Существует ли в Церкви практика закрытия или консервации храмов?

Православный христианин
Здравствуйте, о. Сергий!

Вопрос возник, когда друг пригласил в деревню на рыбалку. Еще до революции на том месте было село. О его размерах можно судить по величественному храму, построенному в честь угодников Божиих Косьмы и Дамиана.

В советское время село раскулачили, храм разгромили (не разрушили). На месте села устроили колхоз, а церковь отдали под хозяйственные нужды. В 90-е годы, когда начался упадок с/х, люди толпами повалили в город. Знаете, бывает, едешь по трассе, и стоят мертвые деревни, вот тут что-то вроде.

Говорят, было предпринято несколько попыток восстановить храм. Хозяйственные помещения убрали, заделали крышу и восстановили престол. По словам батюшки, который там служит, храм может вместить 600-700 человек, а в деревне едва наберется 30-40. Это старые бабушки и дедушки, которые просто не смогли уехать. Конечно, хорошо, что они имеют возможность ходить в храм, но что потом.

Интересно, что в таких случаях делают? Мне, почему-то кажется, что это далеко не единичный случай, учитывая, как в советское время реорганизовывали села и деревни, и как потом все это разваливалось в постперестроечный период.
 
Дорогой Сергий!
Во-первых, если в этом храме служит назначенный священник, то должен быть создан и юридически зарегистрирован церковный приход, как структурная единица РПЦ или, по крайней мере, храм может быть приписан епархиальным архиереем к близлежащему действующему приходу. Согласно Уставу РПЦ для регистрации прихода достаточно иметь "церковную десятку". Изредка, но бывает, что при крайней малочисленности приход упраздняется.
Во-вторых постановлением областной администрации храм должен быть поставлен на государственную охрану, как памятник архитектуры. Формально любые работы на памятнике без разрешения и проекта региональных органов охраны культурного наследия - это прямое нарушение, даже если совершается из лучших побуждений. Это буква закона и лучше ее соблюдать. Обычно, если храм имеет культурно-историческую ценность, он передается приходу государством в бессрочную и безвозмездную аренду, где на приход возлагаются определенные договором обязанности по содержанию здания.
В-третьих, если храм признан памятником архитектуры, то Приходской совет может обратиться в отделение департамента культуры за разрешением на проведение аварийно-восстановительных мероприятий и выделении помощи на сохранение памятника. Но надежнее параллельно с этим начать самостоятельно сбор средств и искать специализированную организацию для выполнения первоначальных противоаварийных работ.
Надо прямо сказать, что на щедрость госчиновников не следует особенно рассчитывать - скорее помощь придет от частных благодетелей или крупных организаций. Иногда бывает полезно создание независимого общественного восстановительного фонда.
Однако ключ к успешному восстановлению храма лежит в безусловной вере в Божию помощь. Вспоминается, как в хаосе 90-х, мы с соседкой решили хотя бы сохранить от дальнейшего разрушения руины каменной деревенской церквушки. Когда я пришел за благословением к нашему приснопамятному ныне местночтимому владыке Иоанну, старец мудро наставил: "Мечта же человека твердо верящего, что его воображаемое желание сбудется, и что Бог ему в этом содействует, постепенно превратится в цепочку из веры, молитвы, мотивации, цели, способов и средств для ее достижения – и тогда она неизбежно станет реальностью: «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:8)". Так и получилось - в разрушенных стенах мы сначала вдвоем начали петь акафисты, затем к нашей молитве начали подтягиваться односельчане - когда образовалась "десятка", мы зарегистрировали приход. А затем неожиданно позвонил нам депутат, директор крупного свиноводческого совхоза: "Разрушение храмов - это ошибка партии, и я хочу ее исправить..."
Так что, дорогой Сергий, начинать надо не с поисков богатых спонсоров, а с сугубой молитвы! Есть только одно промыслительное условие: чтобы ваше молитвенное прошение было бескорыстным и приносило благо всему народу Божьему: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Спасибо за ответ, о. Сергий! По большому счету Вы ответили, что такая процедура возможна:
при крайней малочисленности приход упраздняется
Если можно, то я бы хотел уточнить, каким образом?

Уверен, должна быть отработанная процедура для такого случая. Причем, речь идет не о юридической стороне вопроса, а о подготовке самого храма. По телевизору мы часто видим, как освящают новые храмы; ходим в храм и участвуем в приходской жизни, но ведь «ничто не вечно под луной» и должно быть такое явление, как смерть прихода.

Например, в случае чрезвычайной ситуации, как авария на ЧАЭС. Людей массово вывозили из зоны катастрофы, а перед батюшками остро встал вопрос о срочном закрытии храмов. Другой вариант, это строительство ГЭС на Волге. Тогда в зоне затопления оказалось огромное количество жилых территорий, а с ними утонули и храмы. И, наконец, естественное вымирание населения, как в примере, что я привел выше.

Уверен, что для таких случаев есть отработанная процедура консервации. Нельзя же просто выйти, закрыть за собой дверь и идти на все четыре стороны?
 
Последнее редактирование:
Я знаю только, что такой указ принимается правящим архиереем. Создаётся ликвидационная комиссия, которая реализует данное решение. Скорее всего епархиальное управление должно договориться о передаче здания на баланс администрации или, при невозможности этого, принудительно "повесить" храм на "здоровый" приход...
 
Сверху