Тест на прелесть

Существует ли какой-либо тест, позволяющий определить, находится человек в прелести или нет?



Не находящихся в прелести НЕТ. Вопрос в степени падения в прелесть. Кто больше, кто меньше. Кто окончательно и бесповоротно.
 
Россия
Православный христианин
Святая Русь
Православный христианин
Я думаю, Валерий, что тестов в таком деле быть не должно. Самый лучший "тест" - это хороший духовный наставник, который способен увидеть Ваши заблуждения.

Игнатий (Брянчанинов) очень хорошо пишет о прелести:

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_...anchaninov_asketicheskie_opyty_1_27-all.shtml

А если заблуждения столь тонки, что обычный духовный наставник их не видит?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Существует ли какой-либо тест, позволяющий определить, находится человек в прелести или нет?
Вопрос о тесте. А это сам тест:
А если заблуждения столь тонки, что обычный духовный наставник их не видит?
Угу. Мы такие все необычные, что обычный наставник нам не годится, нам необычный нужен. :D :D :D
 
Святая Русь
Православный христианин
Ну смотрите. У обычного духовника сотни прихожан. Максимум внимания - 5 минут на исповеди. Человек регулярно посещает храм, исповедуется, причащается, грубыми грехами не грешит, прилично себя ведет, что еще надо? Если тут в одной семье муж алкоголик всех бьет, в другой - изменяет, в третьей - мать бросила ребенка, в четвертой сын-наркоман и т.д. и т.п. Кто там будет копаться в тонких душевных заблуждениях? А ведь человек может что-то неправильно понимать, что-то неправильно делать, неправильно молиться и т.п. Тут на форуме увидел сообщение и вспомнил одного довольно приличного человека, с которым разговорились на богословские темы и он мне заявляет: "А ты знаешь, в Библии сказано, что Бог ревнитель. Знаешь как он нас ревнует ко всем?". Я ему : "Ты что, с ума сошел? Ревнитель означает, что Бог неравнодушен к нашему спасению, а не то, что Он нас ревнует". А сам себе думаю: "Кто знает, может и у меня есть какие-то бредовые заблуждения, которые некому подправить..."
 
Москва
Православный христианин
Благодати на всех хватит.. и на алкоголика и на наркомана и на прелестника, главное с верой подходить к обычному духовнику, с верой, что через него Бог поможет нам увидеть свои душевные заблуждения. Вот только кто сейчас имеет такую веру? Все мы на внешнее больше смотрим..

з.ы. Может тот человек имел ввиду ревность Господа о Ему принадлежащей славе?
84. Аз есмь Бог ревнитель...[Исх. 20, 5] Славы Моея иному не дам [Исаии 42, 8]. Эти слова Господа славы исполняются каждый раз, когда я славу дел Бога моего, во мне производимых Св. Дарами, отношу в сердце другому кому или чему, а не приношу от всего сердца Ему. Он мгновенно возревнует тогда о славе Своих таинств, всегда чудных, животворящих, и праведным судом Своим накажет душу мою отеческим жезлом Своим! О, душа моя ясно слышит тогда слова Господа своего: славы Моея иному не дам. За то, что ты не восписуешь Мне подобающей Мне славы, столь очевидной для тебя самого в Тайнах Моих, Я бью внутренняя твоя жезлом правды Моей и этим даю тебе знать и сердечно веровать, что славы Моея иному кому-либо Я никогда не отдам. Я очищаю грехи твои и паче снега убеляю душу твою Кровью Моею; Я миром и радостию посещаю душу твою; Я грею и нежу тебя, как мать младенца, и вселяю в тебя Мою кротость, смирение; Я изливаю любовь в сердце твое; Я всего тебя преобразую, претворяю - на удивление тебе самому - в нового человека, - и кому же другому Я отдам славу дел моих? Нет, я вечно неизменяем; не яко человек, Я колеблюсь, ниже яко сын человеческий изменяюсь [Числ. 23, 19]. (Св. Иоанн Кронштадский)
 
Святая Русь
Православный христианин
В том то и дело, что он имел ввиду ревность в человеческом смысле.

А что касается обычного духовника, тут я согласен лишь частично. Как совершитель таинств - да. Но как "специалист по насторойке душ" (чуть не сказал - роялей) - то не каждый. Паисий (Величковский) в поисках духовного наставника обошел всю Россию, но не нашел, потом пошел в Молдавию - там тоже, потом на Афон... Если бы он так рассуждал, то не было бы ни переводов святоотеческих, ни Оптинских и Глинских старцев, ни многого другого...
И в медицине есть вопросы, которые может решить участковый врач. А иногда приходится обращаться к доцентам и профессорам. И тут сколько не доверяй участковому врачу, делу не поможешь.
 
Москва
Православный христианин
Тут на форуме увидел сообщение и вспомнил одного довольно приличного человека, с которым разговорились на богословские темы и он мне заявляет: "А ты знаешь, в Библии сказано, что Бог ревнитель. Знаешь как он нас ревнует ко всем?". Я ему : "Ты что, с ума сошел? Ревнитель означает, что бог неравнодушен к нашему спасению, а не то, что Он нас ревнует".
Не уверена, что Вы правильно поняли Вашего друга... Потому что ревность Бога означает не только то, что Он "неравнодушен" к нашему спасению, но и то, что Он не терпит в Своих сынах чуждого духа и чуждого делания. Слово Божие говорит:

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?
(Иак. 4, 5)
Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
(2Кор. 11, 2)
 
Святая Русь
Православный христианин
Не уверена, что Вы правильно поняли Вашего друга... Потому что ревность Бога означает не только то, что Он "неравнодушен" к нашему спасению, но и то, что Он не терпит в Своих сынах чуждого духа и чуждого делания. Слово Божие говорит:

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?
(Иак. 4, 5)
Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
(2Кор. 11, 2)

Вторая цитата для меня непонятна
 
Москва
Православный христианин
Вторая цитата для меня непонятна
Прочитайте дальше:

3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.
(2 Кор. 11)
Речь об отступлении от истинной веры. Это то, о чём я писала: Господь ревнует о том, чтобы чуждого духа не было в нас, чуждого Ему учения, мыслей, дел, поступков. Как муж ревнует о верности жены, так и Господь - о нашей верности Ему. Только ревность мужа замешана на страсти, а Божия ревность чиста, как всё Божие.
 
Святая Русь
Православный христианин
Прочитайте дальше:

3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.
(2 Кор. 11)
Речь об отступлении от истинной веры. Это то, о чём я писала: Господь ревнует о том, чтобы чуждого духа не было в нас, чуждого Ему учения, мыслей, дел, поступков. Как муж ревнует о верности жены, так и Господь - о нашей верности Ему. Только ревность мужа замешана на страсти, а Божия ревность чиста, как всё Божие.

Ну да, я так и писал. Ведь ревность в современном понимании - плохое качество: ревнивый муж может зря сильно мучить жену ( и наоборот), а Бог лишь проявляет заботу о нашем благочестии. Бог - ревнивый, это то же самое, что сказать что Бог гневливый, мстительный и т.п. Кощунство какое-то
 
Москва
Православный христианин
Бог - ревнивый, это то же самое, что сказать что Бог гневливый, мстительный и т.п. Кощунство какое-то
Вам это кажется кощунством, потому что Вы к Божиему, духовному, применяете человеческие понятия. :(
А даже у нас есть гнев - и гнев, любовь - и любовь, ревность - и ревность, потому что мы благие силы души, дарованные нам для благотворения, исказали и извратили грехом.
Но от этого благой, праведный гнев не перестаёт быть гневом, и ревность - именно ревностью, а ни чем иным.

РЕВНОСТЬ – сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божьей воли.
В учении свв. Отцов, ревностное начало души также именуется гневом, рвением и энергией. В святоотеческой письменности эта сила обычно называется словом, происходящим от глагола зажигаю, горю, пламенею.
 
Паисий (Величковский) в поисках духовного наставника обошел всю Россию, но не нашел, потом пошел в Молдавию - там тоже, потом на Афон...
Тут, Валерий, надо иметь уровень Паисия Величковского. На Афоне он тоже не нашел учителей. Ваш уровень сопоставим с его уровнем, как Вы думаете?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...Паисий (Величковский) в поисках духовного наставника обошел всю Россию, но не нашел, потом пошел в Молдавию - там тоже, потом на Афон... Если бы он так рассуждал, то не было бы...
Тут, Валерий, надо иметь уровень Паисия Величковского. На Афоне он тоже не нашел учителей.
Ну, вообще-то, Паисий (Величковский) сначала подвизался трудником в обычных скромных монастырях... И не один год... И на Афоне он был тоже не наездом...
 
Москва
Православный христианин
Я думаю первые признаки прелести это тщеславие, когда вам хочется всем своим знакомым побольше рассказать о том что вы знаете.Наши страсти между собой связаны. Думаешь победил одну страсть как к ней же приходишь через другую или к новой которую еще не осознаешь. Думаешь, что смирился с тем что происходит вокруг тебя каждый день и попался в сеть.Надо всегда спрашивать не у себя а в молитве у Господа нашего Иисуса Христа и он непременно откроет нам наши грехи в свое время .Вот пишу вам и тщеславлюсь, но хорошо, что сознаю.А не написалбы тоже тщеславлюсь.Помоги вам Господь наш Иисус Христос.
 
Святая Русь
Православный христианин
Да, Николай, Вы правы, так и Лествица пишет.
И на форуме мне хочется побольше рассказать, показать, что я что-то знаю, тем более, что Тина меня раскритиковала, что я вообще новоначальный и ничего не знаю. Надо же показать, что хотя знания у меня не систематизированы, но есть кое-какая накопленная информация и кое-какой опыт. Не совсем же я с луны свалился: десять лет ходил в храм и читал литературу самую разную (православную).
 
Святая Русь
Православный христианин
Тут, Валерий, надо иметь уровень Паисия Величковского. На Афоне он тоже не нашел учителей. Ваш уровень сопоставим с его уровнем, как Вы думаете?

Ну причем тут я до Паисия Афонского? Просто я привел для примера, немного преувеличив чтобы было понятнее. Ведь было сказано, что все священники в одинаковой мере могут руководить в духовной жизни, а я думаю, что нет. Менее опытные духовники видят только внешние страсти (гнев, пьянство и т.п.). А более опытные могут разглядеть незаметные душевные страсти (тщеславие, мечтательность, тонкую прелесть), как пишет Схиигумен Савва: для других людей человек кажется благочестивым, но опытный духовник уже увидит зарождение душевной болезни ("Семена сатаны и любовь Христова").
 
Сверху