Сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

СПб
Православный христианин
Дорогой о. Константин!
Не могли бы Вы прокомментировать фрагмент из сегодняшнего апостольского чтения (Рим., 102 зач., IX, 18-33):
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. 19Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
20А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
21Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?


После прочтения этого отрывка невольно возникают в голове невеселые выводы кальвинистского толка, я, мол, сосуд гнева, что с меня взять... И вопрос даже не задай. Молчи и все, изделие...А вот Иов, помнится, спорил с Богом, по крайней мере, вопрошал. Простите мне мое невежество.
Заранее благодарю за ответ,
Дария
 
Дорогая Дарья! Это не глупый, а умный вопрос. Вы, вероятно, понимаете, что под «сосудами гнева» Апостол Павел понимает язычников. Можно ли сказать, что они предназначены на погибель? Едва ли. Если язычник выбирает ложь, разврат, идолопоклонство, то есть идет против врожденного религиозного и нравственного чувства, он делает свой выбор. В этом отношении он – повинен. Но сказать, что Бог предназначил изначально язычников на погибель, думаю, нельзя. Мне кажется Апостол употребляет не очень удачную метафору, говоря про горшки и горшечника. Действительно, получается, что никакой ответственности язычники за свое язычество не несут. Мне кажется, что здесь Апостол повторяет лишь традиционные иудейские представления.

Думаю, что в Церкви впоследствии была сформулирована более мудрая позиция. Ее выразили святые отцы первых веков, которые размышляли о том, как Бог действовал среди язычников, как и среди них были «христиане до Христа» (выражение св. Иустина Философа).

Апостол Павел, в общем-то, делает акцент на другом: на том, что и тех, и других Бог помиловал и даровал всем равную возможность спасения.

Ваш свящ. К.

L
 
СПб
Православный христианин
Большое спасибо, о. Константин! С наступающим Вас праздником Входа Господня в Иерусалим!
Дария
 
Сверху