Про гордыню и тщеславие

Тема в разделе "О порядочности и святости", создана пользователем Денис Сальников, 6 мар 2019.

  1. Денис Сальников

    Денис Сальников

    Крещён в Православии
    Здравствуйте. Хочу поделиться своими сомнениями про эти самые, как говорят, коварные грехи.
    Вот я прекрасно понимаю, что я, скорее всего не самый близкий Богу человек. Имею огромнейшую кучу грехов и в половине из них даже раскаяться не могу, т.к. совесть меня в них не обличает.
    Вот написал этот абзац. А сам притчу о мытаре и фарисее вспоминаю. Я ведь как мытарь! Я, наверное, угоден Богу!!! Вот, тщеславие поганое, даже тут меня настигло. Выходит я даже хуже мытаря!
    Так ведь такие словами вообще святые отцы говорили. Ого-го!!! Захлестнуло оно меня...ох захлестнуло... Прям петля на шее. Вырваться хочешь, а она только сильней стягивается.

    Ну а с другой стороны. Как то ведь надо одобрять свое движение в правильном направление и осуждать противоположное. Иначе не сдвинешься с места. Но как только начинаешь одобрять - впадаешь в тщеславие и гордыню.
    Да и если подумать. Да, Господь ради этого твоего хорошего поступка сделал несравнимо больше чем ты. Но ведь я то тоже, хоть 0,01%, но сделал. И без этого моего 0,01% ничего бы не произошло. Значит не так уж и напрасно я себя славлю? И приставка "тще" тут неуместна? Воздавать небольшую славу себе и большую Господу - это нормально? Или это все равно гордыня и тщеславие?
    Может стоит признать, что я действительно как мытарь и нахожусь на правильном пути, а не раскручивать это гиблую спираль? Может нет тщеславия в этом самоодобрении?
    Растолкуйте поподробней, пожалуйста.
     
    Последнее редактирование: 6 мар 2019
  2. Игорь Иванович

    Игорь Иванович

    Православный христианин

    https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optinskij/dushepoleznye-pouchenija/195

    Читайте отеческие книги и занимайтесь их учением, оно пригодится к познанию своей немощи и к приобретению смирения, терпения и любви и вразумляет нас, как противиться страстям, как очищать сердце свое от сего терния и насаждать добродетели (IV, 78,194).
     
    Последнее редактирование: 6 мар 2019
  3. Юрий19710203

    Юрий19710203

    агностик
    Надо. В гордости своей работой ничего плохого нет.

    А вот этого не надо. Это уже гордыня.
     
  4. Жанна2525

    Жанна2525

    ХМАО-Югра
    Православный христианин
    Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулся ли я.

    А еще, если два зеркала напротив друг друга поставить, то будут бесконечные отражения.

    А в себе я такое описывала как за мной наблюдает оценщик, за ним другой, за другим третий и так до бесконечности.

    Дело кончилось тем, что я их всех послала.... в игнор. Кстати, впервые за много лет мне это удалось сделать только после воцерковления. Велика сила молитвы и Таинств, когда от такого крышеедства избавляешься.

    Исходным посылом было следующее: "Да будет слово ваше просто: да, да; нет, нет. А все что сверх того, то от лукавого" (за точность цитаты не ручаюсь).
    Все эти оценки на 90% от лукавого. От попыток самооправдания, что ли.
     
    Юрий19710203 нравится это.
  5. Денис Сальников

    Денис Сальников

    Крещён в Православии
    Имелось ввиду осуждать своё движение не в ту сторону.
    Спасибо Вам за ответ. Но для ума моего он слишком противоречив.
    Мне жена в таких случаях говорит: "Тебе выпить надо". Вы говорите: "Уведи ум в молитвы и подготовку к таинствам". Но я слышу в этом только: "Перестань думать, будь проще, отупись". Этот путь не для меня. Бездумно - значит наугад, в слепую. А когда слепой слепого ведет - сами знаете что бывает. Неужто мне Бог любовь к размышлениям дал лишь для того, чтоб я победил ее?
     
  6. Димитрий. К

    Димитрий. К

    Православный христианин
    Мир Вам.
    Самое главное достижение православного человека, это возрастание в любви к ближнему.
    Зачем Вам что-то одобрять или осуждать? Может лучше попробовать внимательно отслеживать свое состояние?
    Прочитайте пожалуйста о чем пишет авва Дорофей,
    Поучение десятое. О том, что должно проходить путь Божий разумно и внимательно
    Только при чтении этой книги нужно помнить, что писалась она монахом и для монахов, т.е. людей вышедших из мира.

    Многие рекомендации не подходят семейному человеку. Нужно учитывать, что это личный духовный опыт, поэтому все понятно сразу не будет, в смысле подходить к вопросу внимательно с рассмотрением, а не копированием, иначе будет обратный эффект.
     
    Жанна2525 нравится это.
  7. Анатолий Митрофанов

    Анатолий Митрофанов

    Православный христианин
    Бороться с гордыней и тщеславием очень трудно.
    Поборишь их и сразу возгордишься от такой "победы"...
    Да и сама мысль - "вот я борюсь с гордыней..." уже гордость
    С гордыней, мне кажется, нужно бороться как с хульными помыслами - отметать не задумываясь... Самоукорение, это трудно современному человеку.
    А вот разумная самоирония и трезвое мнение о себе помогут в этом, почти безнадежном деле...
    Трезвое же мнение о себе приобретается так..."Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи" Прп. Симеон Новый Богослов.
     
  8. Анатолий Дунчевский

    Анатолий Дунчевский

    Православный христианин
    Мир Вам! Предположим, Вы замыслили создать что-либо. При этом воплощение Вами своего замысла весьма близко совпало с сутью замысла. Тут, по-моему, не грех сказать, что это хорошо без какого бы то ни было тщеславия. Абсолютное совпадение сути замысла и его воплощения, т. е. сущности замысла, в нашем падшем мире нереально (сущность любого объекта Вселенной - это существование сути этого объекта). Если мой замысел и его воплощение адекватны, к тому же продиктованы началом мудрости - страхом Божьим, то на каком основании я должен считать, что все это плохо или недостойно чьего-то внимания? Только лишь из боязни показаться тщеславным? Это, по-моему, отдает ханжеством, неискренностью и лицемерием. Однако, если вокруг всего этого я начинаю создавать нездоровый ажиотаж, превращать это в PR-акцию ("пиарить" свой удачно воплощенный замысел), проводить недостойные унизительные сравнения, то тут, несомненно, можно усмотреть гордыню-тщеславие. Есть понятия "гордыня", "гордость" и "достоинство". С гордыней понятно, а вот гордиться, по-моему, желательно кем-то, но не собой. Относиться к себе и к окружающим следует с достоинством, т. е. трезво, достойно оценивать действия и характерные свойства людей. Ведь Сам Господь в первых строках Книги Бытия говорт о том, что любое Его творение ХОРОШО И ХОРОШО ВЕСЬМА. Творец видит то, что воплощение Его Замысла абсолютно точно совпало с Сутью этого Замысла, т. е. то, что задумано, то и воплощено. Неужели Господь мог сомневаться в точности совпадения Его Замысла с волощением этого Замысла? Неужели по Его словам из Книги Бытия можно обвинить Всевышнего в тщеславии? Нонсенс и кощунство! Бог просто показывает нам, грешным, что любой Его Замысел и воплощение олицетворяют Акт, наполненный Божественнной Любовью, добром и благодатью. Все, что создает Творец - ХОРОШО И ХОРОШО ВЕСЬМА. Почему же мы должны стесняться по ДОСТОИНСТВУ оценивать свои действия и действия окружающих и выносить объективную оценку? Следует лишь задать вопрос, как определить истинную ценность того или иного действия? Тут, по-моему, напрашиваеься ответ: сравнивай все свои и чужие действия с Заповедями Божьими - и не ошибешься! Сложно, но иного не дано... Храни Вас Господь!
     
    Ирина Сатури нравится это.
  9. Валерий-2010

    Валерий-2010

    Святая Русь
    Православный христианин
    У преподобного Иоанна Лествичника в книге "Лествица" есть целая глава про тщеславие. Процитирую только два абзаца:
    "Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх.

    6. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям
    ." https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/27
     
  10. Елена Анатольевна

    Елена Анатольевна

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Как не вспомнить "наше солнце"? "Ай, да Пушкин, ай, да сукин сын!" Если дело хорошо сделано, почему бы не порадоваться доброму завершению дела?
     
  11. Денис Сальников

    Денис Сальников

    Крещён в Православии
    Я почему-то думаю, что на одном самоукорении далеко не уедешь. Вот сдержался я на дороге, не выругался про себя на водителя, который левый поворот включил только после того как зеленый загорелся. Мне бы себя похвалить и в подкорке привязать хорошие дела к выбросу гормонов радости. Но ведь нет, минуту назад по тротуару девочка красивая шла в миниюбке, а я такой, женатый негодяй, ее рассматривал. Ох грешник я, ох грешник, никакие добрые дела меня хорошим все равно никогда не сделают. Так и зачем их делать тогда? Законный вопрос, который рано или поздно при таком положении дел все равно всплывет.
    Уж не лучше ли сказать: "Спасибо Господи, что откликнулся на мою утреннею молитву и дал чуть чуть исправиться". И "Какой же я молодец, что своей молитвой и своим волевым усилием стал немного лучше". А?
     
    Вадим Ламзиков нравится это.
  12. Аника

    Аника

    Казахстан. Семей
    Православный христианин
    согласна.
    а вот это уже тщеславие кормит до обжорства. )
     
    Елена Владиславовна нравится это.
  13. Денис Сальников

    Денис Сальников

    Крещён в Православии
    Как я понимаю слово "тщеславие" состоит из слов "тщетно" и "славить". Тщетно я понимаю как "напрасно", "зря", возможно "незаслуженно". Но если молитва и воля были действительно мои и я действительно благодаря им стал лучше, то откуда у корня "тще" появилось право встать перед словом "славить"?
     
  14. Жанна2525

    Жанна2525

    ХМАО-Югра
    Православный христианин
    Денис, я читала, что тщеславие можно заменять на благодарение. Вот сдержался, не выругался, и "Слава Богу, что я это смог!". Смог-то не сам, а с Божией помощью. Но что было моим - намерение, желание, усилие сдержаться. И что важно - ради Бога.

    На девочку посмотрел: не гнобить себя, а зафиксировать факт. Наблюдение за собой много интересного даёт. Ведь что такое самоукорение? Навряд ли это распекание себя: ах я такой разэтакий. Скорее всего это трезвый взгляд на самого себя, который, дай Бог, приведет к покаянию, то есть изменению.

    Если я в чем ошиблась, прошу форумчан меня поправить.
     
  15. Денис Сальников

    Денис Сальников

    Крещён в Православии
    Что мешает мне пославить себя за эти вещи? Зачем тогда прибавлять "тще"?
     
  16. Жанна2525

    Жанна2525

    ХМАО-Югра
    Православный христианин
    А попробуйте. Практика всегда убедительнее теории ))
     
  17. Аника

    Аника

    Казахстан. Семей
    Православный христианин
    "Без Меня не можете творить ничего"., - сказал нам Господь.
    Ничего доброго САМИ, без Бога, делать не можем.
    Наши - только грехи.
    Упирая на то, что Вы- САМ помолились, САМ употребил свободу воли во благо, Вы возвеличили Себя, отодвинув Бога в сторону.
    А если тренироваться в этом направлении, эго раздуется зело.

    Заповедь: "Не сотвори себе кумира", в том числе из своих, дарованных тебе Богом, способностей. Их вам дали, чтобы ими служили Богу.
     
  18. Жанна2525

    Жанна2525

    ХМАО-Югра
    Православный христианин
    Вот-вот. Именно на практике я поняла, почему святые так внимательны были к промыслам и искушениям. Позволишь себе немного и фсе, понеслось, по нарастающей. И все приходится начинать заново. Строил, строил - и кирпич снизу выбил, вся стена завалилась. И прямо на тебя. Вот и выбирайся потом из-под обломков своего благочестия и начинай все заново )
     
    Елена Владиславовна нравится это.
  19. Денис Сальников

    Денис Сальников

    Крещён в Православии
    Но я и не считаю, что сдержался без Бога. Я уверен, что большую часть работы сделал Он. И поблагодарил я в первую очередь Его. И только потом ободрил похвалой себя. Ведь став немного менее грешным я и вправду совсем немного, но возвеличился? Разве нет?

    У такого самонизложения есть и другая сторона. Так можно сказать и что греховную суть свою тоже не я творил. И получается я вообще не при делах. Бог не уследил - я поломался, теперь Бог меня чинит. А кто я? - никто. Нет уж. Раз ответственность моя есть - значит что-то и я сам делаю. Почему бы этому "чему-то" и не порадоваться?
     
  20. Аника

    Аника

    Казахстан. Семей
    Православный христианин
    Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать
    Лк.17:10 - сказал Иисус Своим ученикам.

    Очень рекомендую прочесть толкование св.Иоанна Златоуста на эти строки:
    http://bible.optina.ru/new:lk:17:10

    Человек не кукла. Бог - не кукловод. Бог - Отец. Человек же волен стать сыном, а волен остаться один.
    Выбор есть:
    "Жизнь и смерть предложил Я тебе; благословение и проклятие; выбери жизнь."

    Порадоваться тому, что у тебя что-то получается, можно. Только радость должна быть через благодарение Богу за то, что получилось сделать что-то доброе.​
     
    Ирина Сатури и Сергей133 нравится это.

Поделиться этой страницей