Природа и ипостась человека.

Здравствуйте, Алексей Михайлович!

Правильно ли я понимаю, что у мужчин и женщин одна природа - человеческая, и две ипостаси - мужская и женская?
Св. Отцы пишут о том, что ипостасями являются также отличия по внешним признакам (частности, объединённые в общем - природе), различия по полу они не упоминают (по крайней мере я пока не нашла, поискав здесь в разделе "Ипостась"). Вы, в своей статье об этом пишете о различиях так: "Итак, в любом представителе того или иного вида, будь то человек, собака или конь, есть нечто общее, что, в общем-то, и объединяет их в единый вид; но есть и особенное, отличающее одного индивидуума от другого (других). В силу этого, о каждом человеке, собаке или коне можно сказать как о представителе вида: «тот-то и тот-то – человек; это – собака; это – конь» и, опять же, можно сказать по-другому: «это – Петр, отличающийся тем-то и тем-то от Павла и прочих людей; это – Белка, отличающаяся тем-то и тем-то от Стрелки и прочих собак; это – Буцефал (Βουκεφάλας), отличающийся тем-то и тем-то от прочих коней»… " Здесь я не очень понимаю - Вы имеете в виду, что кроме объединяющей природы есть личностное (а не ипостасное) различие? Можно ли сказать, что человек - адам - имеет ипостаси в виде Пети и Васи и Веры и Иры? А, соответственно, собака - в виде Белки и Стрелки? Или эти особенности вернее будет назвать акциденциями?

С уважением,
Мария.
 
Здравствуйте, Мария Владимировна!

Вы интересуетесь:
Правильно ли я понимаю, что у мужчин и женщин одна природа - человеческая, и две ипостаси - мужская и женская?
Вы правы в том, что и мужчины, и женщины - обладатели одного и того же естества: человеческого. Как каждый мужчина, так и каждая женщина обладает этим естеством в полной мере. Всякий мужчина, как и всякая женщина, являются ипостасями, личностями. Половые различия между мужчинами и женщинами не являются природными, естественными, сущностными.

Вы рефлексируете и в результате ставите вопрос:
Здесь я не очень понимаю - Вы имеете в виду, что кроме объединяющей природы есть личностное (а не ипостасное) различие? Можно ли сказать, что человек - адам - имеет ипостаси в виде Пети и Васи и Веры и Иры?
Отвечаю. Все люди имеют свои индивидуальные или, что то же, ипостасные особенности. По этим особенностям, например, Петя отличается от Васи, дяди Серёжи, тёти Глаши и бабы Наташи.

Поскольку человек обладает разумом и свободой, постольку к нему применяется термин "личность". Нужно сказать, что в богословии личностью именуется разумно-свободная ипостась. В этом контексте понятие "испостаные отличия" может заменяться понятием "личностные отличия".

Что касается Адама, то он, конечно же, он - не Петя, не Вася, не Вера и не Ира. С ними его объединяет не единство ипостаси, а единство природы.

Благодарю за вопрос!
 
Алексей Михайлович, благодарю за ответ!

То есть у человека как сущности нет женской и мужской ипостаси, а есть только личностные различия каждого человека без различия полов.

Вопрос вырос из дискуссии о том, был ли Адам сотворён с одной душой (в которой были зачатки мужской и женской души), из которых позже была проявлена женская ипостась, и т. о. возникла душа Евы и, по этой мысли, душа каждого человека не вполне полноценна без "второй половины". Мне такая точка зрения кажется происходящей из учения Платона (если не ошибаюсь), т.е. не совпадающей с христианской богословской позицией.
 
Ипостась - это то, в чём осуществляется сущность, а сущность - то, что является онтологическим содержанием ипостаси. Каждый человек - ипостась, хоть мужчина, хоть женщина. Подробнее об ипостаси и сущности изложено здесь: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».

Благодарю за вопрос!
 
Сверху