Староверы - это православные?

Крещён в Православии
Как вы относитесь к староверам? Почему РПЦ не имеет евхаристического общения со староверческими церквями?
 
Крещён в Православии
Вспомнилась старая шутка - я к ним не отношусь.
А если говорить совершенно серьёзно, то я никогда не мог понять суть разногласий приведших к Расколу. Если люди уходят в леса и готовы сжечь себя живьём ради того, чтобы сохранить внешние формы верования, то такая крепость Веры вызывает у меня с одной стороны уважение, а с другой стороны страх и ужас. Я ещё могу объяснить фанатизмом Веры, почему так важно для этих людей крещение двумя перстами, а не тремя и написание имени Спасителя именно таким образом, а не иным, но я никогда не смогу поверить, что для самого Бога важна внешняя форма богослужения или толкование текстов Священного Писания.
Тоже самое относится к внешним различиям между Православной Верой и Католической. Для Творца, создавшего весь МИР, не может иметь принципиальной разницы между богослужением стоя и богослужением сидя. Между изображением Спасителя на Кресте с прибитыми ногами двумя гвоздями или одним гвоздём. Крещением с право на лево или с лево на право. Когда я вижу с каким ожесточением Русская Православная Церковь противостоит малейшей попытке Католической Церкви иметь возможность общения с паствой, а Церковь Католическая с не меньшим ожесточением препятствует распространению Веры Православной, то невольно возникает сомнение в искренности защиты ВЕРЫ. Почему то первая мысль возникающая в голове - борьба за кошельки прихожан. А самое ужасное, что вся эта борьба за чистоту Веры происходит на фоне всё боле крепнущего влияния Ислама и всё более набирающего популярность во всём мире мусульманства. Ислам набирает силы и сторонников без лишнего шума и пыли.
P.S. Третья Мировая Война будет войной за одну религию. Это уже будет война между христианами и мусульманами.
 
Крещён в Православии
В большинстве случаев старообрядцы сами не желали единства.Те же кто желал, с ними единство возобновилось.
ЕДИНОВЕРИЕ
Николай! Что касается вопроса единоверия, то тут я спорить не буду (слишком мало знаю), а вот что Вы скажете о ВАЖНОСТИ формы исполнения верований. Неужели же для БОГА существует проблема внешнего служения ЕМУ? Возможно это уже земное.
 
С

Светлана Нико*

Guest
Николай! Что касается вопроса единоверия, то тут я спорить не буду (слишком мало знаю), а вот что Вы скажете о ВАЖНОСТИ формы исполнения верований. Неужели же для БОГА существует проблема внешнего служения ЕМУ? Возможно это уже земное.
Зачем Вы отвечаете от своего понимания? Здесь необходим ответ, основанный на знании, на догматах Церкви, а не Ваше личное мнение.
 
Крещён в Православии
Светлана! А почему я не могу высказать собственного мнения? Ведь данная тема заявлена в свободном доступе, а не как вопрос священнику. Если священник сочтёт нужным ответить на этот вопрос с официальной позиции Церкви, то это будет хорошо и полезно, а меня больше интересует вопрос ВАЖНОСТИ и НЕОБХОДИМОСТИ соблюдения внешних форм богослужения. И особенно вопрос важности и необходимости для кого? Бога, как Творца всего Мира, или для Церкви, как института вероучения.
 
Чехов
Православный христианин
Николай! Что касается вопроса единоверия, то тут я спорить не буду (слишком мало знаю), а вот что Вы скажете о ВАЖНОСТИ формы исполнения верований. Неужели же для БОГА существует проблема внешнего служения ЕМУ? Возможно это уже земное.
Конечно обряд это внешнее,тоже что наряд.А Таинства это уже от Бога.
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Старый обряд признан равночестным (за исключением беспоповцев).
Поэтому отношусь к ним спокойно.
Вы можете придти в староверческий храм и там молиться так, как Вам удобно.
А если говорить о причинах раскола, то я Вам скажу, что это тема серьёзная, люди пишут дипломные работы по этому вопросу.
 
что Вы скажете о ВАЖНОСТИ формы исполнения верований. Неужели же для БОГА существует проблема внешнего служения ЕМУ? Возможно это уже земное.
Для Бога Библии безусловно существует. Ведь внешнее непослушание происходит от внутреннего недоверия Богу.

Моисей вместо того, чтобы извести воду словом (как было повелено в знак милости), ударил два раза жезлом (это знак гнева). И в наказание за это внешнее ритуальное преступление Моисей не вошел тогда в землю обетованную.

Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.
И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему
(Чис.20:8-13)
 
Как вы относитесь к староверам?
К староверам хорошо, к староверию (учению староверов) - плохо.

Есть ощущение, что священноначалие допустило ошибку, когда стало принимать из староверия без достаточного покаяния (изменения ума, взглядов). В результате проповедь староверия зазвучала внутри Церкви:

- Воинственный антиэкуменизм.
- Искаженное учения, запрещающее благодать в инославии.
- церковный национализм ("греки онечестивили, только мы в истине")
- неприязнь к церковным властям (и к РПЦ и ко Вселенскому патриархату)
- неприязнь к государственной власти (правитель ставленник сатаны и т.д.)

Все подобное можно слышать из уст "староверствующих" или тех, кого они научили. А сейчас это всё усилилось в связи с Критским собором. Маргинальная линия становиться основной.

Почему РПЦ не имеет евхаристического общения со староверческими церквями?
Потому что они раскольники, отделяющие себя от единства Вселенской Церкви.
 
Крещён в Православии
Старый обряд признан равночестным (за исключением беспоповцев)
Однако же, если вы зайдете в православную церковь и спросите у священника, как правильно креститься, то он, скорее всего, продемонстрирует троеперстное крестное знамение. Сомневаюсь, что священники в поместных церквях часто вдаются в подробности, объясняя прихожанам, что исторически существует две формы православного обряда. Я хочу этим сказать, что РПЦ рассматривает новый обряд как по умолчанию правильный.

Вы можете придти в староверческий храм и там молиться так, как Вам удобно
А где такие есть? В моем городе ни одного нет, в т.ч. единоверческого храма
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
А где такие есть? В моем городе ни одного нет, в т.ч. единоверческого храма
Интернет Вам в помощь. Если Вы окажетесь в таком храме, то можете креститься троеперстием, это Ваше личное дело.
И чтобы там батюшка не сказал, но если Вы по каким-то причинам хотите налагать на себя крестное знамение двумя перстами, то можете это делать. Вот об этом речь.
 
Православный христианин
Как вы относитесь к староверам? Почему РПЦ не имеет евхаристического общения со староверческими церквями?

«Расколом называется нарушение полного единения со Святою Церковию, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах. Нарушение единения в догматах и таинствах – уже ересь.

Собственно раскольническими церквами могут быть названы в России только единоверческие церкви и церкви, находящиеся в ведомстве главных священников (бывших обер-священников). Первые отличаются в некоторых обрядах, что не имеет никакого влияния на сущность христианства, а вторые не имеют над собою епископа, вопреки церковным правилам. К образованию первых послужило отчасти невежество, приписывающее некоторым обрядам и обычаям более важности, нежели сколько эти обряды имеют; а к образованию вторых послужило протестантское направление некоторых частных лиц. В первых церквах заметен избыток набожности, доходящий до суеверия и лицемерства, а во вторых избыток вольности, доходящий до крайнего небрежения и холодности. Когда христианин обратит все внимание свое на наружные обряды, то непременно он оставляет без внимания существенную часть христианства: очищение внутренних сосудов, следовательно, лишается всего духовного преуспеяния и истекающего из этого преуспеяния истинного познания Христа, то есть делается чужд истинного христианства. Когда же, напротив того, христианин к вере холоден и ее наружные обряды совершает с небрежением, то этим удаляет от себя Бога, Который желает, чтоб Его служители служили Ему со страхом и трепетом, и делается безбожником и еретиком.

Прочие раскольники в России должны быть признаны вместе и еретиками: они отвергли таинства Церкви, заменив их своими чудовищными изобретениями; они уклонились во многом от существенного христианского вероучения и нравоучения; они совершенно отреклись от Церкви.

(Свт. Игнатий (Брянчанинов); Полное собрание творений; Том 4; Понятие о ереси и расколе; стр. 466-472).

Или более подробно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/agiograficheskie-i-apologeticheskie-sochinenija/#0_3
 
Православный христианин
Как и в обычном храме можете креститься двоеперстно. Есть даже священники РПЦ, которые так крестятся.

«…взглядъ на обрядовыя разности, въ старыхъ книгахъ и послужившiя причиной исправленiя ихъ, былъ высказанъ константинопольскимъ патрiархомъ Паисiемъ, къ которому Никонъ обращался съ своими недоуменiями. «Вижду въ граматахъ преблаженства твоего, писалъ восточный святитель, и жалится зѣло о несогласiи некихъ чиновъ, иже бываютъ въ некихъ церквахъ, и непщуетъ, яко тiи различiи чинове растлеваютъ веру нашю, о немъ же хвалимъ мысль, ибо который боится преступленiя малыхъ погрешенiй сохраняется отъ великихъ, но исправляемъ намеренiе: ибо елико о ерѣтицехъ имамы веленiе отъ апостоловъ, да бегаемъ ихъ, по первомъ и второмъ наказанiи, яко развращенныхъ подобие и раздорниковъ, иже аще и являются, яко согласуютъ въ вящшихъ догматехъ православныхъ, но имутъ и некая своя чюждая отъ соборныя мысли церковныя. Но аще случится некоей церкви разнствовати отъ другiя въ некихъ чинехъ не нужныхъ и существительныхъ веры, сиречь, не прикасающихся свойственнымъ составомъ веры, но малыхъ, якоже есть время литургіи и подобныхъ: cie ни единое разлученніе творитъ, токмо егда сохраняется таяжде вера непреложно. Ибо не взятъ церковь наша изначала образъ сей последованія, еже держитъ ныне, но по малу, ибо, якоже глаголетъ святый Епифаній кипрскій, прежде читаху въ церкви токмо единонадесять псалмовъ, таже вящшыи, и имеяху различныя степени постовъ и мясояденій.... И прежде святыхъ Дамаскина и Космы и иныхъ творцевъ ниже тропари, ниже каноны, ниже контаки певахомъ. Обаче зане сохраняшеся непреложно таяжде вера отъ всехъ прочихъ церквей, не возможе cie разнство чина творити, да вменятъ тогда еретическія, или раздорныя. Не подобаетъ убо ниже ныне непщевати, яко развращается вера наша православная, аще единъ творитъ последованіе свое, мало различное отъ другаго въ вещахъ, яже не суть существительныя, сиречь составы веры, токмо да согласитъ въ нужныхъ и свойственныхъ съ соборною церковію (Скрижаль, ч. I, стр. 644—8). А чтобы не подумали старообрядцы, будто Паисій говорить здѣсь только о такихъ неважныхъ разностяхъ въ обрядахъ, каково напр. время совершенія литургіи и под., мы приведемъ суждение восточнаго патріарха о самомъ важномъ, по мнѣнію старообрядцевъ, предметѣ несогласія ихъ съ церковію, на который будтобы по преимуществу и падаетъ клятва собора 1667 года, именно о сложеніи перстовъ для крестнаго знаменія и благословенія. Вотъ что писалъ объ этомь предметѣ Паисій на вопросы Никона: «еже вопрошаете, како подобаетъ изобразити христіанину крестъ свой, сирѣчь, которыми персты, глаголемъ, яко мы вси имамы обычай древній по преданію покланятися, имуще три первые персты совокуплены вкупѣ, во образъ святыя Троицы, еяже просвѣщеніемъ открыся намъ таинство воплощеннаго смотрѣнія, и научихомся славити единаго Бога въ трехъ составѣхъ (т. е. ипостасяхъ), Отца и Сына и Св. Духа, и распинатися вкупѣ со крестомъ Господа нашего Іисуса Сына Божія, съ небесъ сошедшаго и вочеловѣчившагося и плотію пострадав нашего ради спасенія; являетжеся благословно, зане совокупленіемъ трехъ перстовъ воспоминаемъ таинство святыя Троицы и внегда изобразуемъ на себѣ крестъ Господень, воспоминаемъ страданіе и воскресеніе Его, ими же и ихъ ради призываемъ отъ Бога помощь. А еже вопрошаете, которыми персты подобаетъ начертовати apxiepeю, или священнику благословеніе еже даетъ, глаголемъ яко понеже обѣща Богъ съ клятвою Аврааму, да благословятся вси языцы земстіи въ сѣмени его, еже есть Іисус ХС, еже и Давидъ къ Мессіи вознося глаголетъ: и благословятся въ немъ вся колѣна земная,—благословляетъ церковь всехъ, начертавающе рукою священническою имя Meccieвo, еже есть Іисус Хс, изобразующе I и С, еже являетъ вкратце Іисус, и X и С, еже глаголетъ Хс, и cie вкратце; и которыми персты начертаваетъ кто сія четыре письмена ничтоже разнствуетъ, токмо да имать мысли благословляяй и благословляемый, яко благословенie cie сходитъ отъ Іисуса Христа рукою священническою... Но пристойнѣе является, якоже живописуютъ Ха, и благословляетъ; ибо чище показуетъ, еже Іс XС; вторый и третій перста совокупляема знаменуютъ Іисус, а первый и четвертый совокупляема знаменуютъ X, и малый последній — С, еже являюта вкупе Христос» (Тамъ же—стр. 741-3).

Такимъ образомъ, по мысли первосвятителя восточной церкви, обряды, если съ ними не соединяется никакого неправославнаго мудрованія и если они не служатъ причиной разделенія и вражды между церквами, сами по себе не нарушаютъ веры и по обстоятельствамъ могутъ быть различны въ разныхъ церквяхъ. Въ частности—и крестное знамение и священническое благословеніе могутъ совершаться различными перстами; и если пaтpiapxъ Паисій рекомендовалъ Никону тpoeпepcтie для крестнаго знаменія и, такъ называемое, именословіе для благословенія, то только потому, что такія перстосложенія, на основании древняго преданія, употреблялись во всей восточной церкви и, по мненію святителя, были более «благословны и пристойны», т. о. точнее выражали мысли, какія соединяются съ крестнымъ знаменіемъ и благословеніемъ. Взглядъ восточнаго святителя назначеніе обрядовъ въ дѣлѣ вѣры признавали правильнымъ и усвоили себѣ и отцы собора 1667 года. Это видно изъ того, что они одобрили посланіе Паисія, изъ котораго мы заимствовали вышеприведенныя слова. «Епистолія, опредѣлили они, яже писана отъ нашего брата святѣйшаго кіръ Пaиciя, архіепископа константинопольскаго Новаго Рима и вселенскаго патpiapxa, о нѣкоторыхъ церковныхъ вещѣхъ по вопросамъ отвѣты, якоже отъ нашего брата святѣйшаго Паисія пaтpiapxa и отъ того освященнаго собора написано есть, тако и мы согласно повелѣваемъ и утверждаемъ» (Дополн. къ Истор. Акт. т. V, стр. 472). А если такъ, то само собою понятно, что отцы собора 1667 года, смотря на обрядовыя дѣйствія, какъ вещи, не касающіяся догматовъ и не нарушающія существа вѣры, не могли безъ явнаго противорѣчія самимъ себѣ изречь клятвы на, такъ называемые, старые обряды, содержимые нынѣ старообрядцами и единовѣрцами и признанные соборомъ неправильными. И если соборъ отвергъ эти обряды и запретилъ употребленіе ихъ, то только потому, что нашелъ ихъ несогласными съ дѣйствительною древностію, а главное—видѣлъ въ нихъ знаменіе раскола и ереси, такъ какъ лица, державшіяся этихъ обрядовъ, не только не хотѣли быть въ союзѣ и единеніи съ церковію, принявшею обряды исправленные, но даже укоряли ее за это въ перемѣнѣ вѣры, въ неправославіи, въ ереси)…» (стр.23-29).

Более подробно:

Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» О клятве Московского собора 1667 года Опубликовано: Христианское чтение. 1872. № 5. С. 1-70.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Как вы относитесь к староверам? Почему РПЦ не имеет евхаристического общения со староверческими церквями?
Не староверческие, ни они ни мы не поменяли веру. Они старообрядцы, т.к. не признали обряд. Вам уже ответили, старообрядческая церковь признана равно спасительной. А там уже нужно разбираться, кто и что, т.к. из старообрядчества возникло очень много сект, причем есть и жесткие, например скопцы.
 
Последнее редактирование:
Чехов
Православный христианин
Не староверческие, ни они ни мы не поменяли веру. Они старообрядцы, т.к. не признали обряд. Вам уже ответили, старообрядческая церковь признана равно спасительной. А там уже нужно разбираться, кто и что, т.к. из старообрядчества возникло очень много сект, причем есть и жесткие, например скопцы.
Если нет евхаристического общения ,тогда нет там и спасения.Старый ,древний обряд спасителен не сам по себе в самочинном собрании,а только в единении со Святой Соборной и Апостольской Церковью.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Я хотел акцентировать внимание на том, что они остались православными, а различие только в обрядах. Вера одна, так нельзя сказать старо или нововеры- догматы не изменились и догматического различия нет, а можно сказать старообрядцы.
Вот нашел, как решается этот вопрос. http://www.pravenc.ru/text/189549.html
 
Сверху