Создание правильной иерархии ценностей

Бог призывает человека к святости, не нарушая его свободы. Кто создаёт в человеке интерес к святости

  • создаёт само же сознание человека (ввиду наличия каких-то определённых причин (аргументов) к этому)

    Голосов: 0 0,0%
  • свой вариант ответа

    Голосов: 0 0,0%

  • Всего проголосовало
    4
Крещён в Православии
У каждого человека имеется субъективная версия абсолютной иерархии ценностей объектов (представление человека об иерархии ценностей объектов с точки зрения истины). При этом у каждого человека может быть субъективная иерархия ценностей; в которой высшее положение могут занимать те объекты, которые занимают низшее положение в абсолютной иерархии ценностей. (Т.е. человек может понимать, что данное действие более правильное и ценное с точки зрения истины; однако он его не выберет, т.к. для него более ценно наслаждение).

Пример: имеется два человека; каждый из которых понимает то, что с точки зрения Истины (Бога, вселенной и т.п.) определённые вещи (чистота, достойность, любовь) имеют большую ценность, чем другие (физические наслаждения). При этом, один человек выберет то, что в иерархии ценностей истины занимает высшее положение; а другой человек выберет то, что в иерархии ценностей истины занимает низшее положение.

При этом существуют определённые причины того (аргументы в пользу того), что сознание имеет заинтересованность сущностью объектов, занимающих высшее положение в абсолютной иерархии ценностей. Ведь почему-то оно выбирает то, что оно выбирает.

В связи с чем у меня и возникает вопрос: "Что именно является причиной того, что человек выбирает то, что в абсолютной иерархии ценностей занимает высшее положение?". Или так: "Почему человек выбирает качестве души, достойность, ценность; соответствие требованиям истины, чистоты, правды; любовь к другим?". Или так: "Почему человека интересует духовность, святость, добро, чистота, любовь?". Или так: "Какие аргументы можно назвать человеку, чтобы человек на вершину своей субъективной иерархии ценностей поставил то, что занимает вершину в абсолютной иерархии ценностей?".
 
Православный христианин
я бы не занимался излишним философствованием. Оно более уводит от истины, чем приближает к ней
Почему человека интересует духовность, святость, добро, чистота, любовь?"
Потому что искание духовности и святости вложено в человеческую природу Богом
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
... Потому что искание духовности и святости вложено в человеческую природу Богом
1) Если человека от природы интересует духовность и святость, тогда нарушается свобода воли человека. Получается, что при выборе между греховным удовольствием и духовностью со святостью - человек выбирает духовность и святость потому, что "искание духовности и святости вложено в человеческую природу Богом", а не по свободному выбору духовности. Выходит, что человек не добровольно интересуется духовностью и святостью. Получается, что человек интересуется духовностью и святостью лишь потому, что это вложено Богом в его природу.
2) Если понаблюдать за большинством людей, то можно увидеть скорее отсутствие интереса к духовности; и тем более вложенного.
 
Православный христианин
нарушается свобода воли человека. Получается, что при выбор
Нет, свобода воли не нарушается. Человек волен выбирать между добром и злом. Человек создан по образу Божьему, поэтому ему изначально было свойственно стремление к добру. Но человеку дана была свобода выбора между соблюдением воли Божией и противлением ей. Человек по навету дьявола выбрал нарушение заповеди и впал в грех. Его природа повредилась и стала удобопреклонной ко греху. Это ее болезнь. Поэтому человек чаще выбирает зло, а на исполнение добра нужны усилия
 
Крещён в Православии
... Человек создан по образу Божьему, поэтому ему изначально было свойственно стремление к добру. ...

Склоняет ли Бога Его же природа к добру? Бог выбирает добро добровольно, а не потому, что Его к этому склоняет Его природа. Образность человека Богу состоит, на мой взгляд, в частности, в том же - в свободе выбора (в свободе воли, интерес которой к чему бы то ни было зависит лишь от неё самой, а не от влияния чего бы то ни было (в том числе и природы)). Если человек выбирает что-либо из-за того, что его к этому склоняет его природа (в которую заложен интерес к этому чему-либо), а не по свободному решению - то это не свобода воли; это рабство своей природе.

Предрасположенность к добру = свойственность к добру = вложенное стремление к добру = вложенный интерес к добру - всё это является нарушением свободы воли. Вдумайтесь: вы говорите, что Бог вложил в человека свойство "стремиться к добру"; по сути - вы говорите, что Бог запрограммировал человека стремиться к добру.

Подобие Богу, к которому человек призван, на мой взгляд, заключается в свободном выборе добра, а не в выборе добра под воздействием вложенного в природу стремления к добру. Разве нет?
 
Православный христианин
Склоняет ли Бога Его же природа к добру? Бог выбирает добро добровольно, а не потому, что Его к этому склоняет Его природа. Образность человека Богу состоит, на мой взгляд, в частности, в том же - в свободе выбора (в свободе воли, интерес которой к чему бы то ни было зависит лишь от
Оставайтесь со своим мнением. Бог в помощь
 
сомневающийся
"Что именно является причиной того, что человек выбирает то, что в абсолютной иерархии ценностей занимает высшее положение?"
Формальная причина для высоты ("высшего" положения в пространстве для "именно") - желание (воля), как и для прочего (не "высшего"). Напр., см. https://azbyka.ru/forum/threads/kulinarija-ne-postnaja.5528/ и https://azbyka.ru/biblia/?Mt.5:3&r или https://azbyka.ru/biblia/?Mt.5:6&r
Относительно условий для т.н. ценностей иерархии см.
https://azbyka.ru/biblia/?Prov.4 , в части 4, 25-29
https://ru.wiktionary.org/wiki/православие#Семантические_свойства , в части этимология, прямо.
Сравн. с соответствующими моделями "ценностей" в спойлере
"Древо познания добра и зла – это познание чувственного наслаждения: усладившись добром, то есть чувственным наслаждением, праотцы познали и зло – страдание, неразрывно связанное с ним." Преп. Никодим Святогорец, О хранении чувств. + https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#noten133 , 64 вопрос, про
"какой человек, если рассудок его не повреждён, не ведает десницы и шуйцы своей? – Поэтому скажи мне, о каких людях, какой деснице и какой шуйце идёт здесь речь согласно смыслу духовного толкования."
Относительно свободы (воли).
"Как скорости колебания весов в ветреную бурю препятствует тяжесть взвешиваемого, так колебанию ума препятствуют стыд и страх. А по мере недостатка страха и стыда уму дается побуждение непрестанно кружиться, и тогда, по мере удаления из души страха, коромысло ума, как свободное, влается туда и сюда. Но как коромыслу весов, если чаши их обременены очень тяжелым грузом, нелегко прийти уже в колебание от дуновения ветра, так и ум, под бременем страха Божия и стыда, с трудом совращается тем, что приводит его в колебание. А в какой мере оскудевает в уме страх, в такой же начинают преобладать им превратность и изменчивость. Умудрись же в основание шествия своего полагать страх Божий, и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия." Преп. Исаак Сирин, слова подвижнические, 1.
Короче говоря: есть воля ваша и воля Бога (живого), высказанная в св. писании. Также свобода, относительная и полная. Об относительной не плохо высказался поэт А. Введенский в стихах "Кругом возможно Бог"
Иные звери веселятся
под бессловесною луной,
их души мрачно шевелятся,
уста закапаны слюной.
Приходит властелин прикащик,
кладёт зверей в ужасный ящик
и везёт их в бешенства дом,
где они умирают с трудом.
Бойтесь бешеных собак.
Как во сне сидят народы
и глядят на огороды.
Сторож нюхает табак.

Про огороды см. еще раз у преп. Максима, в предыдущем спойлере, 64 вопрос, в части про тыкву.
Запостил здесь выше и ниже сказанное только из-за "2) Если понаблюдать за большинством людей, то можно увидеть скорее отсутствие интереса к духовности; и тем более вложенного." из 3 сообщ. темы, т.к. данное утверждение соответствует
"Как из многих тысяч едва находится один, исполнивший заповеди и все законное с малым недостатком и достигший душевной чистоты, так из тысячи разве один найдется, при великой осторожности сподобившийся достигнуть чистой молитвы, расторгнуть этот предел и приять оное таинство, потому что чистой молитвы никак не могли сподобиться многие; сподобились же весьма редкие; а достигший того таинства, которое уже за сею молитвою, едва, по благодати Божией, находится и из рода в род." Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, 16.
и реальности.
 
Последнее редактирование:
Сверху