тело, душа и дух

Много лет назад мне было не понятно, что такое дух? Прочитал всё, что смог найти, открыл тему здесь, на форуме - легче не стало. Ну с душой вроде всё ясно, это как бы наш внутренний человек, ей принадлежат все свойства личности и после смерти тела она уходит в мир иной, а дух то, что такое? Для чего он нужен?

Проблема в том, что человеку, чтоб понять нужно посмотреть, потрогать или хотя бы сравнить с чем-то известным. Даже у святителя Луки Войноясенецкого такой возможности ещё не было.

Как я понял из всего прочитанного в современных условиях – душа это набор программ, а дух, как и сказано вроде бы у Лосского в Догматическом богословии – «…иная форма бытия души».

Поясню- например, вы создали себе робота-друга, написали для него необходимые программы и сделали так, что в случае повреждения его тела, программное обеспечение и внешний вид перейдут в виртуальное пространство. Вот это виртуальное тело и есть то, с чем можно сравнить наш дух.

У животных нет духа, и их души после смерти тел просто перестают существовать.

Как было бы хорошо, если б не слова Иисуса – пусть мертвецы сами хоронят своих мертвых, и не написанное святителем Игнатием Брянчаниновым – Адам умер не через девятьсот с лишним лет, а сразу, как только согрешил – в нем умерла душа, и теперь все люди уже рождаются мертвыми.

Если говорить о душе как о внутреннем человеке – так и есть, умерла высшая часть души человека – дух. Дух в мире духовном выполняет примерно те же функции что и наше тело в мире материальном. Вообще то дух бессмертен, но он поврежден, его можно сравнить с парализованным телом. Душа-личность в нем сохраняется. всё видит, слышит, чувствует, но передвигаться и общаться с себе подобными не может.

В таинстве крещения человек получает «семя» нового духа и если ему удастся вырастить «плод», то его душа(дух+душа) становится аналогичной Ангелу и получает возможность войти в Царство Небесное и общаться с себе подобными.

Если же не получится…….

Профессор Алексей Ильич Осипов в лекции Тайна вечности, говорит о том, что спасутся все. Я с ним полностью согласен. Вопрос какой ценой? Некоторые святые говорят о том, что им приходилось видеть Иуду сидящим на коленях у Сатаны, он, что ему друг? Сатана любит Иуду и всячески его ублажает? Думаю, что ненавидит гораздо больше всех остальных людей- в результате его предательства Ад – царство дьявола был разрушен. Страшно представить тираннозавра играющего с парализованным человеком, как кошка с мышкой, а если две тысячи лет подряд?
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Профессор Алексей Ильич Осипов в лекции Тайна вечности, говорит о том, что спасутся все. Я с ним полностью согласен.
Для начала, послушайте лекцию.
Уважаемый Игорь Анатольевич, боюсь, в здешнем бомонде Вам будет весьма затруднительно продвинуть идею всеобщего спасения. Да и за какой надобностью Вам это?
 
Православный христианин
, а дух то, что такое?
Думаю что любое "определение" будет, по меньшей мере, относительным/гадательным. Не потому что сказать нечего, а потому что "ответ обманет". Вот на форуме большинство православных - единых в Символе Веры. А "по духу" - все различны. В чем-то созвучны (мнения, характеры, взгляды, манеры и пр.) - но не едины.

И тот же, упомянутый Вами, проф. А.И.Осипов со всеобщим спасением, тому пример. И "дух" который движет людьми НЕ желающим спасения иным/иноверцам/инакомыслящим - это именно то о чём Вы спрашиваете. Это именно "д/Дух", а не не некое убеждение. Исповедуйте пред таким ревнителем веры - "Все спасутся, а я погибну". И он отмолчится, или съедет с темы - потому как иного с Вами духа. Он считает ЛИЧНО себя (как православного) достойным спасения.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Православный христианин
Православный христианин
Термин "дух" определяется в четырех значениях.
1. Дух как духовная сущность (природа, естество, форма) человека.
2. Дух как разумная душа человека.
3. Дух как как ум души человека.
4. Дух как Божественная благодать.

Относительно всеобщего спасения. Все люди во Христе Боге спасены по человеческой природе, поэтому все люди воскреснут и будут жить вечно. Однако в зависимости от личностного состояния каждого человека, одни будут жить в духовном наслаждении, другие - в вечном духовном мучении.

Личностное спасение для жизни вечной с Богом осуществляется посредством Божественной благодати, приобретаемой через православную веру и только в Православной Церкви. Другого пути нет.
 
Православный христианин
Да это так.Воскреснут все.Спасены-не все.
Воскресение - это не спасение от смерти? Разве не все спасутся от телесной смерти?
Все воскресшие в будущем веке не смогут грешить и человеческая природа по всех будет восстановлена - разве это не спасение всех о греха и тления?
 
Православный христианин
Разве не все спасутся от телесной смерти?
Как то даже странно это слышать от тебя брат во Христе?
Воскресе́ние мертвых (греч. ανάστασης — ана́стасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока (1Кор. 15:52).
Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям.
В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой свободы. Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры, покаяния и очищения от страстей, или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом. Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24-29; 8:51). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» (Ин. 5:29).
Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать «милостиво», а в нечестивых – «немилостиво»», – говорит св. Максим Исповедник....
Для тех кто не принял учение Христа, а тем более исказил его, наступит "смерть" вечная.
 
Православный христианин
Как то даже странно это слышать от тебя брат во Христе?
Воскресе́ние мертвых (греч. ανάστασης — ана́стасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока (1Кор. 15:52).
Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям.
В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой свободы. Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры, покаяния и очищения от страстей, или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом. Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24-29; 8:51). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» (Ин. 5:29).
Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать «милостиво», а в нечестивых – «немилостиво»», – говорит св. Максим Исповедник....
Для тех кто не принял учение Христа, а тем более исказил его, наступить "смерть" вечная.
Телесно воскреснут все. Господь Иисус Христос всех людей спас от смерти и от греха. Другое дело, что лично не все воскресшие и избавленные от возможности грешить смогут наслаждаться Божественными дарами. Те, кто, хотя и воскрес и не смогут грешить, но в земной жизни не покаялись в грехах, а также не верили в Бога или были еретиками, или не были православными христианами будут иметь вечные мучения. Об этом речь, а не о том, что вечных мучений не будет у тех, кто не имел личного спасения в Церкви.
Сергей, разве не так?
 
Православный христианин
Для тех кто не принял учение Христа, а тем более исказил его, наступит "смерть" вечная.
Это бесспорно. Есть смерть вторая и это смерть духовная. Хотя и произойдёт телесное воскресение, но богоборцев ждёт смерть вторая, когда богоборцы не будут иметь связи с Богом - источником жизни, от чего будут иметь вечное мучение.

Или так. Жизнь всегда имеет свой источник. Для души - это Бог, а для тела - душа. Первая смерть - телесная, - от телесной смерти спасутся все. В этом понимани Иисус Христос спас всех люде, а значит спасутся все, ибо все телесно воскреснут, когда душа и тело опять будут едины.
Вторая смерть - духовная, - от этой смерти спасутся не все, ибо духовное воскресение возможно только через Крещение. В этом понимании спасутся не все, ибо не все воскреснут душой, соединяясь благодатью с Богом.
Спасибо, Сергей, что обратили внимание на смерть вторую - духовную.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Профессор Алексей Ильич Осипов в лекции Тайна вечности, говорит о том, что спасутся все. Я с ним полностью согласен.
Это ересь,покайтесь.
Для начала, послушайте лекцию.
Лучше съесть хлеб с битым стеклом,чем слушать лекции этого несчастного.

 
Крещён в Православии
Поясню- например, вы создали себе робота-друга, написали для него необходимые программы и сделали так, что в случае повреждения его тела, программное обеспечение и внешний вид перейдут в виртуальное пространство. Вот это виртуальное тело и есть то, с чем можно сравнить наш дух.

У животных нет духа, и их души после смерти тел просто перестают существовать.
Пояснение больше подходит для души. Будучи субстанциональной, она, как и программное обеспечение робота, в отличии от животного, не умирает вместе с телом. Как и программа робота - животворит робота, приводит в действие все его детали, "жизнь" робота, робот без программы - "труп". Я не говорю, что сравнение удачное, но если и сравнивать, то "душа" подходит больше "духа". Код, опять же, носитель всех сил и источник всякого действия, а механизмы - инструмент кода и выразитель.
Более того, если развивать этот пример, то "дух" - та часть кода, что оживотворяет робота(а животные - "без кода", контроллеры чисто). Невольно напрашиваются паралели с "духом дающим жизнь человеческому телу". ..."и духом, который дает жизнь (сопряженному с ним) телу"
По какой же причине при творении и при воссоздании человека является тайна Святой Троицы? – Не только потому, что он единственный на земле является таинником и поклонником Ее, но и по той причине, что он единственный – по образу Ее. Потому что чувственные и бессловесные твари животного мира имеют в себе только дух жизни, да и тот сам по себе не в силах существовать563, совершенно же лишены бессмертного ума («ну») и дара слова (или: разума); существа же сущие выше всего чувственного (материального) мира – Ангелы и Архангелы – хотя и духовны и разумны, имеют бессмертный ум и слово (разум), но не имеют в себе животворящего духа, а поэтому и телом не обладают, которое получает жизнь от сего животворящего духа; человек же, единственный созданный по образу Триипостасного Естества, обладает бессмертным умом и даром слова (или: разума) и духом, который дает жизнь (сопряженному с ним) телу, поэтому и имеет тело, имеющее от него жизнь. Поскольку при воссоздании нашего естества, на Иордане явила Себя Высочайшая и Всемогущая Троица, словно Первообраз запечатленного в наших душах Ее образа, то крещающиеся во Христа после Христа, крещаются тремя погружениями в воду; Иоанн же крестил единым погружением. И обозначая это, Евангелист Матфей говорит: «Крестився Иисус взыде абие (тотчас) из воды».
Конечно, как и любое слово в словарной статье которого больше одного значения, тот же Григорий пользуется словом дух для выражения, как может показаться, совершенно другого, "психической жизни" а не какого-то простого "оживотворения тела"(цитаты на русском нет, увы, цитата по Влахосу):
Душа каждого человека одна, но, как говорит святитель Григорий Палама, «душа одна и в то же время имеет много сил». В другом случае он отмечает, что как Бог есть Троица: Ум, Слово и Дух, так и душа человека соответственно имеет троичную природу: ум, являющийся средоточием жизни человека; слово, порождаемое умом, и дух – «умная любовь человека».
Но... мне лично, например, нет нужды видеть здесь два разных, отличных от друг друга значения слова "дух", но я понимаю, что для кого-то другого здесь однозначно многозначность слова.
Короче, не стоит забывать о многозначности этого слова(как минимум пока Вы не можете найти общее во всех значениях и понять смысл).

Однако за каждым выбранным словом, за каждым найденным пояснением, и в каждой аналогии можно разглядеть концепцию, за аналогией с роботом - какие-то представления об антропологии, за параграфом о смерти или о крещении... Возможно концепции, что прячутся в теме и достойны обсуждения, но для раскрытия понятия "дух" в отрыве от них, я думаю, достаточно и справочной статьи. https://azbyka.ru/dux
 
Это ересь,покайтесь.

Лучше съесть хлеб с битым стеклом,чем слушать лекции этого несчастного.

Прежде чем рассуждать, а тем более так жестко, было бы не плохо ознакомиться со сказанным этим человеком, тем более, что говорит он не от себя любимого, а приводит большое количество цитат святых. Кстати на Осипова поступала жалоба вроде в Священный синод, и он на неё отвечал. Претензий к нему нет, и он до сих пор преподает в МДА. Есть такое выражение - быть святее папы римского, в нашем случае Патриарха, не гоже православному "примерять это на себя"
 
Пояснение больше подходит для души. Будучи субстанциональной, она, как и программное обеспечение робота, в отличии от животного, не умирает вместе с телом. Как и программа робота - животворит робота, приводит в действие все его детали, "жизнь" робота, робот без программы - "труп". Я не говорю, что сравнение удачное, но если и сравнивать, то "душа" подходит больше "духа". Код, опять же, носитель всех сил и источник всякого действия, а механизмы - инструмент кода и выразитель.
Более того, если развивать этот пример, то "дух" - та часть кода, что оживотворяет робота(а животные - "без кода", контроллеры чисто). Невольно напрашиваются паралели с "духом дающим жизнь человеческому телу". ..."и духом, который дает жизнь (сопряженному с ним) телу"
По какой же причине при творении и при воссоздании человека является тайна Святой Троицы? – Не только потому, что он единственный на земле является таинником и поклонником Ее, но и по той причине, что он единственный – по образу Ее. Потому что чувственные и бессловесные твари животного мира имеют в себе только дух жизни, да и тот сам по себе не в силах существовать563, совершенно же лишены бессмертного ума («ну») и дара слова (или: разума); существа же сущие выше всего чувственного (материального) мира – Ангелы и Архангелы – хотя и духовны и разумны, имеют бессмертный ум и слово (разум), но не имеют в себе животворящего духа, а поэтому и телом не обладают, которое получает жизнь от сего животворящего духа; человек же, единственный созданный по образу Триипостасного Естества, обладает бессмертным умом и даром слова (или: разума) и духом, который дает жизнь (сопряженному с ним) телу, поэтому и имеет тело, имеющее от него жизнь. Поскольку при воссоздании нашего естества, на Иордане явила Себя Высочайшая и Всемогущая Троица, словно Первообраз запечатленного в наших душах Ее образа, то крещающиеся во Христа после Христа, крещаются тремя погружениями в воду; Иоанн же крестил единым погружением. И обозначая это, Евангелист Матфей говорит: «Крестився Иисус взыде абие (тотчас) из воды».
Конечно, как и любое слово в словарной статье которого больше одного значения, тот же Григорий пользуется словом дух для выражения, как может показаться, совершенно другого, "психической жизни" а не какого-то простого "оживотворения тела"(цитаты на русском нет, увы, цитата по Влахосу):
Душа каждого человека одна, но, как говорит святитель Григорий Палама, «душа одна и в то же время имеет много сил». В другом случае он отмечает, что как Бог есть Троица: Ум, Слово и Дух, так и душа человека соответственно имеет троичную природу: ум, являющийся средоточием жизни человека; слово, порождаемое умом, и дух – «умная любовь человека».
Но... мне лично, например, нет нужды видеть здесь два разных, отличных от друг друга значения слова "дух", но я понимаю, что для кого-то другого здесь однозначно многозначность слова.
Короче, не стоит забывать о многозначности этого слова(как минимум пока Вы не можете найти общее во всех значениях и понять смысл).


Однако за каждым выбранным словом, за каждым найденным пояснением, и в каждой аналогии можно разглядеть концепцию, за аналогией с роботом - какие-то представления об антропологии, за параграфом о смерти или о крещении... Возможно концепции, что прячутся в теме и достойны обсуждения, но для раскрытия понятия "дух" в отрыве от них, я думаю, достаточно и справочной статьи. https://azbyka.ru/dux
Со справочной статьёй знаком. Сравнение человеческого духа с образом робота перешедшего в виртуальный мир, естественно очень условное, хотя бы по тому, что хозяин робота остался в мире материальном, а Господин духа - в духовном. В первом случае - расставание, а во втором - долгожданная встреча. Я на форум и зашел, чтоб обсудить.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Прежде чем рассуждать, а тем более так жестко, было бы не плохо ознакомиться со сказанным этим человеком, тем более, что говорит он не от себя любимого, а приводит большое количество цитат святых
Ну уж коли вы пришли на форум “Азбука веры”, ознакомьтесь:
«...Комиссия объясняет уважаемому профессору, что он зашел не туда, что он под видом православной веры излагает какие-то частные мнения, которые не находят оснований в Священном Предании, которые расходятся с православной верой. Вот это разными словами сказано фактически одно и тоже: профессор несет ересь. Комиссия не может заниматься осуждением человека, поэтому Комиссия в принципе не могла написать, что профессор – еретик, потому что это не входит в задачи Комиссии – это дело церковного суда. Но я еще раз подчеркиваю: то, что не сказано прямо слово «ересь», не значит, что ересей у профессора нет и на них ему не указано...».
Подробнее:
Заочная полемика по поводу заключения СББК о богословских воззрениях проф. Осипова .
 
Сверху