Разговор мирянина с людьми церковными

Украина, Киев
Православный христианин
Как часто мирянину, ступая на монастырскую землю, приходится чувствовать себя "инопланетянином", слыша непривычную для себя даже не речь, а мелодию для сердца и души своей. Вместо банального "привет", или более достойного пожелания здравствовать мы слышим "Благословите", да и благодарность выражается не скупым, сократившимся за время неверия "спасибо", а полнословным "Спаси, Господи".... Только вот у меня иногда возникает ступор - порой от незнания, как правильно ответить, а порой от того, что не удается быстро перестроить сознание от суетности и речи мирской.
Подскажите, как научиться разговаривать на языке церковном?
 
Москва
Крещён в Православии
...Вместо банального "привет", или более достойного пожелания здравствовать, мы слышим "Благословите", да и благодарность выражается не скупым, сократившимся за время неверия "спасибо", а полнословным "Спаси, Господи".... Только вот у меня иногда возникает ступор - порой от незнания, как правильно ответить, а порой от того, что не удается быстро перестроить сознание от суетности и речи мирской.
Подскажите, как научиться разговаривать на языке церковном?
Если вам кажется, что это некий православный сленг, который нужно просто выучить и запомнить, то это большое заблуждение. Это не сленг и даже не дань традиции. Подходя к священнику, мы не просто приветствуем лицо облаченное священным саном, но просим благословения Бога, которое видимым образом получаем от священника. Таким образом любая встреча со священником может стать благодатной. "Спаси, Господи" - это не форма благодарения, а молитва за человека, который потрудился для нас делом, словом или душой, а так же молитва о тех, кому мы искренно желаем спасения. Если бы это было только благочестивое сочетание слов, то православные верующие были бы повинны в непрестанном произношении имени Божьего в суе. Почему мы молимся друг о друге даже тогда, когда заняты чем-то отвлеченным, житейским? Потому что заповеди молиться друг о друге и молиться непрестанно даны христианам в Евангелие, ибо это заповеди любви к Богу и человеку:

16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
(Иак.5:16)

17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.

(1Фесс.5:17-19)

(И это ещё не все цитаты из Евангелия о молитве друг за друга, желающие могут поискать их сами :) )
 
Украина, Киев
Православный христианин
Любовь, Вы не совсем поняли мой вопрос. Сленг здесь абсолютно ни при чем, ведь Вы же не считаете любой иностранный язык сленгом только за то, что он Вам недоступен. И тем не менее мы стремимся освоить иностранные языки из уважения к людям другой национальности, чтобы они правильно понимали нас, а мы - их. Так же недоступен для меня пока и церковный язык. И дело не в том, чтобы произносить пустые звуки без молитвы, а в простом незнании, что именно отвечать в какой ситуации. Для примера, я прихожанка Св.-Покровского монастыря, как-то идущая мне навстречу монахиня сказала "благословите", я понимаю, что это приветствие, но растерялась именно по незнанию, что сказать в ответ (при этом подумав "Храни, Господи") и теперь меня смущает то, что мои потупленные глаза могли быть искушением для нее.
В общем идея такова, что я хочу постичь и этот пока иностранный для меня язык, который пока что знаю только на уровне разговорника, если позволите сделать такое сравнение.

Тина, ссылка - это как раз то, что нужно:).

Господи, спаси и сохрани!
 
Москва
Православный христианин
Если вам кажется, что это некий православный сленг, который нужно просто выучить и запомнить, то это большое заблуждение. Это не сленг и даже не дань традиции. Подходя к священнику, мы не просто приветствуем лицо облаченное священным саном, но просим благословения Бога, которое видимым образом получаем от священника. Таким образом любая встреча со священником может стать благодатной. "Спаси, Господи" - это не форма благодарения, а молитва за человека, который потрудился для нас делом, словом или душой, а так же молитва о тех, кому мы искренно желаем спасения. Если бы это было только благочестивое сочетание слов, то православные верующие были бы повинны в непрестанном произношении имени Божьего в суе. Почему мы молимся друг о друге даже тогда, когда заняты чем-то отвлеченным, житейским? Потому что заповеди молиться друг о друге и молиться непрестанно даны христианам в Евангелие, ибо это заповеди любви к Богу и человеку:
Спасибо Любовь. Очень верные слова.
 
Москва
Крещён в Православии
Любовь, Вы не совсем поняли мой вопрос. Сленг здесь абсолютно ни при чем, ведь Вы же не считаете любой иностранный язык сленгом только за то, что он Вам недоступен. И тем не менее мы стремимся освоить иностранные языки из уважения к людям другой национальности, чтобы они правильно понимали нас, а мы - их. Так же недоступен для меня пока и церковный язык. И дело не в том, чтобы произносить пустые звуки без молитвы, а в простом незнании, что именно отвечать в какой ситуации.
Изучая церковные обычаи (или этикеты?), церковный язык, можно сильно увлечься их красотой, необычностью и совсем при этом забыть о молитве. Именно это я и хотела сказать, ведь это явление не такое уж редкое. Конечно понимание того, что это не просто язык церковных людей, но язык молитвы, рано иди поздно придет, если вы останетесь в лоне Церкви. Но лучше всего сразу начать с этого понимания, тогда вас не удивит, к примеру, пожелание трудящемуся на послушании человеку, помощи Божией: "Бог в помощь!", а людям сидящим за трапезой - "Ангела за трапезой".
Для примера, я прихожанка Св.-Покровского монастыря, как-то идущая мне навстречу монахиня сказала "благословите", я понимаю, что это приветствие, но растерялась именно по незнанию, что сказать в ответ (при этом подумав "Храни, Господи") и теперь меня смущает то, что мои потупленные глаза могли быть искушением для нее.
Здесь я видимо не совсем поняла Вас. Вы что решили, что монахиня у вас просила благословения? :eek:
Этого не может быть и даже не может быть никогда, разве только, если вы станете матушкой игуменьей женского монастыря. :D
Просят благословения только у священников, старцев и стариц, а в женском монастыре могут просить благословение у настоятельницы (игуменьи).

В общем идея такова, что я хочу постичь и этот пока иностранный для меня язык, который пока что знаю только на уровне разговорника, если позволите сделать такое сравнение.
Пока не начнете молиться - не постигните. Все будет не то, что вы думаете. ;)
 
Благодарю вас Тина. Простите меня и ещё вопрос. Когда встречаешь священника на улице, в транспорте, или в храме в другом городе,как обратится?? (Если не знаешь его имени,сана)
 
Москва
Крещён в Православии
Для тех, кто собирается в паломничество в монастырь можно порекомендовать прочитать вот эту статью:

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Поскольку эта книга предназначена для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова - "прости" и "благослови".
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
Не ходят в чужие келий, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших..."). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: "Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи". В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).

Прочитать полностью

Очень понравилось вот это наставление о.Аристарха: "Разговоры [в монастыре] ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова - "прости" и "благослови".

А вот этот совет может смутить неопытного: "Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии". Неужели оскорбления, это норма? Нет, конечно. Однако на общих послушаниях трудятся в основном новоначальные верующие, которых вполне можно отнести к маргинальной прослойке верующих и она совсем не маленькая, так как новоначальных всегда бывает много и в храмах, и на общих полушаниях в монастырях. Поэтому смиренный верующий столкнувшись с этим явлением в монастыре, может стяжать духовную пользу и опытность, а несмиренный, только повредиться.
 
Москва
Крещён в Православии
Благодарю вас Тина. Простите меня и ещё вопрос. Когда встречаешь священника на улице, в транспорте, или в храме в другом городе,как обратится?? (Если не знаешь его имени,сана)
Насколько мне известно, к неизвестному священнику на улице, в транспорте, в магазине и прочее подходить под благословение не принято. Но если у нас есть все таки уважительная причина для этого, то к любому незнакомому нам священнику, независимо от сана, мы можем обратиться очень просто: батюшка. Если же он по всем признакам иерарх, то - владыка.
 
Москва
Православный христианин
Благодарю вас Тина. Простите меня и ещё вопрос. Когда встречаешь священника на улице, в транспорте, или в храме в другом городе,как обратится?? (Если не знаешь его имени,сана)
Ещё можно использовать слово "отче" :).
"Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу - "женщина", "дама", "гражданка"? Как обратиться к священнику - "сударь", "господин", "товарищ"?
А ведь никаких трудностей нет. Христиане - это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.
"Брат", "сестра" - наилучшее обращение к мирянам. Мы все - дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. "Батюшка" или "отец" - так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов "отец" добавляют имя, например, "отец Петр". К диакону можно обращаться "отец диакон", к настоятелю храма (монастыря) "отец настоятель".
В разговорах православных людей часто слышится слово "отче". Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать "меня благословил отче Владимир", это неграмотно.
...К архиереям - епископам, митрополитам, Патриарху - нужно обращаться "Владыка", как к облеченным церковной властью
."...

- далее - здесь :).
 
Как часто мирянину, ступая на монастырскую землю, приходится чувствовать себя "инопланетянином", слыша непривычную для себя даже не речь, а мелодию для сердца и души своей. Вместо банального "привет", или более достойного пожелания здравствовать мы слышим "Благословите", да и благодарность выражается не скупым, сократившимся за время неверия "спасибо", а полнословным "Спаси, Господи".... Только вот у меня иногда возникает ступор - порой от незнания, как правильно ответить, а порой от того, что не удается быстро перестроить сознание от суетности и речи мирской.
Подскажите, как научиться разговаривать на языке церковном?

Это не только на монастырской земле. Я и в городской церкви себя инопланетянином чувствую. Честно говоря, я не хочу усваивать этого этикета и, более того, жутко раздражают все эти "спаси Господи", брания благословения вместо обычного "здрасьте", обхождение икон по периметру... Жуть
Мне кажется и без всего этого можно прекрасно обойтись
 
Москва
Православный христианин
Это не только на монастырской земле. Я и в городской церкви себя инопланетянином чувствую. Честно говоря, я не хочу усваивать этого этикета и, более того, жутко раздражают все эти "спаси Господи", брания благословения вместо обычного "здрасьте", обхождение икон по периметру... Жуть
Мне кажется и без всего этого можно прекрасно обойтись
Вас раздражают иные формы общения, чем в миру, потому что Вы ещё не увидели их суть и смысл.
Ведь русское спасибо произошло от молитвы благодарности, когда наши предки благодарили: "Спаси Бог!"
Вот и ныне мы, верующие и знающие, как важна для души молитва ближнего, благодарим так же: "Спаси Господи тебя, дорогая сестра за твою доброту!" Или короче: "Спаси Господи!"
А то, что мы при встрече и прощании со священником, при получении у него духовного совета, просим его благословения, это прежде всего - уважение к его великому сану Божия служителя. И затем - через священника нас благословляет Сам Господь, даруя Свою благодать на все наши дела. А благодать Божия - это всё наше и единственная наша истинная ценность. Без неё невозможно ничего хорошего.
Так что, Ольга, учитесь смотреть в суть вещей. В Церкви Божией ничего не происходит без глубокого смысла, просто так.
 
Православный христианин
Всю жизнь(это громко сказано , правильнее - в последние 3-4 года) говорила "Спаси, Господи", никто не поправлял и не морщился, и в монастыре часто слышу эту фразу. И тут гром среди ясного неба, в календаре Азбука от 02.04.2019:

"При этом не следует использовать неграмотный вариант «Спаси тебя (вас), Господи». «Господи» – это форма звательного падежа, то есть обращения, от слова «господин».

Можно сказать «Спаси меня, Господи» или «Спаси его (её, их), Господи» - обращаясь к Богу с молитвой о самом себе или о других. Но «Спаси тебя (вас), Господи» – это бессмыслица: к кому обращена эта фраза, к человеку или к Богу? – Следовало бы сказать «Спаси тебя (вас), Господь» (в именительном падеже)."

Может без местоимений "тебя/вас" можно? Раз "меня", " их" спасать можно. Почему нельзя спасать "тебя" и "вас"? Ничего не понимаю.

Здесь же понятно и ясно, к Кому мы обращаемся...
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здесь же понятно и ясно, к Кому мы обращаемся...
В том-то и дело, что здесь сразу два обращения: Спаси 1) тебя, 2) Господи. Тебя (или Вас) - личное местоимение 2 лица, то есть обращение от первого лица к участнику диалога, Господи - звательный падеж, то есть прямое обращение к Господу.
Сказать: "Спаси, Господи," - возможно. Возможно сказать: "Спаси нас, Господи!" Здесь обращения к Богу и только.
Возможно сказать: "Спаси тебя Господь", - в этом случае это - пожелание собеседнику. Примернт то же, что и "Пусть тебя спасет Господь."
 
Сверху