах психомоторики человека: я сам буквально вчера споткнулся на ступеньке, "ожидая" за ней следующую, а она оказалась единственной. Однако, как мне кажется, далеко не всегда оккультизм предполагает прямое обращение к "сущностям". Оно может быть и завуалированным. К примеру, вполне себе оккультными являются глубинная психология и фрейдизм, - если я верно понял, из-за категории бессознательного (в свое время эта статья, освещающая данную тему, показалась мне интересной). Глубинная психология даже упоминается в православном Чине отречения от занятий оккультизмом. А порой наоборот, - некоторые психологические течения, а также психиатрические (в частности, психотерапевтические) методики кажутся подозрительными, но в итоге органично вписываются в святоотеческое учение. К примеру, один православный священник-дипломированный врач-психиатр считает таковой когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Как опасность, так и безопасность этих явлений порой весьма неочевидны. По этой причине я и хотел бы выяснить, насколько подобную оккультную угрозу представляет именно гештальт, а точнее - лишь те из его принципов, которые применяются в дизайне.



Уважаемая Кетеван,
Полностью согласен с Вами насчет необходимости анализировать, - именно это я и пытаюсь делать, но, увы, не обладаю достаточным пониманием предмета. Как мне кажется на мой поверхностный взгляд, в UX/UI об оккультизме речи нет и подразумеваются исключительно принципы работы человеческого мозга. К примеру, в этой статье они кратко рассмотрены и приведены соответствующие примеры. Однако, мой взгляд, как я уже упоминал, поверхностен и может не учитывать каких-то небезобидных оккультных факторов, вроде апеллирования к фрейдистскому бессознательному. По этой причине я и обращаюсь к Вам и другим отцам, братьям и сестрам за советом.



Нет-нет, ко мне требований не предъявляют вовсе. Я вообще все это затеял, чтобы сделать сайт для своего прихода, поскольку нынешний сделан на какой-то древней CMS, смотрится жутковато и грузится, как хороший такой интернет-магазин с БД на миллиарды записей. Сам я бэкендщик (и то, пришел в backend из аналитики и раньше занимался автоматизацией исследовательских процессов) и с такого рода сайтами, в принципе, на продакшене дела не имею, но, чувствую, кроме меня на приходе за это взяться просто некому. Со временем по работе мне пришлось немного освоить фронт, и вот теперь, чтобы сделать сайт качественно, понимаю, что основы UI тоже знать не помешает. Только вот принципы гештальта смущают. Я пока никаких суждений на его счет не выношу, просто хочу разобраться.
Я думаю, что оформить сайт по этим рекомендациям не греховно. Если не использовать принцип, описанный в начале, когда изображение можно понимать двусмысленно, причём если это неявно.
 
Сверху