Процедура обличения. Мф 18:15-17, Гал 2:14-16

Православный христианин
Братья и сестры, мир всем. Хотелось бы поделиться и обсудить тему, которая заслуживает того, чтобы о ней еще раз вспомнить и поразмыслить, потому что приходится наблюдать, как однобокое толкование или однажды кем-то высказанное мнение умножает неразбериху. Например, не так давно имел место случай, когда известный проповедник подвергся нареканию со стороны других пастырей в связи с его деятельностью и вероучительными ошибками, о чем был сделан внутрицерковный доклад. Но даже в этом случае имели место возражения, в защиту упомянутого проповедника, говоря о том, что не была соблюдена "процедура обличения", ссылаясь на Мф 18:15-17. Хотя и не так много, но все чаще приходится слышать о процедуре обличения в разных контекстах.

Действительно ли процедура обличения выводится прямиком из Мф 18:15-17 для всех случаев, даже когда дело касается вероучительных вопросов, ереси и любых, затрагивающих общецерковное здравие? Или же она только для случаев личных обид, как буквально читаем "если согрешит против тебя брат твой"?

Есть такое мнение. В первую очередь, буквально по Евангелию, она прямиком относится к личным обидам и только к ним, к согрешению одних против других. Но, во-вторых, нам нужно придерживаться духа заповеди во всех случаях, когда это возможно, оправдано, не вредит общецерковному здравию. Например, если человек множит соблазны или уклоняется в ересь, то хорошо, если можно, сказать ему это "между тобою и им одним" и тем самым предоставить ему возможность самому исправить свои ошибки. В других же случаях, когда человек не исправляется и не исправляет самостоятельно своих ошибок, или же ситуация сложилась так, что во избежание вреда для Церкви необходимо предать дело гласности, тогда обличения "между тобою и им одним" неуместны. Посмотрим.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Мф 18:15-17)

Теперь другой пример, который, как кажется, несправедливо обходят вниманием, когда говорят о процедуре обличения.

Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по - язычески, а не по - иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по - иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. (Гал 2:14-16)

Для подобного случая, как в Гал 2:14-16, мы, кажется, даже могли бы, увлекаясь процедурами, рассуждать так: дело касается самого Апостола, и ведь, казалось бы, такое публичное обличение при всех могло бы быть тоже вредным для Церкви, если подрывало авторитет обличаемого апостола в глазах других верующих. Не рядового пастыря, а самого Апостола. И, казалось бы, обличение потише, "между тобою и им одним" было бы как нельзя лучше в этом случае, и для самого обличаемого, и может быть даже, что для всех. И если с первым пунктом проще, то со вторым не так просто - понять, что же будет полезнее или же менее болезненно для Церкви: публичное обличение заблуждений или сохранение в неприкосновенности авторитета апостола. Однако, пример у нас есть. Пример серьезный. На мой взгляд - и думаю, большинство согласится, потому что здесь все в принципе очевидно - процедура обличения по Мф 18:15-17 никак не приложима ко всем случаям подряд, и потому пример Гал 2:14-16 да удержит нас от неверных мнений по поводу процедуры обличения.

В то же время, и вчера мы вступили в пост, посвященный памяти христианских мучеников и первоверховных апостолов Петра и Павла, хотелось бы выразить восхищение в связи с этими строками Гал 2:14-16. Восхищение чем именно? Ревностью святого апостола Павла по евангельской истине и здесь же удивительным смирением святого апостола Петра ради той же евангельской истины. Как один не преминул обличить заблуждение, невзирая на лица, искренно заботясь о том, чтобы оно не укоренилось среди верующих, так другой смиренно сносит это ради общецерковного здравия.
(И рассуждая по-своему, душевно, меня, признаюсь, чуть клонит в мысль, что можно было бы наверное и избежать публичного обличения в этом случае... В общем, по-своему, душевно, я бы сказал, что скорее, наверное, все-таки на стороне Петра... А вот и нет! Ведь речь идет о евангельской истине и самих первоверховных апостолах, поэтому ни на какой стороне быть я не могу, а просто сразу же отметаюсь в сторону и созерцаю пример, внимаю, пытаюсь понять и делаю выводы.)

Итак, у нас есть два фрагмента. Так что по поводу процедур обличения есть над чем задуматься. Оказывается, процедуры бывают разные.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
К сожалению, часто, обличающий стремясь соблюсти исполнение закона, теряет духовную рассудительность, не видя, что с этим теряет и дух Христа, превращаясь в законника фарисея. Потому первым делом, полагаю необходимо свое видение соотнести с духом любви Христа, а уж потом предлагать ревность по Нему. Просто тогда слова обличения будут диктоваться сердцем, направленные скорее на спасение самого человека, а не на соблюдения им правил,потому как в них будет виден истинный смысл поступков этого человека... Как поступил апостол Павел к брату во Христе Петру.
 
Православный христианин
Действительно ли процедура обличения выводится прямиком из Мф 18:15-17 для всех случаев, даже когда дело касается вероучительных вопросов, ереси и любых, затрагивающих общецерковное здравие? Или же она только для случаев личных обид, как буквально читаем "если согрешит против тебя брат твой"?
И, казалось бы, обличение потише, "между тобою и им одним" было бы как нельзя лучше в этом случае, и для самого обличаемого, и может быть даже, что для всех.
Мне кажется,ключевое слово здесь-"против тебя...".Тоесть,если это касается двоих,то как бы логично,что этим двоим стоит сначала решить вопрос между собой,а уж потом-публично?...
Тоесть если есть возможность "не выносить на люди"-то этим надо воспользоваться.
Такой вопрос-а если человек уже выносит это на публичное обсуждение-публично грешит?Давайте спроецируем это на форум-если вам грешат в личку-логичнее всего и решить это в личке-если грешат публично-логичнее всего публично это и решить?Если менять это местами,возникает вопрос-с какой стати?Вы,насколько я понял за то,что бы грешить "громко",а обличение было "потише"?..
Может и грешить тогда стоит потише?Или вообще не грешить?
 
Православный христианин
Вы,насколько я понял за то,что бы грешить "громко",а обличение было "потише"?..
Может и грешить тогда стоит потише?Или вообще не грешить?
Взяли два фрагмента моего сообщения - одно из начала, другое из конца, которые сказаны о разном, присоединили их один к другому, придумали мне мое мнение... Нет, конечно, я не за то, чтобы грешить громко, а обличение потише; совсем за другое. Выделенное жирным - это вопрос темы, сама тема. А "и казалось бы, обличение потише" это мысли об особенной ситуации с апостолами, когда подрыв авторитета апостола тоже может быть немало вреден, понимаете? Т.е. это самые истоки новозаветной Церкви, это столпы ее, и вдруг если у верующих заронится сомнение в авторитете апостола, в правильности его наставлений, а ведь сказано "братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Фес 2:15). Потому и "казалось бы", что может так показаться по иной логике. Это не мнение, а просто рассуждение, как может быть, как можно подумать, какое отношение здесь может сложиться. У меня, у вас, у кого-то еще.

Семен, изначально тема касается того факта, что заповедь Мф 18:15-17 и именно "обличи между тобою и им одним" пытаются распространять на все случаи, и это неприемлемо. Т.е. заповедь - да, как вы сказали, если это касается двоих. Поэтому если касается и других людей тоже, то эти случаи под нее уже не подпадают, и мы можем здесь только постараться придержаться духа заповеди, где возможно. Например, когда публично множатся соблазны или искажается вера, то следовать Мф 18:15-17 в части "обличи между тобою и им одним" оказывается вредно, неправильно. И пример тому Гал 2:14-16. Вот в принципе и все.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Взяли два фрагмента моего сообщения - одно из начала, другое из конца, которые сказаны о разном, присоединили их один к другому, придумали мне мое мнение... Нет, конечно, я не за то, чтобы грешить громко, а обличение потише; совсем за другое. Выделенное жирным - это вопрос темы, сама тема. А "и казалось бы, обличение потише" это мысли об особенной ситуации с апостолами, когда подрыв авторитета апостола тоже может быть немало вреден, понимаете? Т.е. это самые истоки новозаветной Церкви, это столпы ее, и вдруг если у верующих заронится сомнение в авторитете апостола, в правильности его наставлений, а ведь сказано "братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Фес 2:15). Потому и "казалось бы", что может так показаться по иной логике. Это не мнение, а просто рассуждение, как может быть, как можно подумать, какое отношение здесь может сложиться. У меня, у вас, у кого-то еще.

Семен, изначально тема касается того факта, что заповедь Мф 18:15-17 и именно "обличи между тобою и им одним" пытаются распространять на все случаи, и это неприемлемо. Т.е. заповедь - да, как вы сказали, если это касается двоих. Поэтому если касается и других людей тоже, то эти случаи под нее уже не подпадают, и мы можем здесь только постараться придержаться духа заповеди, где возможно. Например, когда публично множатся соблазны или искажается вера, то следовать Мф 18:15-17 в части "обличи между тобою и им одним" оказывается вредно, неправильно. И пример тому Гал 2:14-16. Вот в принципе и все.
Немного непонятно,кто пытается обличать апостола,но вообще я имел ввиду,что повидиму степень публичности обличения напрямую зависит от степени публичности согрешения.Тоесть если человек сам выносит на люди свой грех,глупо требовать взамен какой то "тайности" обличения.Ну и наоборот соответственно.Если же человек продолжат упорствовать,несмотря на все уговоры и увещевания,то сей человек должен быть изгнан из Церкви,не потому что другим как бы он не нравится,а как констатация факта сознательного отторжения себя самого от Христа.Епитимия это своего рода прообраз ада,только с той разницей,что здесь это воспитательная мера,а там-приговор.Но иногда даже этого делать нет нужды-Господь сам преграждает путь такого человека в Церковь,как вполне негодного и недостойного-как язычника.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
К сожалению, часто, обличающий стремясь соблюсти исполнение закона, теряет духовную рассудительность, не видя, что с этим теряет и дух Христа, превращаясь в законника фарисея. Потому первым делом, полагаю необходимо свое видение соотнести с духом любви Христа, а уж потом предлагать ревность по Нему. Просто тогда слова обличения будут диктоваться сердцем, направленные скорее на спасение самого человека, а не на соблюдения им правил,потому как в них будет виден истинный смысл поступков этого человека... Как поступил апостол Павел к брату во Христе Петру.
вот например...

"Я проводя время в молитвах, (чтении) псалмов и (составлении) гимнов, и воспевая Тебя, единого благоутробного (Владыку), не воспринимаю чувством Твоей славы и света. И подобно тому как еретики, многому научившись, мнят, что познали и знают Тебя, мнят, несчастнейшие, что и видят Тебя, Боже мой; так и я, произнося много молитв и псалмопений одним языком своим, положим же, что и сердцем, на основании этого полагаю, что обладаю высшей степенью веры, думаю, что восринял всякое познание истины и ни в чем более не нуждаюсь; на основании того же я заключаю, что вижу Тебя, Свет мира – Спасителю, и говорю, что имею Тебя, и Ты сопребываешь со мною. Воображая, что приобщаюсь Твоей Божественной природы, я против себя же подыскиваю выдержки и речения. (Так) отыскав из Писания, я привожу (следующее) свидетельство, говоря: Господь сказал, что ядущие Его плоть и пиющие Его кровь в Нем пребывают, равно и Он Сам, Владыка, в них обитает (Иоанн. 6, 56). Итак, говоря это, я утверждаю, что в удержимом [виде] тела Неуловимый пребывает, как уловимый, и совершенно Невидимый, как видимый и держимый. Но я несчастный не понимаю того, что [только] в тех, в которых Ты изволишь, в чувственном, держимом и видимом Ты, Создатель, пребываешь, как чувственный, держимый и видимый. В нечистых же, каков я, или лучше (сказать) недостойных Ты, обоготворяя чувственное Твое тело и кровь и (делая его) совершенно недержимым и неуловимым, неизменно изменяешь его, вернее же – поистине претворяешь в духовное и невидимое, как некогда, дверем затворенным, Ты вошел и вышел (Иоан. 20, 19 – 26) и в [другой раз] сделался невидим на глазах учеников во время преломления хлеба (Лук. 24. 30 -31). Так и ныне в [таинстве Евхаристии] хлеб Ты соделываешь телом Твоим духовным. А я думаю, что, делаясь причастником Твоей плоти и приобщаясь Тебя, я [всегда] удерживаю Тебя, хотел ли бы Ты или не хотел, и воображаю, Христе мой, что бываю как бы святым, наследником Божиим и Твоим сонаследником и братом, и причастником вечной славы. Итак, не ясно ли отсюда, что я являюсь совершенно бесчувственным и не понимаю, очевидно, того, о чем пою и воспеваю, что говорю и о чем всегда размышляю. Ибо если бы вполне разумел, то знал бы, конечно, и то, что Ты, Боже мой, для того непреложно сделался человеком, чтобы, восприняв меня, всего обоготворить, а не для того, чтобы Ты, как человек, пребывал в тучной плоти, и чтобы, будучи, как Бог, по природе совершенно недержимым, нетленным и неуловимым, Ты держим был в тлении. Если бы я знал, что тело Твое Божественное неуловимо, и верил, что кровь Твоя святая для меня недостойного поистине является огнем неприступным; то я приобщался бы их со страхом и трепетом, очищая себя слезами и воздыханиями".

Преподобный Симеон Новый Богослов (XI век), "Гимны" составленные из его записок, цитата.

Глубоко интимное откровение о себе даёт даёт отец Семеон. Согласен с каждым его словом... И каждое слово откликается и в моем сердце.

И заметьте, он обличает первым делом себя... В этом и есть признак присутствия духа истины в нем. Хотя мог бы в маловерии обвинить других и найти кучу благочестивых поводов для обличения их.
 
Православный христианин
Максим, вы ведь уже подобный вопрос задавали о.Олегу Стеняеву: Процедура обличения...
Вам какой-то конкретный случай покоя не даёт?
На мой вопрос о.Олег ответил: И это необходимо сделать, так-как человека могли оговорить, или, мы не правильно его поняли.
С этим ясно. В своем сообщении я это и имею в виду, когда говорю, что мы можем здесь (т.е. когда дело касается многих) только постараться придержаться духа заповеди, где возможно, сказать человеку один на один и тем самым предоставить ему возможность самому исправить свои ошибки. Но вопрос все-таки шире и предполагает также и ситуации, когда кроме того, что "человека могли оговорить, или, мы не правильно его поняли", все изначально ясно или со временем уже стало ясно. В том же вопросе я спрашиваю: Неужели чтобы христианину проконстатировать, что это белое, а это черное (и что, к сожалению, этот человек учит неверно, и мы будем за него молиться и т.п.) нужно предварительно выходить на связь лично с каждым проповедником? Неужели этот вопрос не важен, и вы действительно собираетесь каждый раз выходить на связь с каждым, кто сеет соблазн или искажает веру, перед тем, как что-то вообще об этом сказать, публично или непублично? Звучит абсурдно, но если мы ставим "процедуру обличения" Мф 18:15-17 во главу угла и здесь (хотя заповедь о том, когда дело о двоих, о личных обидах - "согрешит против тебя"), то так оно и получается, поскольку изначально руководствовались не тем. Причем, даже если говорить о таком случае, когда "мы не правильно его поняли"... Ситуация хотя и реальная, но маловероятная, чтобы один кто-то неправильно понял, да попался такой вредный, что сразу стал публично обличать, даже не уточнив; а если не обличил, а уточнил или исправил там же, пусть публично, чтобы внести ясность - что плохого? Маловероятно и то, чтобы многие люди одновременно неправильно поняли; и уж если так получилось, то наверное все-таки сам человек неясно выражался, и что же - все должны писать ему личные письма, чтобы уточнить, что он имел в виду, или можно все-таки публично уточнить, чтобы всем было ясно? Или же публично сказать: этот человек говорит так и так, а это неправильно; может быть, он не это имел в виду, но то, что он говорит - неверно. И кто непонятно выражался, сам уточнит, что он имел в виду что-то другое, и никаких соблазнов сеять не думал. Разве это необычно? Вполне обычные ситуации. Так причем здесь вообще процедура обличения? Да, мы придерживаемся духа заповеди, и даже не Мф 18:15-17, а о любви к ближнему, чтобы не поступить с человеком несправедливо, неполюбовно, не оклеветать, но в то же время оставаясь в пределах разумного, не способствуя соблазнам и не забывая о других. В заповеди же Мф 18:15-17 сказано "если согрешит против тебя брат твой", о личных обидах. Когда же дело касается многих, мы можем только придержаться заповеди о любви к ближнему (пусть на практике это и выразится обличением "между тобою и им одним", когда возможно, и будет таким образом подобно Мф 18:15-17).

Покоя мне не дает то, что неверное понимание будто закрепляется в норму, до абсурда. И то, что я здесь написал, пространные рассуждения, можно вовсе не читать, а прочесть Гал. 2:14-16. Апостол не последовал процедуре обличения Мф. 18:15-17, значит, все-таки такой процедуры на все случаи жизни нет. И мы не можем себе позволить применять ее ко всем случаям, расширяя заповедь до пределов, куда она не относится, потому что Св.Писание так не учит. У меня со временем копилось недоумение на этот счет, приходилось слышать, что люди говорят о процедуре обличения даже там, где об обличении речь-то собственно и не идет, в вопросах более простых и понятных, но затем вспомнился фрагмент Гал. 2:14-16, где ситуация почти противоположная, т.е. даже тогда, когда, казалось бы, процедура обличения один на один очень желательна, апостол так не делает. Мои рассуждения можно просто выкинуть, а Гал. 2:14-16 вы уже не выкинете.
(Хотя, может, скоро и это выкинут. И тогда будут нам рассказывать, что напиши-ка ты, мил человек, сначала письмо одному лжеучителю, другому косноязычному, третьему шутнику, подожди ответа, а потом уже имеешь право шепотом сказать, что кто-то что-то говорит неправильно, иначе ты согрешаешь, мил человек. И так получится, что кривобокое понимание укоренилось по нашей невнимательности, а враг принял на вооружение и использовал нашу невнимательность против нас. Неведение опасно, безразличие тем более.)
 
Последнее редактирование:
Россия , ЦФО
Православный христианин
вот например...

"Я проводя время в молитвах, (чтении) псалмов и (составлении) гимнов, и воспевая Тебя, единого благоутробного (Владыку), не воспринимаю чувством Твоей славы и света. И подобно тому как еретики, многому научившись, мнят, что познали и знают Тебя, мнят, несчастнейшие, что и видят Тебя, Боже мой; так и я, произнося много молитв и псалмопений одним языком своим, положим же, что и сердцем, на основании этого полагаю, что обладаю высшей степенью веры, думаю, что восринял всякое познание истины и ни в чем более не нуждаюсь; на основании того же я заключаю, что вижу Тебя, Свет мира – Спасителю, и говорю, что имею Тебя, и Ты сопребываешь со мною. Воображая, что приобщаюсь Твоей Божественной природы, я против себя же подыскиваю выдержки и речения. (Так) отыскав из Писания, я привожу (следующее) свидетельство, говоря: Господь сказал, что ядущие Его плоть и пиющие Его кровь в Нем пребывают, равно и Он Сам, Владыка, в них обитает (Иоанн. 6, 56). Итак, говоря это, я утверждаю, что в удержимом [виде] тела Неуловимый пребывает, как уловимый, и совершенно Невидимый, как видимый и держимый. Но я несчастный не понимаю того, что [только] в тех, в которых Ты изволишь, в чувственном, держимом и видимом Ты, Создатель, пребываешь, как чувственный, держимый и видимый. В нечистых же, каков я, или лучше (сказать) недостойных Ты, обоготворяя чувственное Твое тело и кровь и (делая его) совершенно недержимым и неуловимым, неизменно изменяешь его, вернее же – поистине претворяешь в духовное и невидимое, как некогда, дверем затворенным, Ты вошел и вышел (Иоан. 20, 19 – 26) и в [другой раз] сделался невидим на глазах учеников во время преломления хлеба (Лук. 24. 30 -31). Так и ныне в [таинстве Евхаристии] хлеб Ты соделываешь телом Твоим духовным. А я думаю, что, делаясь причастником Твоей плоти и приобщаясь Тебя, я [всегда] удерживаю Тебя, хотел ли бы Ты или не хотел, и воображаю, Христе мой, что бываю как бы святым, наследником Божиим и Твоим сонаследником и братом, и причастником вечной славы. Итак, не ясно ли отсюда, что я являюсь совершенно бесчувственным и не понимаю, очевидно, того, о чем пою и воспеваю, что говорю и о чем всегда размышляю. Ибо если бы вполне разумел, то знал бы, конечно, и то, что Ты, Боже мой, для того непреложно сделался человеком, чтобы, восприняв меня, всего обоготворить, а не для того, чтобы Ты, как человек, пребывал в тучной плоти, и чтобы, будучи, как Бог, по природе совершенно недержимым, нетленным и неуловимым, Ты держим был в тлении. Если бы я знал, что тело Твое Божественное неуловимо, и верил, что кровь Твоя святая для меня недостойного поистине является огнем неприступным; то я приобщался бы их со страхом и трепетом, очищая себя слезами и воздыханиями".

Преподобный Симеон Новый Богослов (XI век), "Гимны" составленные из его записок, цитата.

Глубоко интимное откровение о себе даёт даёт отец Семеон. Согласен с каждым его словом... И каждое слово откликается и в моем сердце.

И заметьте, он обличает первым делом себя... В этом и есть признак присутствия духа истины в нем. Хотя мог бы в маловерии обвинить других и найти кучу благочестивых поводов для обличения их.
Как красиво!
 
Сверху