Сретенская свеча

Тема в разделе "Богослужения", создана пользователем Евгения Генина, 15 фев 2014.

  1. Евгения Генина

    Евгения Генина

    Уральск
    Православный христианин
    Сегодня первый раз в жизни (а в храм хожу уже 25 лет) столкнулась с понятием "Сретенская свеча", и присутствовала на их освящении в храме.
    Понятно, что не стоит воспринимать эти свечи магически. Но - ведь существует в Церкви такой обряд их освящения. Почему ? И чем они все же отличаются от обычных (тоже ведь освященных) свечей ? Как ими стоит пользоваться ?
     
  2. *Михаил*

    *Михаил*

    Сибирь
    Православный христианин
    Я думаю так же, как и обычными.

    Вообще, на сколько я понимаю, свечи и лампады раньше зажигали потому, что когда молишься, нужно видеть образ на иконе (электричества-то не было). Это уже потом свечам стали приписывать другие смыслы.
     
  3. Евгения Генина

    Евгения Генина

    Уральск
    Православный христианин
    Применение электричества изобрели в конце XIX века, а понятие Сретенская свеча - существовало с XVII-го. Никакой связи.
     
  4. *Михаил*

    *Михаил*

    Сибирь
    Православный христианин
    Я говорил вообще о церковных свечах. О том, что изначально они предназначались именно для освещения.
     
  5. Евгения Генина

    Евгения Генина

    Уральск
    Православный христианин
    А я - спрашивала именно о Сретенских свечах.
     
  6. *Михаил*

    *Михаил*

    Сибирь
    Православный христианин
    Свое мнение я вам сказал:
    То есть зажигать перед иконой, когда молишься.
    ИМХО, пользование этими свечами лишь в каких-то особых случаях, есть обрядоверие.
     
  7. Евгения Генина

    Евгения Генина

    Уральск
    Православный христианин
    А относиться к Крещенской воде - Великой Агиасме - с особым благоговением, большим, чем к просто освященной на молебне воде - тоже обрядоверие ? Как по-Вашему ?
     
  8. *Михаил*

    *Михаил*

    Сибирь
    Православный христианин
    Для меня - да.
     
  9. Борис Т

    Борис Т Супер-Модератор

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Ответ о. Артемия на похожий вопрос одной женщины:
    В действительнос ти, т.н. "сретенская свеча" - это обычная свеча, только освященная на праздник Сретения Господня.Приписывать ей какие-либо магические, волшебные свойства, значит впадать в язычество, в суеверие и отступать от чистой православной веры, с которой не совместимы подобные представления. А дома такую свечу иметь не то чтобы обязательно надо, но у каждого практикующего православного христианина, она скорее всего будет, т.к. он принес ее со службы в соответствующи й праздник. Использоваться она должна по назначению, как и обычная церковная свеча: ее нужно зажигать во время домашней молитвы. Церковь освящает свечи на Сретение в знак освящения и очищение мира истинным Светом Христова Евангелия, не придавая освященным свечам какого-либо суеверного магического чудодейственно го значения. А еще свет свечи - это символ огонька веры, который теплится в сердце каждого христианина.
     
  10. Евгения Генина

    Евгения Генина

    Уральск
    Православный христианин
    Тогда вопрос : "Зачем освящать освященные свечи ??". Ведь их уже освятили в Софрино.
     
  11. Борис Т

    Борис Т Супер-Модератор

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Там же есть, в ответе: "Церковь освящает свечи на Сретение в знак освящения и очищение мира истинным Светом Христова Евангелия". Это есть символ, определенная традиция.
    Вот ещё выдержка из одной статьи: "В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня, и вода эта называется Великой агиасмой, т.е. «великой святыней», и имеет особую силу.
    Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву. Свеча – это наша жертва Богу".

    Можно было бы, конечно, попросить, чтобы специально для этого Праздника привезли не освященные свечи, но думаю, что заострять на этом внимание как-то особенно не стоит.

     
  12. Евгения Генина

    Евгения Генина

    Уральск
    Православный христианин
    Спасибо за развернутый ответ )) :)
     
  13. Ольга1509

    Ольга1509

    Православный христианин
    Добрый день! В преддверии праздника Сретения Господня у меня назрел вопрос-чем Сретенские свечи отличаются от обычных? Или люди уже придают им суеверные какие то значения?
     
    Елена Анатольевна нравится это.
  14. Елена Анатольевна

    Елена Анатольевна

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Спасибо модераторам! Я и забыла, что такая тема была.
     
  15. Ольга1509

    Ольга1509

    Православный христианин
    Спасибо!
     
  16. Игорь Кзнц.

    Игорь Кзнц.

    Иркутская обл.
    Православный христианин
    "Сретенскими" в обиходе называют свечи, освященные по специальному чину на праздник Сретения Господня (2/15 февраля). Точное название чина, о котором идет речь - "Чин благословения свещ на Сретение Господне" [1]. Отметим, во-первых, что его не следует смешивать с обычным освящением свечей, не приуроченным ни к какой конкретной дате, и, во-вторых, что богослужебным уставом Православной Церкви совершение чина освящения свечей на Сретение не предписывается.

    Как указывает священник Михаил Желтов, чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви; неизвестен он и старообрядцам. Впервые он был введен в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал составленный им "Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник". Этот Требник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной Церкви не встречавшихся. Некоторые из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами чинов из латинского "Римского Ритуала" (Rituale Romanum). К числу латинских заимствований в Требнике святителя Петра (Могилы) относится и чин освящения свечей на праздник Сретения [2]. "У католиков был такой обряд - шествие со свечами на Сретение. Для этого обряда свечи и освящаются, точнее, благословляются. Католики различают "освящения" (освящению подлежат вещества таинств, а также предметы непосредственно для литургической практики) и "благословения" (благословению подлежат предметы повседневной жизни: квартиры, машины и т. п. - так же, как и предметы для всех других подобных обрядов (например, пепел для пепельной среды))" [3].

    В богослужении Католической Церкви чин благословения свечей на Сретение - составная часть шествия со свечами, приуроченного к этому празднику. Однако в православном богослужении отсутствует что-либо подобное католической сретенской процессии. Из-за этого теряет свой смысл и сам чин освящения свечей на этот праздник. Действительно, зачем освящать свечи именно на Сретение, если в православной богослужебной традиции этот праздник не предполагает какого-то особого использования свечей? ......

    И все же прошло много времени, прежде чем шествие со свечами стало восприниматься как неотъемлемая часть богослужения праздника Сретения в Католической Церкви. В Православной Церкви подобная традиция вообще не сформировалась [5].

    Это, по-видимому, свидетельствует о том, что в смысле и значении самого праздника Сретения нет ничего такого, что вызвало бы необходимость сделать особый акцент на употреблении свечей в богослужении этого дня.....

    Заимствованный у католиков обычай освящения свечей на праздник Сретения получил распространение и в православных приходах западных (и граничащих с ними) губерний Российской империи....

    В большинстве великорусских губерний до революции не было освящения свечей на праздник Сретения. Свойствами магического оберега, относившимися на западе к "сретенской" свече, здесь наделялась свеча "четверговая" [13] (с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг) и "пасхальная" [14] (с нею обходили церковь во время крестного хода на Пасху)....

    * * *

    Таким образом, чин освящения свечей на праздник Сретения был воспринят в XVII веке из католической традиции. Приписывание же "сретенским" (или любым другим) свечам "особых" свойств коренится не в христианском вероучении, а в языческом мировосприятии, когда человек желает, исполнив некий ритуал, приобрести талисман, защищающий от житейских бед и скорбей, и при этом не прилагать никаких усилий к исправлению своей жизни.
    http://ilynka.prihod.ru/zhurnal/view/id/33894
     
  17. Валерий-2010

    Валерий-2010

    Святая Русь
    Православный христианин
    Если как талисман, то да, это язычество.

    Но преп. Паисий Святогорец говорил, что церковную свечу можно сравнить с антенной, которая усиливает молитву. В самом деле, это есть жертвочка, приятная Богу. Кроме того, даже дома рекомендуется читать Евангелие и Псалтирь при зажженной свече. Также домашние молитвы, если есть возможность, лучше читать с зажженной свечой.
     

Поделиться этой страницей