Проповедь старообрядцам

Москва
Православный христианин
Здравствуйте о. Олег!
Есть ли у Вас какие-нибудь материалы, методички, правила ведения диспута с старообрядцами - поповцами? Слышал об антираскольнических трудах православных миссионеров царских времен, но единоверцы говорят что в этих трудах пишут одну ложь. Да и потом, актуальны ли они сейчас? Ведь с старообрядцев были сняты анафемы и их обряд признан равноспасательным...
 
Москва
Православный христианин
20120515112455_bfc_15.jpg


Все эти труды потеряли всякую свою актуальность, так-как на Поместном Соборе РПЦ МП 1971 года, обряды и действия были признаны "равно благодатными".
И de facto это произошло значительно ранее, и уже 27 декабря в 1800 году, при подписании императором Павлом I "прошения" о в видении единоверия.
Указ Николая II от 17-го апреля 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости", запрещает использовать по отношению к ним, и наименования "раскольники".
Нам остается только молится о соединении...

Интерес представляет и следующий документ, принятый на Соборе РПЦЗ (2000 года):

Верующих чад Русской Православной Церкви на Родине и в рассеянии, держащихся старого обряда, Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) приветствует!
Возлюбленные братья и сестры по святой православной вере нашей: благодать и милость Человеколюбца Спаса да будут с вами во веки!
В год, когда святая Православная Церковь обращена к двухтысячному юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Исуса Христа, мы, Собор епископов РПЦЗ, на наших заседаниях думаем и о том, как бы мы могли способствовать уврачеванию того разделения, которое уже столько столетий переживает Церковь Русская вследствие богослужебных изменений, установленных в 17 веке.
Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда; о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Российской Церкви только за любовь старообрядцев к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его.
Русская Зарубежная Церковь с самого своего основания соответственно искала примирения со старообрядцами и на своем Третьем Всезарубежном Соборе, состоявшемся в 1974 г., во всеуслышание провозгласила древние богослужебные обычаи и обряды православными и спасительными; запрещения же и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи считать недействительными, отмененными и яко не бывшими.
И несмотря на это, хотя наша иерархия и наши верующие никогда не участвовали в преследованиях и насилиях, причиненных старообрядцам, мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам.
Этим мы хотели бы последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи Святителя Иоанна Златоуста в Царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили Святителя.
Применяя его слова, мы взываем к преследованным:
«Простите братья и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях.
Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам.
Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в содеянном вам и испрашивают прощения».
В ХХ веке на Православную Русскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима. Перед нашими глазами ярким образом представилось преследование при малодушном или даже безсовестном сотрудничестве и пособничестве гражданским безбожным властям со стороны лиц, именующих себя церковными. Мы со скорбью признаем, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад старого обряда нашими предшественниками.
Итак, мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и тем самым ослабивших духовную мощь Русской Церкви.
Мы торжественно провозглашаем свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану и молимся о том, чтобы мы, если на то будет воля Всемилостивого Бога, могли бы участвовать в таком богоугодном деле.
Мы верим, что с обеих сторон требуется воля следовать спасительным заповедям Христовым в исповедании, что не обряды наши сами по себе приближают нас к Богу, но покаяние наше, смирение, готовность к взаимному прощению, любовь и все христианские добродетели устрояют нам наше спасение.
Мы искренно желаем встретить представителей Церквей старого обряда и согласий, а также их приходов, дабы мы могли совместно разрушить средостение, разделяющее нас и подготовить путь к добрым отношениям и, наконец, к восстановлению полного общения между нашей Церковью и теми, кто стремится сохранить старый обряд в лоне Русской Церкви.
+ Митрополит ВИТАЛИЙ, Первоиерарх РПЦЗ
+ Архиепископ ЛАЗАРЬ Одесский и Тамбовский
+ Епископ ВЕНИАМИН Черноморский и Кубанский
+ Епископ ВАРНАВА Каннский
+ Епископ ДАНИИЛ Ирийскийи др. епископы РПЦЗ
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ, «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ»

17 апреля 1905 г.

151822.p.jpg


В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.
Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.
Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, повелеваем:
1) Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.
2) Признать, что, при переходе одного из исповедующих туже самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.
3) Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат по желанию их исключению из числа православных.
4) Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.
5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.
6) Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.
7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.
9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.
10) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п.9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.
11) Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.
12) Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного.
13) Установить, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовнаго начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительнаго. Изъятия из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могутъ быть установлены только в законодательном порядке.
14) Признать, что во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания.
15) Признать подлежащими пересмотру законоположения, касающиеся важнейших сторон религиозного быта лиц магометанскоаго исповедания.
16) Подвергнуть обсуждению действующие узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в официальных актах идолопоклонниками и язычниками; — и
17) Независимо от этого привести в действие и остальные, утвержденные Нами сего числа положения Комитета Министров о порядке выполнения пункта шестого указа от 12 Декабря минувшего года.
К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано:

«НИКОЛАЙ»
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
На подлинном собственною рукою Императора Павла I написано:

"Быть по сему октября 27 дня 1800 года. Гатчино".

pavel_i.jpg


Святейшаго Правительствующаго Синода Члену великому Господину Высокопреосвященнейшему Платону Митрополиту Московскому и Калужскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту и орденов Святых Апостола Андрея и Александра Невскаго Кавалеру.

Московских старообрядцев всепокорнейшее

Прошение:

Надеясь на безпримерныя щедроты и великия милости Его Императорскаго Величества Благочестивейшаго Государя нашего Императора Павла Петровича к сторообрядцам и на благоснисхождение пастырей Грекороссийския Церкви к оным, восприяли мы непременное намерение и желание воспользоваться Монаршими щедротами, и пастырским благоснисхождением, и испрашивать об открытии себе Святых Церквей, и о снабдении нас правильными священниками; а на каком положении о том явствует в нижеследующих статьях.
1. Святейший Синод разрешил преждеположенныя клятвы на двоеперстное сложение и другие, подобные сему, обряды.
2. Да соблаговолит ваше высокопреосвященство избрать священников и диаконов, кои по собственному желанию согласятся быть в старообрядчестве, и по желанию прихожан. - Если же таковых не окажется, то хиротонисать по старопечатным книгам, избранных вашим высокопреосвященством священников, и по согласию прихожан. - Также священников, уклонившихся в старообрядчество до ныне, если они окажутся безпорочны, и явятся к вашему высокопреосвященству с истинным смирением, таковых разрешить и благословить отправлять службу Божию и требы христианския; отлучившиеся же таковые священники без воли своего Епископа, впредь к старообрядческим церквам принимаемы не будут.
3. Дабы Святейший Синод и ваше высокопрсосвященство благословили старообрядческим священникам службу Божию, таинства и требы христианския совершать по старопечатным книгам при всероссийских Патриархах Иове, Ермогене, Филарете, Иоасафе и Иосифе. Чему следовать должны диаконы и церковнослужители.
4. Церкви для старообрядцев освятить вашему высокопреосвященству по старопечатным книгам, или по благословению вашего высокопреосвященства, старообрядческим священникам; и да будут Антиминсы, освященные при вышепоименованных Патриархах, или вновь освящены быть имеют вашим высокопреосвященством по старопечатным книгам, и изображены так, как показано в старопечатном потребнике.
5. Старообрядческих священников не требовать в Грекороссийскую церковь к соборным молениям, как-то: к крестные ходы и тому подобное; а отправлять им по благословению вашего высокопреосвященства в церквах старообрядческих оныя соборныя моления. Также не принуждать старообрядцев к допущению на общее моление знаменующихся тремя персты, брады бриющих, и прочия имеющих несогласия древним обыкновениям, выключая высочайших особ. Старообрядцам, хотя и не записанным, но издавна удалившимся от сообщества Грекороссийския Церкве, таковым не возбранять присоединяться к церкви старообрядческой.
6. Старообрядческим священникам и приемлющим сие священство старообрядцам по духовным делам быть под судом и в полном ведении у вашего высокопреосвященства; по делам же, принадлежащим до старообрядцев, благоволите чинить разбирательство и суждение чрез старообрядческих священников, выключая таковых дел, кои требуют законнаго следствия. Но в чем надлежит оным священникам относиться к Святейшему Синоду и вашему высокопреосвященству, на то иметь особаго письмоводителя с произвождением платы от общества старообрядческаго.
7. Старообрядческие священники да будут снабжены Святым мvром от вашего высокопреосвященства.
8. Старообрядческих священников не принуждать исповедь иметь, кроме старообрядческих же священников.
9. Благоволите ваше высокопреосвященство благословлять старообрядческих священников и старообрядцев, слагая два перста по обычаю древле бывшему в России.
10. Священнодействия, до ныне старообрядческими священниками учиненныя, как-то: крещение, бракосочетание, молитвословие, монашество (если к сему не окажется со стороны светскаго правительства препятствия) и другия требы христианския да будут оставлены в существенной их силе, а не повторять оныя; разве токмо окажется каковый-либо из оных старообрядческих священников бывших до ныне, самозванец, или правильно изверженный, священнодействия оныя совершал. - Также и старообрядческие священники, определяемые ныне к старообрядческим церквам, не долженствуют поправлять приемлемыя старообрядцами от Грекороссийския Церкве священныя тайны, как-то: хиротонию, крещение, мvропомазание, брак и проч., но принимать оныя в действительной их силе.
11. Если кто из сынов Грекороссийския Церкве пожелает приобщиться Святых Таин от старообрядческаго священника, таковому не возбранять, - равнож, если и старообрядец пожелает приобщиться Святых Таин в Грекороссийской Церкви, не возбранять оному.
12. Если учинит старообрядческий священник преступление, достойное извержения, таковый предоставляется суду вашего высокопреосвященства. - А если же в таковой вине окажется, за которую только временно должен понести наказание, таковой епитимийствуется при церквах старообрядческих по разсуждению вашего высокопреосвященства.
13. При старообрядческих церквах иметь троечастныя книги. - Но во время святых постов, если кто из старообрядцев по каким-либо встретившимся обстоятельствам, на исповеди и у причащения Святых Таин не будет, таковых ко взысканию с них штрафных денег не выписывать, и о том никуда не представлять, но да судят о том духовные их отцы по священным правилам. - Еслиж кто по нерадению, или пренебрежению, или другим незаконным причинам уклоняться будет от оныя Святыни, таковых записывать в особыя книги, и наказывать епитимиею, и другим духовным исправлением.
14. Если случится быть браку, состоящему одной половине Грекороссийския Церкве, а другой - старообрядческой, таковых по общему согласию или в Грекороссийской, или старообрядческой церкви.
15. Священники старообрядческие во всех служениях имеют приносить моление о Высочайшем здравии и благоденствии Его Императорскаго Величества, Супруги Его, Ея Императорскаго Величества, Наследника Его, всей Высочайшей фамилии и прочих, кого следует, по данной от Святейшаго Синода форме.
16. Распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения, ибо таковая обоесторонняя разность, как не принадлежит по сущности веры, то и да пребудутъ старообрядцы и сынове Грекороссийския церкве в мире, любви и соединении, яко чада единыя Святыя Соборныя и Апостольския церкви.
Того ради, препоручая себя в Милостивое вашего высокопреосвященства благоволение, всепокорнейше просим изъявить нам Архипастырскую Свою милость и благоснисхождение, открыть нам Святыя церкви и снабдить нас правильными священниками и о сем нашем прошении милостивое решение учинить.

К сему прошению Московской первой гильдии купец Григорий Александров в семействе имею пять человек и руку приложил.

(Далее идут по этакому же образцу остальныя подписи, количеством до 250 лиц).

Донесение митрополита Платона Св. Синоду о просьбе московских старообрядцев:

Святейшему Правительствующему Синоду от синодальнаго члена Платона, Митрополита Московскаго и свято Троицкия Сергиевы Лавры Архимандрита:
ДОНОШЕНИЕ
Находящиеся в Москве именующии себя Старообрядцами, подали мне прошение, на коем до 250-ти человек подписались, прося, чтоб дозволить иметь церковь, и дать священников; а на каком основании, прилагаю при сем с их прошения точную копию.
О чем, яко о деле для церкви важном, довольно разсуждая, тоже самое к прилежному разсуждению предложил и Консистории вкупе со обретающимися в Москве Архимандритами и всех сороков благочинными, которые по тому представили мне разныя мнения; с каковых мнений прилагаю при сем точныя копии. Я во все то вникая со тщанием, сколько важность материи требует, и призвав Пастыреначальника Христа в помощь, мнение свое полагаю следующее, объясняя каждую статью по порядку, в их прошении прописанному.
1. От клятв, прежде на них возложенных, разрешить: ибо хотя церковь на них оныя возложила праведно, что они и сами признают, почитая ими себя связанных и от оных просят разрешения; но как ныне они сближаются или паче соединяются с церковию, и истину ея, и таинства, и священство ея признают действительными, то и потребно сие разрешение, и не должна более теми клятвами их совесть быть отягощаема, под каковыми отторгающиеся еще от церкви, имеют и впредь состоять праведно. А чтоб сие разрешение было открытее и их более успокаивающее, то над каждым принимаемым к дозволяемой им церкви, прочесть Епископу, или Пресвитеру с возложением руки, следующую разрешительную молитву: "Господь наш Иисус Христос, благодатию своею и человеколюбием да разрешит тя к церкви святей обращающагося, от всех клятв, им же от церкви, отторжением от нея, подверглся еси. И аз недостойный (архиерей, или иерей имя рек), властию от Него мне данною, разрешаю тя раба Божия (имя рек), от оных клятв и всех грехов твоих: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь".
2. Вторую статью во всей ея силе по снисхождению дозволить: но с тем, чтоб определить священников по избранию прихожан и по разсмотрению и разсуждению Епископа, а прежних их попов яко беглецов и предателей церкви, совести и сана своего, к таковой церкви не определять.
3. Третию статью так же дозволить: ибо хотя в книгах, ими употребляемых и находятся погрешности, но не в существенных веры догматах, а в словах и обрядах, и что приобретение мира церковнаго есть важнее сего.
4. На четвертую статью можно преподать согласие.
5. Так же. Но что надлежит до недопущения им в церковь некоторых ими объясненных особ, на сие согласиться предусмотрительно, а предоставить сие благоразсуждению определенных к ним священников с наставлением Епископа. А чтоб не возбранять присоединиться к церкви ими просимой, и другим не записным, но издавна удалившимся от сообщества Грекороссийския церкви, сие не иначе дозволено быть может, как по изследовании от Епископа, что он никогда дотоле в церковь православную не ходил, и Таинств ея не принимал; и то, нашедши его таковым, при принятии к церкви прочесть над ним вышеписанную разрешительную молитву. А в церкви нашей православной доселе бывших, никак до такового присоединения не допускать.
6. Шестую статью можно принять.
7. Приемлется.
8. Оставить сие каждому священнику на совесть.
9. Сие предоставить благоразумию и совести каждаго Епископа, однако предохраняя других от соблазна.
10. Приемлется.
11. По сей статье сын православныя Грекороссийския церкви не иначе может иметь дозволение, разве в крайней нужде и в смертном случае, где б не случилось найти православнаго священника и церкви, а старообрядцу дозволять то без всякаго затруднения.
12. Приемлется.
13. Хотя на сию статью и можно согласиться, но как деньги штрафныя собираются в казну, то сие зависит от благоразсмотрения Святейшаго Синода. А ежелиб и все православные от онаго денежнаго штрафа были освобождены, а наказаны б они были за духовное преступление духовными епитимиями, сие бы сходственнее было с духовным прегрешением.
14. Сию статью принять можно.
15. Сие необходимо потребно.
16. Требование благое и достойное, чтоб оное было от всех сохраняемо в точности.
Сверх всего того заключаю свое мнение тем: 1-е, чтоб по таковом взаимном всего вышеписаннаго принятии и согласии, таковых приемших, и согласившихся и получивших на вышепрописанном основании церковь, не называть более раскольниками или старообрядцами; ибо в церкви ничего новаго нет, и нет новообрядцев; а называть их соединенцами или единоверцами, на что они, особливо на последнее по предложению моему и согласны быть оказываются, а потому и церковь их имеет называться единоверческою, а в упорстве и во отторжении от церкви прибывающие да останутся при прежнем их имяновании раскольниками. 2-е. При дозволении просителям церкви потребно быть судится провозгласить следующее: что несчастливый раскол от чего произошел и когда, сие известно из многих изданных о том книг. Церковь все тщание и ревность прилагала к приведению на путь истины отторгшихся от нея, и для того изданы многия книги, в коих явственно и доказательно показано и заблуждение отторгшихся, и погрешности от нерадения и невежества взошедшия в прежния церковныя книги, и как сходственно с греческими и славянскими древними книгами оныя погрешности исправлены, и что таковым образом исправленныя книги в нашей церкви православной употребляются; и хотя и ныне не может быть о всем том иная церкви мысль, разве каковая ею доселе за истину признана и признается, однако церковь, яко мать сердобольная, не видя в обращении отторгшихся от нея великаго успеха, (хотя некоторые Богом просвещенные и совершенно соединяются с нею) разсудила за благо учинить некоторое таковым в неведении погрешающим снисхождение, однако без соблазна правоверных, особливо разсуждая их прошение, которое довольным образом их с церковию сближает, или паче соединяет, следуя примеру Апостольскому, иже немощным бысть яко немощен, но с тем, да немощных приобрящет; и дабы возыметь благую надежду, что таковые со времянем, Богом просветятся и ни в чем в неразнствующее с церковию приидут согласие. Прописать сие почитается нужным, дабы всем ведомо было, по какой вине церковь ныне таковое им творит снисхождение, и дабы развратные не протолковали акиб святая церковь свое прегрешение, а их истину познала, как то некоторые дерзают и мыслить и говорить.
Того ради с прописанием сего моего мнения, предаю в благоразсмотрение Святейшаго Правительствующаго Синода и имею ожидать указаннаго предписания. А при том прошу, ежели по сему велено будет просителям дать церковь, то чтоб устроить повелеть на нынешнем их кладбище, о чем они меня настоятельно просили.
Вашего Святейшества послушный (Платон Митрополит Московский).

1082_mainfoto2_01.jpg
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Большое спасибо О. Олег!
Я так и не понял... Почему старообрядцев(безпоповцев, беглопоповцев, поповцев)нельзя называть раскольниками?
Ведь митрополит Платон в 1-м заключении пишет: "а в упорстве и во отторжении от церкви прибывающие да останутся при прежнем их имяновании раскольниками."

Раскольники - это те, кто отдалившись от истинной Церкви, сохранив православные догматы, не признает законную иерархию, да?

И потом, как относиться к трудам бывшего феодосеевского начетчика, миссионера, единоверческого архимандрита Павла(Леднева)( 1821- 1895) и профессора МДАиС Николая Ивановича Субботина(1827 - 1905) и др. единоверцев?
Актуальны ли их труды в наше время? Ведь их деятельность проходила как раз после создания единоверия в России и есть информация, что они вернули в Церковь тысячи староверов... Или эти труды все же потеряли всякую актуальность?
 
Москва
Православный христианин
Поместный Собор РПЦ МП 1971г. Деяние освященного поместного собора русской православной церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их

mess050pic283.jpg


* Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

* Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их.

* Как известно, в период первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского Никона (1652 - 1666) Высшей Церковной властью Московского Патриархата были предприняты усилия по установлению единообразия употребляемых в Русской Православной Церкви богослужебных чинов и обрядов с таковыми же, употребляемыми, в греческих Православных Церквах. Это исправление хотя и было предпринято в соответствии с мнением на сей счет большинства архиереев и пастырей Русской Православной Церкви и при поддержке ее Предстоятелями и архиереями четырех Восточных Патриархов, однако встретило серьезную оппозицию в русских церковных кругах.

* Создавшееся в Русской Православной Церкви положение было предметом озабоченности Московского Собора 1656 года, который наложил клятву на употребляющих двуперстное крестное знамение, и Большого Московского Собора 1667 года, наложившего клятву на всех, не приемлющих церковные исправления Патриарха Никона, и на расколоучителей, активно выступающих против единства Церкви. На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви, и образовался раскол, называемый старообрядческим, который вот уже более трехсот лет продолжает составлять предмет глубокой скорби и озабоченности Русской Православной Церкви.

* Необоснованность суждений Соборов 1656 и 1667 гг. о старых обрядах дониконовских времен, как о якобы содержащих еретический смысл, давала повод усматривать в клятвенных запретах и определениях этих Соборов осуждение старых обрядов самих по себе. Между тем из неоднократных разъяснений, сделанных авторитетными иерархами Русской Православной Церкви и ее Святейшим Синодом, вполне очевидно, что подлинная цель соборных прещений Соборов 1656, 1666 и 1667 гг. заключалась в противодействии тем вождям раскола, которые, осуждая исправленные при Патриархе Никоне книги, чины и обряды, проявили свое противление Церкви, порицая содержимые ею обряды и употребляя исключительно обряды старые (см. "Изъяснение" Святейшего Синода от 1886 г.).

* Наиболее просвещенные иерархи Русской Православной Церкви, предпринимавшие возможные действия для устранения препятствий к уврачеванию раскола, понимали, что средостение, возникшее в связи с клятвенными определениями Соборов 1656 и 1667 гг., должно быть устранено.

* В известном "Увещании Православной Кафолической Церкви", увидевшем свет в 1765 году, говорилось о признании православности старых обрядов и спасительности употребления их.

* VI Отдел Предсоборного Присутствия 1906 года вынес постановление - ходатайствовать перед будущим Поместным Собором Русской Православной Церкви об отмене этих клятв.

* Об этом же говорило постановление Отдела по единоверию и старообрядчеству Поместного Собора 1917/18 г. В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде Русской Православной Церкви Патриарший Священный Синод под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященного Митрополита Нижегородского Сергия 23(10) апреля 1929 года подтвердил православие богослужебных книг, напечатанных при первых пяти Российских патриархах. Старые русские обряды были засвидетельствованы как спасительные. Порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты. Клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 гг. отменены, яко не бывшие.

* Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа:

  1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными. как и новые обряды, и равночестными им.
  2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
  3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.
* Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

* Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.

* Всесвятая и Живоначальная Троица - Отец, Сын и Святый Дух - да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас, дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись (Рим. 5, 8. 10).

* Да Приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Понял. Благодарю за ответ.

Еще вопрос:

Как сейчас принимают в Православную Церковь старообрядцев? Через Миропомазание или Покаяние? Нужно ли старообрядцам проходить чин присоединения или нет?
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Традиционно их относили к третьему чину и принимали чрез покаяние.
Исключение делалось для беспоповщины, которых принимали вторым чином (чрез миропомазание) а иногда и первым (чрез перекрещивание).
 
Москва
Православный христианин
Благодарю за ответ.

Еще вопрос:
Как относиться к данным цитатам?
............................................
............................................
............................................
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Цитаты я убрал как потерявших свою церковную актуальность, после соборных решений о которых смотрите выше.
Хотя их происхождение заслуживает изучение, так как возможно, они являются продуктом полемической активности епархиальных и синодальных миссионеров.
Например, как манипуляции с мощами Анны Кашинской...

В любом случае, это частности не имеющие отношение к общецерковной точки зрения по данному вопросу.
 
Москва
Православный христианин
Вопрос изучается в РПЦ МП (хотя он не из легких).
Но! В случае соединения, он должен иметь положительное решение по принципу экономии (οἰκονομία).
Возможны варианты с перерукоположением...
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Благодарю за ответ.

Еще вопрос:

Можно ли новообрядцам молиться в старообрядческих новозыбковских и белокринитских храмах?
 
Москва
Православный христианин
Можно ли новообрядцам молиться в старообрядческих новозыбковских и белокринитских храмах?
С канонической точки зрения нельзя...

1415624789.6753ogonek_3%20(1).jpg


Требования к внешнему виду обязательные у самих старообрядцев

Сами старообрядцы предлагают такой порядок для не старообрядцев, пришедших в их храм:
"Каждый православный христианин должен быть искренне рад, если люди неверующие или инаковерующие приходят в старообрядческий храм с чистыми намерениями. Но нельзя забывать, что храм — не музей и не театр. Это освященное место для соборной молитвы. Поэтому вполне естественно требовать от приходящих благоговейного отношения к святому месту.
До тех пор, пока старая вера не стала вашим упованием, вы можете быть в храме только зрителем, а не участником в общей молитве. Поэтому не проходите вглубь храма, постарайтесь пребывать на одном месте и воздерживаться от внешних молитвенных действий: слушать и внимать для вас пока важнее (не говоря уже о том, что, крестясь и кланяясь не по уставу, вы нарушаете церковное благочиние и отвлекаете молящихся). Уместно спросить у кого-либо, где вам лучше встать, чтобы можно было видеть и слышать все, что нужно, и при этом никому не мешать.
Напоминаем, что одежда человека, пришедшего в храм, должна быть опрятна и благоприлична. Мужчины стоят во время богослужения с непокрытой головой, женщины покрывают голову платком. В старообрядческом храме женщинам не положено находиться в шляпах и шапках. Не подходит для храма одежда, подчеркивающая формы тела, а также с короткими рукавами и декольте, мини-юбки, шорты и т.п. Для женщин приличны длинные юбки, платья, недопустимы для них брюки, джинсы и т.п. Нежелательна обувь на высоком каблуке: в ней трудно выстоять долгую службу, и она производит шум при ходьбе. Постарайтесь не пользоваться духами.
Сумки, висящие на плечах, желательно снять.
Перед тем как войти в храм, не забудьте отключить у мобильных телефонов и звуковой, и вибрационный сигналы, а также «обезвредьте» иные имеющиеся у вас устройства, издающие звуки. Не следует фотографировать, а также производить аудио- и видеозапись. Если же есть такая необходимость, обратитесь после окончания богослужения к настоятелю храма, и он подскажет, что и когда можно сфотографировать или записать.
Во время службы нежелательно разговаривать. При крайней необходимости ограничьтесь минимумом слов или жестом. Вопросы, по возможности, отложите до окончания богослужения: тогда на них вы получите более обстоятельные ответы.
Если у вас имеется требующий длительного разговора серьезный вопрос к священнику, не пытайтесь разрешить все ваши проблемы на ходу. Лучше договориться о встрече в удобное для вас и для него время.
Не обижайтесь, но простите Христа ради, если какие-то замечания показались вам несправедливыми. Помните, что все мы люди грешные и не каждый из нас достаточно тактичен.
И наконец, если вами руководит не искреннее стремление познать Истину, а иные побуждения, вам пока лучше покинуть этот храм. А мы будем молиться о «совокуплении всех», чтобы было едино стадо и един Пастырь, и, конечно, надеяться, что Господь приведет вас к Святой Церкви путем, Ему одному ведомым" (с сайта РПСЦ).
 
Последнее редактирование:
Сверху