Суеверие перед смертью

Православный христианин
Встречались ли вы с ощущением, что умирающий или просто старый человек отказывается от Причащения именно по причине, что боится, что "проживет меньше" или умрет сразу, а если не будет вызывать священника - шансы прожить - "как бы", дольше? Мне приходилось даже слышать "Нет, спасибо, я ещё пожить хочу" - в самых безнадежных ситуациях.

"По боязни показать свою религиозность мы теперь часто совершаем грех духовного убийства своих умирающих родных тем, что, стыдясь соседей, не приглашаем священника со Святыми Дарами напутствовать умирающего. И горе нам, если по нашей вине кто-либо из наших близких ушел в вечность без покаяния и причащения Святых Христовых Тайн.

Господи! Прости нам эти грехи и не постыдись нас пред Ангелы Твоими в день Страшного Суда за наше отречение от Тебя здесь, на земле." Иоанн (Крестьянкин), "Опыт построения исповеди".

Я уже по малодушию своему даже боюсь начинать такие разговоры с людьми старыми и больными - "выученная беспомощность".

Есть ли у кого-то опыт преодоления ситуации или идеи?
 
Москва
Православный христианин
Елена,думаю,Вы объединили в одну тему два разных вопроса:
1)
Встречались ли вы с ощущением, что умирающий или просто старый человек отказывается от Причащения именно по причине, что боится, что "проживет меньше" или умрет сразу, а если не будет вызывать священника - шансы прожить - "как бы", дольше?
и
2)
"По боязни показать свою религиозность мы теперь часто совершаем грех духовного убийства своих умирающих родных тем, что, стыдясь соседей, не приглашаем священника со Святыми Дарами напутствовать умирающего. И горе нам, если по нашей вине кто-либо из наших близких ушел в вечность без покаяния и причащения Святых Христовых Тайн.

Господи! Прости нам эти грехи и не постыдись нас пред Ангелы Твоими в день Страшного Суда за наше отречение от Тебя здесь, на земле." Иоанн (Крестьянкин), "Опыт построения исповеди".
О первом случае, - скажу, что встречаюсь с таким отношением к Причастию.В основном это люди далёкие от Церкви.Которые не Причащались и не ходили в церковь,не бывали или мало бывали на службах.Впрочем,такое отношение к Таинству Причастия схоже с таким же отношением и к Таинству Соборования,в случаях,когда человек болеет.
О втором случае,можно сказать что нужно приглашать батюшку если родные просят.Если не просят,то - можно поговорить с ними и предложить пригласить батюшку.Если будет категорический отказ,то - остаётся только молиться.И может быть родственник переменит своё решение.
 
Православный христианин
Елена,думаю,Вы объединили в одну тему два разных вопроса:
1)

и
2)

О первом случае, - скажу, что встречаюсь с таким отношением к Причастию.В основном это люди далёкие от Церкви.Которые не Причащались и не ходили в церковь,не бывали или мало бывали на службах.Впрочем,такое отношение к Таинству Причастия схоже с таким же отношением и к Таинству Соборования,в случаях,когда человек болеет.
О втором случае,можно сказать что нужно приглашать батюшку если родные просят.Если не просят,то - можно поговорить с ними и предложить пригласить батюшку.Если будет категорический отказ,то - остаётся только молиться.И может быть родственник переменит своё решение.
Я не то, чтобы объединила два вопроса, я просто привела слова о том, что это грех, хотя и по другим мотивам - молчать, когда смерть приближается к человеку. У меня малодушие и неверие в успех такого предложения, ибо я знаю человека. Да, действительно, это были все нецерковные люди, которые просто признавали, что "что-то там есть". В смысле, высшая сила. И да, у меня есть опасение общественного осуждения - такие вопросы "неделикатны", так сказать.
 
Москва
Православный христианин
Я не то, чтобы объединила два вопроса, я просто привела слова о том, что это грех, хотя и по другим мотивам - молчать, когда смерть приближается к человеку. У меня малодушие и неверие в успех такого предложения, ибо я знаю человека. Да, действительно, это были все нецерковные люди, которые просто признавали, что "что-то там есть". В смысле, высшая сила. И да, у меня есть опасение общественного осуждения - такие вопросы "неделикатны", так сказать.
Можно отвечу Вам примером из своей жизни? - К стыду своему,я боялась перекреститься проезжая мимо храмов,когда ездила в общественном транспорте.Всё думала что обо мне подумают окружающие меня люди.Не хотелось чтобы думали как о - "православнутой".Так я думала что обо мне все будут думать.Воот...и с этими переживаниями я жила долгое время.Перекреститься хотелось,когда ездила в общественном транспорте а страх и опасение общественного осуждения был.
А недавно,еду я как-то в автобусе и заходит в него женщина,садится на сидение.Автобус останавливается около храма.И она спокойно так перекрестилась.Была она одета без церковной атрибутики: платье,платок...И тут у меня как будто что-то сработало.Не смогу описать что.Я перекрестилась в след за ней.И теперь могу креститься спокойно,не задумываясь что подумают люди.
Окружающим может быть не понятен какой-то поступок,не известна мотивация наших поступков.И их,окружающих бывает много и мнения их могут быть различны.Только, нам жить с нашими поступками, - а не окружающим.И перед Богом будем сами за себя отвечать.А окружающие, - сами за себя.
Поделилась с Вами своими мыслями на эту тему.
 
Православный христианин
Можно отвечу Вам примером из своей жизни? - К стыду своему,я боялась перекреститься проезжая мимо храмов,когда ездила в общественном транспорте.Всё думала что обо мне подумают окружающие меня люди.Не хотелось чтобы думали как о - "православнутой".Так я думала что обо мне все будут думать.Воот...и с этими переживаниями я жила долгое время.Перекреститься хотелось,когда ездила в общественном транспорте а страх и опасение общественного осуждения был.
А недавно,еду я как-то в автобусе и заходит в него женщина,садится на сидение.Автобус останавливается около храма.И она спокойно так перекрестилась.Была она одета без церковной атрибутики: платье,платок...И тут у меня как будто что-то сработало.Не смогу описать что.Я перекрестилась в след за ней.И теперь могу креститься спокойно,не задумываясь что подумают люди.
Окружающим может быть не понятен какой-то поступок,не известна мотивация наших поступков.И их,окружающих бывает много и мнения их могут быть различны.Только, нам жить с нашими поступками, - а не окружающим.И перед Богом будем сами за себя отвечать.А окружающие, - сами за себя.
Поделилась с Вами своими мыслями на эту тему.
Я обычно крещусь перед храмом. И опасение общественного осуждения за разговор - оно есть, но оно - не тот фактор, который мог бы помешать. Это я просто жалуюсь на жизнь.)

Я просто думаю, как вот построить разговор, чтобы старенькой родственнице было это наименее неприятно. Она пока не умирает, но полные люди в возрасте, бывает, "сгорают" быстро и неожиданно. Да и вообще люди в возрасте...
 
Москва
Православный христианин
Я обычно крещусь перед храмом. И опасение общественного осуждения за разговор - оно есть, но оно - не тот фактор, который мог бы помешать. Это я просто жалуюсь на жизнь.)

Я просто думаю, как вот построить разговор, чтобы старенькой родственнице было это наименее неприятно. Она пока не умирает, но полные люди в возрасте, бывает, "сгорают" быстро и неожиданно. Да и вообще люди в возрасте...
Думаю,говорить нужно уважительно со всеми,не только со старенькими.Принимая во внимание способность каждого человека к восприятию сказанного и свою способность, и умение что-то сказать на пользу.Хотя к старости,конечно,многие черты характера и привычки усуглубляются.Но это опять же,наверное больше проявляется у людей не пробовавших жить церковной жизнью и с помощью Божией,работать над своим характером(над собой).И главное,научится правильно любить окружающих и себя.Любовь поможет не ошибаться.
 
Православный христианин
Я просто думаю, как вот построить разговор, чтобы старенькой родственнице было это наименее неприятно. Она пока не умирает, но полные люди в возрасте, бывает, "сгорают" быстро и неожиданно. Да и вообще люди в возрасте...
Если Вы с ней в близких отношений, предложите почитать Евангелие; понемногу, но регулярно...
 
Киев
Православный христианин
Отвечая на первый вопрос, я думаю, в большинстве случаев такая реакция со стороны умирающего - не столько суеверие как таковое, сколько просто вполне логичное восприятие умирающим приглашения священника как некий знак того, что вот, уже конец. Что-то типа первой реакции "Отрицание" из известной психологической пятерки отрицание-гнев-торг-депрессия-принятие. Думаю, и следующие стадии тоже случаются:
- гневные попытки прогнать священника и отругать Бога за то, что Он послал ему
- торг в виде надежды, что после принятия Причастия или Соборования ему обызательно полегчает
- депрессия и полное нежелание никого видеть, в т.ч. и священника.
Ну и бывает принятие, когда человек уже понял, к чему дело идет, и соглашается на таинство. Что не исключает и действия Святого Духа, ангела-хранителя и просто молитв родных на сознание умирающего, приводящие его к таинству.
 
Крещён в Православии
Если бы я находился в такой ситуации, то просто однократно (или несколько раз, если болезнь затяжная) без нажима предложил бы близкому человеку пригласить в дом священника (благо есть на примете благочестивый батюшка), а уж призывать маловерующего человека к исповеди, причастию или соборованию оставил бы на волю Божью и на священника.
 
Сверху