Мне кажется самое время рассказать об основных видах освещения или как строится многосложное искусственное освещение.
Типы и виды освещения
Освещение бывает направленным, рассеянным и комбинированным.
1. Направленный свет — свет, дающий на объекте резко выраженные света, тени и в некоторых случаях блики. Направленный свет освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света. Остальные его поверхности находятся в тени.
На фотографии освещенные поверхности объекта будут иметь тона, соответствующие их цвету, а их фактура будет воспроизведена достаточно точно. Затененные участки объекта выйдут глубоко черными. На них тона и фактура отсутствуют.
Изображение на снимке имеет объем, но форма объекта из-за глубоких теней обычно выявляется не полностью.
Направленный свет создает прямое солнечное освещение при высоком положении солнца на безоблачном небе, вольтова дуга, электролампа без арматуры или в рефлекторе с зеркальной поверхностью, а также линзовый прожектор.
Направленный свет от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, применяя два или несколько источников света.
2. Рассеянный свет — свет, равномерно и одинаково освещающий
все поверхности объекта, вследствие чего на них отсутствуют тени,
блики и рефлексы. Такое освещение передает на фотографии соответствующими тонами только форму и цвета объекта. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на рисунке кажется почти плоским.
Рассеянный свет создает солнце, закрытое облаками. Такое же освещение дает электролампа из молочного и матового стекла в рефлекторе с матированной поверхностью или с рассеивающим экраном перед источником света. Рассеянный свет дает мягкое освещение, отчего фотографии получаются малоконтрастными.
3. Комбинированное освещение представляет собой сочетание направленного и рассеянного света. Оно обладает значительным преимуществом по сравнению с первыми двумя, так как образует полутени, создающие объем у предмета. Смягчая глубокие тени, позволяет получать на них тональные переходы. Такое расширение шкалы светотени наиболее полно выявляет форму, объем и фактуру объекта.
4. Уменьшение общей освещенности изменяет отношение между яркостями светов и теней: яркость светов убывает быстрее, чем теней. Это происходит за счет некоторого освещения теней рассеянным светом. Таким образом, уменьшение общей освещенности вызывает одновременно и уменьшение контраста.
5. Освещение является простым, если свет имеет одно направление, и сложным, если он идет по нескольким направлениям, от двух и более источников.
6. Освещение будет жестким, когда источник света.— вольтова дуга, электролампа без арматуры; смягченным — если он заслонен полупрозрачным экраном (из бумаги, молочного стекла, кисеи), и мягким — когда он заключен в широкий софит с полупрозрачным экраном.
7. Вид освещения сказывается на очертании теней и характере рельефа. При жестком освещении границы теней очень точно очерчены, а рельеф объекта преувеличивается — создается впечатление, что все впадины углубились. Смягченное освещение размывает контуры теней и уменьшает рельефность объекта. Мягкое освещение еще более усиливает этот эффект.
8. Если источник света близко расположен к освещаемому телу, то тени будут конусообразными и резко очерченными. Если два источника света посылают в пространство взаимно перекрещивающиеся лучи, то они дадут тень и полутень, которые смягчат контраст изображения.
9. Лучи, падающие на поверхность объекта под углом больше 45′, дают прямое освещение, а под меньшим — косое.
Косое освещение подчеркивает форму предметов и хорошо выявляет их детали. Его разновидностью является скользящее освещение, когда угол падения на поверхность объекта близок к нулю градусов. Скользящее освещение особенно четко выявляет фактуру объекта. Для смягчения контраста при скользящем освещении дают дополнительное прямое освещение объекта съемки, но от более слабого источника света, чем источник скользящего освещения.