- Православный христианин
Братья и сестры, в разделе «Отвечает протоиерей Дионисий Свечников» только что появилась тема «Убийство насекомых»… Автор в ней задаёт вопрос – «Является ли грехом убийство комара и т. п.?». Так как на форуме запрещено комментировать сообщения и вопросы в «личных разделах», но вопрос сам по себе является для всех наболевшим и злободневным, позволю себе отдельно создать тему, доступную для обсуждения.
И так - «Является ли грехом убийство комара и т. п.?»…
Имею сказать следующее. Если убийство комара свершилось по коварному умыслу и из злых побуждений, например - из корыстных целей, по ненависти, из зависти, по ревности, или же вовсе бесцельно - от нечего делать, то такое злое деяние несомненно считается грехом, подлежащим осознанию, глубокому осуждению в себе, чрезвычайному раскаянию, но не до отчаяния, и исповеданию. Если убийство было произведено с отягчающими обстоятельствами, например в состоянии алкогольного опьянения, или же с особой жестокостью и извращением, то возможно, для более глубокого осознания тяжести греха и его последствий, наложение епитимьи. Так же следует осудить в себе убийство неразумного насекомого если оно было совершено по неосторожности, например в ходе автомобильной катастрофы, колки дров или тушения пожара – это грех суетности и невнимания к ближним. Особому осуждению в себе подлежит убийство малого сего по несмирению и крайней раздражительности в стенах православного храма при совершении Богослужения. Ни какие отговорки, что он мешал молится, и что у Вас и так малокровие, во внимание приниматься не должны - они от лукавого. Что же мы за молитвенники такие когда в храме нам комар Бога застит? По поводу же ссылки на малокровие – доподлинно известно, что самка комара (самцы как известно крови не пьют – тут всё как у людей), выпивает за раз максимум в два раза больше своего веса, то есть – 5,2 мг. крови. Отсюда риторический вопрос – на сколько же нужно быть греховно жадным, что бы прикрываться своим малокровием?
Если же убийство совершено из благих намерений защиты ближнего или отечества, то такое умерщвление греховно питающегося кровью человеческой не должно восприниматься как убийство вовсе, а как вынужденная мера защиты от вражьего нападения. Особо почитаются ратные подвиги по уничтожению большого количества комаров нападающих на вдовиц и сирот. Так же есть определённые местности где принудительное отнятие жизни у кровососущих насекомых производится с целью пропитания. Такое умерщвление может рассматриваться как вынужденная мера для поддержания жизнедеятельности человека, но только если источником пропитания послужил не напитавшийся человеческой кровью комар. В противном же случае, при потреблении в пищу комаров напитанных человеческой кровью, должен рассматриваться как грех каннибализма или вампирства.
Вообще же прежде рассмотрения вопроса и озадачивания им, следует хорошенько взвесить, а уже ли мы достойны похвалы – «Он даже мухи не обидит!». Имею в виду то, от чего некоторых православных заслуженно называют «православнутыми». Это когда кровососущего насекомого уже жалко до особого внимания к нему, а вот ближнего своего человека ещё пока не жалко до отсутствия к нему должного элементарного внимания, доброжелания, сострадания и сорадования.
Как бы нам при таком высоком дерзании ума не задаться более глобальным вопросом – А возможна ли вообще святость у людей живших не земле, ведь они за свою жизнь столько бактерий сознательно изничтожили, при чём по большей численности совершенно безвинных?
И так - «Является ли грехом убийство комара и т. п.?»…
Имею сказать следующее. Если убийство комара свершилось по коварному умыслу и из злых побуждений, например - из корыстных целей, по ненависти, из зависти, по ревности, или же вовсе бесцельно - от нечего делать, то такое злое деяние несомненно считается грехом, подлежащим осознанию, глубокому осуждению в себе, чрезвычайному раскаянию, но не до отчаяния, и исповеданию. Если убийство было произведено с отягчающими обстоятельствами, например в состоянии алкогольного опьянения, или же с особой жестокостью и извращением, то возможно, для более глубокого осознания тяжести греха и его последствий, наложение епитимьи. Так же следует осудить в себе убийство неразумного насекомого если оно было совершено по неосторожности, например в ходе автомобильной катастрофы, колки дров или тушения пожара – это грех суетности и невнимания к ближним. Особому осуждению в себе подлежит убийство малого сего по несмирению и крайней раздражительности в стенах православного храма при совершении Богослужения. Ни какие отговорки, что он мешал молится, и что у Вас и так малокровие, во внимание приниматься не должны - они от лукавого. Что же мы за молитвенники такие когда в храме нам комар Бога застит? По поводу же ссылки на малокровие – доподлинно известно, что самка комара (самцы как известно крови не пьют – тут всё как у людей), выпивает за раз максимум в два раза больше своего веса, то есть – 5,2 мг. крови. Отсюда риторический вопрос – на сколько же нужно быть греховно жадным, что бы прикрываться своим малокровием?
Если же убийство совершено из благих намерений защиты ближнего или отечества, то такое умерщвление греховно питающегося кровью человеческой не должно восприниматься как убийство вовсе, а как вынужденная мера защиты от вражьего нападения. Особо почитаются ратные подвиги по уничтожению большого количества комаров нападающих на вдовиц и сирот. Так же есть определённые местности где принудительное отнятие жизни у кровососущих насекомых производится с целью пропитания. Такое умерщвление может рассматриваться как вынужденная мера для поддержания жизнедеятельности человека, но только если источником пропитания послужил не напитавшийся человеческой кровью комар. В противном же случае, при потреблении в пищу комаров напитанных человеческой кровью, должен рассматриваться как грех каннибализма или вампирства.
Вообще же прежде рассмотрения вопроса и озадачивания им, следует хорошенько взвесить, а уже ли мы достойны похвалы – «Он даже мухи не обидит!». Имею в виду то, от чего некоторых православных заслуженно называют «православнутыми». Это когда кровососущего насекомого уже жалко до особого внимания к нему, а вот ближнего своего человека ещё пока не жалко до отсутствия к нему должного элементарного внимания, доброжелания, сострадания и сорадования.
Как бы нам при таком высоком дерзании ума не задаться более глобальным вопросом – А возможна ли вообще святость у людей живших не земле, ведь они за свою жизнь столько бактерий сознательно изничтожили, при чём по большей численности совершенно безвинных?