Роль Бога в покаянии?

атеист
Если покаяние это дар, то в чем дар?

Если это дар от Бога, то божественный, сверхъестественный, а не свойственный человеческой природе.

Дело человека -- это раскаяние, ведь раскаиваются все люди, и атеисты, и альтруисты.

В Покаянии, значит, человек раскаивается, но в чем дар? Ведь человеческое дело служит ответом на дело Божье, разве не так человек с Богом сотрудничает? Если Бог что-то дает, значит дело человека это принять. Итак, акт принятия здесь -- раскаяние. Но где дарение?

Если дарение это просто просвещение, то что человек начинает видеть свой грех, и, увидев, в ответ кается(раскаивается), то почему дар назвали-перевели как покаяние? Получается название всецело определяется тем, чем отвечает Богу человек, а не сотрудничеством или тем, чем взывает к человеку Бог?

В открытии Богом человеку какой-то правды о нем, как вы это открытие на называйте по названию органов чувтв -- показал, рассказал, прикоснулся, вдохнул, нет этого момента "каяния", раскаяния, этот момент как-бы после, в ответ, как ответ человека. Тогда и метанойу перевели бы каким-нибудь открытием, озарением, или даже дословно, или просто заимствовали бы без перевода, почему нет?

Итак, вопрос.

В покаянии человеческое дело раскаяние. Если покаяние дар, то в чем дар? Человек раскаивается, а что делает Бог? И если дар только показывает грех, чтобы было в чем расскаиваться, то почему называется покаянием, а не метаноей или иначе? Нет ли и в том, что делает Бог, какого-то момента раскаяния, а не только момент освещения-открытия правды о грехе? И если есть, что это?

Если покаяние дар, в чем дар?
 
Helmond (Нидерланды)
Православный христианин
Покаяние - это добрый плод взаимодействия Божественной и человеческой воли в кающимся человеке. Дар тут в самой возможности и способности покаяться и спастись от вечных мук. Дар также в том, что Господь уберёг человека от больших грехов и развращённости, которые лишили бы воли каяться. Всех благ вам.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
атеист
Покаяние - это добрый плод взаимодействия Божественной и человеческой воли в кающимся человеке. Дар тут в самой возможности и способности покаяться и спастись от вечных мук. Дар также в том, что Господь уберёг человека от больших грехов и развращённости, которые лишили бы воли каяться. Всех благ вам.
Спасибо.
По-моему Вы просто перечисляете дары. Дар способности к покаянию, промысел о человеке как дар, которым человек уберегается от больших грехов. Так можно сказать, что и сама жизнь или само существование -- дар.
Я же спрашиваю больше в контексте сил человеческой природы, как назвать действие тварной природы, и как назвать действие нетварного. Если творное действие -- раскаяние, то имя нетварному действию?

Так, Бог вложил в человеческую природу способность каяться. Это Его дар. Само же раскаяние -- человеческая энергия. Ведь человек может каяться с Богом в покаянии, а может и без Бога, как Иуда?
Далее, если принять, что дело Бога в покаянии человека -- просвещать, показывать то, в чем должно каяться, то … Это можно принять.

Но, может быть, не только это?

Должно же быть что-то ещё?
Ведь можно показать грех, а можно помочь, поддержать, утешить.

Осознание или ощущение греховности, открытой Богом, оно как-бы прежде самого раскаяния, ведь ты сначала увидишь что сделал, а потом покаешься в том, что сделал.

Утешение -- оно как-бы после.
Есть ли что-то прямо как-бы во время, одновременно с той энергией человеческой природы, что называется раскаяние?

Перефразировал как смог. Если зайти со стороны времени, одновременно.
 
Православный христианин
Дар - Благодать, приводящая человека ко смирению, без которого покаяние не возможно...от слова "совсем"
Анатолий, расскажи Валере про то, что такое метанойя — Метанойя на русском языке часто ассоциируется с термином покаяние, однако мы понимаем эту тему не только как покаяние в церкви перед Причастием, но покаяние как изменение ума. Покаяние как такое экзистенциальное изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Анатолий, расскажи Валере про то, что такое метанойя — Метанойя на русском языке часто ассоциируется с термином покаяние, однако мы понимаем эту тему не только как покаяние в церкви перед Причастием, но покаяние как изменение ума. Покаяние как такое экзистенциальное изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу.
Вы всё и рассказали...мне нечего добавить :)
 
агностик
Итак, вопрос.

В покаянии человеческое дело раскаяние. Если покаяние дар, то в чем дар? Человек раскаивается, а что делает Бог? И если дар только показывает грех, чтобы было в чем расскаиваться, то почему называется покаянием, а не метаноей или иначе? Нет ли и в том, что делает Бог, какого-то момента раскаяния, а не только момент освещения-открытия правды о грехе? И если есть, что это?

Если покаяние дар, в чем дар?
Предложу свою версию - может это и ответит на ваш вопрос.

Просвещение о грехе одновременно открывает и альтернативу - жизнь без греха. Знание о ней и есть дар - это надежда и открытый путь к чему-то лучшему.

Представьте человека, живущего в грязи и не знающего, что можно жить как-то иначе. Он несчастен, но он не знает почему, и у него нет надежды на то, что бывает по-другому.
Потом ему показывают, что можно жить в чистоте, и это вызывает два чувства: раскаяние (я жил в грязи все это время) и облегчение (теперь я знаю, что есть другой путь, и могу к нему идти). Первое - это реакция самого человека, второе - полученный им дар.
 
атеист
- Метанойя – это греческое слово и его точный перевод означает изменение ума.
А метафизика тогда означает изменение физики.:)
... Покаяние как такое экзистенциальное изменение...
Благодарю за участие.
Жаль, не могу поблагодарить за полезную информацию.:)
Я прочитал, уделил этому время, но не нашел там ответ на свой вопрос.
Автор хочет охватить как можно болше вещей, я же хочу остановится и подробно исследовать одну. Он говорит что, по его мнению, включает в себя метанойа помимо расскаяния, меня же интересуют "подробности раскаяния".

Я встречал, когда действие благодати называли по имени человеческого действия в синергии.
Иногда же можно назвать и разными словами, как фонарик освещает -- глаз видит.

Так, если благодать освещает, а я вижу, то это виденье или осознание [своих грехов]. Вижу -- энергия человеческая, освещает -- энергия божественная. Не спорю, это неотъемлемо от покаяния. Но мысленно можно отделить (пусть только в уме), осознание, ощущение или смотрение на грех и раскаяние в грехе.

Это пример того, когда можно назвать разными словами. Одно словом "освещение", другое словом "видение".

Подобно этому, есть ли какое-то слово, обозначающее божественную энергию, которой соответствует человеческая энергия "раскаяние", как "освещению" соответствует "видение"?

Или же, как бывает, что отдельного слова нет, и то и другое называется именем человеческого действия? Бог укоряет("раскаивает") -- человек раскаивается. Однако укоряет совесть(опять же Иуда), что тоже есть человеческое, а слова "раскаивает" пока не придумали.



Можно и признать, что Бог просвещает человека, на что человек отвечает многими действиями, видит, укоряется совестью, раскаивается, возрастает…

Но, как видно, тема открыта с целью найти противоположенное, а именно "отдельное действие соответствующее или сопутствующее раскаянию".
Поэтому нужно или доказать, что его нет, и что Бог просвещает а человек, откликаясь запускает цепочку действий(см. выше).
Либо ответить на вопрос, как Бог помогает человеку тогда, когда человек раскаивается, одновременно с этим? Что "Он делает"? Или, это всё то же, просто откровение Себя, подобно свече освещающее тьму?
 
атеист
Просвещение о грехе одновременно открывает и альтернативу - жизнь без греха. Знание о ней и есть дар - это надежда и открытый путь к чему-то лучшему.
Не соглашусь, во времени не одновременно. Соглашусь если одновременно в смысле логической целостности(один акт абстракцией разделяемый на многие для удобства осмысления).
Во времени - наоборот. "Жизнь без греха" открывает греховность, это и есть просвещение. Жизнь без греха и есть тот фонарик, что осветил собственный грех. В конечном счете это жизнь Христа, хотя смотреть в этот момент человек может на своего знакомого, строки Евангелий, и прочее, всего не перечислить.
Как в притче о блудном сыне, сын вспомнил, как здорово в доме Отца. Но не стал фантазировать, как было бы ему где-то классно. Воображение обслуживающее память - это нормально, воображение конструирующее виртуальную реальсность - что покрывало, через которое трудно пробивается свет фонарика. Насколько я понял, греки что-то там объясняли о воспоминании будущего(какой-то их термин) а не о фантазировании, но я ничего не понял. :(

В целом Вашу мысль я понимаю как - "нет, отдельного слова нет, поэтому его нельзя найти, потому что только то действие, что Вы называете просвещением и запустило цепочку человеческий действий. Оно и есть соответствующее всему. Бог Себя открывает, а человек видит грех, укоряется советью, расскаивается, исправляется, преуспевает, и ничем другим кроме открытия Себя божественное действие в этом деле не описать."
Я правильно понял?
Или приписываю свои мысли Вам?
У менябыла похожая, но я хотел бы её доказать, прежде чем оставить попытки найти другое решение.
 
Православный христианин
Поэтому нужно или доказать, что его нет, и что Бог просвещает а человек, откликаясь запускает цепочку действий(см. выше).
Либо ответить на вопрос, как Бог помогает человеку тогда, когда человек раскаивается, одновременно с этим? Что "Он делает"? Или, это всё то же, просто откровение Себя, подобно свече освещающее тьму?
Валера, ты не знаешь, как почки фильтруют кровь, не видишь и не чувствуешь, но мочу - отливаешь регулярно. Не тщись узнать, как Бог производит благодеяния, плоды их - видишь.
 
атеист
Валера, ты не знаешь, как почки фильтруют кровь, не видишь и не чувствуешь, но мочу - отливаешь регулярно. Не тщись узнать, как Бог производит благодеяния, плоды их - видишь.
Спасибо за ответ.
В свое оправдание могу лишь сказать, что если бы меня заинтересовал вопрос функционирования почек я бы пошел и задал его специалистам в данной области. И, мне кажется, специалисты, как люди уделившие изучению почек много времени, смогли бы дать мне исчерпывающий ответ на все мои, безусловно для них детские и наивные, вопросы о почках.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Спасибо за ответ.
В свое оправдание могу лишь сказать, что если бы меня заинтересовал вопрос функционирования почек я бы пошел и задал его специалистам в данной области. И, мне кажется, специалисты, как люди уделившие изучению почек много времени, смогли бы дать мне исчерпывающий ответ на все мои, безусловно для них детские и наивные, вопросы о почках.
Благодать не только помогает человеку увидеть свои грехи, это можно увидеть и в свете заповедей Божиих, сравнив с ними свою жизнь.
Но главное, Благодать дает человеку смирение, которое и начинает "работать" на покаяние.
А без смирения, человек, даже узнав истину, только возбудит свою гордыньку, или в ответ на искренне участие человека, начнет иронизировать "по почкам"...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Если покаяние это дар, то в чем дар?
Покаяние приходит как молния... То есть это откровение человеку о себе. Оно не придёт в гордое сердце, а лишь в то, которое готово это принять. Преуготовлением для такого состояния, является человеческое раскаяние, проявление намерения к изменению себя, пока не появится внутри, готовность к этому. Она сродни готовности к смерти,когда все свое человек готов отдать. Дар, так сказать на дар. Некий обмен,между Богом и человеком. Хотя эти Дары далеко не равнозначны. Но Бог смотрит на намерения сердца. Покаяние если приходит, то имеет его человек до сканчании своего века. Перемена ума тому причина. Он уже не за какие коврижки не обменяет свое отношение к Богу и к себе и к людям. Ибо ему открылось истинное видение Божьего мира, в Единении всего. Человек перестаёт себя ощущать центром вселенной, а воспринимает себя одним целым со всей живой прородой созданной Богом. В этом основной дар покаяния. Проявление желания не идти против Бога.
 
Православный христианин
Логос природы человека по Максиму Исповеднику состоит в том, что Бог всех определил ко спасению, промысл Божий через благодать, ведет человека в Царство Небесное. Но человек сотворен свободным. И сам выбирает свой тропос существования ,здесь на земле. Покаяние- это то что возвращает человека на путь ко спасению определенным Богом. "Каюсь" перед священником это символизирует то что человек смиренно признает, что он удалился от пути , зашел как Блудный Сын в страну далече и теперь просит Бога принять его назад на путь ко спасению, вернуть его на логос существования определенным Богом. Человек без Бога- это человек без цели и пути....Дар его и состоит что Он-путь, истина и жизнь к которой человек должен идти.
 
агностик
В целом Вашу мысль я понимаю как - "нет, отдельного слова нет, поэтому его нельзя найти, потому что только то действие, что Вы называете просвещением и запустило цепочку человеческий действий. Оно и есть соответствующее всему. Бог Себя открывает, а человек видит грех, укоряется советью, расскаивается, исправляется, преуспевает, и ничем другим кроме открытия Себя божественное действие в этом деле не описать."
Я правильно понял?
Или приписываю свои мысли Вам?
Моя мысль просто в том, что раскаяние в своих недостатках невозможно, если не с чем их сравнить. А когда есть, с чем сравнить и к чему стремиться - это уже можно назвать даром.
 
Моя мысль просто в том, что раскаяние в своих недостатках невозможно, если не с чем их сравнить. А когда есть, с чем сравнить и к чему стремиться - это уже можно назвать даром.
У меня было то, что нельзя назвать иначе, как озарение. Я ни с чем не сравнивала, даже не вспоминала о тех ситуациях, не считая их какими-то проблемными - и вдруг на меня обрушивалось осознание того, что на самом деле там было на самом деле, по сути. Это вот и были дары, а то бы эти тяжёлые грехи так бы и остались отравлять душу.

Александр - и это не о недостатках. Недостатки - понятие относительное. Кому-то - недостаток, кому-то - нет.
 
Последнее редактирование:
агностик
Александр - и это не о недостатках. Недостатки - понятие относительное. Кому-то - недостаток, кому-то - нет.
Не хотел злоупотреблять словом "грех", потому что тема, по-моему, шире, но имел в виду практически то же самое.

У меня было то, что нельзя назвать иначе, как озарение. Я ни с чем не сравнивала, даже не вспоминала о тех ситуациях, не считая их какими-то проблемными - и вдруг на меня обрушивалось осознание того, что на самом деле там было на самом деле, по сути. Это вот и были дары, а то бы эти тяжёлые грехи так бы и остались отравлять душу.
Это сравнение может быть и неосознанным, я думаю. Просто человек иногда внезапно ощущает разницу между идеалом и своим текущим положением. И это, мне кажется, и вызывает двойственное ощущение раскаяния/облегчения.
Мне нравится история, где человек приходит к психотерапевту и говорит: "Доктор, я надеюсь, вы скажете мне, что со мной что-то не так". На удивленный вопрос он пояснил: "Мне плохо, я страдаю, а все вокруг говорят мне, что со мной все в порядке. Но если это так, то мне не на что надеяться. А если я болен, то тогда я хотя бы могу попытаться стать здоровым".

Вообще Жизнь это Дар.
Все остальное - просто детали.
Жизнь не может быть даром, потому что нельзя подарить что-то тому, кто ещё не существует.
 
Сверху