Сложная тема, с одной стороны, списывание – обман, с другой, тот, кто дает списывать – помогает ближнему, которому ну никак не даются знания по конкретному предмету. Незнание ведь – это не всегда результат лени и нежелания учиться. Здесь нужно смотреть по ситуации. Мне, например, никак в школе не давались такие предметы, как математика, физика, химия. Ни одной задачи не могла решить самостоятельно. И на контрольных по этим предметам мне всегда помогали добрые люди, о которых я, кстати, до сих пор вспоминаю с теплом и благодарностью. Если бы не они, то ходила бы я в стабильных двоечницах по этим предметам… В подростковом возрасте, когда и так куча комплексов и страхов и неуверенность в себе, такой удар по самооценке мне было бы трудно пережить, да и дома были бы проблемы из-за плохих оценок… Так что те, кто давал мне списывать, избавляли меня от больших стрессов и проблем. Это позволяло мне благополучно обходить «острые углы» стороной и спокойно сконцентрироваться на близких мне гуманитарных науках, которые и определили мою нынешнюю профессию. И сама я, когда имела возможность, помогала другим в плане списывания по тем предметам, которые мне давались легко, так как мне хорошо было известно то ощущение, когда скоро нужно сдавать ответ, а в голове – пусто… Как говорится, врагу такого не пожелаешь… Сейчас, конечно, все эти страхи и проблемы кажутся «мелкими», но тогда все это имело большое значение.
И до сих пор я также с благодарностью вспоминаю «химичку», ее такт по отношению ко мне. Ведь она НИКОГДА не вызывала меня к доске, чего я жутко боялась, т.к. те, кто отвечал у доски на мой взгляд вполне сносно, получали у нее порой даже двойки, так чего же было ожидать от меня? Только всеобщего позора у доски… И имела я у нее стабильную четверку по химии, которая, кстати, в жизни мне совсем не пригодилась… Зато воспоминания о «химичке» как о человеке остались очень теплые… Она разбиралась в людях, чувствовала учеников, кто на что способен, у кого незнание объясняется ленью, а у кого элементарной неспособностью воспринять предмет… И иногда на ее уроке мы вместе с ней просто ходили на школьный стадион, чтобы немного отдохнуть и подышать свежим воздухом, а также послушать ее рассказы из жизни. Ведь нагрузки в старших классах были большие, особенно на последних уроках все уставали, и она это чувствовала и по-человечески реагировала.
Все-таки в этом вопросе, как мне кажется, не может быть четкой однозначной позиции, нужно исходить из конкретной ситуации, отделять главное от второстепенного. И главное все же – не оценки и знания, а отношения между людьми. Была в нашем классе одна девочка, которая ПРИНЦИПИАЛЬНО не давала никому списывать, оберегая «авторское право» на свои знания…