Существует ли добро и зло вне религии?

Существует ли добро и зло вне религии? Как если бы не было религии
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо пояснить суть терминов в предлагаемой формулировке. Интуитивно вроде всем понятно - добро даёт счастье, зло приводит к несчастью. В то же время по определению Гегеля «Зло есть не что иное, как несоответствие между бытием и долженствованием». Так может это только выдумки людей для реализации и оправдания своих интересов и действий?

Категории "добра и зла" - это сфера этики. А этика всегда существует неотрывно от социальных отношений - мораль может быть и религиозно-конфессиональной, и атеистическо-гуманистической, и этно-национальной, и классово-сословной. Поэтому в этих фундаментальных понятиях есть как объективная, так и субъективная составляющие. Всё зависит от того как это рассматривать и какими интересами руководствоваться. С одной стороны понятия "добро" и "зло" обретают конкретный смысл только для конкретного субъекта в конкретных обстоятельствах. А относительно другого человека такое благо может принести вред: что одному хорошо, то другому - смерть. Более того внутри каждого человека существует зыбкая граница разделения добра и зла – она подвижна и очень относительна, причем, к сожалению, чаще всего дрейфует не в сторону добра. И поскольку именно человеческая личность, является ареной борьбы добра со злом, то эти нравственные категории следует признать независимыми и объективными участниками бытия, что декларируется большинством как религиозных, так и философских этических систем.

Поведение человека может быть нравственным или безнравственным лишь по отношению к кому-либо. Для этической оценки человеческих поступков нужен некий эталон, который может дать им сравнение со стороны. Нравственный идеал в христианстве определен – это Христос, причем канонические представления о добре и зле строго объективны: нарушение заповедей Божьих - всегда зло. Однако если христианские заповеди – это определенная система нравственных требований, то почему нельзя просто жить по этой системе без всякой веры в Бога? Действительно, нравственность совсем не обязательно является следствием религиозности. Чувство любви и сострадания, отвращение ко лжи, воровству и насилию, простое желание добра другим людям – все это присутствует в каждом из нас, независимо от наших религиозных убеждений. В Новом Завете апостол Павел прямо говорит, что нравственный закон является свойством природы человека: «…слава и честь и мир всякому, делающему доброе… ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:10-15). Преподобный Авва Дорофей писал: «Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, – сие называется совестью, а она есть – нравственный закон». Да, атеист не верит в Бога, не верит в сотворение человека Богом, и, конечно же, не может верить, что нравственное чувство было вложено в наше естество Творцом. Но само-то нравственное чувство из-за этого неверия никуда у него не исчезло, оно объективно существует в нем независимо от его религиозных воззрений, как, например, способность дышать.

Так в чем же тогда отличие между атеистической и христианской моралью? Большинство этических систем в конечном итоге сводятся к золотому правилу: не делай другим того, чего не желаешь себе. Нравственность обычного человека определяется исключительно через внешние действия - если он не убивает, не ворует, не изменяет жене, не пропивает зарплату и т.п., то такой образ жизни с точки зрения светского гуманизма уже следует считать идеальным. То есть светская этика предметно-материалистична – для нее вполне достаточно исполнения определенных общественных и моральных правил; она не дерзает упрекнуть кого-либо в безнравственности за нехорошие мысли, гнилые желания или чувства, никак внешне не выражающиеся. Но, оказывается, именно этот, невидимый для посторонних глаз пласт человеческого бытия как раз и призваны упреждая возделывать в себе христиане – потому что любой безнравственный поступок как нереализованнй зародыш зла, сначала созревает в сердце, таясь в темных уголках человеческой души. Евангелие прямо свидетельствует об этом словами Христа: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21-23).

Злые мысли калечат человеческое сердце так же, как и злые поступки, а то, что остается невидимым для людей, невозможно скрыть от Бога. Поэтому христианство призывает людей не просто к изменению поведения, а прежде всего – к перемене ума и сердца, к изменению направления мыслей, чувств и желаний. В христианской аскетике такая перемена называется покаянием, а путь к ней лежит через исполнение Божьих заповедей. Склонность человеческой душе более ко злу, чем к добру изначально присуща человеческой душе с момента повреждения человеческой природы грехом, с момента удаления от Бога, с момента противления Творцу. Это - смертельная язва в душе, и без исцеляющей благодати Божией человек не может достичь нравственного совершенства, и освобождению от греха лишь своими силами не подлежит. Повреждённость злом человеческой природы – это не какое-то святоотеческое догматическое допущение, но наблюдаемый факт, который признают светские ученые, философы, социологи и психотерапевты.

А гуманистическая светская этика, базирующаяся на атеистическом мировоззрении, признавая частные проявления зла, гордо считает человека творцом бытия и поэтому вынуждена отрицать реально наблюдаемую испорченность его природы.
Гордый человек не способен сам точно установить для себя и социума, что является добром, а что – злом, потому что он, как материалистический эталон нравственности, уже произведен со скрытым дефектом. Таким образом, нравственная правда и добродетели атеистов и христиан, несмотря на внешнее сходство, в духовном смысле оказываются не взаимодополняющими друг друга, а взаимоисключающими: первые превозносят человека в своих глазах, ослепляют его и тем – «отнимают» у него Христа, а вторые, напротив, открывают человеку его падшую природу, смиряют его и приводят ко Христу. Христиане ни в коем случае не считают себя нравственнее неверующих, они просто осознанно готовят свою душу к Вечности, не дожидаясь духовного паралича или смерти. Оценку собственной нравственности они оставляют на суд людской, а сердце свое готовят к суду Божиему, ибо «человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1Цар. 16:7).

В развитие темы рекомендую статью «Возможно ли добро без Христа?»
 
Последнее редактирование:
Сверху