Самуэль Шахид. Права не-мусульман в шариатском государстве.

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
С добавлениями и комментариями.

Выступая 3 января 2015 года перед алимами Аль-Азхара, президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси заявил следующее{1}:
«Это немыслимо, что образ мыслей, который мы считаем священным, делает всю умму источником тревоги, опасности, убийств и разрушений для всего остального мира… Разве возможно, чтобы 1,6 миллиарда мусульман хотели убить весь остальной мир ради того, чтобы они сами могли жить? Невозможно! Вам этого не понять, если вы останетесь в ловушке этого образа мыслей. Вам необходимо выйти за пределы самих себя, чтобы посмотреть на него и осмыслить его с более просвещённой точки зрения. Я говорил и повторяю, что нам необходима религиозная революция».

И исламский богослов Индонезии Яхья Чолил Стакф также заметил{2}:
«Классическая исламская традиция проповедует дискриминацию и неприязнь по отношению к немусульманам».
Попробуем разобраться, что имеют в виду ас-Сиси и Яхья Чолил и обратимся к фикху - исламскому праву.

_____________________________________________________________

Настоящая статья является кратким исследованием законов о правах не-мусульман в исламском государстве*, изложенных в четырех суннитских школах (мазхабах) шариатского права: ханафитской, маликитской, ханбалитской и шафиитской. Мы покажем негативные последствия этих законов, не оставляя без внимания более либеральные взгляды современных исламских реформаторов.

*- Здесь и далее под "исламским государством" понимается концепция государства, законодательство которого основано на законах шариата.

Террористическая организация ИГИЛ (запрещена в РФ) не является предметом исследования данной статьи.

Концепция "исламского государства"​

«Исламское государство, по существу, является государством идеологическим, и, таким образом, радикально отличается от национального государства». Это заявление, сделанное известным пакистанским суннитским теологом Мавдуди, закладывает фундамент политической, экономической, социальной и религиозной системы исламских стран, которые руководствуются исламским правом. Данная система взглядов намеренно разделяет людей по их религиозной принадлежности. Маудуди констатирует следующие основные различия между исламскими и светскими государствами:

  • Исламское государство является идеологическим. Люди, проживающие в нем, делятся на мусульман, которые верят в идеологию ислама и не-мусульман, которые в неё не верят.
  • Ответственность за политику и управление таким государством "должна лежать, прежде всего, на тех, кто верит в исламскую идеологию". Следовательно, не-мусульманам не может быть доверена ответственность проводить политику исламского государства.
  • Исламское государство обязано проводить различие (т.е. дискриминацию) между мусульманами и не-мусульманами. Однако исламский закон (шариат) гарантирует не-мусульманам "некоторые оговоренные права, в обмен на которые они не имеют права вмешиваться в дела государства, поскольку не поддерживают его идеологию". Как только они принимают исламскую веру, они "становятся равноправными участниками во всех вопросах, касающихся государства и правительства".
Выше указанная точка зрения представляет ханафитскую школу[1]. Остальные три школы: маликитская, ханбалитская (две наиболее фундаменталистские) и шафиитская. Все четыре школы согласны с основным догматическим кредо ислама, но различаются по интерпретации исламского права, которое строится на следующих четырех источниках:
  • Коран - книга, содержащая высказывания Аллаха, якобы продиктованные Мухаммеду Джибрилем.
  • Хадисы - собрание исламских преданий, включающих высказывания и поступки Мухаммеда, переданные его современниками.
  • Кияс - суждение по аналогии, позволяющее решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне.
  • Иджма - консенсус исламских авторитетов по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и Сунной.
Сюда можно добавить и такие источники фикха как истихсан, истисхаб, истислах, урф и акль (у шиитов){3}.

Текстуальных законов, предписанных непосредственно Кораном, очень мало, поэтому, прежде чем издавать свои постановления (фетвы), исламские правоведы вынуждены обращаться к хадисам и другим источникам.

Классификация не-мусульман​

В своей статье "Статус людей соглашения и меньшинства в исламское государстве", шейх Нажи Ибрагим ибн Абдалла отмечает, что исламские правоведы разделяют не-мусульман на две группы:
  1. Не-мусульмане территории войны (дар-уль-харб) - проживающие на неисламских территориях, не связанные мирным договором, чьи жизнь и имущество не защищены исламским законом;
  2. Не-мусульмане территории мира (дар-ус-салам) - проживающие на исламских территориях, чьи жизнь и имущество защищены исламским законом, они, в свою очередь, подразделяются на:
  • Зимми - не-мусульмане, живущие в мусульманских странах, подчиняющиеся законам ислама и выплачивающие джизью (дань) в обмен на защиту и безопасность. Они являются людьми соглашения.
  • Люди перемирия - не-мусульмане, с которыми подписан мирный договор после их поражения в войне. Им позволяется жить на своей земле при условии последующего перехода в статус Зимми, и если они не воюют против мусульман.
  • Мустамин - лица, временно приехавшие в исламскую страну в качестве послов, торговцев, гостей или студентов, желающих узнать об исламе. Мустамин не должен вести войну против мусульман и не обязан платить джизью, но его следует настоятельно побуждать принять ислам. Если мустамин не принимает ислам, ему разрешается беспрепятственно вернуться в свою страну. Мусульманам запрещается причинять ему вред. После того, как мустамин вернулся на свою родину, он рассматривается как не-мусульманин, проживающий на территории войны.
Данное исследование будет сосредоточено на законах, относящихся к Зимми.

Исламский закон и Зимми​

Мусульманские муфтии (судебная власть) согласны с тем, что договор Зимма, прежде всего, должен быть предложен Людям Писания, то есть, христианам и иудеям, а затем зороастрийцам, но муфтии против какого либо договора с другими группами, такими как коммунисты и атеисты. Ханафиты и шафии считают, что нельзя заключать договор с теми, кто не верит в Бога. Ханафиты и маликиты считают, однако, что джизья может быть принята от всех не-мусульман, независимо от их веры в Бога. Абу Ханифа исключал возможность договора с язычниками, которым следует дать только два варианта: принять ислам или быть убитыми[2].

[2]: Имеются в виду арабы-язычники. В «Китабу-ль-Харадж»{4} Абу Йусуф[3] пишет следующее:

Все многобожники, как то: маджусы [зороастрийцы], идолопоклонники, почитатели огня и камней, сабейцы и самаритяне облагаются подушной податью, за исключением отпавших от ислама мусульман и идолопоклонников-арабов; относительно последних двух категорий правило такое: им предлагают принять ислам, примут — хорошо, а если нет, то мужчин убивают, а женщин и детей уводят в плен...
Если бы отпавшие от ислама стали отстаивать [против мусульман] свои жилища и оказывать вооруженное сопротивление, то их жены и дети подлежат уводу в плен, а они сами подлежат принудительному возвращению в ислам;

Мужчины из числа отпавших от ислама и из числа идолопоклонников не подлежат уводу в плен и не облагаются подушной податью (джизью), им представляется на выбор только смерть, либо ислам, и если имам одержит победу над кем бы то ни было из тех, пред которыми [до принятия ислама] стоит выбор — либо смерть, либо ислам, то он уводит в плен их жен и детей, а мужчин убивает…

Также читаем в тафсире{5} Ибн Касира[4]:
Некоторые приводят этот аят как довод на то, что джизья взимается только с людей Писания и огнепоклонников, т.к. есть хадис о том, что посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует)взимал с огнепоклонников плату. На этом же мнении имам аш-Шафии и имам Ахмад. Имам Абу Ханифа считает, что нужно взимать со всех иноверцев, людей Писания или язычников, но джизья не взимается с людей Писания из арабов (имам Абу Ханифа дает им выбор между принятием Ислама или сражение). Имам Малик считает, что джизья взимается со всех: с людей Писания, с огнепоклонников и с язычников. Доводы на те, или иные мнения можно найти в соответствующих книгах.

Джизья (дань)​

Положение о джизье дано в Коране (Сура 9, 29-й аят):
Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истинной - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными.

В тафсире алимов университета Аль-Азхар{6} читаем:
О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из обладателей Писания, которые не веруют в Аллаха должным образом: не признают воскрешения в Судный день и воздаяния, не считают запрещённым то, что не дозволено Аллахом и Его посланником, и не веруют в истинную религию - ислам. Сражайтесь с ними до тех пор, пока они не уверуют или не дадут джизийу своей собственной рукой, обессиленные и смиренные, чтобы пополнить бюджет мусульманской общины.

Ибн Касир:
Ибн Аббас прокомментировал:

И сражайтесь с ними, пока не будет искушения – пока не останется ширка. Муджахид, аль-Хасан, Катада, ас-Судди считают также.
Урва ибн аз-Зубайр и другие наши учёные сказали:
"Пока мусульманин будет искушаться в своей религии".

Слова Аллаха: И религия вся будет принадлежать Аллаху – пока не возобладает единобожие… по мнению ибн Аббаса.
Аль-Хасан и Катада сказали:
И религия вся будет принадлежать Аллаху – пока не станут говорить: "Нет божества кроме Аллаха".
Ибн Исхак сказал: "Пока единобожие не станет единственным, и не останется ширка и кумиров".
Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам сказал: "И религия вся будет принадлежать Аллаху – пока не останется неверия".

В пользу этого комментария свидетельствует хадис, переданный в двух Сахихах о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут, что нет божества кроме Аллаха. И если они скажут это, то обезопасят от меня свою кровь и имущество, кроме как по праву, а отчёт их пред Аллахом".

У Абу Йусуфа в «Китабу-ль-Харадж»:
Ты спрашиваешь меня, о повелитель правоверных, как быть с неверными, следует ли призывать их к исламу до того, как начать войну с ними, или же следует воевать с ними, не предложив им до этого принять ислам, и какова традиция (сунна) в отношении призыва их [к исламу], в отношении войны с ними и в отношении захвата в плен их жен и детей.
… Посланник Аллаха, как нам привелось слышать, никогда не воевал с людьми, предварительно не предложив им признать Аллаха и Его посланника.
…когда Салман (ал-Фариси) отправился в поход против неверных из числа персов, он сказал [своим воинам]:
— Воздержитесь [от боя], пока я не призову их к исламу, как [я сам это слышал] призывал их Пророк.
Он обратился к неверным и сказал:
— Я призываю вас принять ислам; если вы его примете, у вас будут те же права, что и у нас, и на вас будут лежать те же обязанности, что и на нас; если вы от этого откажетесь, то в сознании своего унижения, уплатите нам подушную подать из рук в руки; если вы откажетесь и от этого, мы будем сражаться с вами.
Неверные ответили:
— Ислам мы не примем, подушную подать платить мы не будем, но сражаться с вами мы будем.
Таким же образом Салман три раза призвал их к исламу, но они отвергли его предложение и тогда только он сказал войску:
— Бросьтесь на них.
Некоторые законоведы и последователи сподвижников Пророка говорят, что нет ни одного многобожника из тех, с которыми сталкиваются наши войска, до которого не дошел бы призыв к исламу, а потому мусульманам разрешено сражаться с ними, не призывая их (вновь) к исламу.

Что касается до внезапных, врасплох, набегов на врага, то, по дошедшим до нас сведениям, Пророк делал таковые.

Когда Пророк собирался в поход против какого-нибудь племени, он делал вид, что выступает против другого,

Аллаху это, конечно, ведомо лучше, но лучшее, что нам пришлось слышать по этому вопросу, это то, что с неверными можно сражаться при помощи всякого оружия: что можно топить их жилища и сжигать их огнем; что можно рубить /121/ их древесные и пальмовые насаждения; что можно пользоваться в борьбе с ними метательными машинами, не делая однако мишенью ни детей, ни женщин, ни стариков; что можно преследовать обратившихся в бегство, приканчивать их раненых и убивать взятых в плен из них, если они могут оказаться опасными для мусульман, причем убивать можно только тех, которых коснулась бритва, ибо те, которых она еще не коснулась, причисляют к детям.

Если наместник заключит перемирие с каким-нибудь вражеским народом на определенное количество лет с тем условием, что он будет отправлять к ним обратно тех из них, кто, приняв ислам, явится к нему, то имаму не следует соглашаться на перемирие на таких условиях и не должен признавать законной силы за тем, что в этом направлении сделал его наместник, если только мусульмане превосходят врагов силами; вообще наместнику не следует заключать перемирия с врагами, если превосходство сил на стороне мусульман.

В тафсире Ибн Касира:
...обладатели Писания не уверовали в Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), у них не остается правильной веры и в других посланников и в то, с чем они пришли. Они следуют своим религиям лишь потому, что это соответствует их страстям, их идеям и идеям предков, а не потому, что это религия Аллаха и его Шариат. Ведь если бы они истинно верили в то, что у них в руках из Писания, это непременно привело бы их к вере в Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Т.к. все древние пророки принесли вести о Мухаммаде(да благословит его Аллах и приветствует)и повелели следовать за ним. И когда он пришел, они не уверовали в него, хотя он самый благородный из них. Тогда стало ясно, что они придерживаются Писаний древних пророков не потому, что они пришли от Аллаха, а потому что это соответствует их страстям. И так, как они не уверовали с господина всех пророков, самого достойного из них, им не поможет их вера в остальных пророков. Поэтому Аллах сказал:
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, и они униженные».
Этот аят был ниспослан с повелением сражаться с людьми Писания после того, как язычники были побеждены, а люди стали заходить в религию Аллаха толпами. Как только Аравийский полуостров пошел по прямому пути, Аллах приказал Своему посланнику сражаться с обладателями двух Писаний – с иудеями и христианами. И было это на девятом году хиджры. Тогда посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует)приготовился для сражения с римлянами, призвал к этому людей и объявил о своем намерении.
...
Слово Аллаха: «Пока они не станут платить дань, – отдавать ее. Собственноручно, – подобострастно. И они униженные», - опозоренные, умаленные, оскорбленные. Именно поэтому запрещено возвеличивание или поднимание зиммиев над мусульманами. Ведь они униженные, несчастные.
Муслим, передает со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах),что посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Не приветствуйте иудеев и христиан первыми, а если встретите кого-нибудь из них, то прижимайте к краю дороги». Именно поэтому Умар ибн аль-Хаттаб поставил им условия, которые унижали бы их.

Джизья, буквально, означает штраф. Это охранный налог на не-мусульман, живущих в условиях исламского режима, который подтверждает их правовой статус. Мавдуди говорит, что "выплата джизьи обеспечивает не-мусульманам неприкосновенность их жизни и имущества, и в дальнейшем ни исламское государство, ни мусульманская общественность не имеет право покушаться на их имущество, честь и свободу". Уплата джизьи является символом унижения и подчинения, потому что Зимми не считаются гражданами исламского государства, хотя они, в большинстве случаев, являются коренным населением страны, завоеванной мусульманами.

Такое отношение не позволяет Зимми стать неотъемлемый частью сообщества. Как Зимми может чувствовать себя дома, на своей земле, среди своих людей и со своим правительством, если он знает, что джизья, которую он платит, является символом унижения и подчинения? В своей книге "Исламское право о не-мусульманах" шейх Абдулла аль-Мараги указывает, что от уплаты джизьи могут быть освобождены только те Зимми, которые становятся мусульманами или умирают. Шафии подтверждают, что джизья отменяется если Зимми принял ислам. Освобождение от джизьи стало стимулом для поощрения Зимми отказаться от своей веры и принять ислам.

Шейх Нажи ибн Абдулла, резюмируя цель джизьи, цитирует Ибн Кайима аль-Джаузийя[5]:
"Джизья является символом унижения не-мусульман, оскорблением и наказанием для них, и, как указывают шафии, джизья предлагается в обмен на проживание в исламской стране. Поскольку вся религия принадлежит Аллаху, постольку джизья направлена унижение и оскорбление нечестия и его последователей. Наложение джизьи на последователей нечестия и их угнетение требует религия Аллаха. Коран так говорит об этом: "пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными" (Коран 9:29). Поэтому нельзя позволять не-мусульманам исповедовать свою религию, как они того хотят, чтобы они не обрели силу и власть."

Также ещё в тафсире Ибн Касира:
Аллах сказал: (пока они выплачивают джизью), отказываясь принимать Ислам (с добровольным подчинением), будучи завоеванными и подчиненными (чувствуют себя подавленными), пусть остаются униженными и опозоренными. Поэтому мусульмане не должны уважать зимми (относиться к ним как к равным) или ставить их над мусульманами, потому что они по определению являются несчастными, опозоренными и униженными. Муслим записал со слов Абу Хурайры, что Пророк сказал: «Не приветствуйте первыми ни иудеев, ни христиан, и если встретите их посреди дороги, оттесните их к крайней части». И именно поэтому лидер правоверных Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, потребовал от христиан соблюдения всем известных условий, которые обеспечили их дальнейшее унижение, деградацию и позор.

Этот договор халифа Умара дошёл в нескольких версиях {7}:
1.Они не будут строить ни новых храмов, ни новых церквей в мусульманских владениях. 2. Не будут возобновлять разрушившееся. 3. Не будут препятствовать путешествующим мусульманам останавливаться в них (церквах) и (4) не преминут угощать мусульман до трех дней. 5. Не будут шпионить среди мусульман и передавать сведения неверующим. б. Не будут препятствовать родственникам, если те захотят принять ислам. 7. Будут уважать мусульман. 8. Будут уступать свои места мусульманам, когда те явятся в их собрания (Вместо *** я читаю ***). 10. Не будут называться мусульманскими именами. 11. Не будут ездить на оседланной и взнузданной лошади. 12. Не будут носить ни лука, ни стрел, ни меча, ни чего-либо подобного. 13. Не будут носить перстня с драгоценным камнем или с надписью. 14. Не будут ни продавать вина, ни пить его открыто. 15. Они покинут одеяние многобожников. 16. Не будут соблюдать открыто обряды и обычаи, существующие среди многобожников. 17. Не будут покупать домов и жилищ по соседству с мусульманами. 18. Не будут хоронить своих покойников вблизи от мусульманских кладбищ. 19. Не будут вопить при поразившем их несчастье, ни голосить при смерти родственников. 20. Не будут покупать рабов мусульманского вероисповедания. — Затем, он говорит в конце завещания: если они не соблюдут выговоренное, то лишаются покровительства, и мусульмане имеют право пролить их кровь.
1.Не строить новых церквей. 2. Не возобновлять разрушенных церквей. 3. Пускать мусульман в церкви днем и ночью. 4. Держать двери домов открытыми для проходящих мусульман. 5. Принимать их на три ночи и кормить. 6. Не давать приюта шпионам. 7. Не обучать детей Корану. 8. Не выставлять своей веры напоказ и не проповедывать ее. 9. Не мешать желающим переходить в мусульманство. 10. Уважать мусульман и вставать с места, когда они захотят сесть. 11. Не походить на мусульман по своему одеянию. 12. Не пользоваться ни выражениями, ни прозвищами мусульман. 13. Не ездить на лошадиных седлах. 14. Не носить оружия. 15. Не вырезать на перстнях арабских надписей. 16. Не продавать вина открыто. 17. Обстригать головы спереди. 18. Не [569] изменять нигде костюма. 19. Подпоясываться кушаками. 20. Не носить по улицам ни крестов, ни священных книг. 21. Бить в била только слегка. 22. Не возвышать голоса в церквах в присутствии мусульман. 23. Не голосить при похоронах. 24. Не носить по улицам ни пальмовых ветвей, ни образов. 25. Не носить огней по мусульманским кварталам. 26. Не помещать покойников по соседству с мусульманами. 27. Не брать рабов, доставшихся на долю мусульман. 28. Не заглядывать в жилища мусульман. 29. Не строить домов выше мусульманских. 30. Не бить мусульман. 31. Не покупать мусульман, взятых в плен. 32. Действие договора прекращается для того, кто намеренно ударит мусульманина. 33. Не брать в услужение мусульман. 34. Не порицать Корана, Мухаммеда, мусульманскую веру. 35. Не вступать в брак с мусульманкой. 36. Допускать мусульман селиться среди христиан. 37. Не держать свиней открыто. 38. Ездить только на ослах и мулах. 39. Прицеплять к седлам шары. 40. Носить на шее печать. 41. При входе в баню надевать колокольчик. 42. При езде садиться боком. 43. Не садиться на почетном месте в собрании. 44. Не приветствовать первыми мусульман. 45. Уступать дорогу мусульманам.

О правилах взимания джизьи и нормах в отношении зимми снова читаем у Абу Йусуфа:
Вместе с этим, ... следует во время сбора с них подушной подати прикреплять им к шее [свинцовую] печать, пока все они не будут проверены, а затем печати срываются, как это было сделано 'Усманом б. Хунайфом, если они об этом попросят. Затем следует отдать распоряжение, чтобы ни одному из зиммиев не разрешалось подражать мусульманам ни одеждой, ни верховым животным, ни внешним видом, затем с них нужно требовать: чтобы они опоясывались поясами зуннар, наподобие грубой веревки, которой каждый из них должен повязывать середину туловища; чтобы колпаки у них были стеганые, чтобы седельная лука вместо обычной шишки была украшена чем-то вроде деревянного граната, чтобы их сандалии были снабжены двойными ремешками и чтобы они [вообще] не держали себя наподобие мусульман, а женщинам зиммиев надо запрещать ездить на кожаных седлах без дерева.
Следует также запрещать зиммиям строить в городе новые храмы и церкви, ... Зиммиям предоставляют право жить в мусульманских городах и, но только не должны они ... выносить крестов на показ в городах, а колпаки их пусть будут длинные, стеганые.

А также:
Сказал имам аль-Алуси в тафсире: "Будучи униженными" - то есть, униженными, и это чтобы они давали ее стоя, а принимающий сидел, как сказал об этом Икрима. И от Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что джизья берется от зиммия и он похлопывается по шее. И в другой передаче, что она берется от него хватая его, и тряся, и говорится: "Давай джизью, о зиммий", и было также сказано: "Он берется за его бороду.., и говорится ему: "Отдавай право Всевышнего Аллаха, о враг Аллаха" см. "Тафсир аль-Алуси", 7-202
Сказал имам Ибн Абдуль Барр: "Джизья от них - это унижение, и бесчестие, по причине их куфра" см. "Ат-Тамхид", 2-117

Размер джизьи варьировался и в зависимости от платёжеспособности зимми составлял 12, 24, 48 дирхемов {9}{11}, в странах с золотым обращением — 1,2,4 динара, или от 10 % до 50 % налога на прибыль{12}.

Ибн Фадлан, (ум. 1233), будучи назначен инспектором по финансовым делам зимми, он отправил следующее послание Халифу Насиру ад-Дин Аллаху (ум. 1225){13}:
«Учение гласит, что религиозные принципы не запрещают увеличение подати, взимаемой с зимми, т.е. с евреев и христиан, за право обитать в Багдаде и пользоваться преимуществами жизни в этом городе; общая сумма этой подати, однако же, не должна no закону быть менее одного динара. Строжайше запрещено принимать менее этой суммы, но ничто не препятствует взиманию подати вплоть и до ста динаров, по обстоятельствам, а в иных случаях похвально и удвоить эту сумму».

Зимми и религиозная практика​

Мусульмане верят, что Зимми являются многобожниками, поскольку мусульмане рассматривают Троицу, как трех богов. Чтобы защитить мусульман от влияния многобожия, они запретили открытую религиозную практику не-мусульман.

По словам мусульманских законников, Зимми (христиане и евреи), проживающие среди мусульман, должны соблюдать следующие законы:
  • Зимми запрещается строить новые церкви и синагоги. Они имеют право только на ремонт старых молитвенных домов, при условии, что не будут добавлять новых пристроек. Старые молитвенные дома это те, которые существовали до исламского вторжения на землю Зимми, и которые включены в мирное соглашение с мусульманами. Строительство церквей и синагог на Аравийском полуострове запрещено, это земля Мухаммеда и только ислам может там существовать. Мусульманам разрешается разрушить все церкви и синагоги, на земле, которую они захватили.
  • Зимми запрещается молиться или читать свои священные книги вслух, будь то дома или в молельном доме, чтобы мусульмане не услышали их.
  • Зимми запрещается печатать свои религиозные книги или продавать их в общественных местах и на рынках, а лишь в своих молельных домах, среди своих людей.
  • Зимми запрещается устанавливать крест на своих дома и церквях, поскольку он является символом безбожия.
  • Зимми запрещается транслировать по радио или телевидению свои религиозные церемонии. Зимми запрещается использовать средства массовой информации (газеты и журналы) для публикации своих религиозных представлений.
  • Зимми запрещается собираться на улицах во время своих религиозных праздников, каждый Зимми должен тихо пройти в свой молельный дом.
  • Зимми запрещается служба в армии, если на то нет особой необходимой. В случае призыва в армию Зимми считаются наемниками и не имеют права занимать руководящие должности.
Маудуди, который является ханафитом, делает некоторые послабления:
"В своих поселениях Зимми могут исповедовать свою религию с полной свободой. Но в мусульманских регионах исламское правительство имеет полное право установить для Зимми такие ограничения, какие сочтет необходимыми."

Отступничество в исламе​

Отступничество означает отказ от исламской религии словом или действием, такой акт - тяжкий грех в исламе. Коран указывает:
"Как Аллах будет вести прямым путем людей, которые отрекались после того, как они уверовали и засвидетельствовали, что посланник - истина, и пришли к ним ясные знамения? Этим воздаяние - в том, что на них - проклятие Аллаха, и ангелов, и всех людей. Вечно пребывающими в нем они будут, - не будет облегчено им наказание, и не будет дано им отсрочки, - кроме тех, которые обратились после этого и совершили благое."
(Коран 3:80-83)

Официально, исламский закон не требует от мусульман заставлять Зимми принять ислам. Но обязанность каждого мусульманина - проявлять добродетели ислама, чтобы не-мусульмане, видя величие истины, приняли ислам добровольно. Как только человек становится мусульманином, он уже не может отречься от ислама. Если он сделает это, то будет предупрежден, ему дадут три дня, чтобы одуматься и покаяться. Если человек упорствует в своем отступничестве, то его жена должна с ним развестись, его имущество будет конфисковано, а его дети будут у него забраны. Отступник должен быть привлечен к суду и приговорен к смертной казни. Если отступник покается, то он может вернуться к жене и детям, или вступить в новый брак. Согласно ханафитам, женщине-отступнице не разрешается выходить замуж, она должна проводить время в размышлениях, чтобы вернуться в ислам. Если отступница не покается, то она не будет приговорена к смертной казни, но ее будут преследовать, бить и заключат в тюрьму до конца ее жизни. Другие школы шариата требуют смерти и для отступницы. Наказание смертной казнью за отступничество зафиксировано в хадисах Бухари: "Пророк сказал: если кто-то (мусульманин) отвергает свою религию, убейте его." (52:260)

аль-Бухари:
1200. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек отрекся от своей религии, то убейте его».

аль-Бухари и Муслим:
1156. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Проливать кровь мусульманина, который свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, можно только в трех случаях: если он вступил в брак и совершил прелюбодеяние; если он убил человека и если он отрекся от веры и откололся от общины».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии Абу Давуда также сообщается, что перед казнью ему предложили покаяться и обратиться в ислам:
«1199. Передают, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им Всевышний Аллах, услышал о человеке, который обратился в ислам, а затем принял иудаизм. Он сказал: «Я не присяду до тех пор, пока он не будет казнен. Таково предписание Аллаха и Его Посланника!» Он отдал приказ, и этого человека казнили.

Ибн Хамз передаёт в своей энциклопедии исламского права:
"Другой человек из племени Бани-Ижл стал христианином. Его привели к Али, закованным в цепи. Они долго говорили. Мужчина ответил ему: "Я ЗНАЮ, что Иса - Сын Божий". Тогда он встал и ногами ступил на него. Когда это увидели другие, они тоже начали топтать мужчину. Тогда Али сказал "Убейте его". Его убили и Али приказал сжечь тело".
И ещё много других хадисов с тем же смыслом.

Снова открываем «Китабу-ль-Харадж» Абу Йусуфа:
о нормах, применяемых к отступникам от ислама
Относительно отступника от ислама, впавшего в неверие, мнения расходятся; одни считают, что ему нужно предложить раскаяться, а другие не находят это нужным. Также дело обстоит и с еретиками..., а равно с евреями и христианами и маджусами, принявшими ислам, а затем отпавшими от ислама и вернувшимися к своей прежней вере. В пользу каждого из этих мнений передаются предания на которые можно сослаться.
Тот кто считает, что отступнику не нужно предварительно предлагать раскаяться, ссылаются на то, что посланник Аллаха сказал: «Если, кто изменит своей вере, то убейте его».
А тот, кто считает, что отступнику надо предварительно предложить раскаяться, ссылаются на такие передаваемые слова Пророка, как: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не произнесут: "нет божества, кроме Аллаха"». А раз они произнесут эти слова, то тем самым их жизнь и имущество для меня становятся неприкосновенными, за вычетом тех обязательств, которые лежат на их имуществе, а отчёта от них потребует Аллах»
Смысл этого хадиса о Пророке таков: «(убейте) того, кто упорствует в своём отступничестве». Разве ты не видишь, что Пророк объявил неприкосновенной жизнь и имущество того, кто скажет "Нет божества, кроме Аллаха". А этот [вернувшийся в лоно ислама отступник] ведь говорит "Нет божества, кроме Аллаха", так как же я могу его убивать, раз Пророк запретил его убивать?
....
вот это - те хадисы, на которые ссылаются те законоведы, которые считают необходимым предварительно побудить отступника к раскаянию, а таких [законоведов] много. А по нашему, лучшее, что нам повелось слышать по этому вопросу, это то, что отступников побуждают раскаяться, и если они раскаются, [то остаются жить], а в противном случае то им отрубают голову в соответствии с дошедшими до нас хадисами и с практикой тех законоведов, которых мы ещё застали. Но Аллаху это ведомо лучше.

Ибн Касир:
«Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха. И если они будут делать это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, (которые впредь смогут оказаться доступными для людей) не иначе как по праву (ислама), и тогда отчёта с них (вправе будет требовать только) Аллах».
- Эти слова означают, что жизнь и имущество человека, принявшего ислам, являются неприкосновенными, если только он не нарушит никаких установлений шариата и не станет вероотступником.
«И отвращение – ненависть Аллаха и скверно как путь!»
– Очень плохая дорога для тех, кто идёт по ней из людей. Ведь тот, кто совершает это, является вероотступником, он подлежит казни, а его имущество переходит в казну.
"Не дозволяется (проливать) кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, если не считать трёх (случаев: когда речь идёт о) женатом человеке, совершившем прелюбодеяние, (когда лишают) жизни за жизнь и (когда) кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину".
И даже если человек совершил одно из этих трёх преступлений, его не может убить простой член общины, это прерогатива имама или его помощника.
Ибн Абу Хатим также сообщает, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Вероотступнику дают три дня для покаяния». Затем он прочитал аят:
«Поистине, те, которые уверовали, а потом отреклись,
потом опять уверовали, потом открылись, потом усилили неверие,
- не таков Аллах, чтобы простить им или повести их по пути».

Тут стоит добавить, что ислам дозволяет мусульманам в вынужденной ситуации отрекаться от ислама на словах, сохраняя веру в сердце:
Кто отказался от Аллаха после веры в Него - кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере - только тот, кто открыл неверию свою грудь, на них - гнев Аллаха, им - наказание великое.
Сура 16. аят 108. (106).

Также о практике такыя (сокрытии истинных убеждений) пишет в своём тафсире{8} ат-Табари[8]:
Если вы (мусульмане) находитесь под властью их (неверных), опасаетесь за себя, ведите себя лояльно к ним на словах, скрывая внутреннюю враждебность к ним… Аллах запретил верующим (мусульманам) дружественные или близкие отношения с неверными вместо верующих (мусульман) — кроме случаев, когда неверные над ними (во власти). В таком случае, пусть они действуют дружественно по отношению к ним.

В своей книге "Шариат: исламское право" Абдур Рахман Дои отмечает: "наказание смертью в случае отступничества было принято единогласно всеми четырьмя школами исламского права".

Даже весьма либеральный мусульманский автор, Тауфик Ибрагим[9], в своей книге{10}, где пытался оспорить казнь за выход из ислама был вынужден признать:
...вместе с факихами других толков те же ханафитские законоведы считают любого мужчину из числа неверных или отрекшихся от ислама «военно опасным» (харби), потенциально могущим воевать против мусульман, а значит, заслуживающим смертной казни.

Не-мусульманину, желающему стать мусульманином, рекомендуется сделать это, и всякий, кто пытается его остановить, даже если это отец или мать, будет наказан. Всякий, кто пытается обратить в свою веру мусульманина, также столкнется с наказанием.

Гражданские законы​

Зимми и мусульмане подчиняются одним и тем же гражданским законам, и наказываются одинаково в делах чести, воровства, прелюбодеяния, убийства и нанесения ущерба. Характер наказания определяется исламским законом и не зависит от религиозной принадлежности наказуемого. Как Зимми, так и мусульмане одинаково подчиняются исламским законам по вопросам гражданского предпринимательства, финансовых операций, продажи, аренды, учреждения компаний и фермерских хозяйств, операций с ценными бумагами, ипотечных кредитов и контрактов. Например, воровство карается отсечением руки вора, независимо от его религиозной принадлежности. Однако Зимми не пользуются теми же привилегиями, что мусульмане, например, Зимми не выдается лицензия на ношение оружия.

Брак и дети​

Мусульманский мужчина может жениться на девушке Зимми, но мужчине Зимми запрещено вступать в брак мусульманской девушкой. Если женщина принял ислам и хочет выйти замуж, то ее не-мусульманский отец не имеет права передать её жениху, это должен сделать выбранный мусульманский опекун.

Если один из родителей - мусульманин, тогда дети должны воспитываться как мусульмане. Если муж является Зимми, а его жена приняла ислам, то она должна развестись с мужем, после чего к ней переходит право опеки над детьми. Некоторые фундаменталистские школы считают, что муж-мусульманин имеет право ограничить свободу своей не-мусульманской жены своим домом, и даже препятствовать жене посещать молитвенный дом.

Отдельно стоит упомянуть, что ислам дозволяет мусульманину иметь наложниц, в том числе замужних женщин-немусульманок, взятых в плен:
И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (если только они не стали вашими невольницами).
Коран (сура 4 аят 24).

Абу Дауд 2:2150:
Абу Саид аль-Худри сказал: «Посланник Аллаха послал военный отряд в Автас по случаю битвы Хунайн. Они встретили своих врагов и сражались с ними. Они разбили их и взяли в плен. Некоторые из сподвижников посланника Аллаха не хотели вступать в половые сношения с пленными женщинами, у которых имелись мужья, которые были неверующими. Тогда Аллах послал аят Корана: „И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы“ (Коран 4:24). То есть они являются законными для них, когда завершится период ожидания»

Сахих Муслима 844 или Сахих Муслима, 8:3432:
Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что в день [битвы при] Хунайне посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал [отряд] к [вади] Аутас[Муслим 844 1]. [Там воины] повстречали врагов, сразились с ними, одержали победу и захватили пленных, а потом люди из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ощутили нечто вроде неловкости, [не зная, можно ли им] совокупляться с [захваченными в плен женщинами], поскольку у тех были мужья-многобожники. Об этом Всемогущий и Великий Аллах ниспослал [аят, в котором сказано]: «И [запретны для вас] целомудренные женщины, за исключением тех, которыми овладели ваши десницы» (4:24). Это значит: они[Муслим 844 2] будут дозволены для вас по истечении установленного для них срока ('идда).
↑ Аутас — вади, находившееся в пределах владений племени хавазин.
↑ Имеются в виду женщины, захваченные в плен.

Сахих аль-Бухари 1558 (4138) или Сахих аль-Бухари, 5:59:459:
Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы выступили в поход на бану аль-мусталик вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и захватили пленных из числа арабов. Нас влекло к женщинам, так как нам стало уже трудно переносить воздержание [Бухари 1558 1], и (сначала) мы хотели спать с ними, прерывая половой акт [Бухари 1558 2], но потом стали говорить: „Как можно делать это, не спросив посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он находится с нами?“ И мы спросили его об этом, на что он сказал: „Можно этого и не делать, ибо до самого Дня воскресения будет так, что какой бы душе ни суждено было появиться на свет, она обязательно появится“».
↑ После раздела пленных воинам достались и женщины, которые становились их рабынями, а хозяева рабынь имели право на сожительство с ними.
↑ Точнее говоря, прерывая половой акт до наступления семяизвержения для того, чтобы избежать зачатия.

Ибн Касир:
«И — замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы»
Т. е. для вас запретны чужие жены, кроме тех, которыми овладели ваши десницы, т. е. невольниц. С ними вы можете совокупляться, если убедитесь, что они не беременны.
Имам Ахмад передает, что Абу Саид аль-Худри сказал:
«Мы захватили несколько женщин в плен в бою при местечке Аутас. У этих женщин были мужья, и мы не стали совокупляться с ними из-за того, что они замужние. Мы спросили об этом пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и тогда был ниспослан аят: „И — замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы“. Этим аятом мы позволили себе совокупляться с ними».
Этот хадис рассказал ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Джарир и Муслим в своем Сахихе.

Коран 4:24 Тафсир ибн Аббаса:
И все замужние женщины запрещены вам, за исключением тех (пленных), которыми овладели руки ваши, даже если у них есть мужья в обители войны, после того, как вы убедитесь, что они не беременны, и что прошел один период менструации. (Это постановление Аллаха для вас).

Из статьи "Ислам: Энциклопедический словарь" {9}:
Раб, находящийся в полной и безусловной собственности,— кинн, он не имеет права на собственность и свободу передвижения; как недееспособный, не отвечает за свои долги. Раб (или рабыня), получивший разрешение хозяина вести торговлю или заниматься ремеслом, называется ма'зун («получивший, разрешение», ж. р. ма'зуна), но правоспособность его ограничивается пределами, дозволенными, хозяином. Вопрос, является ли нажитое таким рабом имущество его собственностью, решался по-разному, наследником всегда был хозяин. Раб (рабыня), заключивший письменное соглашение о самовыкупе,— мукатаб («имеющий документ», ж. р. мукатаба). Наиболее распространенной формой освобождения был не самовыкуп, а освобождение по воле хозяина: по обету, во искупление, в благодарность за услуги или во спасение своей души по завещанию перед смертью (тадбир). Защищая интересы наследников, закон не разрешал освобождать по завещанию более из числа рабов. Вольноотпущенник (маула) продолжал сохранять особые отношения с бывшим хозяином или его наследником; даже младенец в утробе матери—освобождаемой рабыни считался маула хозяина. Сожительство с рабыней — одна из форм реализации права собственности на нее. В случае рождения ребенка от хозяина (которого он признал своим) рабыня становится умм валад («мать ребенка») и приобретает некоторые преимущества. Если у хозяина не было жены-свободной, он мог жениться на рабыне, которая приобретала половинные права по сравнению со свободной. Ее дети были свободными, т. к. дети наследовали положение отца. Поэтому происхождение от рабыни не было позорящим, очень многие из халифов (например, знаменитый ар-Рашид) были детьми рабынь. Рабы имели право на семейную жизнь (это даже рекомендовано в Коране,'24:32), но с согласия хозяина (маликиты считали, что взрослый раб мог его не спрашивать, а рабыня обязана получить разрешение, т.к. при ее замужестве хозяин терял право сожительства с ней). Для развода разрешение хозяина не требовалось, расторгать брак своих рабов он также не имел права.

Смертная казнь​

Ханафиты считают, что Зимми и мусульмане должны нести одинаковые наказания за одинаковые преступления. Если мусульманин умышленно убьет Зимми, то он должен быть убит в ответ. То же самое относится и к христианину, убившему мусульманина. Однако другие школы исламского права имеют иное мнение. Шафии считают, что мусульманин, убивший Зимми не должен быть убит, потому что не разумно ставить знак равенства между мусульманином и не-мусульманином. Мусульманин должен только заплатить компенсацию. Наказание зависит от школы права, которая принята в конкретной исламской стране.

1161-1162. Передают, что Абу Джухейфа, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он спросил ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Всевышний Аллах: «Есть ли у вас какие-нибудь откровения, помимо Корана?» Он сказал: «Нет. Клянусь Тем, кто заставляет прорезываться семена и создает души! У меня нет ничего, кроме знания, которое Всевышний Аллах открывает человеку в Коране, и этого манускрипта». Он спросил: «А что записано в этом манускрипте?» Он ответил: «Предписание выплачивать выкуп за убитых и освобождать пленных и повеление не убивать мусульманина за убийство неверного».
Этот хадис передал аль-Бухари[6].

Передают также, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Жизни правоверных равны. Даже самый жалкий из них может гарантировать безопасность человеку от имени всех остальных. Они едины в борьбе со своими противниками. Правоверный не может быть казнен за убийство неверного, и неверный, который заключил с мусульманами мирный договор, не может быть казнен, пока не нарушит этот договор».
Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд[7] и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал хадис достоверным.

Каждая школа права пытается документально подтвердить свое юридическое заключение, ссылаясь на хадисы или прецеденты из жизни пророка или "справедливых" халифов.

Свидетельство Зимми​

Зимми не может свидетельствовать против мусульманина, он может давать показания только против других Зимми. Клятвы Зимми не считаются действительными в исламском суде. Согласно шариату, Зимми, даже, не имеет права находиться под присягой. Мараги прямо заявляет: "Свидетельство Зимми не принимается, потому что Аллах сказал: Я не позволю неверующим получить преимущество перед верующими". Зимми, который рассматривается как неверующий, не может свидетельствовать против мусульманина, независимо от его морального авторитета.

Если Зимми ложно обвинил другого Зимми и был за это наказан, то его авторитет запятнан, и его показания больше не будут приниматься. Тем не менее, если тот же Зимми, который был наказан за ложные показания, примет ислам, то его авторитет восстанавливается и он сможет давать показания как против Зимми, так и против мусульман, потому что согласно шариату: "Приняв ислам, он приобрел новый авторитет, который позволил ему быть свидетелем ..."

Личное право​

По личным вопросам брака, развода и наследования Зимми разрешается обращаться в свои религиозные суды. Зимми могут свободно соблюдать свои общественные и религиозные обряды у себя дома и в своих молельных домах, равно как пить вино, разводить свиней и употреблять в пищу свинину, до тех пор, пока они не продают их мусульманам. Зимми, как правило, не имеют права обращаться в исламский суд по семейным делам. Тем не менее, если мусульманских судья согласится принять такое дело, то суд должен применять исламский закон.

Политические права и обязанности​

Исламское государство является идеологическим государством, поэтому глава государства обязательно должен быть мусульманином, поскольку он уполномочен шариатом проводить и управлять государством в соответствии с Кораном и Сунной. Функция государственного консультативного совета заключается в оказании помощи главе государства в реализации принципов ислама. Тот, кто не поддерживает исламскую идеологию, не может быть главой государства или членом государственного совета.

Маудуди (ханафиты), знакомый с требованиями современного общества, и несколько более терпимый к Зимми, говорит:
"Относительно парламента или другого законодательного органа государства современного типа, которые существенно отличаются от экспертного совета в его традиционном смысле, может быть сделано послабление, позволяющее не-мусульманам быть их членами при условии, что принимаемые ими законы или конституция, не будут противоречить Корану и Сунне, которые являются главным источником права, и что глава государства обязательно будет мусульманином."

Взгляды Маудуди не получили одобрения других школ шариата, которые считают, что не-мусульманам вообще не разрешается занимать какую-либо должность, которая может дать им какую либо власть над мусульманами. Они утверждают, что не-мусульманин (независимо от его способностей, искренности и лояльности по отношению к стране) не может и не будет честно трудиться для достижения идеологических и политических целей ислама.

Сфера предпринимательства​

Политический и государственный секторы государства не единственные, где не-мусульманам закрыт доступ к руководящим должностям. Дискриминация имеет место и в экономической сфере. Мусульманский сотрудник послал письменный запрос:

"Допустимо, чтобы мусульманский владелец (компании) назначил христианина управляющим над мусульманами?"
(Al-Muslim Weekly; Vol. 8; issue No. 418; Friday 2, 5, 1993). В ответ на этот запрос трое видных мусульманских ученых опубликовали свои юридические заключения:

Шейх Манна аль-Кабтан, профессор высшей школы исламского права в Эр-Рияде, указывает, что:
"В принципе не допустимо, чтобы не-мусульманин руководил мусульманами, поскольку такая ситуация несовместима с принципами Корана, потому что Аллах сказал, что 'не устроит неверным дороги против верующих' (Коран 4:141)."

Доктор Салих аль-Садлан, профессор шариата школы исламского права в Эр-Рияде, цитируя те же аяты, утверждает, что не допустимо позволять неверным руководить мусульманами, как в государственном, так и в частном секторе:
"Это ведет к унижению мусульман и возвеличиванию неверных. Неверные могут использовать свое положение, чтобы унизить и оскорбить мусульман, которые работают под их руководством. Мой совет владельцу компании - уволить этого неверного и заменить его мусульманином."

Доктор Фахд аль-Усами, профессор исламских исследований в педагогическом колледже Эр-Рияда, отмечает, что мусульманский владелец компании должен стараться продвигать мусульманских работников, которые лучше, чем христианские. Не допустимо, чтобы христианин нес ответственность за мусульман в силу свидетельства Корана, который дает превосходство мусульманам над другими. Затем он цитирует аят 63:8, а также 58:22
"Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом."

Фахд аль-Усами утверждает, что нахождение под властью христианина вынудит мусульман льстить ему и унижать себя в надежде получить часть того, что есть у него. Это противоречит Корану.

Все это означает, что и в секторе экономики Зимми, независимо от его опыта и квалификации, не может быть назначен на руководящую должность, даже если он лучше, чем мусульманин, способен служить своей стране.

Свобода самовыражения​

Маудуди, который более мягок, чем большинство мусульманских теологов, демонстрирует революционные взгляды, когда говорит, что в исламском государстве:
"Все не-мусульмане будут пользоваться свободой совести, мнения, слова и собрания, какими пользуются мусульмане, и на них распространяются те же ограничения, какие налагаются законом на мусульман."

Взгляды Мавдуди не приняты большинством исламских школ права, особенно в отношении свободы слова, позволяющей критику государства и ислама. Даже на родине Мавдуди, в Пакистане, запрещено критиковать правительство. Многие политические заключенные отбывают наказание в тюрьмах Пакистана и большинства других исламских стран. Что касается критики ислама, то даже мусульмане, не говоря уже о Зимми, избегают этого, опасаясь смертной казни.

Какая свобода самовыражения может быть у Зимми, которые не имеют права использовать газеты, радио и телевидение? Возможно, Мавдуди подразумевал свободу Зимми в своем кругу, в противном случае, они подлежат казни. Мусульмане, согласно шариату, имеют право пропагандировать свою веру, без каких-либо ограничений.

Мусульмане и Зимми​

Отношения между мусульманами и Зимми разделяются на две категории: на то, что запрещено и то, что допустимо.

I. Запрещено

Мусульманам не разрешается:
  • Подражать Зимми в одежде или поведении.
  • Участвовать в праздниках Зимми или оказывать им поддержку, которая может дать им какую либо власть над мусульманами.
  • Сдавать в аренду свой дом или продать свою землю для строительства церкви, винного магазина и чего бы то ни было, что может принести пользу религии Зимми.
  • Участвовать в любой работе, которая несет пользу религии Зимми.
  • Делать какие-либо пожертвования на церкви или храмы.
  • Работать на судне или транспорте, которое перевозит вино или свиней.
  • Обращаться к Зимми с такими словами как "мой господин".
II. Допустимо

Мусульманам разрешается:
  • Оказывать Зимми финансовую помощь, если деньги не используются для нарушения исламских законов, например, покупки вина или свинины.
  • Дать право преимущественной покупки своему соседу Зимми. Ханбалиты этого не одобряют.
  • Есть пищу, приготовленную людьми Писания.
  • Утешать Зимми во время болезни или при потере любимого человека. Мусульманам также разрешается участвовать в похоронах Зимми, но они должны идти перед гробом, а не за ним, и покинуть кладбище, до захоронения.
  • Поздравлять Зимми в случае свадьбы, рождения ребенка, возвращения из долгого путешествия, или выздоровления. Однако мусульманам запрещается произносить слова, которое могут усилить веру Зимми, как то: "Пусть Аллах превознесет вас", "Пусть Аллах наградит вас" или "Пусть Аллах дарует вам победу".

Заключение​

Исследование исламского права показывает, что не-мусульмане не являются полноправными гражданами в исламских странах, даже если они коренные жители этих стран (как, например, копты в Египте, сирийцы в Сирии или ассирийцы в Ираке). Сказать обратное, означает - утаить правду. Справедливость и равенство требуют, чтобы любой христианин в Пакистане, Малайзии, Турции или в арабских странах рассматривался как полноправный гражданин. Каждый человек заслуживает того, чтобы пользоваться гражданскими правами, независимо от его религиозной принадлежности.

Утверждать, что только ислам является истинной, и на основании этого дискриминировать людей, является социальным, религиозным и юридическим преступлением.

Литература​

Najih Ibrahim Bin Abdullah, "The Ordinances of the People of the Covenant and the Minorities in an Islamic State", Balagh Magazine, Cairo, Egypt, Volume 944, May 29, 1988; Volume 945, June 5, 1988.
Al Muslimun, Volume 8, issue No, 418; Friday 2, 5, 1993.
Abdur Rahman Doi, "Sharia: The Islamic Law", Taha Publishers, London UK, 1984.
S. Abul Ala Mawdudi, "The Rights of Non-Muslims in Islamic State", Islamic Publications, LTD. Lahore, Pakistan. 1982
Abdullah Mustapha Muraghi, "Islamic Law Pertaining to Non-Muslims", Library of Letters. Egypt. Undated

{1} - http://www.regnum.ru/news/polit/1884389.html

{2} - https://vol-majya.livejournal.com/4779216.html

{3} - https://ru.wikipedia.org/wiki/Источники_исламского_права

{4} - Российская Академия наук, Институт востоковедения, Санкт-Петербургский филиал.
Абу Йусуф Йа'куб б. Ибрахим ал-Куфи
Китаб ал-Харадж
(мусульманское налогообложение)
Перевод с арабского и комментарии А.Э. Шмидта. Субкомментарии к переводу А.С. Боголюбова. Подготовка к изданию, вступит. статья и указатели А.А. Хисматулина.
Санкт-Петербург 2001

{5} - Тафсир, Комментарии Великого Корана Абуль-Фидаа Исмаила ибн Умара ибн Касира ад-Димашки (700-774 г.х.).
Перевод с арабского: Айрат Вахитов.
Коррекция арабского текста: Шамиль Ахмедов.
Коррекция русского текста: Кубатаев Магомед.
Издательский дом «Нур» 2013 г.

{6} - Коран: Тафсир Аль-Коран. Аль-Мунтахаб
Составитель: Коллектив Аль-Азхар
Перевод с арабского: Сумайя Мухаммад Афифи, Абдель Салям эль-Манси; отредактировала перевод Ранъо Умаровна Ходжаева, профессор Ташкентского университета востоковедения.

{7} - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/Mednikov/Tom_III/II/19.phtml?id=5192

{8} - Тафсир к Коран 3:28, Табари

{9} - Ислам: Энциклопедический словарь. — М.; Наука.
Главная редакция восточной литературы, 1991.
Г. В. МИЛОСЛАВСКИИ, Ю. А, ПЕТРОСЯН, М. Б. ПИОТРОВСКИЙ,
С. М. ПРОЗОРОВ (ответственный секретарь)
Редактор издательства
Л. В. НЕГРЯ

{10} - Тауфик Ибрагим, "На пути к коранической толерантности".

{11} - Али-заде, А. А. Джизья // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.

{12} - Bill Warner — The Islam Tax (https://www.rightsidenews.com/editorial/us-opinion-and-editorial/the-islam-tax/) — Right Side News, January 27, 2010

{13} - Бат Йеор. «Зимми»: христиане и евреи под властью ислама.

Персоналии и примечания​

[1] - к ханафитскому мазхабу принадлежит большинство мусульман РФ.

[3] - Абу́ Ю́суф Яку́б ибн Ибрахи́м аль-Анса́ри аль-Куфи, более известный как Абу́ Ю́суф аль-Анса́ри (араб. أبو يوسف الأنصاري‎; 731, Эль-Куфа — 798, Багдад) — видный исламский законовед (факих), один из наиболее известных учеников Абу Ханифы. После смерти Абу Ханифы возглавил его школу. Будучи верховным судьей (кади аль-кудат) халифата, способствовал широкому распространению взглядов ханафитской правовой школы.

Наследие Абу Ханифы сохранилось в виде цитат и ссылок в книгах двух его учеников: «Китаб аль-харадж» Абу Юсуфа, а также во всех сочинениях Мухаммада аш-Шайбани, особенно в «аль-Мабсут», «Китаб аз-зиядат» и «Китаб аль-асар».

[4] - Имадудди́н Абу́ль-Фида́ Исмаи́л ибн У́мар ад-Димашки, известный как Ибн Каси́р (араб. ابن كثير‎; 1301, Босра — 1373, Дамаск) — исламский учёный-правовед, историк, хафиз, толкователь Корана и хадисов.

Тафси́р Ибн Каси́ра является одним из самых авторитетных и известных тафсиров у мусульман-суннитов.

[5] - Ибн Кайима аль-Джаузийя - Шамсудди́н Абу́ ’Абдулла́х Муха́ммад ибн Абу́ Бакр ад-Димашки, более известный как Ибн Каййим аль-Джаузийя (араб. ابن قيم الجوزية‎; 29 января 1292, Дамаск — 16 сентября 1350, там же) — мусульманский богослов, видный представитель ханбалитской школы мусульманского права.

[6] - Абу́ ‘Абдулла́х Муха́ммад ибн Исма‘и́ль аль-Буха́ри, более известен как имам аль-Бухари (араб. إمام البخاري‎; 19 июля 810,Бухара — 1 сентября 870, с. Хартанг близ Самарканда) — мусульманский учёный-мухаддис (собиратель и исследователь хадисов) и муфассир (комментатор Корана), «автор одного из канонических сборников суннитских преданий „аль-Джами ас-Сахих“».

Сахи́х аль-Буха́ри (араб. صحيح البخاري‎) — один из шести основных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-ситта). Сахих аль-Бухари для суннитов является одним из трёх самых надежных сборников хадисов вместе с Сахихом Муслима и Муваттой имама Малика. Некоторые богословы считают Сахих аль-Бухари самой достоверной исламской книгой после Корана. Арабское слово сахих переводится как достоверный, подлинный.

[7] - Абу́ Дау́д Сулейма́н ибн аль-А́ш’ас ас-Сиджиста́ни известный как Абу́ Дау́д (араб. أبو داود السجستاني‎; 817, Систан — 888, Басра) — известный мухаддис, автор сборника хадисов «Сунан Абу Дауд».

Суна́н Абу́ Дау́да (Сунан Аби Дауд; араб. سنن أبي داود‎) — самый маленький из шести основных сборников хадисов (Кутуб ас-ситта), собранный Абу Даудом. Сборник Абу Дауда занимает третье место после сборников имамов аль-Бухари и Муслима.

[8] - Абу́ Джафа́р Муха́ммад ибн Джари́р ат-Табари́ (араб. محمد بن جرير الطبري‎; 839, Табаристан — 923, Багдад) — исламский историк и богослов, учился в Персии, писал по-арабски. Ат-Табари является автором книги «Истории пророков и царей», тафсира Корана и трудов по исламскому законоведению.

Тафсир ат-Табари, великий тафсир, или комментарий к Корану; считается классикой исламского богословия. Многими мусульманскими богословами он признавался самым лучшим комментарием к Корану. Ан-Навави пишет об Ибн Джарире: «У него есть известная книга по истории и тафсир, равного которому ещё никто не написал…». Такого же мнения о нём Джалалуддин ас-Суюти: «…Тафсир имама Абу Джафара ибн Джарира ат-Табари, о котором уважаемые учёные сошлись на том, что не было написано тафсира подобного ему».

[9] - Тауфи́к Ка́мель Ибраги́м (род. 27 апреля 1947 года, Джебла, Сирия) — советский и российский философ и исламовед, специалист по классической арабо-мусульманской философии. Доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН. Председатель Российского общества исламоведов.
 
Сверху