Смирение - это то, о чём церковь учит, но чему никто не может дать определения.

Вот Церковь учит смирению. Смирение - это то, о чём церковь учит, но чему никто не может дать толкового определения. Информации в инете полно, но, по моему, эта информация сплошное противоречие самой себе. Кто-то может дать внятное, конкретное, не двусмысленное определение понятию смирение.
 
Православный христианин
с миром будь.. в том смысле что спокойным, а не в том, что будь с этим земным миром

всегда баламутит гордыня, прикрывающаяся то тем , то этим...если внутри нет мира, то это гордыня , может явная, может прячется например за сребролюбием

http://azbyka.ru/dictionary/17/smirenie-all.shtml
 
г.Иваново
Православный христианин
......говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил
пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля,
но Твоя да будет.
(Лук.22:42)

...смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время.
(1Пет. 5:5—6)

Да будет воля Твоя…(молитва Отче наш)

Смирение перед Богом, перед Его волей...думаю так.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Этимология связана со словом "мера". Соизмерение себя со Христом. Кротость без смирения есть забитость. Христос есть эталон этой самой меры. По Нему, по Этому идеальному шаблону, идеальному Человеку мы должны соизмерять себя и свои поступки:

возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29)


Соизмериться с Богом-Отцом возможности не было. А вот когда Бог вочеловечился, то у нас появилась "точка отсчета"
 
Великий Новгород
Православный христианин
мне понравилось рассуждение Петра Николаевича Мамонова на эту тему, который также как и вы, Дмитрий, искал ответа долгое время на вопрос о том, что же такое смирение или кто такие "блаженные нищие духом"
 
Последнее редактирование модератором:
Армавир
Крещён в Православии
Смирение это осознание своей греховности и невозможности самому противостоять своей греховности. Отчасти смирение может проявляться при взаимодействии с окружающим миром, когда всё горести воспринимаются как благое лекарство против собственной греховности.
 
Смирение это осознание своей греховности и невозможности самому противостоять своей греховности. Отчасти смирение может проявляться при взаимодействии с окружающим миром, когда всё горести воспринимаются как благое лекарство против собственной греховности.

Об этом отчасти говорится и в ссылке Марины : "По слову св. Игнатия (Брянчанинова), он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.".

Если принять определение смирения, как осознание своей греховности, то отсюда последует вывод, что Христос ("непорочный и чистый Агнец") вовсе не есть чистый и непорочный; ведь Он Сам сказал: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29). А если смирён сердцем, значит, судя по определению смирения:осознаёт свою греховность, недостойность; из определения св. Игнатия (Брянчанинова) (см. выше) -стремление к действиям, всецело противным заповедям; отчуждённость от любви к Богу и ближнему; "Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.".

Но мы знаем, что ко смирённому Христу это не относится. Тогда следует, что смирение это не есть осознание своей греховности, это что-то другое. Что???
 
Православный христианин
Об этом отчасти говорится и в ссылке Марины : "По слову св. Игнатия (Брянчанинова), он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.".

Если принять определение смирения, как осознание своей греховности, то отсюда последует вывод, что Христос ("непорочный и чистый Агнец") вовсе не есть чистый и непорочный; ведь Он Сам сказал: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29). А если смирён сердцем, значит, судя по определению смирения:осознаёт свою греховность, недостойность; из определения св. Игнатия (Брянчанинова) (см. выше) -стремление к действиям, всецело противным заповедям; отчуждённость от любви к Богу и ближнему; "Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.".

Но мы знаем, что ко смирённому Христу это не относится. Тогда следует, что смирение это не есть осознание своей греховности, это что-то другое. Что???


Вот говорят "смирись". Что это значит для вас? Прими, восстанови дух мирный, согласись с волей Божьей. Не так разве?
Вот я и написала, что смирение - это хранение мирного духа, ибо само слово такое. Многое , очень многое содержится в самом звучании слова (обычно) и нечего огород городить. Осознание своей греховности - это путь к смирению, но не само оно ещё. Также и трезвение (адекватность) и послушание.

Господь наш Иисус Христос - образец смирения, так как никто, как Он, не принял волю Отца Своего. Никто так не умалил Своей воли ( Его воля и есть воля творить волю Отца)
 
Знаете, раньше я и сама часто задавалась подобным вопросом, и много всяческих пояснений и толкований про это находила и изучала, но все было безрезультатно, не было того ощущения, которое как бы говорило, - что вот оно настоящее смирение, пока на себе не испытала множество всяких ужасов и страданий, которые бы по идее должны были меня ожесточить и раздражить, но... почему-то вместе с проблемами постепенно стало приходить и понимание того, что есть смирение. Смирение, - это не то, что можно описать или изучить как какую-то теорему по физике, это ощущение к которому, я уверена, каждый человек рано или поздно приходит в своей жизни, так что не пытайтесь узнать о смирении со слов других, лучше попросите у Бога, чтобы он даровал вам это знание, и он его дарует. Не все и всегда будет очевидным, и не все шаги к этому знанию будут приятными (а некоторые так и вовсе, до ужаса неприятными), но в конце концов Вы сами для себя откроете истинное понимание того, - что же такое смирение. Удачи Вам :)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Подвох в том, что смиренный человек свое смирение не увидит, а наоборот, будет узревать у себя самомнение и свою гордость. Если увидел у себя смирение,бей его палкой самомнения - повторяя себе "Нет смирения у меня...!" Иначе в сердце поселится ложь и ложное смирение.
 
Вот говорят "смирись". Что это значит для вас? Прими, восстанови дух мирный, согласись с волей Божьей. Не так разве?
...
Господь наш Иисус Христос - образец смирения, так как никто, как Он, не принял волю Отца Своего. Никто так не умалил Своей воли ( Его воля и есть воля творить волю Отца)

Здесь вы, Марина Г, предлагаете идею того, что смирение - это подчинённость воле Божией, покорность Ему, образцом которой является послушание Христа аж до крестной смерти.

Об этом же размышляет и Михаил Р.Б.:"......говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил
пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля,
но Твоя да будет.(Лук.22:42)

...смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время.
(1Пет. 5:5—6)

Да будет воля Твоя…(молитва Отче наш)

Смирение перед Богом, перед Его волей...думаю так.".

Подобное употребление слова можно наблюдать и повседневной жизни, когда, например, говорят: "смирись, уже ничего не изменишь", всмысле - признай факт и прийми его, твоё недовольство бесполезно. Т.е. здесь смирение - это подчинённость обстоятельствам и мирный дух (на основания бесполезности "немирности" духа ). Либо когда например говорят "правохранители смирили мятежников", опять всмысле подчинили чью-то волю.

На основании этого можно было бы заключить, что смирённость перед Богом означает нахождение в состоянии покорности, подчинённости Ему (Богу), Его воле (а следовательно и всем событиям в нашей жизни, как происходящим от Него); признание Его власти, господства.
Т.е. заметьте пожалуйста грань, различие в понятиях: 1) смирение - как осознание своей греховности, ничтожности; и 2) смирение - как покорность, подчинённость Богу, Его воле, признание и принятие Божьей власти, господства.

Если принять первый вариант, на что косвенно указывает неодобрение Христом самовозвышения фарисея и самоунижение мытаря (Лука 18:11-14) и Его слова: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся." (Матф.5:3,4) (ведь, наверное, нищие духом и плачущие из-за своей греховности); то как быть со Христом, ведь к Нему не может быть применён 1-й вариант (у Него нет причин плакать из-за Своей греховности, т.к. у Него нет греха) (и я не думаю, что для Христа суть значения слова смирения, основания этого состояния одни, а для нас - другие). А если принять 2-й вариант смирения, как подчинённости Богу, Его воле, признание и принятие над собой Его власти, господства; то как быть с самовозвышением фарисея и плачущими.

Вы видите ответ на мой вопрос? Я пока не вижу.
 
Православный христианин
. А если принять 2-й вариант смирения, как подчинённости Богу, Его воле, признание и принятие над собой Его власти, господства; то как быть с самовозвышением фарисея и плачущими.

Вы видите ответ на мой вопрос? Я пока не вижу.

Я не поняла, какая проблема с самовозвышением фарисея и плачущими? Смирение - это не просто безликая покорность, это покорность Богу. У Христа было много возможностей пострадать от рук грешников, но он уходил от этого, пока не пришёл час воли Отца.

Мне показалось возможно... вы так много пишите и так туманно, всё это наводит на мысль, что вы сами чёткого вопроса своего пока не увидели. Может в этом проблема? Если так, то тут форум не помощник.
 
Москва
Православный христианин
У свт. Игнатия (Брянчанинова) очень много сказано о смирении. Смирение проходит золотой нитью через все его труды, и непосредственно отдельно сказано в аскетических опытах, там очень доступно представлено, как диалог старца с учеником его, обязательно почитайте - http://брянчанинов.рф/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty.shtml#section33
 
Смирения не может быть там,где человек не видит своих грехов,нет покаяния,а есть самооправдание.Внимай себе,считай недостойной,немощной-без "Бога,не до порога".Постепенно душа "отогреется",будет рождаться тишина и мирное устроение.Сиди на своём месте,делай,то,что должно.Царствие Божие силою берётся.Упадёшь,так не унывай,вставай и хотя ползком стремись в Горний Иерусалим.Чем смирнее и смиреннее человек,тем и жизнь легче.
 
"Смирение -не гневается и никого не прогневляет.Смирение покрывает от всякой страсти и искушения.Смирение-на каждое слово сказать "прости".Почитать себя ниже всех. Дерево с плодами книзу клонится.Достойное по делам моим приемлю.Труд и пост смиряет человека" и так далее...много сказано святыми о смирении.Как маленький ребёнок,вручить свою руку Отцу,и не дёргать,а то каракули пойдут...Я мало,что могу,а без Твоей помощи-ничего не могу.Если знаешь Господа,Он обязательно Себя проявит.
 
Сверху