У человека нет воли, но есть намерение, цель. Он уже себе там никак помочь не может. Тут мы и помогаем ему своей молитвою. Он как бы сломал ногу, и идти не может. А мы берем его на руки, и несем. У него есть желание идти, а сил и возможности нет.
Даже не знаю, как конкретно объяснить. Не надо думать, что от Бога ничего не зависит. Мы же Богу молимся, не так ли? Скажем так, "отношение" Бога к человеку не меняется, Он есть Любовь. Что человек выбрал, то он и получил. Но когда мы молимся за человека, как писали Святые Отцы, мы приносим тем самым ему облегчение. Душа хочет избавиться от мук, а не может. А мы даем некое облегчение своей молитвой. Может, видя нашу любовь и жертвенности, ради умершего, Господь допускает ему измениться, переменить свое состояние, как если бы он сам молился, совершал добрые дела и постился. То есть, происходит как бы покаяние, то есть изменение. Как если бы, он ещё был жив и успел бы избавиться, или начать избавление от тех многих страстей, что его и погубили. Вообще, нам в полной мере это не открыто. Невозможно понять многие вещи.
Вот ещё подборка цитат Святых Отцов (и не только) на тему "молитва за усопших":
"...Вообрази ,как необходим усопшему покой и как он нуждается в молитве за него живых, будучи членом единого тела Церкви; как бесы оспаривают у Ангелов душу его и как она трепещет , не зная , какая участь постигнет ее навеки . Много значит пред Владыкой молитва веры и любви за усопшего. Вообрази еще , как необходим для тебя покой , когда тебя свяжут пленницы грехопадений ,и кака ты тогда усердно , с какою искренностью , жаром , силою молишься Господу и Пречистой Богородице и как радуешься и торжествуешь , когда после усердной молитвы получишь избавление от грехов и покой душевный . Приложи это и к душе усопшего : и его душа также нуждается в молитве - теперь уже твоей ,потому что сама не может молиться плодотворно ,и его душа нуждается в покое,который ты можешь испросить для него теплою молитвою , с благотворением в пользу души его , и особенно приношением за него бескровной жертвы..."(c) Иоанн Кронштадтский
"Начиная с апостольских времен мы , христиане ,поминаем наших усопших . Слово Божие заповедует нам: " Молитесь друг за друга "(Иак. 15;16 ) и ,следуя руководству святой Церкви , мы молимся за наших ближних - живых и усопших ,- всегда помня слова Христовы :" Бог не есть Бог мертвых , но живых , ибо у него все живы "(Лк.20;38)Из вышесказанного видно , что главное на поминках - это молитва о усопшем..." (с) Иеромонах Нифонт ( Павлютин )
"Бог ,сотворивший человека для блаженной вечной жизни , по Своей благой воле желает всем получить ее в наследие, а потому и принимает до всеобщего воскресения и Суда молитвы живых за усопших ,когда приносятся они с искренней верой и любовью к почившим ближним нашим. Церковь , с первых времен приняв от апостолов наставление молиться за усопших ,следовало ему уже неизменно. Святой Иоанн Златоуст говорит :" Не напрасно узаконено апостолами поминать усопших при Страшных Таинах . Они знали , что великая бывает от того польза для усопших , великое благодеяние..." (с) Архимандрит Кирилл ( Павлов )
Старец Паисий всем советовал усердно молиться и раздавать щедрое подаяние за упокоение душ наших почивших близких, как он говорил — «будем приносить им прохладительные напитки». Сами они уже никак не могут изменить свою участь, поэтому мы из духовной ревности должны делать для них то, что в наших силах.
— Могут ли молиться те усопшие, которые находятся в аду?
— Там они приходят в себя и умоляют о помощи, но сами для себя уже ничего сделать не могут. Те, кто осуждены на адские мучения, просят Господа лишь об одном: чтобы Он на пять минут вернул их к земной жизни для покаяния. Мы в этой жизни еще имеем возможность покаяться, а несчастные умершие уже не могут изменить свою участь и зависят только от нашей помощи, поэтому это наш долг — молитвенно помогать им.
Многие пребывающие в преисподней — в ком есть хоть чуть-чуть благочестия, — чувствуют свою вину, раскаиваются в своих грехах и испытывают из-за них душевную боль. Они молят о помощи и получают значительное облегчение от молитв за них. До второго пришествия Бог милостиво дает таким душам возможность принимать помощь. В земной жизни приближенный царя может похлопотать о смягчении приговора какому-нибудь осужденному. Точно так же, если человек близок к Богу, он может вымолить у Него для осужденных на муки усопших перевод из одной «тюрьмы» в другую, получше, из одной «камеры» в другую, поудобнее. И даже он может выхлопотать для них вместо «камеры» какую-нибудь «квартиру» или «дом». Будем помнить, что своими молитвами и подаянием за упокоение души мы облегчаем страдания наших умерших близких. Наши молитвы и заупокойные службы — это последняя возможность для усопших получить помощь, которую оставил им Бог до второго пришествия. После страшного суда изменить их участь будет уже невозможно. Заупокойные богослужения — самый надежный «заступник» душ усопших. Совершаемые о упокоении службы обладают такой силой, что могут даже освободить душу из адского плена. Поэтому в первую очередь надо молиться о тех усопших, которые в своей земной жизни опечалили Бога, чтобы Он помиловал и их, особенно если кто-то был злым или жестоким человеком. А если к тому же его жизнь была греховной, то мы должны весьма много за него молиться, заказывать поминовение за литургией, сорокоусты и подавать бедным милостыню о упокоении его души, чтобы, услышав их молитву: «Упокой, Господи, душу его», — Бог смиловался над ним. Так мы сможем сделать за этого человека то, чего не сделал он сам. А человек добрый, даже если его жизнь была не особенно благочестивой, даже от незначительных молитв о его душе получает большое облегчение, потому что имел склонность к добру. (с) Старец
Паисий Святогорец
"...Самая лучшая память об усопшем - это молитва. Святые отцы и учители Церкви признают возможность и для грешников освобождение от мучений и благотворное значение молитв и милостыни , и - преимущественно бескровной жертвы , то есть поминовение на литургии .По словам преподобной Афанасии :" Если грешны души усопших , то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов ; если праведны , то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям."Рассказывают , как однажды один мужчина захотел напугать свою жену , которая все время ходила молиться за усопших , когда кто -нибудь умирал в их деревне или соседних деревнях. Решил спрятаться и напугать , чтобы больше не было у нее желания " бегать по покойникам ". Выглянул и видит:идет жена , а за нею множество людей - это ее сопровождали те усопшие , за которых она молилась. Святитель Иоанн Златоуст также советует : " Почти усопшего благотворениями и милостынями : ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук ". Каждая вещь близкого человека пусть послужит не только напоминаем о его земной жизни , но и жизни будущего века. Недаром во 2 веке в катакомбах под Римом христиане писали на могилах своих любимых : " До свидания , любовь моя , до утра ". (с) Протоиерей Владимир Иванов
"... И по нашим молитвам, по молитвам всей Церкви об усопших Господь посылает утешение и облегчение душам тех, которые отходили к Нему хотя бы с зачатками веры, хотя бы с началом и не доведенным до конца покаяния в своих делах.
Ещё большее значение имеет для душ усопших, для их посмертного утешения и для облегчения их участи Бескровная Жертва, приносимая за Божественной Литургией. Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Если бы только мы могли себе представить, с каким волнением ожидает душа усопшего той минуты, когда ты войдёшь в храм Божий, когда подашь его имя для поминовения, когда вынется частица за упокой его души! Каким радостным трепетом наполнится его душа, когда эта частица, по уставу Церкви, опускается в Святую Чашу, омывается Святой Кровью Христовой при молитве совершителя богослужения: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною!» Молитва – это не только средство общения нашей души с душой усопшего, но это – доброе дело, дело любви, какое каждый из нас во имя любви к Спасителю творит в отношении тех близких и дорогих, с которыми мы вместе жили, вместе молились, вместе воздыхали в дни поста вздохами покаяния в своих грехах и вместе предстояли пред Святой Чашей.
Если ты хочешь сделать еще другое доброе дело душе усопшего, подай в память его милостыню бедному, сделай еще что-нибудь доброе по велению твоего сердца во имя упокоения и спасения души дорогого тебе человека.
Через эти добрые дела, какие мы совершаем во имя умерших, Господь подает их душам Свое благословение, Свою Отеческую любовь. Он – Всеправедный Судия и Отец людей, Он ли не воздаст за наше малое дело Свою любовь тем, кого мы поминаем, во имя кого мы совершаем это доброе дело? Он – Сладчайший Утешитель всех скорбящих и унывающих и, принимая из наших рук, нашего сердца дела любви, совершаемые во имя усопших, Он ли не ответит Своими милостынями душе того, чье имя мы носим в своем сердце и во имя кого мы творим доброе дело? …" (с) митр. Н.Ярушевич
"Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений..." (с) Святитель Филарет, митрополит Московский
Извините, что длинно. Не знаю, даст ли это вам ответ, который вы хотите получить. То, что нам открыто Богом явно: молитва за умерших несет большую пользу для самих умерших. Как именно, и что происходит, почему - это всё нам до конца не открыто. Значит, нам для спасения, достаточно знать, что молиться за умерших надо, и что это не просто так. А вникать во все детали, я считаю, не совсем правильно. Занимать свой ум не душеспасительными мыслями.
Извините, если что.