Про отцеживание убиенных комаров.

Брянск
Православный христианин
Братья и сестры, в разделе «Отвечает протоиерей Дионисий Свечников» только что появилась тема «Убийство насекомых»… Автор в ней задаёт вопрос – «Является ли грехом убийство комара и т. п.?». Так как на форуме запрещено комментировать сообщения и вопросы в «личных разделах», но вопрос сам по себе является для всех наболевшим и злободневным, позволю себе отдельно создать тему, доступную для обсуждения.

И так - «Является ли грехом убийство комара и т. п.?»…

Имею сказать следующее. Если убийство комара свершилось по коварному умыслу и из злых побуждений, например - из корыстных целей, по ненависти, из зависти, по ревности, или же вовсе бесцельно - от нечего делать, то такое злое деяние несомненно считается грехом, подлежащим осознанию, глубокому осуждению в себе, чрезвычайному раскаянию, но не до отчаяния, и исповеданию. Если убийство было произведено с отягчающими обстоятельствами, например в состоянии алкогольного опьянения, или же с особой жестокостью и извращением, то возможно, для более глубокого осознания тяжести греха и его последствий, наложение епитимьи. Так же следует осудить в себе убийство неразумного насекомого если оно было совершено по неосторожности, например в ходе автомобильной катастрофы, колки дров или тушения пожара – это грех суетности и невнимания к ближним. Особому осуждению в себе подлежит убийство малого сего по несмирению и крайней раздражительности в стенах православного храма при совершении Богослужения. Ни какие отговорки, что он мешал молится, и что у Вас и так малокровие, во внимание приниматься не должны - они от лукавого. Что же мы за молитвенники такие когда в храме нам комар Бога застит? По поводу же ссылки на малокровие – доподлинно известно, что самка комара (самцы как известно крови не пьют – тут всё как у людей), выпивает за раз максимум в два раза больше своего веса, то есть – 5,2 мг. крови. Отсюда риторический вопрос – на сколько же нужно быть греховно жадным, что бы прикрываться своим малокровием?


Если же убийство совершено из благих намерений защиты ближнего или отечества, то такое умерщвление греховно питающегося кровью человеческой не должно восприниматься как убийство вовсе, а как вынужденная мера защиты от вражьего нападения. Особо почитаются ратные подвиги по уничтожению большого количества комаров нападающих на вдовиц и сирот. Так же есть определённые местности где принудительное отнятие жизни у кровососущих насекомых производится с целью пропитания. Такое умерщвление может рассматриваться как вынужденная мера для поддержания жизнедеятельности человека, но только если источником пропитания послужил не напитавшийся человеческой кровью комар. В противном же случае, при потреблении в пищу комаров напитанных человеческой кровью, должен рассматриваться как грех каннибализма или вампирства.


Вообще же прежде рассмотрения вопроса и озадачивания им, следует хорошенько взвесить, а уже ли мы достойны похвалы – «Он даже мухи не обидит!». Имею в виду то, от чего некоторых православных заслуженно называют «православнутыми». Это когда кровососущего насекомого уже жалко до особого внимания к нему, а вот ближнего своего человека ещё пока не жалко до отсутствия к нему должного элементарного внимания, доброжелания, сострадания и сорадования.


Как бы нам при таком высоком дерзании ума не задаться более глобальным вопросом – А возможна ли вообще святость у людей живших не земле, ведь они за свою жизнь столько бактерий сознательно изничтожили, при чём по большей численности совершенно безвинных?
 
г.Иваново
Православный христианин
убийство комара однозначно будет грехом, если убивать его по жестокости, к примеру ради того чтоб посмотреть как он будет мучиться, отрывая ему крылья, лапки....в любых других случаях, считаю это не является грехом.
 
Православный христианин
Ну и что смешного? Преподобный Серафим Саровский и комаров с мушками берег и не убивал, давая им спокойно напиться своей крови, говоря: Всякое дыхание славит Господа! Вы скажете, ну то же батюшка Серафим, а откуда вы знаете, на каком уровне находится вопрошающий?

Не бывает мелочей, но все, что нас окружает и нас наполняет должно быть осмысленно в русле веры. И комары, мыши и новорожденные котята. Конечно, перекосом будет внимание к комарам и невнимание к людям. Это точно, но кто сказал, что спросивший собирается проявлять лишь к комарам внимание?
Сами так решили?
 
Последнее редактирование:
Брянск
Православный христианин
Ну и что смешного? Преподобный Серафим Саровский и комаров с мушками берег и не убивал, давая им спокойно напиться своей крови, говоря: Всякое дыхание славит Господа! Вы скажете, ну то же батюшка Серафим, а откуда вы знаете, на каком уровне находится вопрошающий?

Не бывает мелочей, но все, что нас окружает и нас наполняет должно быть осмысленно в русле веры. И комары, мыши и новорожденные котята. Конечно, перекосом будет внимание к комарам и невнимание к людям. Это точно, но кто сказал, что спросивший собирается проявлять лишь к комарам внимание?
Сами так решили?
Марина, почему Вы решили, что я, что то решил?
Давайте действительно отнесёмся к этому серьёзно. Действительно Христос и святые нам в назидание и пример. Но коли и на убийство комара распространяется истина о том, что мелочей не бывает, то микроб не так же ли велик пред нами как и комар? Что ж мы за комаров тогда именно заговорили? Ведь это даже не логично. Потому, что "среднестатистический человек" за свою жизни физически не убивает ни одного человека, комаров убивает допустим около тысячи, а вот микробов убивает далеко не один миллиард. И если взять и сопоставить не только численное количество жизней, а даже объём или вес убитых комаров и микробов, то микробов конечно окажется на много больше. Одним ступанием ноги на землю мы уничтожаем миллионы совершенно безвредных, в большей степени, безвинных живых микробов - творений Божьих, не менее значимых и живых, чем комар. Ну и где же тут действительно, во истину малое, а где большее?

Марина, как Вы думаете, убийство микроба это грех? Я вполне серьёзно спрашиваю. Если грех, то как же нам тогда спастись если мы убивая миллиарды жизней даже не замечаем этого и не раскаиваемся? Если не грех, то почему же убийство других живых тварей не по нужде и необходимости, а по невнимательности, неосторожности является грехом? Может быть стоит молится Богу о прошении греха убийства по неосторожности различных мелких тварей и кается на исповеди об этом грехе? Но ведь тогда же,после осознания и покаяния, мы должны обязательно предпринять все меры, что бы не совершать более этот грех. Но ведь даже один наш вдох и выдох убивает миллионы микробов.

Серьёзный ведь действительно вопрос. Только вот странное дело, что подойти с ним к своему духовному наставнику стесняюсь. Он меня уже один раз булкой, которую в руках держал, слегка по лысине ударил. Это лет пять тому назад было, когда я в Великий Пост спросил у отца Александра благословения хоть не много, хотя бы подсолнечного масла съедать, а то у меня хронических панкреатит, холецистит и язва желудка... С тех пор стараюсь подобных вопросов не задавать. Неприятно дураком выглядеть и перед Богом, и перед человеком.
 
Православный христианин
Марина, почему Вы решили, что я, что то решил?
Давайте действительно отнесёмся к этому серьёзно. Действительно Христос и святые нам в назидание и пример. Но коли и на убийство комара распространяется истина о том, что мелочей не бывает, то микроб не так же ли велик пред нами как и комар? Что ж мы за комаров тогда именно заговорили? Ведь это даже не логично. Потому, что "среднестатистический человек" за свою жизни физически не убивает ни одного человека, комаров убивает допустим около тысячи, а вот микробов убивает далеко не один миллиард. И если взять и сопоставить не только численное количество жизней, а даже объём или вес убитых комаров и микробов, то микробов конечно окажется на много больше. Одним ступанием ноги на землю мы уничтожаем миллионы совершенно безвредных, в большей степени, безвинных живых микробов - творений Божьих, не менее значимых и живых, чем комар. Ну и где же тут действительно, во истину малое, а где большее?

Марина, как Вы думаете, убийство микроба это грех? Я вполне серьёзно спрашиваю. Если грех, то как же нам тогда спастись если мы убивая миллиарды жизней даже не замечаем этого и не раскаиваемся? Если не грех, то почему же убийство других живых тварей не по нужде и необходимости, а по невнимательности, неосторожности является грехом? Может быть стоит молится Богу о прошении греха убийства по неосторожности различных мелких тварей и кается на исповеди об этом грехе? Но ведь тогда же,после осознания и покаяния, мы должны обязательно предпринять все меры, что бы не совершать более этот грех. Но ведь даже один наш вдох и выдох убивает миллионы микробов.

Серьёзный ведь действительно вопрос. Только вот странное дело, что подойти с ним к своему духовному наставнику стесняюсь. Он меня уже один раз булкой, которую в руках держал, слегка по лысине ударил. Это лет пять тому назад было, когда я в Великий Пост спросил у отца Александра благословения хоть не много, хотя бы подсолнечного масла съедать, а то у меня хронических панкреатит, холецистит и язва желудка... С тех пор стараюсь подобных вопросов не задавать. Неприятно дураком выглядеть и перед Богом, и перед человеком.
Все просто.
Есть два мотива для действий: "я должен" и "я хочу".

Не убивать комаров и мошек потому что их РЕАЛЬНО жалко - это проявление большой любви, именно поэтому святой их и кормил собой, что , Вы же не будете спорить, грехом усердия не по разуму не является, потому что это любовь.

А если я начну беречь комаров, не убивая их, потому что буду подражать батюшке, то есть я для себя решу, что я по каким-либо соображениям не должна этого делать, то это будет моё фарисейство.не в убийстве комара дело, а в том, что я придумаю некий светящийся образ себя и буду пытаться в него влезть, вместо того, чтобы принять правду о себе, что я не преподобный и что я прельстилась.

Вот Михаил ещё добавил. Это тоже " хочу". Если человек не от башки, а по желанию сердца хочет мучить живое существо, это уже не то, что грех, а клиника.

Как видно, дело вовсе не в комарах и микробах, а в мотивах наших поступков.

Вы слишком язвительно высказались в первом посте. Если мне показалось, то прошу прощения.
Если нет, то повторяю, нет ничего глупого в том вопросе.
А так, по сути, а не по интонации, Вы правы, я думаю.
 
Православный христианин
Марина, почему Вы решили, что я, что то решил?
. Это когда кровососущего насекомого уже жалко до особого внимания к нему, а вот ближнего своего человека ещё пока не жалко до отсутствия к нему должного элементарного внимания, доброжелания, сострадания и сорадования.
Вот почему.
 
Белгород
Православный христианин
Интересный вопрос. Я как раз на днях задумался о подобном. Пришёл к выводу, что усыпить больное животное и избавить его от мучений - не грех, а дело любви. Ведь животное не получает за свои страдания в этом мире воздаяния после смерти, именно поэтому заповедь об убийстве тут не может применяться наравне с такими же исходными данными, но больным человеком.
Тоже сразу батюшка Серафим вспомнился, когда читал тему :) А так, согласен со всеми высказавшимися, для удовольствия и развлечения ни бактерию ни комара убивать нельзя. Остальное - фарисейство, нам действительно лучше стремиться к улучшению себя, чтоб стяжать любовь к ближнему как сделал прп. Серафим Саровский, а там и вопросы о камарах сами отпадут, по моему.
 
Брянск
Православный христианин
Марина, это я не решал, а это просто знаю и вижу - когда отвечаю, то стараюсь примерить на себе, что бы от себя отвечать, а не осуждать своим ответом другого. Вы заметили, что не говорю в ответе "Вы", а говорю "мы", "нам", то есть не отделяю себя от всех и от автора. Я так же грешен как и все. Наверное только не правда моя, что не только за себя отвечаю, но и за других, и не только себя ко всем причисляю, но и всех к себе. Но на самом деле наверное я это не все, и все это не я - церковь за калиткой к сожалению заканчивается.

Вот мы святого батюшку Серафима поминаем, Царствие ему небесное, пример несомненно достойный, но именно здесь не совсем подходящий. Я очень сильно сомневаюсь, что батюшка кормил бы с любовью и терпением всех комаров, которые бы облепили его вечером в густом лесу где он жил. Думаю, что если Вы были в лесу поздно вечером в середине лета, особенно недалеко от водоёма, то согласитесь со мной. Раньше даже была такая мучительная казнь, когда раздетого человека привязывали в лесу к дереву, и комары заедали его насмерть. Хотя возможно, что промыслом Божьим, даже комары в густом лесу кусали батюшку Серафима очень редко. Но самое то важное, основное, что делает сравнение не подходящим это то, что если так и было, то у батюшки конечно и в мыслях вопрос не стоял грех убивать комаров или не грех. Когда достигнешь таких незримых высот истинной любви и самопожертвования, что с радостью даёшь свою кровь даже комару, то есть любишь даже насекомое, то сам вопрос о греховности его убийства совершенно не уместен. Ну и наоборот - если задаёшься вопросом, а грех ли убивать комара, или не грех, да ещё не в себе самом ответ ищешь - не там где есть истинный Бог, а у других спрашиваешь, то это явно указывает, что праздная суета во мне проступает и фарисейство. Лукаво путь свой пытаюсь срезать.
 
Брянск
Православный христианин
Я - за.
Но и давайте не будем высмеивать тех, кто задаёт непривычные вопросы.
По меньшей мере некрасиво. Да за глаза.
Вот, Марина, а это не осуждение ли?... Только не подумайте, что обижаюсь или злюсь - даже и намёка во мне нет на малейшую недоброжелательность к Вам.
В свою очередь спрошу - Сами так решили, что за глаза человека высмеиваю?
В самом начале темы сразу написал, что "Так как на форуме запрещено комментировать сообщения и вопросы в «личных разделах»...", а не назвал его по имени именно по тому, что не хочу что бы поняли как обвинение и осуждение конкретного человека, а не "явления" как такового. Может быть немного и не так следовало начать, а например - "Иногда некоторые люди задают вопрос - грех ли убивать комара?"
Простите меня, что дал повод подумать о себе с худшей стороны. Моя любовь как и вера очень и очень не совершенна.
 
Вологда
Православный христианин
Андрей Дмитриевич. Я оценила ваш юмор. Хочу добавить, что меня удивляет забота некоторых людей о комарах и несчастных котятах и полный игнор к рядом живущим и нуждающимся людям.
Вот есть у меня, скажем, лишняя (да нет далеко не лишняя) тысяча, которая выделена мною для помощи ближнему, так как же мне правильнее поступить - помочь семье, где толком нечем детей покормить, или девочке с ДЦП перечислить ИЛИ пожертвовать на корм бездомным собачкам.

Хотелось бы послушать и Марину.
 
Вологда
Православный христианин
Вадим, я постоянно повторяю эту строчку, когда вижу, что творится вокруг. Наманикюренные в золоте болонки и дети на лечение которых собирают деньги с миру по нитке
 
Переславль Залесский
Православный христианин
По поводу убиенных комаров. Вчера был такой случай. Возле дома соседей бегала молодая курочка.Но пробегавшая мимо собака откусила ей голову и побежала спокойно себе дальше... В природе смерть рядом и она постоянна.
Жизнь комара коротка и так. По моему не больше двух недель. Суть не в этом.Через нее все должны пройти.Но испытывать желание убивать,это действительно уже трагедия. Тут бывает просто тяжело, вдруг осознавать, что ты источник боли для кого-то или каких-то притеснений и уж тем более искушений, не дай Бог.
 
Православный христианин
Андрей Дмитриевич. Я оценила ваш юмор. Хочу добавить, что меня удивляет забота некоторых людей о комарах и несчастных котятах и полный игнор к рядом живущим и нуждающимся людям.
Вот есть у меня, скажем, лишняя (да нет далеко не лишняя) тысяча, которая выделена мною для помощи ближнему, так как же мне правильнее поступить - помочь семье, где толком нечем детей покормить, или девочке с ДЦП перечислить ИЛИ пожертвовать на корм бездомным собачкам.

Хотелось бы послушать и Марину.
а чего её слушать...

Жертвуйте, куда пожелание больше.что тут голову ломать. Не хотите собакам - не жертвуйте. Ничего нового по этому вопросу не могу сказать, простите.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
По поводу убиенных комаров. Вчера был такой случай. Возле дома соседей бегала молодая курочка.Но пробегавшая мимо собака откусила ей голову и побежала спокойно себе дальше... В природе смерть рядом и она постоянна.
Жизнь комара коротка и так. По моему не больше двух недель. Суть не в этом.Через нее все должны пройти.Но испытывать желание убивать,это действительно уже трагедия. Тут бывает просто тяжело, вдруг осознавать, что ты источник боли для кого-то или каких-то притеснений и уж тем более искушений, не дай Бог.
Вот именно. Убийство комаров пусть грехом и не является, но вот к такому пониманию, что ты таким вот источником являешься, надо стремиться. А то мы как? Ой, грехом не является и славно. Будем дальше чистенькими жить. Не фарисеями. Мы ведь не они..
 
Сверху