"Три старца" Л.Толстого.

Под МКС
Православный христианин
Многие взгляды и суждения осуждены Соборами, но при этом по другим вопросам эти же люди возведены в ранг учителей Церкви.

Судить о произведении по его автору неправилино. Да, Л.Толстого заслуженно отлучили от Церкви, но это далеко не налагает на все его произведения звание еретических. Иногда из под «его пера выступает нравственная красота и нравственная сила церковных верований и установлений.» (Митрополит Антоний (Храповицкий))

Анализируя творческую деятельность и жизненные поступки Л.Толстого, митрополит Антоний (Храповицкий) показывает замечательный пример против фарисейства и книжничества, против черствости и грубости в духовных вопросах.
Нельзя равнять все под одну гребенку.

«... догмат, обряд и церковная молитва показали свое нравственное воздействие на сердца людей в искреннем, чуждом тенденции рассказе автора.
Они показывают эту силу и в том рассказе нашего писателя, где он хотел представить полную ненужность догматов. Автор описывает событие, имевшее место в жизни покойного митр. Иннокентия († 1879), когда он был на Аляске.

"Откуда это благоговение?" - спросим мы. Молитва странников не чужда догмата: напротив, обращаясь к Трем Лицам в едином Существе ("помилуй", а не "помилуйте"), она говорит о том, что Божественная сущность чужда той личной разделенности, какая установлена грехом Адама в нашей человеческой жизни и что задача христианского подвига в том и поставляется, чтобы многим раздельно существующим личностям слиться в одно существо единого нового человека. Этот главный догмат христианской религии и составляет ту нравственную силу, которая соединяет всех людей воедино и которая поддерживала нераздельную дружбу и чистоту тех трех инородцев ("да будут едино, якоже и Мы" - Ин. 17, 11).


http://dugward.ru/library/mitr_antoniy/antoniy_v_chem_prodoljalo.html
 
г.Иваново
Православный христианин
Анализируя творческую деятельность и жизненные поступки Л.Толстого, митрополит Антоний (Храповицкий) показывает замечательный пример против фарисейства и книжничества, против черствости и грубости в духовных вопросах.

митр. Антоний (Храповицкий)
в миру Алексей Павлович Храповицкий (1863-1936) — крупнейший русский богослов-модернист, основатель нравственного монизма.
Адогматические, в стиле «философии жизни», воззрения сложились у м.А. под влиянием «почвенничества» Ф.М. Достоевского, славянофильского учения о Церкви и пантеистической мысли В.С. Соловьева. С симпатией относился к почвенническим идеям Н.Н. Страхова.

"В 1881 г. м.А. поступил в СПбДА, где сблизился с буд. еп. Михаилом (Грибановским). На 3-м курсе под руководством проф. А.Е. Светилина приступил к написанию кандидатского сочинения «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности».
Уже в те годы м.Антоний отвергал учение Священного Писания об Искуплении Жертвой Христовой и православное догматическое богословие XVIII-XIX вв., как, якобы, заимствованное без изменений у католиков или протестантов (именно так!). В частности, он абсурдно и антиисторично утверждал, что св. Филарет Московский находился под схоластическим влиянием, образовавшимся из католических и протестантских идей, возникших на почве римской философии."

http://antimodern.ru/antonius/


Надо немного разбираться кого вы читаете. Как бы не повредиться духовно от такого учителя.
 
Под МКС
Православный христианин
Надо немного разбираться кого вы читаете. Как бы не повредиться духовно от такого учителя.
Ну что же вы ни слова не сказали о притче?
Исключительно в защиту глубокого духовного смысла притчи "Три старца" создал тему.

Один пишет Толстой отлучен от церкви - все его творения ложь.
Второй - Храповицкий модернист - все его мысли ложь.
Это же чистой воды ярлычество.

Если вам важен автор прочтите Амвросия Оптинского:
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=amvrosiyopt3
Или Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (молитва простеца):
http://www.wco.ru/biblio/books/pravilo/Main.htm


Смотрите в суть притчи, а она нисколько не противоречит христианскому духовному опыту и познанию - старцы всей своей жизнью и всем своим существом приняли Бога. Они уже в Боге! Ничего внешнее, педагогическое, вспомогательное им не к чему. Они молятся не словами, а сердцем!
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Надо немного разбираться кого вы читаете. Как бы не повредиться духовно от такого учителя.
Михаил, почему Вы взяли на себя право запрещать что-то читать православным? У Вас получается, что если человек назван модернистом, то ничего правильного он изначально и не мог сказать. Вы разве отказываетесь читать «Притчи Соломона» - этого мудреца, которого прелюбодеяние привело к тому, что он закончил свою жизнь возведением жертвенников языческим богам?

Если Вы такой надзиратель и учитель, то объясните, что такого неправославного в статье митрополита Антония (Храповицкого) http://dugward.ru/library/mitr_antoniy/antoniy_v_chem_prodoljalo.html, о которой пишет Геннадий.
 
г.Иваново
Православный христианин
Михаил, почему Вы взяли на себя право запрещать что-то читать православным? У Вас получается, что если человек назван модернистом, то ничего правильного он изначально и не мог сказать.
я не запрещаю - не имею на то власти. Предупреждаю просто. Да и то, не вас с Геннадием, а других читающих.
 
г.Иваново
Православный христианин
Если Вы такой надзиратель и учитель, то объясните, что такого неправославного в статье митрополита Антония (Храповицкого) http://dugward.ru/library/mitr_antoniy/antoniy_v_chem_prodoljalo.html, о которой пишет Геннадий.
у меня на это уйдёт не один день, статья большая и там много информации, еслиб я знал что это принесёт большую пользу кому-то, то взялся бы. Но я вижу в этом пустое убийство времени. Мельком взглянул - ничего интересного и полезного.
 
г.Иваново
Православный христианин
Или Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (молитва простеца):
http://www.wco.ru/biblio/books/pravilo/Main.htm

Молитва простеца
(из рассказа очевидца)
На общем благословении Батюшка (прп. Амвросий Оптинский) благословил меня с детьми образом трех святителей, и заповедал нам утром и вечером класть им по три поклона. При этом он рассказал следующее: «Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трех святителей. И как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сею иконою не иначе, как простою своеобразною молитвою: "Трое вас, и трое нас, помилуйте нас". Так они постоянно твердили одну эту молитву. Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве — "Отче наш", а выучив, поплыли далее морем на своем корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам, и кричат: "Остановитесь, мы вашу молитву забыли!" Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились, и, не останавливаясь, только сказали им: "Молитесь, как умеете"».

Теперь сравним что пишет митрополит Антоний:

"Откуда это благоговение?" - спросим мы. Молитва странников не чужда догмата: напротив, обращаясь к Трем Лицам в едином Существе ("помилуй", а не "помилуйте")"

Вот интересно как события развиваются, оказывается старички то и совсем не Богу молились, а трём святителям...а по версии Антония (Храповицкого) наоборот! ЭКАЯ ОКАЗИЯ.

Ну что? будем дальше в пустом месте искать истину?
 
Санкт Петербург
Православный христианин
На общем благословении Батюшка (прп. Амвросий Оптинский) благословил меня с детьми образом трех святителей, и заповедал нам утром и вечером класть им по три поклона. При этом он рассказал следующее: «Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трех святителей. И как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сею иконою не иначе, как простою своеобразною молитвою: "Трое вас, и трое нас, помилуйте нас". Так они постоянно твердили одну эту молитву. Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве — "Отче наш", а выучив, поплыли далее морем на своем корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам, и кричат: "Остановитесь, мы вашу молитву забыли!" Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились, и, не останавливаясь, только сказали им: "Молитесь, как умеете"».

Теперь сравним что пишет митрополит Антоний:

"Откуда это благоговение?" - спросим мы. Молитва странников не чужда догмата: напротив, обращаясь к Трем Лицам в едином Существе ("помилуй", а не "помилуйте")"

Вот интересно как события развиваются, оказывается старички то и совсем не Богу молились, а трём святителям...а по версии Антония (Храповицкого) наоборот! ЭКАЯ ОКАЗИЯ.

Никакой оказии. Митрополит Антоний сказал правильно - "помилуй", а не "помилуйте", потому что в рассказе Л. Толстого так написано.
Смотрите, например, http://modernlib.ru/books/tolstoy_lev_nikolaevich/tri_starca/read
«- Как же вы богу молитесь? - спросил архиерей.
И древний старец сказал: "Молимся мы так: трое вас, трое нас, помилуй нас".
И как только сказал это древний старец, подняли все три старца глаза к небу и все трое сказали: "Трое вас, трое нас, помилуй нас!"
».
То есть молились они Богу, а не иконе трех святителей.
 
г.Иваново
Православный христианин
Юрий, вы не внимательны. Геннадий, видимо в защиту своих идей, дал ссылку http://www.wco.ru/biblio/books/pravilo/Main.htm
по которой есть молитва простеца(приведён полный текст выше) в которой как раз и говорится о "помилуйте нас". Оказия в том что такая защита послужила наоборот компроматом.
 
г.Иваново
Православный христианин
Не надо искать в каких-то непонятных байках, да к тому же по разному изложенных разными авторами, какой-то высокий духовный смысл. Это глупо по крайней мере, когда у нас есть действительно бесспорные и верные источники истинной премудрости.

Вот почему вам не интересна история Марии Египетской? Не потому ли что она в корне противоречит этому вашему случаю с тремя старцами?
 
Под МКС
Православный христианин
Не надо искать в каких-то непонятных байках, да к тому же по разному изложенных разными авторами, какой-то высокий духовный смысл. Это глупо по крайней мере, когда у нас есть действительно бесспорные и верные источники истинной премудрости.
Даже в траве, деревьях, животных, а уж тем более в людях надо искать высокий духовный смысл, в виде мудрости божьей.

Эта притча, в каком виде она не пересказывалась бы, показывает, что совершать молитву нужно со вниманием и благоговением с целью покаяния.

И не важно кому молиться трем Богам, трем святым, главное, что эти Боги и святые для молящихся есть Любовь и Истина. И старцы из притчи понимают, что только Любовь и Истина есть спасение.
И своей жизнью это доказывают.

Обращу внимание, что «не важно» это только для тех, кто в силу обстоятельств не знает Предание в виде догматов.

А все ли мы, воцерковленные, знаем и правильно понимаем наследие Отцов?

Не призываю сознательно менять слова молитв, лишь говорю - слова менее важны чем, покаянно-нераскаянное состояние души приобретаемое по молитве.
 
Последнее редактирование:
г.Иваново
Православный христианин
И не важно кому молиться трем Богам, трем святым, главное, что эти Боги и святые для молящихся есть Любовь и Истина.
Обращу внимание, что «не важно» это только для тех, кто в силу обстоятельств не знает Предание в виде догматов.
тут уже и многобожие появляется...а, не важно, главное что любовь и истина.
Так вот, как понять истина перед вами или идол? Вы наверное знаете что миллионы людей на планете до сих пор являются идолопоклонниками и идолослужителями, и это несмотря на свет Христов. Ну а про любовь - вообще молчу. Вы о какой любви говорите? о душевной? о естественной любви падшего естества?

Может те старички были идолопоклонниками? может это сатана так куражился, что устраивал такие чудеса(хождение по водам) А может они были божьи люди действительно. Мы же этого точно не знаем, согласны? Так зачем нам в это дело вникать, искать там что-то ценное, когда у нас есть гарантированно спасительные и надёжные источники.

Вопрос, для чего вы создали эту тему? Возможно вы хотите оправдать что-то, или найти для себя некий ответ, на мучающий вас вопрос?

Процитирую Кирилла:
"Несомненно, можно находить в этом рассказе благочестивые и назидательные моменты, но тогда ничто не мешает нам цитировать Блаватскую, Веды или Коран..."
 
Последнее редактирование:
Сверху