Доброго дня!
Конфликт веры и знания в известной степени искусственен. У древних авторов практически не возникало противоречий по этому вопросу. Серьезные размышления по этому вопросу - тема скорее современного (по сравнению с IV-V веками) богословия. Насколько я помню, об этом пишет свт.
Феофан Затворник и авторы уже ΧΧ века (на вскидку - свт.
Лука (Войно-Ясенецкий)).
Что же касается толкования слов ап. Павла, то вот некоторые толкования:
"Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
Какое дерзновение! Какое неколебимое упование! Знаю, говорит, и твердо убежден.
Залогом апостол называет или веру и проповедь: Сам Христос, возложивший на меня сие, сохранит это, и я терплю все, чтобы это сокровище мое не было расхищено; или
залогом называет верующих, которых вверил Ему Христос, или которых сам он предал Господу, как в другом месте говорит:
предаю вас, братия, Богу (Деян.20:32). Как бы так говорил апостол: я не стыжусь, надеясь, что многих приведу к Богу, которых Он и сохранит, чтобы их ради меня прославить. Или
залогом называет награду: всякий, кто делает что-либо доброе, полагает то у Бога на хранение, чтобы в свое время быть увенчанным за то".
Феофилакт Болгарский.
"(Ст. 12).
По каковой причине и это терплю, что видишь во мне и слышишь обо мне.
И я не постыждаюсь тем, что видели глаза мои, и слышали уши мои, и перенесло тело мое;
ибо знаю Того, Кто силен сохранить мне
залог мой на оный день, в Кого я уверовал" Ефрем Сирин.
"Видишь ли, какая сила, видишь ли, какой дар ниспослан нам не за дела наши, но чрез евангелие? Это – предмет нашей надежды. В теле Христовом то и другое (жизнь и нетление) уже было, а в нашем еще будет. Каким образом? "
Через благовестие, для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников (ст. 11). Для чего Павел так часто называет себя учителем языков? Чтобы внушить, – как я уже говорил, – что это должно быть близко и к язычникам. Итак, не огорчайся при мысли о моих страданиях; силы смерти сокрушены; я страдаю не как злодей, но для научения язычников. Вместе с тем учение его делается достоверным. "
По сей причине"
, – говорит, – "
я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (ст. 12). "
Но не стыжусь"
, – говорит. В самом деле, скажи мне, разве постыдны эти узы, разве постыдны эти страдания? Не стыдись же и ты. Видишь ли, как он преподает учение самым делом? Я страдаю, говорит, ввержен в темницу, терплю гонение. "
Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" Что значит: "
залог"
? Вера, проповедь. Сам предавший ее, говорит, сохранит ее неизменною. Я терплю все, чтобы это сокровище не было расхищено, и не стыжусь ничего, только бы оно сохранилось в целости. Или залогом называет верующих, которых Бог вверил ему, или он предал Богу. Вот ныне, говорит, предаю вас Господу, т. е., это не будет для меня бесполезно; и сам Тимофей представляет мне плод этого "
залога"
. Видишь ли, как он даже не чувствует своих страданий в надежде на учеников? Таким и должно быть учителю; так должно заботиться об учениках, – должно считать их всем для себя. "
Ибо теперь"
, – говорит он, – "
мы живы, когда вы стоите в Господе" (1 Сол.3:8); и еще: "
Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом" (1 Сол.2:19)? Видишь ли, как он заботится о благе учеников не менее своего собственного? Учители должны превосходить плотских отцов, должны быть усерднее их".
Иоанн Златоуст, вторая беседа на 2-е послание к Тимофею.