Страх мучений или любовь к Богу

Ижевск
Православный христианин
Добрый день, о. Сергий! Мне бы очень хотелось исполнять заповеди и жить духовной жизнью из любви к Богу, чтобы главной целью было общение души с Ним, Стяжание Духа Святого. Но мне кажется, что часто Бог становится средством моей безопасности что-ли, Сила, которая может спасти от неприятностей в этой жизни и от вечных мук потом. Если бы я знала, что вечных мучений нет- не знаю как бы изменилась моя жизнь. Как жить, чтобы на первом месте была именно любовь, а не страх, так полностью доверившись Ему, ничего не боясь. Когда я думаю о том, что после смерти я могу попасть в муку вечную, мне становится очень страшно. Думать что спасусь- не есть ли гордость? Думать что спасусь по благодати Божьей наверно правильно, но ведь святые считали что достойны мучений.
Вообще страшно от того что люди живут в это жизни со страданием, а потом еще и в вечности также. Я бы хотела молиться о даровании нам с супругом ребенка, чтобы мы могли стать хорошими родителями, конечно я бы хотела, чтобы он был счастлив. Но если честно страшно т к этот мир окутан сетями лукавого и я не знаю ни одного человека который бы был счастлив, у всех свои испытания, а православному человеку еще сложнее, потому что он видит как неправильно многие живут и сердце страдает от этого. Я назвала бы тогда жизнь бессмысленной и ненужной, если в Итоге мы будем без вечной Любви, без Бога. Рождаться человеку не для Царствия Божия я не вижу смысла.
 
Последнее редактирование:
.. Как жить, чтобы на первом месте была именно любовь, а не страх, так полностью доверившись Ему, ничего не боясь?...
Дорогая Анастасия!

На пути к духовному совершенству человек должен пройти большой путь, на котором много несовершенных моментов, связанных с его отношением к Богу. В ранний период, помимо начального предощущения чистой Любви, которое побуждает исполнять волю Божию, существует и другая побудительная причина: страх вечного наказания за неисполнение Его воли, за неисполнение заповедей. Это - очистительный этап пути, его нельзя миновать. По святотеческому учению есть два вида страха Божия: один - новоначальный и другой - совершенный. Первый страх - это страх потерять за свои грехи свое вечное счастье и вместо него обрести вечные муки. Этот страх необходим – так, не имея его, блудный сын бесстрашно ушел из отчего дома.

Другой же совершенный страх обусловлен самой любовью к Владыке своему, которая производит в душе благоговение не по страху наказания, но по отвращению к самим грехам... Если бы человек сразу бы достигал совершенства любви к Богу, то страх потерять ее, страх огорчить любовь Любимого, был бы единым и единственным страхом, то есть по существу своему все тою же любовью: боязнь огорчить любовь - есть та же любовь. Однако, как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов) «Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение. Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия», то есть того новоначального страха, про который прп. Симеон Новый Богослов говорит так «Всякому, начавшему жить по Богу, полезен страх мук и порождаемая им болезнь сердца... Болезнование то скоро порождает всякую радость, узы сии разрывают узы всех грехов и страстей, и палач сей не смерти, а вечной жизни бывает виновником». Страх мук вечных полезен тем, что вызывает в человеке ненависть к греху, как к врагу его личного благополучия, и тем самым удерживает его от ухода из Отцовского дома. Все св. Отцы считают, что именно возникновение в человеке такого страха Божия есть признак, что он начал истинно осуществлять в своей жизни обретенную веру. Только с его возникновения начинается движение человека к совершенной любви. Этот первый страх, по учению Отцов, не должен оставлять нас до тех пор, пока мы не достигли любви и страха совершенного или предощущения Царства Божия, которое «внутрь нас есть». Только стяжанием новоначального страха мы доказуем, что в душе уже живет начало любви. А прп. Иоанн Лествичник даже утверждает, что новоначальный страх более надежен, чем слишком молодое вино любви: «Слезы, которые происходят от страха, сохраняют сами себя сим же страхом; но те, которые рождаются от любви, в некоторых людях легко бывают окрадаемы, разве только великий оный и приснопамятный огнь возжет сердце во время действия. И поистине удивительно, как меньшее (т. е. слезы по страху) бывает в свое время тверже большего (т. е. слез от любви)».
О втором же, "совершенном страхе" св. Федор Эдесский говорит, что стремление к любви не есть ее домогательство: «Если не по страху наказания, но по отвращению к самим грехам воздерживаемся от них, то действуем по любви к Владыке своему, боясь прогневать Его... Такой страх чист, потому что бывает из-за самого добра, и он очищает души наши, будучи равносилен самой любви».
Поскольку стремление к любви присуще и новоначальным, и совершенным, то часто трудно установить, о каком виде страха Божия говорят Святые Отцы. Очевидно, это и не надо устанавливать. Нужно думать не том, в каком виде страха Божия мы находимся, а о том, чтобы его приобрести. Именно через него разрешается вся евангельская практика - в богослужении, в мировоззрении, в жизни…
 
Сверху