Символ Веры из сборника ХIІ или нач. ХІIІ века

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Москва
Православный христианин
А чей это Символ?
Никео-Царьградский не просматривается...
Похоже на Афанасьевский Символ.
Но! не совсем...

Похоже на разъяснение основ веры.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ:
  1. Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую [кафолическую] христианскую веру.
  2. Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель.
  3. Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве,
  4. не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества.
  5. Ибо одна Ипостась Божества — Отец, другая — Сын, третья же — Дух Святой.
  6. Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава [всех Ипостасей] одинакова, величие [всех Ипостасей] вечно.
  7. Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой.
  8. Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен.
  9. Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух не постижим.
  10. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен.
  11. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным [Божеством].
  12. Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый.
  13. Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ.
  14. Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий.
  15. Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог.
  16. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом.
  17. Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь.
  18. И все же существуют не три Господа, но один Господь.
  19. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и всеобщая [кафолическая] вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.
  20. Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным.
  21. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден.
  22. Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит [от Них].
  23. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.
  24. И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других,
  25. но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою. И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве.
  26. И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице.
  27. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа.
  28. Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком.
  29. Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком, от естества матери Своей рожденным в должное время.
  30. Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом.
  31. Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности.
  32. Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом.
  33. Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога.
  34. Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Ипостаси.
  35. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос,
  36. Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день;
  37. Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.
  38. При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях.
  39. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло — [будут посланы] в вечный огонь.
Это — всеобщая [кафолическая] вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения.
 
Православный христианин
Да! Вот в том то и дело.
Вы возьмите Кормчую Патриарха Иосифа, которая напечатана старым шрифтом. В ней тоже другой Символ Веры.
Я Вам выложу сканы старолатынских рукописей, которые я нашёл в интернете.
Вы, может, мне поможете разобраться.
p.s. Там слово ПОДОБОСУЩЕН, а не ЕДИНОСУЩЕН (в рукописи, на которую я дал ссылку).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Автор Глаголъ или Правоверъ. Если я не ошибаюсь, это один человек, хорошо знающий языки.
Я думаю, Вы тоже сможете перевести.
http://starover.borda.ru/?1-1-0-00004111-000-10001-0
MS Clm 14422 (IX век)
credimus2.jpg

Codex Sangallensis 671 (820 год)
credimus3.jpg

Рукопись 7века
credimus_7v.jpg

http://starover.borda.ru/?1-1-0-00004065-000-10001-0
Codex Sangallensis 911 (790 год)
fullcred.jpg


Повторюсь насчёт того, что в сборнике ПОДОБОСУЩИЕ, а не ЕДИНОСУЩИЕ.
Почему?

Насчёт единосущия и Павла Самосатского
https://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_Самосатский

Похоже на разъяснение основ веры.

л. 181. Тогоже написание о вере. Нач. Верую в единаго Бога Отця нерожена и в единаго Сына рожена и в един Св. Дух исходящь.

Написание - перепись, ревизия, надпись
Полный церковнославянский словарь (Протоиерей Г.Дьяченко)
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Трудности перевода...
Но! суть проблемы я не понял.
Таких символов тысячи и тысячи.
В древности епископы восходя на кафедры предлагали свое исповедание (символ веры).
Тогда это считалось в порядке вещей.
 
Православный христианин
Таких символов тысячи и тысячи.
В древности епископы восходя на кафедры предлагали свое исповедание (символ веры).
Тогда это считалось в порядке вещей.

Свои символы пишут еретики. У православных он один.

Второй Вселенский Собор - Константинопольский
http://www.agioskanon.ru/vsobor/002.htm#1
1. Святые отцы собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется Символ веры трехсот восемьнадцати отцев, бывших на Соборе в Никее, что в Вифании, но да пребывает оный непреложен: и да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь Евномиан, Аномеев, Ариан, или евдоксиан, Полуариан или духоборцев, Савеллиан, Маркеллиан, Фотиниан, и Апполинариан.
Аристен. Твердо должна быть хранима никейская вера, а ереси должны подлежать анафеме.
Славянская кормчая. Яже в Никее святых отец вера твердо да держится, и пребывает. Реченая же и писаная на ню от еретик, и еретики, да будут прокляти. Се правило разумно.

Третий Вселенский Собор - Эфесский
http://www.agioskanon.ru/vsobor/003.htm#7
7. По прочтении сего, святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, Если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; Если же миряне: да будут преданы анафеме. Равным образом: Если епископы, или клирики, или миряне явятся мудрствующими, или учащими тому, что содержится в представленном от пресвитера Харисия изложении, о воплощении единороднаго Сына Божия, или скверным и развращенным Несториевым догматам, которые при сем и приложены: да подлежат решению сего святаго и вселенскаго Собора, то есть, епископ да будет чужд епископства, и да будет низложен; клирик подобно да будет извержен из клира; Если же мирянин: да будет предан анафеме, как сказано.
Аристен. Епископ проповедующий другую веру, кроме Никейской лишается епископства, а мирянин – и изгоняется из церкви. Тот, кто кроме веры, составленной святыми отцами, собравшимися в Никее, - предлагает иной нечестивый символ на развращение и на пагубу обращающихся к познанию истины из эллинства, или иудейства, или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме; а если – епископ, или клирик, должен быть лишен епископства и служения в клире.
Славянская кормчая. Иже к никейстей вере, иную прилагает, епископ убо чужд епископии: мирский же человек, отвержен.

Трудности перевода
Но! суть проблемы я не понял.

Суть проблемы в том, что в IX веке исповедывалась Никая Вера, но, чтобы разобраться, мне нужна помощь богословски образованного человека.
Я выложил сканы рукописей, которые переводил не я, но
человек который их перевёл, утверждает, что в них Никейский Символ Веры, а не
современный Никео-Царьградский. Я не знаю латыни, греческого.
Вы, я так понял, владеете классическими языками. Какое исповедание веры в них?
Никейское или Никео-Царьградское? Если у Вас есть возможность посмотрите славянские кормчие, греческие кормчие до 1286 года,
какой в них Символ Веры?
 
Москва
Православный христианин
Свои символы пишут еретики. У православных он один.
Вы не правы! исповедание веры это обычная процедура древней Церкви (архиерейские и крещяльные исповедания). - Архиерейские провозглашались пред вступлением на кафедру, крещяльные перед крещением.
До начала IV века "символы", или краткие формулы христианской веры, были главным образом связаны с крещением и катехизацией. Поэтому они были весьма многочисленны и изменялись в зависимости от поместной практики той или иной Церкви. Эти формулы исповедания, которые новокрещенные должны были произносить в день своего крещения, во II веке назывались "правилами" или "канонами" веры.
На русском языке издавались сборники подобных исповедальных текстов древности (попробую найти Вам ссылку).

Посмотрите здесь: http://otdelro.kz/images/date/Katihizis_uroki/04/04_01_Drevnie_Simvolyi_very.pdf
И здесь: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/simvoly-very-rannego-hristianstva/

Но! Вы правы, только общецерковный Символ веры имел абсолютный авторитет.

С текстами попробую разобраться...
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Самое древнее — это исповедание святителя Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между 260-265 гг. по Р. Х. В этом исповедании рассматривается прежде всего вопрос о Пресвятой Троице. Одобрено VI Вселенским Собором.
Свт. Василия Великого (Против ариан, IV в.)
Прп. Анастасия Синаита (VI в.), краткий катихизис.
Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.) О Св. Троице, двух волях Христа, одобрено VI Вселенским Собором.
Исповедание свт. Григория Паламы, 1351 г. В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопросам, касающимся споров относительно природы Фаворского света и вопроса о границах богопознания; одобрено Константинопольским Собором 1351 г.
Исповедание святителя Марка Эфесского на Ферраро-Флорентийском Соборе 1439-1440 гг. Обстоятельное изложение православного учения, особенно по спорным с католиками вопросам, таким, как главенство папы, filioque и т. д.
Исповедание Патриарха Константинопольского Геннадия Схоллария в XV в., которое после взятия Константинополя турками, патриарх Геннадий Схолларий представил турецкому султану Мухамеду II.
 
Православный христианин
Вы не правы! исповедание веры это обычная процедура древней Церкви.
На русском языке издавались сборники подобных исповедальных текстов (попробую найти Вам ссылку).
Посмотрите здесь: http://otdelro.kz/images/date/Katihizis_uroki/04/04_01_Drevnie_Simvolyi_very.pdf
И здесь: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/simvoly-very-rannego-hristianstva/
Согласен, но они были актуальны до Первого Вселенского Собора.
 
Православный христианин
Очень подробно про Первый Вселенский Собор
Смирнов, К.Н. Обозрение источников истории Первого вселенского никейского собора : Сочинение на степень магистра богословия К. Смирнова. - Ярославль : типолитогр. Г. Фальк, 1888
http://books.e-heritage.ru/book/10076775
http://www.byzantium.ru/library/smirnov_nic.pdf
Самое древнее — это исповедание святителя Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между 260-265 гг. по Р. Х. В этом исповедании рассматривается прежде всего вопрос о Пресвятой Троице. Одобрено VI Вселенским Собором.
Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.) О Св. Троице, двух волях Христа, одобрено VI Вселенским Собором.
http://www.agioskanon.ru/vsobor/006.htm#0
Правила святого вселенского шестого собора, константинопольского, иже в Трулле царских палат.
...
1. При начатии всякаго слова и дела, наилучший чин есть от Бога начинать, и с Богом оканчивать, по глаголу Богослова. Сего ради и ныне, когда и благочестие нам уже ясно проповедуется, и Церковь, в которой Христос положен основанием, непрестанно возрастает и преуспевает, так что паче кедров Ливанских возвышается, полагая начало священных словес, Божиею благодатию определяем: хранить неприкосновенно нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных Апостолов; еще же от трехсот восемнадцати святых и блаженных отец, при Константине царе нашем, на нечестиваго Ария, и на вымышленное им языческое инобожие, или, свойственнее рещи, многобожие, в Никее собравшихся, которые единомыслием веры, единосущие в трех ипостасях Богоначальнаго естества открыли нам и уяснили, не попустив сему сокрыту быть под спудом неведения, но ясно научив верных покланяться, единым поклонением, Отцу и Сыну и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеучение о неравных степенях Божества, и еретикам из песка сложенныя противу православия детские построения раззорили и низринули. Такожде и при великом Феодосии, царе нашем, сто пятидесятью святыми отцами, в сем царствующем граде собравшимися, провозглашенное исповедание веры содержим, богословствуще о Святом Духе изречения приемлем; а нечестиваго Македония, купно с прежними врагами истины, яко буйственно дерзнувшаго почитать Владыку рабом, и нагло хотевшаго пересещи несекомую еденицу, так что не было бы совершенно таинство упования нашего. Купно с сим гнуснейшия и против истины неиствовавшим, осуждаем Аполинария, тайноводителя злобы, который нечестиво изрыгнул, аки бы Господь приял тело без души и ума, сим образом такожде вводя помышление, аки бы спасение соделано для нас несовершенное. Такожде и при Феодосии, сыне Аркадия, царе нашем, собравшимися в превый раз во граде Эфесе, двумя стами богоносных отец изложенное учение, несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, единаго Христа Сына Божия и воплатившагося проповедуя, и безсеменно родившую Его, непорочную Приснодеву Марию исповедуя собственно и истинно Богородицею, а безумное разделение Нестория, яко от жребия Божия отлученное, отвергаем: ибо он учит, что един Христос есть отдельно человек, и отдельно Бог, и возобновляет иудейское нечестие. Православно утверждаем такожде и в областном граде Халкидоне, при Маркиане, царе нашем, шестьсот тридцатью богоизбранными отцами начертанное вероисповедание, которое концами земли велегласно возвестило единаго Христа Сына Божия, состоящаго из двух естеств, и в сих самых двух естествах славимаго; а суемудраго Евтихия, который говорил, что великое таинство спасительнаго домостроительства совершилось призраком, яко нечто чудовищное, и яко заразу, из священных оград Церкви извергло, с ним же Нестория и Диоскора, из коих один был защитником и поборником разделения, а другой смешения, и которые от противоположных стран нечестия низринулись в единую пучину погибели и безбожия. Еще же и ста шестидесяти пяти богоносных отец, собравшихся в сем царствующем граде, при Иустиниане, блаженныя памяти царе нашем, благочестивые глаголы, яко от Духа произнесенные, ведаем, и оным потомков наших научаем. Они Феодора Мопсуетскаго, Несториева учителя, и Оригена, и Дидима, и Евагрия, возобновивших еллинские басни, и прехождения и превращения некоторых тел и душ паки нам представивших на позор, в сонных мечтаниях блуждающаго ума, и противу воскресения мертвых нечестиво и нездравомысленно возставших, такожде написанное Феодоритом противу правыя веры и противу двенадесяти глав блаженнаго Кирилла, и так называемое письмо Ивы, соборно предали проклятию и отринули. И недавно при царе нашем, блаженныя памяти Константине, в сем царствующем граде сошедшагося шестаго Собора вероисповедание, которое вящую крепость прияло, когда благочестивый император постановления онаго Собора своею печатью, ради достоверности, на все веки утвердил, вновь обязываемся хранить нерушимо. Оно боголюбно изъяснило, яко должны мы исповедывать два естественные хотения, или две воли, и два естественныя действа в воплотившемся, ради нашего спасения, едином Господе нашем Исусе Христе, истинном Боге; а тех, которые правый догмат истины извратили, и едину волю и едино действо, в едином Господе Боге нашем Исусе Христе, людям проповедывали, судом благочестия обвинило, яко Феодора епископа Фаранскаго, Кира Александрийскаго, Гонория Римскаго, Сергия, Пирра, Павла, Петра, бывших в сем богоспасаемом граде предстоятелями, Макария Антиохийскаго епископа, ученика нашего Стефана, и безумнаго Полихрония, сим образом соблюдая неприкосновенным общее тело Христа Бога нашего. Кратко рекши, постановляем, да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердою, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия Христианскаго, яко чуждый, да будет изключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать что-либо, не убавлять, и не могли никоем образом.
Аристен. Вера Апостолов не допускает нововведений. Вера отцев в Никее, которая учением о единосущном ниспровергла учение Ария, вводившего степени Божества, должна быть соблюдаема всецело.
Собор, бывший при Феодосии Великом, который изверг Македония, называвшего Духа святого служебным, не должен быть изменяем.
Двести отцев, собравшиеся в Ефесе при Феодосии Малом и изгнавшие Нестория, называвшего Господа – особо человеком и особо Богом, должны быть присночтимы.
Святые отцы, собравшиеся в Халкидоне при Маркиане, извергшие Евтихия, дерзнувшего сказать, что великое таинство совершилось призраком, также – Нестория и Диоскора, подобным же образом умствовавших с противоположной стороны, приснопамятны.
При Юстиниане собрались в сем царствующем граде сто шестьдесят пять отцев, которые предали анафеме Оригена, высказавшего мнение о прехождении тел и душ, и Феодорита, восставшего против двенадцати глав Кирилла.
Во граде Константина при Константине собран был собор, который отвергнул Гонория римского и Сергия константинопольского, учивших о единой воле и едином действии.
Сей собор, собранный при Юстиниане Ринотмите, определив, чтобы пребывали твердыми и были хранимы без нововведений и изменений апостольские правила и прежде бывшие шесть вселенских соборов и семь поместных, изложил и нижеследующие правила во исцеление душ и уврачевание страстей. И прежде всего утверждает предание апостольских правил, а потом запечатлевает священные правила вселенских и поместных соборов.
А был первый собор в Никее во дни иже во святых, императора Константина Великого против нечестивого Ария, который учил языческому инобожию, или прямее сказать, многобожию и Сына Божия, Господа нашего Исуса Христа, истинного Бога, дерзнул называть тварью и не единосущным Богу и Отцу.
Вторый собор был в Константинополе при императоре Феодосии Великом против Духоборца Македония, который хульно говорил о Святом Духе и утверждал, что Он не есть Бог; и еще против Аполлинария Лаодикийского и Савеллия ливийского, которые думали и говорили, что плоть Господа нашего и Бога Исуса Христа была без души и без ума.
Третий собор был в Ефесе при Феодосии Малом против человекопоклонника Нестория, который нечестиво разделял и рассекал Христа и говорил, что Он – простый человек, а не Бог воплотившийся, и учил, что два сына и две ипостаси в едином Христе Боге, почему и Пресвятую Деву Марию, родшую Самого Бога, Господа нашего Исуса Христа, именовал не Богородицею, а Христородицею.
Четвертый собор был в Халкидоне при благочестивейшем императоре Маркиане, зяте Феодосия Малого по сестре, против Диоскора и Евтихия, которые баснословили, якобы вочеловечение Бога и Спасителя нашего Исуса Христа было в призраке, и говорили, что Он имеет одно естество и приписывали Божеству страдания.
Пятый собор был при Юстиниане Великом в Константинополе против сумасбродного Оригена, также Евагрия и Дидима, которые возобновили эллинские басни и неразумно говорили, будто самые тела, коими мы облечены ныне, не воскреснут, - чувственный рай не был сотворен Богом и нет его, Адам не был создан во плоти, - есть конец мучениям и восстановление демонов в прежнее состояние, извели на свет множество других хулений.
Шестый собор был в Константинополе при Константине Погонате против Феодора епископа фаранского, Гонория римского, Кира александрийского, также Сергия и Пирра, Павла и Петра, бывших епископов константинопольских и других, возобновивших их ересь. Ибо эти богоборцы и люди нечестивейшие учившие, что Господь наш Исус Христос и по воплощении имеет одну волю, одно действие, сим собором преданы проклятью. А правил не было издано ни Пятым Собором, бывшим при Юстиниане Великом, ни самым Шестым, который собирался при Константине Погонате. Шестым Собором называется и бывший при Константине Погонате, и настоящий, бывший при сыне его Ринотмите, называется также шестым; потому что оба казались как один собор, так как этот был спустя двадцать семь лет после того и, вероятно, одни и те же были епископы, или большая часть из тех, которые собраны были и здесь и там, и собирались для тех же исследований и догматов.
Славянская кормчая. Апостольским и отеческим правилом, и законным уложениям целым и непревратным быти.
Апостольская вера непреложна, и яже в Никеи святых отец, цела да пребывает, иже Ариево веление низвергоша, степени вводящее божеству, единосущия ради.
Толкование. Собор при Иустиниане корконосом собравыися, и апостольских, и прежде его бывших шести соборов, и поместных девяти, сих всех правилом, твердо пребывати повелев, и непреложно, и не превратно хранимым быти. Изложи же и учиненная зде правила, на исцеление душам, и на врачевание страстем. И первое зде апостольских правил предание утверждает. Потом же и вселенских, и поместных соборов, священная правила запечатлевает.
Исповедание свт. Григория Паламы, 1351 г. В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопросам, касающимся споров относительно природы Фаворского света и вопроса о границах богопознания; одобрено Константинопольским Собором 1351 г.

Филофей (патриарх Константинопольский)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B9_(%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)
...
Патриарх жил в период, когда формально существовала уния между православными и римокатоликами, причём светская власть Византии признавала примат римского папы.
...
протоиерей Иоанн Мейендорф
Византия и Московская Русь

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vizantija-i-moskovskaja-rus/8
...
Даже официальное обращение Иоанна V в латинскую веру в 1369 году не было принято слишком всерьез старым императором-монахом, которого не было в Константинополе, пока Иоанн V ездил в Рим. Позднее Кантакузин даже помог Иоанну V в борьбе против Андроника IV, захватившего в 1376 году власть при поддержке генуэзцев. У Иоанна V не было ни возможности, ни, вероятно, охоты навязывать церкви объединение с Римом, а его собственное обращение в иную веру не вызвало в Константинополе ни возмущения, ни анафем, а только равнодушие, – какой контраст событиям эпохи Михаила VIII!
...
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vizantija-i-moskovskaja-rus/5
...
Более того, даже после победы исихастов Кантакузин поощрял переводы с латинского и пользовался ими в своих сочинениях. Открытость западу, которую мы видим у Кантакузина и его друзей-исихастов, звала не к капитуляции, а к диалогу. Характерно, что на соборе, который планировал Кантакузин, восточная церковь должна была быть представлена полностью, включая посланцев из других восточных патриархатов – Грузии, Болгарии, Сербии, – а также представителей «отдаленных» митрополий Константинопольского патриархата – Киева (с несколькими русскими епископами), Трапезунда, Алании и Зихии.
...
Владимирский собор 1274 года
https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимирский_собор_1274_года
...
В 1237—1241 Русь пережила монголо-татарское нашествие. В условиях тяжёлого кризиса церкви в 1243 году митрополитом стал Кирилл (ум. 1280). Стержнем его политики было признание власти монголов ради передышки, и в этом он был солидарен с Александром Невским. Митрополит в 1270 году обратился к деспоту (полунезависимому князю) из Болгарии Иакову Святославу и просил его прислать славянский список Кормчей, с толкованиями Зонары и Вальсамона, так как до этого на Руси ходил только славянский текст без толкований. Новая Кормчая были прислана. Это книга, переведенная около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский, и её стали называть "Кормчая Саввы Сербского". В 1274 году (по некоторым данным в 1273) митрополит Кирилл созвал собор для устранения разногласий в церковном праве.
...
Кроме тех рукописей, неплохо бы глянуть Сербскую Кормчаю, но у меня нет возможности.
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Согласен, но они были актуальны до Первого Вселенского Собора.
Тогда непонятно почему их одобрил VI Вселенский Собор! Для чего?
Скорее всего, как более пространные тексты, они могли восприниматься как разъяснение ко главенствующему Символу Веры.
Толкование Символа Веры, важная задача!

Передал Ваши тексты знакомому латинисту обещал посмотреть.
 
Православный христианин
Тогда непонятно почему их одобрил VI Вселенский Собор! Для чего?
Скорее всего, как более пространные тексты, они могли восприниматься как разъяснение ко главенствующему Символу Веры.
Каким правилом собора они были одобрены?
В предыдущем сообщении я дал ссылку на правило и толкование. Там идёт речь только о Никейском Символе Веры.

Передал Ваши тексты знакомому латинисту обещал посмотреть.
Спасибо!
 
Москва
Православный христианин
Это одобренные VI Вселенским Собором, Символы веры: святителя Григория Неокесарийского и святителя Софрония, патриарха Иерусалимского.

Благодарю за интересный вопрос!
 
Православный христианин
Это одобренные VI Вселенским Собором, Символы веры: святителя Григория Неокесарийского и святителя Софрония, патриарха Иерусалимского.
Ничего не нашёл. Только в первом правиле подтверждается Никейский.
Шестой Вселенский Собор - Константинопольский
http://www.agioskanon.ru/vsobor/006.htm#100

Ещё один интересный момент. Если Вы сравните кормчие Иосифа(старопечатную, старым шрифтом) и Никона, то увидите, что в них список вселенских и поместных
соборов отличается.

P.S.
Я уезжаю на несколько дней, поэтому не смогу заходить на форум.
Но вопрос для меня очень актуален. Очень жду перевода рукописей.
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху