Святые и еретики или о том как не попасть в пропасть со змиями.

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Постучались тут ко мне одни раскольники и вышел я случайно (а видимо не случайно) на один пост одного товарища, который Патриарха Кирилла обвиняя в ересях и грехах, как такой полный пафоса аргумент приводит слова св.Иоанна Кронштадтского, его молитву о Льве Толстом...

6 сентября. Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит.
Возьми его с земли — этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь. 9 вечера.

Дневники Святого праведного Иоанна Кронштадтского
Часть 4. 1908 год

И я сразу узнал, что уже слышал такое, читал. У преподобного Феодора Студита.
Только вот там совсем другие слова.

...И для чего мы говорим, что не позволительно убивать еретиков? Нам не позволительно даже и желать им зла. Послушаем опять Господа, Который, по словам премудрого Дионисия, сказал святому Карпу: «Наноси Мне удары, Я готов опять страдать за спасение людей; для Меня это вожделенно, только бы другие люди не грешили; впрочем, смотри, хорошо ли будет для тебя — пребывание с Богом и добрыми и человеколюбивыми Ангелами променять на жизнь в пропасти со змиями»232.
    Видишь, богомудрый, гнев Божий на святого за то, что он молил о еретиках, чтобы они лишены были жизни; и если бы святой остался при таком расположении, то был бы осужден. Таким образом, отнюдь не должно желать зла врагам, как показала истина; а, напротив, нужно молиться о них, как показал Сам Господь во время страдания, сказав к Отцу Своему: «Отче! прости им» грех: «ибо не знают, что делают» (Лк.23:34)...


Послание 26(214). К Феофилу, епископу Ефесскому

Будучи некогда на Крите, я принят был святым Карпом — мужем, по сравнению с которым едва ли найдешь другого, по великой чистоте ума более способного к боговидению. Он и не приступал к совершению святых тайн прежде, нежели получит во время предуготовительных молитв какое-либо священное и благоволительное видение. Он рассказывал, что некогда один из неверных его опечалил. Причиной печали было то, что он отвлек некоего от Церкви к безбожию, тогда как еще празднуемы были им дни веселий. Надлежало об обоих усердно молить Бога Спасителя, чтобы Он одного обратил Своей силой, а другого победил Своей благостью; надлежало ему непрестанно — через всю жизнь — увещевать их, доколе таким образом не приведет их к познанию Бога так, чтобы и сомнения их разрешились, и они принуждены были в своих безрассудных поступках истинно раскаяться. Но не знаю, каким образом (чего прежде не случалось) возродились в нем тогда сильное негодование и досада, и он, находясь в таком худом состоянии, лег и уснул, ибо был вечер. В полночь, когда он обычно сам собою пробуждался для пения священных гимнов, встает после многих снов, которые непрестанно прерывались и были беспокойны. Начав разглагольство с Богом, он сетовал, как неприлично святым, и в негодовании говорил, что нет тут правды, когда живут люди нечестивые и извращающие правые пути Господни. Говоря это, он просил Бога одним ударом молнии жизнь обоих прекратить без милости. «Произнеся это, — рассказывал он, — вдруг, казалось, увидел я дом, в котором я находился, сначала потрясшимся, потом своды его разделившимися на две половины и ярко горящий перед собою костер, который, поскольку место представлялось уже открытым, спускался ко мне с неба; само небо видел отверстым и на высоте неба — Иисуса, которому предстояли в человеческом виде бесчисленные ангелы. Это я видел на небе и удивлялся». «Опустив же взор вниз, увидел я, — продолжал Карп, — самый помост расторгшимся над обширной и мрачной пропастью, и тех мужей, на которых я произносил проклятие, стоящих предо мною у зева пропасти в жалком виде, трепещущих от слабости стоп своих, но не низвергающихся в нее. Из глубины пропасти выходили змеи и то около колеблющихся ног их, извиваясь, опутывались, налегали на них и влекли к себе, то зубами и хвостами дразнили, льстили и всяким образом ухищрялись низринуть их в пропасть. Между змеями были и люди, которые также устремлялись на этих мужей, теснили, нападали на них и поражали; казалось, они близки уже были к падению, мало-помалу склоняясь частью против воли, частью добровольно на убеждения и вместе принуждения злого». И Карп рассказывал, что он, смотря вниз, чувствовал удовольствие, а о том, что происходило вверху, небрег; он досадовал и негодовал, что они еще не низринуты, и, многократно, но тщетно на этом настаивая, в негодовании проклинал их. Едва будучи в силах взглянуть на небо, он увидел на нем опять то же, что видел и прежде: Иисус, милосердым оком взиравший на происходящее, восстав с высочайшего престола и снисшед к ним, простирал руку благости; ангелы, вместе с Ним подавая им помощь, одного с той, другого с другой стороны охраняли, и Иисус говорил Карпу: «Уже простертой рукой твоей поражай Меня, ибо я готов и снова пострадать для спасения человеков, и сие Мне приятно, только чтобы прочие люди не согрешали. Но смотри, полезно ли тебе на пребывание в этой бездне и с этими змеями променять сожительство с Богом и благими и человеколюбивыми ангелами?» Вот то, что я от него слышал, и верю, что это истинно.

священномученик Дионисий Ареопагит
К монаху Демофилу (о своеволии и кротости)

Братия! Да не введёт никто вас в соблазн!
Не всякому слову верьте, даже если это слово кого из святых, ибо и святые согрешали.
И будьте осторожны, ибо вот как люди, неразумные в ревности, идут в раскол и ищут себе основания и поводы, и святых хотят сделать своими сообщниками, и через них и остальных соблазнить.
И святые согрешали, но не давайте, братия грехам святых жить дальше и не соблазняйтесь.

Храни вас всех Господь.
 
Москва
Православный христианин
Во-первых не стоит забывать,что св. праведный отец Иоанн Кронштадтский также и молился к Богу об обращении Толстого,например он просил Бога "обратить Толстого и всех подобных писателей к вере"(см."Живой колос с нивы Божьей"),во-вторых,Вы понимаете кем был тогда Толстой?Вы понимаете,что он был не просто неким обычным заблудшим еретиком,Вы понимаете масштаб личности г-на Толстого?Вы понимаете,что он своими богохульными "сочинениями",которые читались всей Россией,низводил в ад миллионы людей?Поэтому пример со св. Карпом не подходит,ситуация с Толстым это совсем другой исключительный случай и я прекрасно понимаю нашего великого Молитвенника и Пастыря и не вижу никакого греха в записях из его дневника....в его молитве звучит пастырский призыв к Богу совсем не о Толстом,а о тех миллионах его пасомых,которые могут начитавшись бредней Толстого навеки погибнуть.

Смотрите сами какие богохульства писал этот "Лев,рыкающий на Церковь","Сын Диавола и Враг Божий" как отзывался о нем Учитель Церкви,святитель Феофан Затворник....после этого как говорится и камни возопиют,привожу в целом самое "мягкое":

"Учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения.....

То, что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо....

Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия....."
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
во-вторых,Вы понимаете кем был тогда Толстой?Вы понимаете,что он был не просто неким обычным заблудшим еретиком,Вы понимаете масштаб личности г-на Толстого?Вы понимаете,что он своими богохульными "сочинениями",которые читались всей Россией,низводил в ад миллионы людей?Поэтому пример со св. Карпом не подходит,ситуация с Толстым это совсем другой исключительный случай и я прекрасно понимаю нашего великого Молитвенника и Пастыря и не вижу никакого греха в записях из его дневника....в его молитве звучит пастырский призыв к Богу совсем не о Толстом,а о тех миллионах его пасомых,которые могут начитавшись бредней Толстого навеки погибнуть.
Я на счёт Толстого никаких иллюзий не питаю. От слова совсем. Даже скажу больше, Толстой не только еретик, но и большой придурок, левак-непротивленец, блин, и не только враг Бога, но и Отечества. И не лучше его сегодняшние леваки, типа Меркель и Оланда.
И собираюсь как раз перечитать книгу Ивана Ильина «О сопротивлении злу силою», актуальную и сегодня.

Так, что нет никакой нужны говорить мне о том, почему толстовство это плохо. А Толстого я и сам предаю анафеме и думать не думал его выгораживать. И признаюсь, есть такие люди о смерти которых я не буду скорбеть (разве что смерти человеков вообще, ибо и Бог не радуется погибели живущих) и буду даже по-тихому рад, что такие ушли от нас и освободили нас от своего тлетворного влияния, и можно лишь скорбеть о их душе.
Так что и тему эту я открыл совсем не для того, чтобы обсуждать "бедняжку" Толстого.
Тема о том, что крайности опасны и о хитрой лукавой духовной ловушке.

Тема не о Толстом, а о тех ребятах, которые вот взяли эту одну фразу из дневников св.Иоанна и сделали на их основе крайне широкие выводы и поступили не менее богохульно используя имя святого Иоанна для своего раскольничьего дела. И могу представить какие молитвы они возносят и о Патриархе Кирилле, а может и о всех чадах РПЦ. И такая неразумная ревность, ведущая к расколу так же опасна.
Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево;

Вот об этом я и хочу поговорить.
Вот почему у этих ребят вообще так получилось прочитать пару слов из дневника св.Иоанна и начать радостную пропаганду, что мол вот как круто, не толерантно, не экуменистично, не то, что у этих еретиков из РПЦ? Вот как работает эта духовная ловушка?
А очень просто: всё потому, что берут то, что на поверхности и судят и делают выводы, не зная и не имея базиса, фундамента Учения, ту основу и самую суть Учения и Закона через которую всё и проверяется и толкуется и на основе которой можно делать выводы и воспринимать такие частные вещи.
У этих же ребят берётся, наоборот, за основу частное и они частным подменяет общее, частными вещами подменяют сам базис Учения и на выходе будет такое же лжехристианство, как вышло и у Толстого.

Представьте им слова преп.Феодора и св.Дионисия и св.Карпа и Самого Господа Иисуса, особенно процитировав инкогнито, то думаю они и святых и Христа записали бы в еретики. Ведь взяв за базис эти частные слова из дневника св.Иоанна они их и положат во главу угла и ими будут толковать всё остальное. А ведь надлежит делать ровно наоборот, и за базис принимать слова Христа и Его святых Феодора, Дионисия и Карпа. Даже Закон говорит, что трёх человек свидетельство верно. И как раз на этой основе рассматривать уже слова св.Иоанна.

Поэтому пример со св. Карпом не подходит,ситуация с Толстым это совсем другой исключительный случай и я прекрасно понимаю нашего великого Молитвенника и Пастыря и не вижу никакого греха в записях из его дневника....в его молитве звучит пастырский призыв к Богу совсем не о Толстом,а о тех миллионах его пасомых,которые могут начитавшись бредней Толстого навеки погибнуть.
У меня и в мыслях нет осуждать св.Иоанна, Боже упаси. Но всё же надо принять как факт, что и святые ошибались, о чём красноречиво свидетельствует пример св.Карпа. Святые и грешили и уже тем более могли порой выразится неудачно. А самое главное, нам грешным надо быть внимательней, ответственней и осторожней в понимании и токованиях того, что писали святые, потому как безграмотность и незнание базиса и может легко увести в далёкие дали.
Как преп.Феодор и предупреждает:
Что же касается того, будто, как говорит святость твоя, с твоим мнением согласны некоторые святые, то прости, отец, мы не хорошо понимаем слова святых и потому оказываемся вносящими новое вопреки отцам, или лучше сказать, вопреки Богу...Так как ты, Владыка, полагаешь, что и святой Симеон, живший на дивной горе, согласен с тобою, то не думай этого. Ибо святой не мог противиться Христу или учителям, высшим его. Но что же тогда? Он говорил увещание к тогдашнему императору о язычниках, мучивших христианский народ, стараясь о том, чтобы христиане не были угнетаемы самарянами. Это и хорошо. К тому же самому и мы ныне увещеваем, когда говорим, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий. Но это иное дело, а то иное;

Видите, как преподобный Феодор научает держаться Христа и базиса Учения и внимательно относится к словам святых, а не принимая всё без разбора и рассмотрения, ибо даже верные слова можно понять превратно. Да и сколько раз такое было, когда еретики перетолковывали и слова Христа!

Так, например, тоже некоторые ревнители часто ссылаются на слова св.Иоанна Златоуста:
Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом…

Но достаточно просто посмотреть даже контекст того для чего и по какому поводу писал святитель Иоанн, что говорил он совсем не о каком-то мордобое.
http://foma.ru/osvyati-ruku-udarom.html
В этих трагических обстоятельствах и были произнесены Иоанном Златоустом его знаменитые «Беседы о статуях». Причем лишь самая первая из них была сказана накануне восстания, когда народные волнения уже будоражили город, но еще не вылились в массовые беспорядки. Уже во второй описываются страшные последствия народного бунта. Всего же в те тяжелые для Антиохии дни святителем была произнесена двадцать одна беседа.
...
В накаленной до крайности обстановке готовящегося антиналогового бунта Иоанн Златоуст призывал свою паству делать все возможное для того, чтобы этот бунт не состоялся. До своего пострига в монашество он получил блестящее образование, несколько лет был адвокатом, прекрасно знал законы Империи и понимал, какими кровавыми последствиями обернется для антиохийцев назревающий мятеж.

Бедность из-за непосильных налогов, конечно же, была бедствием для горожан. Но все ее тяготы были несопоставимы с той катастрофой, которая грозила городу за восстание против императора. Поэтому Златоуст прилагал все усилия, стремясь уберечь земляков от мятежа. Он называл мятежников богохульниками, отрицающими Промысл Божий, и просил своих прихожан образумить этих обольщенных и простодушных бедняков, употребляя для этого все средства, вплоть до рукоприкладства, если это будет нужно.

Еще один важный факт: все эти трагические события происходили в самый первый год его священнического служения. Никогда после Антиохийского восстания из золотых уст святителя не звучали призывы к насилию над богохульниками, хотя таковых в его времена было никак не меньше, чем сегодня. Напротив, личное кредо Златоуста в отношении рукоприкладства ярче всего было выражено в словах «учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и лечит». В различных вариациях эта мысль была повторена им множество раз на протяжении двух десятилетий его пастырского, а затем и святительского служения.
Вот, всё предельно понятно. А кто-то по невежеству, сделает вывод, что да, еретиков можно и нужно лупасить. Ну а тогда и Феодор Студит, который свою голову был готов сложить лишь бы еретиков не убивали - он наверно гиперэкуменист и толераст еретический, ага.
И это на самом деле печально, что люди вот могут так читать Златоуста по диагонали (если не сказать жёстче), приписывать Златоусту призывы к религиозному насилию - просто глупо, ведь именно Златоуст предельно ясно обосновал, что нельзя убивать еретиков, иначе будет только бесконечная война во вселенной. Так нельзя же взять одни слова святителя, а другие забыть.

И к сожалению подобное недопонимание бывало и у святых. Как-то я делал разбор 13-й главы «Просветителя» преп.Иосифа Волоцкого. И пришёл к мысли, что святой Иосиф хотел сказать одно, но вышло совсем другое. И да, ситуация с ересью жидовствующих это действительно особый случай, но и 13-я глава «Просветителя», я бы сказал, не пригодна для того, чтобы её брать за основу поведения.

Пожалуй повторю тут мой разбор:
Для начала аналогичная статья-разбор - http://shumiloff.narod.ru/pros.htm
Далее мои мысли:
По-моему то, что хотел сказать Иосиф и то, что он сказал - две большие разницы.
Потому как прямое прочтение 13го слова «Просветителя» иначе как ересью не назовёшь. Этому угрожает уже даже Апостольская анафема.

Как мне представляется, основной тезис, которые доказывает Волоцкий состоит в следующем:
не следует или ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик, – до тех пор, пока мы не получаем от него душевного вреда.
То есть он доказывает тезис о противлении злу силой.

Может и должен ли христианин оказывать противление злу, в том числе силой? Да, может и должен. Тезис верный.
Но вот доказательство и аргументация Волоцкого вызывает, мягко говоря, недоумение. Автор «Просветителя» допускает целый ряд грубейших ошибок, подменяет понятия, игнорирует целый ряд основополагающих аксиом.

В итоге, то, что Волоцкий хочет доказать, и то, что выходит у него по тексту - вещи не просто разные, а противоположные.

Итак, может ли христианин оказывать противление злу силой? Может и должен. Но вот как и в каких случаях? Чтобы ответить на этот вопрос нужно просто посмотреть на границы и основополагающие аксиомы, которые даны в Учении.

Прежде всего стоит сказать, что аргументация к Закону Моисея будет уже неадекватной. Закон Моисея не отвечает идее христианского противления злу силой. И вот почему:
Уголовное право Закона Моисея имело очень во многом ограниченное значение и было кровно связано с идеей религиозной чистоты и клятвы.

«Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!»

Именно проклятие являлось источником и причиной исполнения уголовных наказаний. Грешник проклят. Грешник заслуживает смерти.
Причём, любой грешник, то есть все люди. Возмездие за грех — смерть. Это основная идея учения о грехопадении. Собственно поэтому и нужен Спаситель, что у всех людей, которые грешники до единого - незавидная участь.

И вот Закон Моисея говорит именно в этой системе и этой логике. И как видим, Закон Моисея, оказывается ещё очень милосердным, возлагая уголовное наказание только за достаточно ограниченный список грехов.
В то время как Закон в целом совершенно однозначно осуждает на смерть за любой грех. И как раз ради этого проливалась кровь тельцов вместо крови людей.

И любой христианин, для начала, просто обязан понимать, что он сам, первый заслуживает смерти, и что ему очень повезло, что Господь Милосердный Умер вместо него.

Вот так. Так что уже Закон Моисея, полагая уголовные наказания смертью, полагает их как исключительную меру - это в самом деле исключение, когда каждый заслуживает смерти - и вся идея уголовных наказаний в Законе - вопрос клятвы. Грешник проклят. Он уже нравственный труп. И только ради остальных умирающих, чтобы они таки дожили до Спасителя и убивается грешник.
и так истреби зло из среды себя;
и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди теб
я;


После того, как Сам Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою уголовное правоприменение Закона Моисея просто невозможно.

Если же кто сегодня собирается убивать еретиков и отступников и далее по списку, то должен убивать и прелюбодеев и т.д. И кто такой смелый, чтобы назваться безгрешным перед Безгрешным? Или кто дерзнёт сказать, что Христос напрасно не бросил в прелюбодейку камень? а?

Итак в вопросе противления злу силой, аргументация к Закону Моисея невозможна в силу логических причин.

Как уже было сказано в статье с разбором «Просветителя», Волоцкий весьма искажённо подаёт и другие события ВЗ.
Вот к примеру,
Великий среди пророков Илия сделал так, что два пятидесятника, отступившие от Господа Бога Вседержителя, были сожжены огнем божественным
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.


Я вот недавно решил разобраться, а какого духа был Илия?
И вот, читаю в Писании:
9 И послал к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди.
10 И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его.
11 И послал к нему царь другого пятидесятника с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! так сказал царь: сойди скорее.
12 И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его.
13 И еще послал в третий раз пятидесятника с его пятидесятком. И поднялся, и пришел пятидесятник третий, и пал на колена свои пред Илиею, и умолял его, и говорил ему: человек Божий! да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих — сих пятидесяти — пред очами твоими;
14 вот, сошел огонь с неба, и попалил двух пятидесятников прежних с их пятидесятками; но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими!
15 И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю.


И вот, то, что просили Ученики Господа, совсем не то, что сделал Илия.
Начнём с того, что это не Илия пришёл к пятидесятникам, как Христос с Учениками в самарянское село, а совсем наоборот, к нему припёрлась вооружённая армия, чтобы притащить его к царю.

Во-вторых, если Ученики решили, что вот сами скажут и огонь сойдёт с неба. Что вот такие они крутые ребята. Илия же не утверждает, что он имеет такую власть. Даже наоборот, говорит, если я человек Божий, то пусть, - в полной мере оставляет Суд на усмотрение Бога. Бога, а не себя самого.

Так что да, Илия был совсем другого духа, чем Ученики в селе самарянском.

Ну и т.д. Уже в той статье разбирались грубейшие ошибки Волоцкого.

Даже вот то, что он говорит о Златоусте:
Мы же теперь разъясним слова божественного Златоуста, который говорит: не следует ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик. Говоря так, этот великий и равноапостольный муж указывает определенные временные условия, поскольку нет воли Божией, чтобы всегда было так. Великий Златоуст свидетельствует, что не следует или ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик, – до тех пор, пока мы не получаем от него душевного вреда.
Автор «Просветителя» не удосуживается доказательством своего толкования слов Златоуста. Просто утверждает, что Златоуст имел ввиду совсем другое, а не то, что пишет.

Но так ли это?

Ну начнём с того, что Златоуст встречался с еретиками, которые не в лесах жили. Это были ребята, которые точно также, как и сам Златоуст занимались прозелитизмом, обращали людей в свою веру, и с православной точки зрения, конечно же наносили душевный вред христианам. Ничего удивительного.

И тем не менее, Златоуст, запрещает убивать еретиков, и даже мудро обосновывает своё запрещение.

Так действуют и еретики. Сначала они себя прикрывают; когда же приобретут смелость и получат полную свободу слова, тогда и изливают яд. А для чего Господь вводит рабов, рассказывающих о случившемся? Чтобы иметь случай сказать, что не должно убивать еретиков. Дьявола же именует врагом человекам потому, что он вредит людям. Он желает вредить нам, хотя это желание произошло не от вражды на нас, а от вражды на Бога. Отсюда ясно, что Бог любит нас больше, нежели мы сами себя.
...
Заметь также усердие слуг: они сейчас же готовы выдергать плевелы, хотя поступают не совсем осмотрительно. Это показывает их заботливость о посеянном; они имеют в виду не то, чтобы был наказан всеявший плевелы, а единственно то, чтобы не погибло посеянное господином; в первом не было нужды, а потому и придумывают средство, как бы только истребить болезнь. Впрочем, избравши средство, они не осмеливаются сами собою привести его в исполнение; но ожидают приговора от господина, спрашивая его: «хочешь ли»? Что же отвечает им господин? Запрещает, говоря: «Нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства. И еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной.


Всё понятно.
Волоцкий, несомненно заботится о посеянном. Но хочется спросить, неужели он спал, и не слышал решения Господина? Как можно было пропустить мимо ушей, то, на что уже был дан ответ?

Итак, Он останавливает их в исполнении предпринятого намерения, по следующим двум причинам: во-первых, для того, чтобы не повредить пшеницу; а во вторых, потому что все неисцельно зараженные сами по себе подвергнутся наказанию. Поэтому, если хочешь, чтоб они были наказаны, и притом без повреждения пшеницы, то ожидай определенного к тому времени. Но что разумел Господь, сказав: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы»? Или то, что принявшись за оружие и убивая еретиков, неминуемо истребите с ними многих святых; или то, что многие из этих самых плевел могут перемениться и сделаться пшеницею. Следовательно, если вы, — говорит Он, — искорените их преждевременно, то, лишив жизни людей, которым было еще время перемениться и исправиться, истребите то, что могло бы стать пшеницею. Итак, Господь не запрещает обуздывать еретиков, заграждать им уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры; но запрещает их истреблять и убивать.

Да уже одно то, что Господь, предупреждая о лжепророках и лжеучетилях, говорит «молитесь, бодрствуйте», а не говорит «убивайте и идите войной» - само по себе лишает аргументацию Волоцкого оснований.

Блаженный Апостол Павел так и учит:
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. 4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы 5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, 6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
...
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.


Описан и враг и оружие и метод борьбы.

Итак, всё понятно. Всё сказано прямо.

Остаётся вопрос о том, в каких же случаях и как оказывать противление злу силой?
Рассмотрим методом исключения.
- Закон Моисея отпадает по причине снятия клятв.
- На еретиков, самих по себе, как бы они не учили лжи, дано прямое запрещение их убивать, а по Апостольскому правилу даже обижать неверных запрещено.

Остаётся то, что находится вне системы клятв и просто проповедников лжи.
Это просто уголовные преступления. Это физическая агрессия. И вот на физическую агрессию, можно и нужно дать и физический отпор.

Так Церковь не отказывается от самой идеи применения смертной казни.
Ещё до Моисея сказано:
кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;

Так, преподобный Феодор Студит, который своей жизнью готов защищать жизнь еретика, утверждает и призывает:
Он говорил увещание к тогдашнему императору о язычниках, мучивших христианский народ, стараясь о том, чтобы христиане не были угнетаемы самарянами. Это и хорошо. К тому же самому и мы ныне увещеваем, когда говорим, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий.

и т.д.
Так что насилие следует применять, можно и должно, только там и тогда, когда речь идёт именно о физическом насилии со стороны зла. Когда речь идёт о физическом, только тогда и следует применять физические меры.

Вот ВКС РФ сейчас этим и занимаются, и уничтожают хищников, которые слышат только запах крови. Вот их и им подобных только и мочить с сортире, без всякого стеснения и стыда, с ревностью и любовью о ближних.

Тот кто идёт войной совершенно справедливо наткнётся брюхом на копья. Сам пошёл войной.
Как и говорит Господь:
Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом.
Вот пусть каждый сто раз подумает, а хочет ли он идти войной на людей?

Что же до Волоцкого, то вот, я подробно показал, почему его 13е слово «Просветителя» не соответствует Учению Церкви.
Что же до ситуации того времени, я не достаточно ознакомлен с ней, не знаю, кто такие были эти «жидовствующие» и что они делали. Поэтому и не берусь судить о том, насколько адекватны были меры применяемые к ним.
Но совершенно однозначно, что просто так убивать еретиков, отступников, иноверцев Господь не дозволяет. Даже в ВЗ Господь не говорил, чтобы евреи шли убивать египтян или римлян.

Так проверка показывает, что 13я глава «Просветителя» откровенно маргинальна по отношению к Учению Церкви
Это всё я сейчас пишу для того, чтобы объяснить почему нужно быть очень осторожными с тем, что писали святые, думать головой и оценивать всё через саму основу, базис Учения Церкви. Иначе можно зайти очень далеко, что вправо, что влево.

я прекрасно понимаю нашего великого Молитвенника и Пастыря и не вижу никакого греха в записях из его дневника....в его молитве звучит пастырский призыв к Богу совсем не о Толстом,а о тех миллионах его пасомых,которые могут начитавшись бредней Толстого навеки погибнуть.
Я и не собираюсь судить св.Иоанна. А ведь даже не знаю, что именно он думал, когда писал эти слова, чем был мотивирован и что имел ввиду. Но что написал, то написал. И как видим из Святого Предания Церкви пожелания смерти еретикам могут завести в пропасть со змиями.
Что до св.Иоанна - он прославлен Богом и очевидно примирился с Ним и со всеми святыми и ныне уж и с Феодором, и Дионисием и Карпом в полном единомыслии. И верно, он - горячий молитвенник за нас, грешных. И слова худого про него не скажу.

А вот на тех, кто его словами соблазняется и делает далеко идущие выводы, желая уже смерти и Патриарху Кириллу и прямой дорогой шагая в раскол и желая и других за собой увлечь - я имею сказать, что они поступают не лучше Толстого, игнорят базис Учения, закрывают глаза на фундаментальные положения и в итоге искажают Учение, как и Толстой, благими намерениями.

Так что будьте осторожны, братья.
 
Украина
Православный христианин
На Украине сейчас есть "лжепророк" Филарет, столько уж он сделал зла, а Бог терпит его. Уж не знаю может такие случаи являются попущением Божиим, чтобы проверить нашу веру и чтобы выявить всех кто прилепился к Церкви преследуя цели выгоды и тщеславия ???
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Уж не знаю может такие случаи являются попущением Божиим, чтобы проверить нашу веру и чтобы выявить всех кто прилепился к Церкви преследуя цели выгоды и тщеславия ???
Нам всех путей Господних и не знать. Себе внимай.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте!
Святых немного, и нам ли их судить?
Вот из текущей жизни пример:
на Филиппинах разгул наркопреступности. И Президент, Родриго Дутерте, велел кончать на месте взятых с поличным наркодилеров.
С одной стороны, они убийцы детей, нации.
С другой стороны - Божьи создания.
Вот как к этому относиться? Протест и неприятие убийства смешиваются в душе с согласием с активной и явно патриоической позицией их Президента...

Храни Господь,
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Святых немного
Кто сказал? Святых тысячи тысяч!
Вот из текущей жизни пример
Не в тему пример. Тут нет речи о борьбе с преступностью.
И уж я во многом достаточно правых взглядов человек, правый либерал. И всей душой не люблю леваков, которые в своём "мир-дружба-жвачка" доходят до безумия и просто уже открывают ворота армии, которая их же город берёт с осаду, образно говоря. Но и с другой стороны есть радикалы, которые ревнуют не по уму, и готовы устраивать инквизицию направо и налево.
Вот встретился Патриарх Кирилл с Папой Франциском - и какой вой подняли, "предательство! уния!". А как бы что главная тема встречи - защита христиан, которые ныне претерпевают невиданные гонения - это как бы никому и не интересно.
Вот и выходит, что крайние радикалы-ревницы и леваки - друг дружку ненавидят - но в итоге одно дело делают.
Вот что печально.
Ну и в частности тема про конкретных раскольников и их выводы на тему слов св.Иоанна.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Кто сказал? Святых тысячи тысяч!
Несвятых в тысячи раз больше... Так что немного, как ни жаль.

Не в тему пример. Тут нет речи о борьбе с преступностью.
И уж я во многом достаточно правых взглядов человек, правый либерал. И всей душой не люблю леваков, которые в своём "мир-дружба-жвачка" доходят до безумия и просто уже открывают ворота армии, которая их же город берёт с осаду, образно говоря. Но и с другой стороны есть радикалы, которые ревнуют не по уму, и готовы устраивать инквизицию направо и налево.
Вот встретился Патриарх Кирилл с Папой Франциском - и какой вой подняли, "предательство! уния!". А как бы что главная тема встречи - защита христиан, которые ныне претерпевают невиданные гонения - это как бы никому и не интересно.
Вот и выходит, что крайние радикалы-ревницы и леваки - друг дружку ненавидят - но в итоге одно дело делают.
Вот что печально.
Ну и в частности тема про конкретных раскольников и их выводы на тему слов св.Иоанна.
Думаю, примерно в тему. Речь, как я понял, о том, что человек желает другому смерти. Я не сравниваю Праведника Иоанна с Дутерте. Но сходство все же есть: один просил Господа прибрать грешника, а другой прямо (в рамках своей воли) помогал Господу прибирать грешников.

Простите, если ошибаюсь,

Храни Господь.
 
Украина
Православный христианин
Вспоминается что пророк Илия жрецов вааловых закалол или приказал заколоть и бросил в поток Кедрон:"
  1. И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там."
Третья книга царств 18 глава

Немного позже после того как уже начинался дождь есть такие слова:"
  1. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля."
Тоесть я лично не вижу что данное деяние пророк делал не по велению Божию.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вспоминается что пророк Илия жрецов вааловых закалол или приказал заколоть и бросил в поток Кедрон:"
  1. И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там."
Третья книга царств 18 глава

Немного позже после того как уже начинался дождь есть такие слова:"
  1. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля."
Тоесть я лично не вижу что данное деяние пророк делал не по велению Божию.
Наверное, так. Но я, например, все равно не могу принять этого в душе.
Если приму, мне придется понять и принять точку зрения изуверов из ИГИЛ, которые режут головы людям только за то, что они исповедуют иную религию. Они-то считают, что действуют по воле Аллаха. А как поймешь, Господь руку с ножом поднимает, или бес? Мы судим, как Православные, значит ли это, что мы всегда правы? Прецедент из Писания, приведенный Вами, не дает однозначной уверенности.

Не уверен, что прав, но так чувствую.
 
Украина
Православный христианин
Что касается Нового Завета, то так как мы вкушаем от Древа Жизни плоды безсмертия, то мы не можем ненавидеть еретиков и других людей, так как в таком случае снова должны быть изгнаны из Рая, тоесть лишены участия в Божественной Трапезе. Поэтому я думаю что ревностный святой отец Иоанн Кронштадский покаялся в этих словах , чтобы с чистой душой приобщаться Тела Христова.
 
Украина
Православный христианин
Наверное, так. Но я, например, все равно не могу принять этого в душе.
Если приму, мне придется понять и принять точку зрения изуверов из ИГИЛ, которые режут головы людям только за то, что они исповедуют иную религию. Они-то считают, что действуют по воле Аллаха. А как поймешь, Господь руку с ножом поднимает, или бес? Мы судим, как Православные, значит ли это, что мы всегда правы? Прецедент из Писания, приведенный Вами, не дает однозначной уверенности.

Не уверен, что прав, но так чувствую.
Мудрый Садовник через своего слугу очистил куст розы от паразитов, и в данном случае это мне говорит лишь о том, что Бог хранил Израиль для явления Своего и спасения всего рода человеческого. В наше же время такое невозможно, потому что уже открыты двери Царствия Небесного.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Мудрый Садовник через своего слугу очистил куст розы от паразитов, и в данном случае это мне говорит лишь о том, что Бог хранил Израиль для явления Своего и спасения всего рода человеческого. В наше же время такое невозможно, потому что уже открыты двери Царствия Небесного.
Спаси Господи!
 
Православный христианин
Нравится искренность прп. Иоанна Кронштадтского. Ну и молитва все таки к Господу, а не проповеди убивать Л. Толстого и это большая разница. О влиянии на умы Толстого и так понятно, потому и молитва эта забота о спасении не только о своих чадах но и о самом Толстом. Взять с земли Толстого он просил Господа, и прп. Иоанн конечно уверен, что Господь благ и человеколюбец. В общем, не все так просто и прав Даниил что надо разумение иметь.
 
Москва
Православный христианин
Что касается Нового Завета, то так как мы вкушаем от Древа Жизни плоды безсмертия, то мы не можем ненавидеть еретиков и других людей, так как в таком случае снова должны быть изгнаны из Рая, то есть лишены участия в Божественной Трапезе. Поэтому я думаю что ревностный святой отец Иоанн Кронштадский покаялся в этих словах , чтобы с чистой душой приобщаться Тела Христова.
Отче,здесь не все так однозначно.Отец Иоанн Кронштадтский обладал даром прозорливости(пророчества) и вполне возможно ему было многое открыто о Толстом и последствиях его богохульных учений,не случайно он пишет о том,что ему уготовано после смерти... .
Это был,как я уже написал выше,совершенно исключительный особый случай,Толстой уже по сути своих дел перестал даже быть и человеком...это был,как пишут наши Святые Отцы, уже пророк Антихриста,Сын Дьявола,Сосуд Сатаны,Лев,ищущий кого поглотить и поэтому предвидя массовый соблазн и духовное развращение России,предвидя будущую революцию и массовое братоубийство,предвидя наконец массовую погибель людей от толстовских лжеучений,св. праведный отец Иоанн Кронштадтский мог позволить себе такие слова... .



"К кому нам идти, спрашивают современные интеллигенты? К Толстому, к Толстому пойдем, и идут к нынешнему идолу -- Толстому и у него, а не у Христа, из его богохульств, хитросплетений учатся жизни, хулениям на Св. Церковь и Ее Спасительные Таинства -- В этом я убедился сам.Если кто соблазнит единаго от малых сих, то, по слову Божественного Учителя, лучше было бы для него, если бы навесили ему жернов на шею и бросили его в глубину морскую (Мф. 18, 6). Лев Толстой соблазнил и продолжает соблазнять десятки тысяч людей, печатая и рассылая во множестве свои богохульные писания, с целью соблазнить особенно учащуюся молодежь, преимущественно среднего и высшего образования, и ими отравлено множество юношей и девиц! Чего же по правосудию Божию заслуживает наш русский еретик, скольких, казней? А чего заслуживают и попускающие ему распространять свои гибельные брошюры и дающие ему полную волю говорить, что захочет? Многие погибнут через Толстого, участвовавшие в попустительстве ему.


"Какая превознесенная гордыня! Знай нашего Льва, вышедшего из Ясной Поляны и крепко рыкающего не только на всю поляну, но на весь мир. Крепкая пасть, могучие нервы. И это -- на краю гроба-то! А за гробом что будет? Весь ад пробудится. Все фараоны встанут и Рефаимы проснутся; все Нероны, Калигулы, Деции, Домицианы, Юлианы, -- все гонители Христа и христианства, и скажут: ай, русский Лев последних времен; ты и нас далеко превзошел; и из христиан вышел надменнейший, и лукавнейший гонитель воспитавшей тебя Матери-Церкви. Присоединись же к нам на веки и пей чашу, которую ты себе приготовил, сгорай в огне негасимом, уготованном отцу твоему, дьяволу, которому ты усердно служил."


"У тебя, Лев Толстой, пособников много для твоего гибельного учения. Во-первых, сам князь тьмы, он же есть дьявол и сатана, обольщающий всю вселенную. Толстой не верит в злых духов, коих он называет чертями, а они-то его и научили и учат с юности и доселе всякому греху, всякой лжи и неправде; они-то его и научили отвергать Откровение, Бога в Троице, Христа Спасителя, Церковь, Богородицу, Святых и идти наперекор всякой истине; они-то и производят весь сумбур в его голове; они-то и научают людей всякому греху; от их-то лжи и пришел спасти людей верующих Христос, от ада, уготованного им и их слугам; они-то и встретят Толстого по смерти, которая ждет его с нетерпением и они-то с жадностью готовы схватить со скрежетом зубным и с хохотом страшным Толстого и подобных ему. Слышите все христиане!Во-вторых, пособники твои, Лев Толстой, все тебе подобные, в роде Черткова и множества русских переучек, подобных тебе и совращенных твоим бессмысленным учением. В-третьих, пособляет тебя твоя старая нечистая ветошь, унаследованная тобою от твоего отца,--я разумею те дрожжи лукавые, на коих ты зачался и образовался в тип человека, -- то уродливое нравственное неразвитие и та среда, в которой ты вырос; полная невоспитанность нравственная, в которой ты вырос, то безверие и та безцерковность, в которых ты жил и своевольничал. Невозможно наследовать царствие Божие людям, неуготовавшим себя для него верою, покаянием и исправлением, добродетелью. Вспомни притчу о званных на вечерю. -- "Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери (Лук. 14, 24): ибо много званных, а мало избранных" (Мф. 22, I --14)."

"Вы понесете строгое наказание -- вы соблазняете не единого только от малых, а все христианские народы, привыкшие по божественному праву смотреть с уважением на эти лица. Вам, по писанию, нужно бы повесить камень на шею и опустить с ним в глубину морскую, вам не должно быть места на земле."

"Подумайте, сытый и беспечальный, богатый русский граф хочет у всех русских и даже у французов, итальянцев, немцев, австрийцев и даже англичан, вырвать веру в Спасителя грешных, имеющего глаголы живота вечного, во Врача всего немощного верующего человечества, в незаходимое Солнце правды, в Единственного Утешителя всех скорбящих верующих. -- Русский народ и все интеллигентное множество, да и все христианское человечество! Узнайте по плодам, преподнесенным вам от Льва Толстого каково его учение, каков этот учитель -- Сын геенны! Не смейтесь, граф и все толстовцы, над этим страшным словом, -- вы скоро насытитесь ею и погрузитесь в нее на всю (если не покаетесь) вечность: граф всех хочет вовлечь в нее, как сатана, всех лишить Того, Кто один может избавить от нее, как сказано: убойтесь Того, Кто по убиении может воврещи в дебрь огненную, ей, глаголю вам, Того убойтеся (Мф. 10, 28). И так, по плодам этого безбожника, этого ругателя всего христианского человечества, вы, узнаете, кто он. Это -- антихрист, -- это зверь, вышедший из бездны (Откр. 11, 7), с десятью рогами (Откр. 13, I), бодущий на все четыре стороны, на все страны света, чтобы, если можно, хоть некоторых ввести в нее с собою на всю вечность. Если бы хоть немного вкусил граф плодов Христовой веры, он никогда бы не стал так издеваться над нею и над нами, -- но он, как видно, ни на час не был истинным христианином и всегда был безбожником. Невольно даюсь я диву, как в России могла появиться эта змея, полная яда смертоносного, -- подивись небо, подивитесь все Ангелы Божие и все Святые человеки, как мог русский граф сделаться сосудом сатаны и принять в себя всю полноту его, все его отступничество от Бога, всю вражду его на Бога и на верующих в Бога."

"Как больно сердцу, когда в ваших глазах поносят святыню, которою живешь и дышишь, утешаешься с самой юности, -- поносят то, что составляет святыню для христианского человечества всех веков, за которую страдали с радостью бесчисленные сонмы мучеников, святителей, преподобных и всех святых, вообще лучшие и благороднейшие из людей, что составляет непреложную истину, которою просвещаются, питаются и укрепляются ум и сердце и все существо человека искренно верующего.И Лев Толстой, как свинья (извините за слово), попирает все это своими ногами, на глазах всех христиан. -- Языческие писатели Цельс и Порфирий не ругались так над христианскою верою, как ругается Лев Толстой.Яснополянский граф находится в великой прелести самообольщения, думая серьезно, что он прав. О, как сатана ослепил его за гордость и надменность! И сколько людей чрез него впали в обольщение".

"Слышишь, Лев Толстой, змей лукавый. Как ты излукавился! Возгордился ты, как сатана, понося Св. Евангелие, Св. Троицу, Христа Божия, Богоматерь, Святых, Таинства всеспасительные.Разбирая последнее сочинение Л. Толстого "Обращение к духовенству", нужно иметь в виду те причины, по которым он так нагло обращается к духовенству всего христианского мира и так дерзко укоряет Церковь в мнимой лжи и неправде ее. Толстой, недавно формальным, обнародованным повсюду актом Синода отлученный от Церкви, не мог простить ей этого акта отлучения и вот он бросает поношения и самые наглые клеветы христианским церквам и представителям Церквей всего мира, понося в неправоте учения всю Церковь, а ее духовенство -- в заведомой будто-бы лжи и нерадении о благе народов христианских, и более всего смеется над православною Церковью, которая законно отлучила, отсекла его от своего тела, как гнилой член, падший к смерти. Вместо того, чтобы смириться и покаяться в своем отступничестве, Толстой еще более возгордился, возгордился истинно сатанинскою гордостью и хохотом сатанинским насмеялся над Церковью, которая "есть столп и утверждение истины" (I Тим. 3, 15). От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься. Против себя писал и пишет Толстой и многие писатели; слова их и осудят их в день суда (Матф. 12, 30--37. Иоан. 8, 24)."

"Испровергая веру в Бога, во Христа, в Церковь -- вы, толстовцы, испровергаете Россию, вы готовите ей политическую гибель, ибо Россия распространилась и стала сильна, просвещена и уважаема от врагов -- только через православную веру, через предстательство и заступление Богоматери (Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице) и святых угодников Божиих, а особенно силою Креста Господня."

"О, Христе Боже, доколе Лев Толстой будет ругаться над Тобою и Церковью Твоею? Доколе будет соблазнять Россию и Европу? Опять он шлет хулы на Церковь и служителей ее, опять клевещет на нас всему миру! -- Покажи, наконец, Владыко, всему миру адскую злобу его! Буди! Им увлечено в прелесть и пагубу пол света.-- О предтеча антихриста!"

Из дневника
о. Иоанна Кронштадтского
в обличение лжеучения
графа Л. Толстого

(Издание В. М. Скворцова. С.- ПЕТЕРБУРГ. Типография "Колокол", Невский, д. М 127. 1910).
 
Украина
Православный христианин
Отче,здесь не все так однозначно.Отец Иоанн Кронштадтский обладал даром прозорливости(пророчества) и вполне возможно ему было многое открыто о Толстом и последствиях его богохульных учений,не случайно он пишет о том,что ему уготовано после смерти... .
Господня."

"О, Христе Боже, доколе Лев Толстой будет ругаться над Тобою и Церковью Твоею? Доколе будет соблазнять Россию и Европу? Опять он шлет хулы на Церковь и служителей ее, опять клевещет на нас всему миру! -- Покажи, наконец, Владыко, всему миру адскую злобу его! Буди! Им увлечено в прелесть и пагубу пол света.-- О предтеча антихриста!"

Из дневника
о. Иоанна Кронштадтского

в обличение лжеучения
графа Л. Толстого

(Издание В. М. Скворцова. С.- ПЕТЕРБУРГ. Типография "Колокол", Невский, д. М 127. 1910).
Я же не возражаю:" Дивен Бог во святых своих Бог Израилев.."
 
Москва
Православный христианин
Я же не возражаю:" Дивен Бог во святых своих Бог Израилев.."
Вы,кстати,знаете о знамении,которое Господь послал отцу Тихону Шевкунову(и по сути всем нам)?Напишу еще раз этот рассказ...может быть кто-то о нем не слышал:

(Заметьте,отец Тихон пишет,что св. прав. Иоанн Кронштадтский пророчески предсказывал обстоятельства последних лет жизни этого несчастного...значит ему было все открыто.)

Ясным июльским днем 1989 года мы со скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым и его помощником Георгием Трошиным возвращались из Дивеева. Дорога была пустая. Я вел «Ниву», Вячеслав Михайлович сидел рядом, Георгий сзади.
Мы спорили о Толстом. Клыков никак не мог примириться с тем, что великий писатель был отлучен от Церкви и до сих пор это отлучение не снято.
— Что же из того, что в церковных вопросах он заблуждался? Но это был настоящий гений! А его религиозные искания сейчас никому не интересны. Остались «Война и мир», «Анна Каренина»…
Я пытался возражать, что никто не отрицает художественный гений Толстого, но надо смотреть правде в глаза — Толстой к концу жизни стал беспощадным и сознательным врагом Церкви Христовой, сам разорвал общение с нею, глумился над самым святым, что есть в Христианстве и, наконец, отвратил от Церкви и от Бога огромное множество людей, так что недаром Ленин называл его «зеркалом русской революции».
Вячеслав Михайлович в те годы только приходил в Церковь, это было его первое паломничество в Дивеево к преподобному Серафиму, и переоценка ценностей, как и у всякого, происходила в нем тяжело и болезненно. К тому же Клыков сам был в первую очередь художник: талант и тем более гений оставались для него превыше всего и никому неподсудны. Он вновь стал убеждать нас, что всякий гений от Бога. Я напомнил, как отец Иоанн Кронштадтский называл Толстого не просто злым гением, но предтечею антихриста, а его борьбу с Церковью — делом дьявольским, за несколько лет предсказал несчастное бегство Льва Николаевича из родного гнезда, неудачную попытку покаяния и смерть в полном духовном одиночестве.
Но все это были слова, слова, слова… Я не мог убедить Вячеслава Михайловича… нет, не разлюбить Толстого как писателя, а понять, почему его борьба с Христовой Церковью была так страшна, что Священный Синод пошел на столь тяжелый шаг, как отлучение. Поняв, что не переубедим друг друга, мы замолчали. Вячеслав Михайлович задумчиво смотрел вперед. Машина мчалась по залитой солнцем дороге среди бесконечных полей.
Вдруг я заметил, что Вячеслав Михайлович напряженно вытянулся, устремив расширившийся от ужаса взгляд куда-то вверх.
— ТОЛСТОЙ! — закричал он не своим голосом, указывая пальцем ввысь.
Ничего не понимая, я перевел взгляд в небо — и сам чуть было не закричал: прямо перед нами посреди ясного лазоревого горизонта нависало ослепительно белое облако — голова великого писателя.
Я резко нажал на тормоз, стараясь только не потерять управление: оторвать взгляд от этого зрелища было невозможно. Потрясенные, мы все трое вышли на дорогу.
Ничего подобного ни один из нас не видел за всю свою жизнь: облако, висевшее перед нами, с поразительной скульптурной точностью повторяло растрепанную, с огромной бородой голову Толстого. Крупный тяжелый нос картошкой, высокий лоб, резкий взгляд из-под густых бровей… Казалось, это какой-то совершенно волшебный мраморный бюст висит в небе.
Несколько секунд мы стояли молча, потом стали наперебой делиться своими впечатлениями; повторяю, в облаке не было абсолютно никакой двусмысленности — перед нами был Лев Толстой! Непонятно, что более нас потрясло: этот феномен или то, что мы лишь несколько минут назад так горячо спорили о Толстом.
Вдруг изображение в небе стало меняться: налетел ветер, и внутри облака на наших глазах начались бурные метаморфозы. Лицо странно вытянулось, нос картошкой принял совершенно иную форму — тонкий, крючкообразный, он хищно навис над ухмыляющимися губами, огромная борода отлетела и осталась лишь острая эспаньолка… За несколько мгновений перед нами совершилось превращение в такую страшную мефистофельскую бесовскую личину, что Клыков, схватившись за голову, закричал:
— Я понял, понял! Не надо!.. — Еще несколько секунд облако дрожало над нами, казалось, для того, чтобы увиденное навсегда запечатлелось в нашей памяти, потом налетел вихрь и в клочья разметал все по небу.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Вспоминается что пророк Илия жрецов вааловых закалол
И правильно сделал. Мы прекрасно знаем (по меньшей мере должны знать) чем занимались жрецы Ваала. А занимались они человеческими жертвоприношениями и каннибализмом. О чём тут вообще можно говорить?
И язычники были возмущены этими мерзостями. Carthago delenda est!
И то, чего не доделали евреи - доделали римляне и сравняли Карфаген с землёй. И правильно сделали.
И святой Апостол напоминает об этом:
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. 17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, 18 и около сорока лет времени питал их в пустыне. 19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

Тем не менее стоит заметить, что даже Илия не просто так зарезал жрецов Ваала, но только после того, как Господь явил Силу Свою. Равно как Господь истребил хананеев и иже с ними, но не поднял Своей руки ни на римлян, ни греков, ни египтян. Но побуждая евреев истребить хананеев, при этом же запрещает поступать так с другими народами.

Так что не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять за что был разрушен Ханаан и почему это было необходимо.
 
Сверху