Троичность Бога

Тема в разделе "О Боге", создана пользователем Ксения Д., 20 май 2015.

  1. Ксения Д.

    Ксения Д.

    Питер
    Православный христианин
    Одна из проблем объяснения людям троичности Бога решается путем приведения некоторых аналогий (огонь, дерево, солнце), но мне нигде не встречалась такая аналогия: я - женщина троична, т.к. я - мать, дочь и жена. Конечно, я стремлюсь к цельности, но на любую ситуацию можно взглянуть и по-матерински, и по-детски, и по-супружестки.
    Я понимаю, что никто не может объяснить и постигнуть троичность во всей полноте, как вы думаете, можно ли в беседах использовать такое объяснение?[​IMG]
     
  2. в общем да, но зависит от собеседника.
    В вашем варианте, еще нужно как-то пояснить почему ипостасей Бога всего 3.
    Кроме того в богословии договорились под ипостасью рассматривать вид субъекта.
    Мать,Дочь,Жена (роль, профессия и т.п) - это особенности субъекта ("акциденции" - изменяемое и измеряемое, как лучше или хуже).

    Официально РПЦ ипостасью называет "Лик"
    что понимается как отражение, проекция (видимость с некоторой стороны)
    такое объяснение идеально для людей с научным складом ума.

    Еще можете почитать статью Леонова Алексея Михайловича (и там задать свой вопрос!)
    Догмат о Пресвятой Троице http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1932
    Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция» http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1911
     
  3. Андрeй_

    Андрeй_

    Севастополь
    Православный христианин
    Лучше объяснять стандартно, проводя аналогию Отца с Умом, Сына с Мыслью, которая рождается Умом и обнаруживает Отца, Духа с кровью, энергией, действенностью Мысли, которая исходит от Отца и не слитно, не раздельно соединена с Мыслью-Сыном и обнаруживает Всемогущество Божие.
     
  4. Андрей! так как у Вас - делать как раз и нельзя *(что за самовольный стандарт?)

    1) Нельзя напрямую сопоставлять божественные ипостатси ни с чем и ни с кем.
    (т.к. у грешного человека срабатывает упрощенное понимание и создается ложный идол)
    2) мысль рождается или создается? (никто еще основательно не определял).
    Но может ли одна мысль рождаться многократно - нет, а создаваться – может.
    3) если мысли рождаются умом, и мысль содержит грех, то почему говорят "грешная душа", а не "грешный ум"

    Душа как канал связи с Богом, источником всего.
    Мысль появляется в душе. Ум мыслит мыслями.
    Ум может мыслить уже готовыми мыслями (выбранными по поверхностному сходству), и так получается бездушное решение.

    В трудах святых отцов, можно встретить мысль о том, что ум владеет душой,
    но при этом говорится, что грешный человек владеет не умом, а рассудком.
    Практически так приравняли понятия «душа» и «ум», и добавили понятие «рассудок»,
    что запутанно и непрактично по меркам современных языковых возможностей.

    В любом, современном или древнем, варианте трактовок ума, мысль о рождении умом мыслей не верна.
    И не реально без раздора (ереси) провести аналогию между Отцом с Сыном и умом с мыслями (множественное число)
     
  5. Ирина08

    Ирина08

    Православный христианин
    Эта аналогия не очень удачная.
    Цитата:
     Антитринитарное учение пытались возобновить протестанты. Михаил Сервет
    ... считал, что Бог по природе и по ипостаси один, а именно Отец, Сын и Дух — только Его различные проявления, или модусы.

    http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-kastalskij/2_6_3#sel=92:1,92:46
     
    Елена Краснова нравится это.
  6. Вы не услышали вопрос Ксении,
    она не спрашивала об идеальном и точном определении Троицы.
    она спрашивала о простом пояснении о Троице, понятном собеседнику.
    Разговаривая с людьми незнакомыми с христианским богословием, бесполезно зачитывать понятие о Троице.
    Пояснение Ксении не корректное, но короткое, максимально понятное несведущим людям,
    при этом некорректности (они отмечены в комментарии выше, но есть и еще) не ведут к клевете на Бога.
    Пояснение Ксении не указывает прямо, а только намекает.
    Поэтому оно допустимо, но все зависит от собеседника.

    Нужно только избегать провокаций о трех Лицах и Личностях
    (на этом "споткнулся" божественно талантливый портретист человеческих душ Л.Толстой).
    Официально РПЦ принимает только слово "Лик". Слово "Лицо" бытует само по себе (чисто русскоязычная проблема).

    По-моему, хороший ответ
    «Как один Бог может быть троичен (в трех испостасях/ликах)
    - а как я могу быть и дочерью и женой и матерью»
    Полностью в духе Иисуса, когда Ему приходилось отвечать глупцам.
     
  7. Андрeй_

    Андрeй_

    Севастополь
    Православный христианин
    "Андрей! так как у Вас - делать как раз и нельзя *(что за самовольный стандарт?)"
    Самовольно, говоришь? Ну ну.

    Игнатия Брянчанинова почитай, второй том:

    Образ Троицы-Бога — троица-человек.


    Три лица в троице человеке — три силы его духа, которыми проявляется существование духа. Мысли наши и духовные ощущения проявляют существование ума, который, проявляясь со всей очевидностию, вместе пребывает вполне невидимым и непостижимым.


    В Священном Писании и в писаниях святых Отцов иногда вообще душа называется духом, иногда называется духом отдельная сила души. Отцы называют эту силу души словесностию, или силою словесности. Они разделяют ее на три частные силы: ум, мысль (или слово) и дух. Умом они называют сам источник, само начало и мыслей, и духовных ощущений. Духом, в частном значении, называется способность духовного ощущения. Нередко в Отеческих писаниях словесная сила или дух называются умом, нередко называются умами сотворенные духи. Целое получает имя от главной своей части.


    Самое существо души нашей — образ Бога. И по падении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим! Так учат святые Отцы [282].


    Воспевает Святая Церковь в своих песнопениях: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений» [283].


    Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслию) — образ Сына; дух — образ Святого Духа.


    Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют Одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собою, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.


    Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и, вместе с тем, перебывает рожденною, сокровенною в уме.


    Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.


    Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.


    Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума.


    Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей.


    Сердце человека отличается от сердца животных духом своим. Сердца животных имеют ощущения, зависящие от крови и нервов, не имеют ощущения духовного — этой черты Божественного образа, исключительной принадлежности человека.


    Нравственная сила человека — дух его.


    Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и но своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных. Видевый Мене виде Отца, возвестил Сын, Аз во Отце, и Отец во Мне есть [284]. То же можно сказать об уме человеческом и мысли его: ум, невидимый сам по себе, является в мысли; ознакомившийся с мыслию, ознакомился с умом, произведшим эту мысль.


    Господь наименовал Дух Святой силою свыше [285], Духом Истины [286]; Истина — Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека, истинны ли они или ложны. Он проявляется и в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действиях человека. Духом человека вынаруживается [проявляется. — Ред.] и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка вынаруживает мысль, руководившую человеком при поступке.


    Милосердый Господь украсил Свой образ и подобием Своим. Образ Бога — самое существо души, подобие — душевные свойства.


    Был новосотворенный образ Божий — человек, — подобно Богу, бесконечен, премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти, всякого греховного помышления и ощущения.


    Искусный художник сперва изображает форму, черты того лица, с которого снимает портрет. Изобразив с точностию эти черты, он дает лицу, самой одежде цвет и краски подлинника — тем усовершает сходство. Бог, сотворив Свой образ, украсил его Своим подобием: свойственно образу Божию иметь по всему сходство с Богом. Иначе образ был бы недостаточен, недостоин Бога, не выполнял своего назначения, не соответствовал ему.


    Увы! увы! Восплачьте небеса! восплачь солнце, восплачьте все светила, восплачь земля, восплачьте все твари небесные и земные! восплачь вся природа! восплачьте святые Ангелы! Возрыдайте горько, неутешно! Облекитесь, как в одежду, в глубокую печаль! — Совершилось бедствие, бедствие, вполне достойное назваться бедствием: образ Божий пал

    Конец цитаты.
     
  8. Андрей! мое замечание было только к слову "стандарт"

    Пока слова Игнатия Брянчанинова (второй том), - это только его рассуждения, даже не его утверждения.
    Стандартом можно назвать только то, что принято на Вселенском Соборе или сказано Св.Апостолами. Остальное если и стандарт, то самовольный.
     
  9. Ирина08

    Ирина08

    Православный христианин
    Я услышала вопрос и ответила. Ксения спрашивала можно ли использовать такое объяснение. Я написала, что это НЕ ОЧЕНЬ удачная аналогия. И привела доказательства - в чем ее неудачность. Ксения рассмотрит все ответы и сама сделает выводы. Евгений, и ваш ответ тоже Ксения Д. прочитает, не волнуйтесь!
     
  10. Андрeй_

    Андрeй_

    Севастополь
    Православный христианин
    Да ладно оправдываться, 4 пост перечитай. Ты там вообще отсебятину несёшь, св.Отцами прикрываясь.
     
  11. Андрeй_

    Андрeй_

    Севастополь
    Православный христианин
    "Ум может мыслить уже готовыми мыслями", "мысль о рождении умом мыслей не верна" - такого бреда еще ни у одного св.Отца не встречал. Ты его откуда взял?
     
  12. Судя по тому как Вы вульгарно ведете разговор
    (направляете пальцем в никуда и говорите там у меня глупость, прикрытая святыми отцами)
    то мне стоит не отвечать, помня о словах "не сыпьте бисер перед свиньями",
    но поскольку Вы называетесь христианином, и нужно прощать до "77 раз",
    будем считать Вы вне себя и нужно помочь.

    "Ум может мыслить уже готовыми мыслями"
    Фразу "мыслить мыслями" предложил мне православный богослов Леонов А.М в комментариях к статьям указанных в посте 2. И мне она показалась достаточно разумной.
     
  13. Андрeй_

    Андрeй_

    Севастополь
    Православный христианин
    "мыслить мыслями" - это более чем безобидная фраза, тут даже и придраться не к чему. А вот это "мысль о рождении умом мыслей не верна", извените меня - бред сивой кабылы.
     
  14. тогда мне пришлось запутаться, назвали "НЕ ОЧЕНЬ удачная", а доказываете "не удачность".
    На самом деле Вы назвали опасность и ссылку на разъяснение этой опасности, но как это связано со словами Ксении осталось не понятным. Нам всем нужно разобраться, не только Ксении, мне тоже интересно, и обсуждаю свои мысли, а не просто даю советы.
     
  15. Андрей перестаньте! это Вы сказали, что ум рождает мысль. Это ваша мысль, не моя!

     
  16. Андрeй_

    Андрeй_

    Севастополь
    Православный христианин
    Так моя мысль логична и подтверждена св.Отцами.

    Вы-то пытаетесь утверждать, что ум не рождает мысль!

    Или что по-вашему означает вот этот бред: "Ум может мыслить уже готовыми мыслями", "мысль о рождении умом мыслей не верна"?
     
  17. Андрей, копирую уже написанное мной Вам в посте 4

    1) Нельзя напрямую сопоставлять божественные ипостатси ни с чем и ни с кем.
    (т.к. у грешного человека срабатывает упрощенное понимание и создается ложный идол)
    2) мысль рождается или создается? (никто еще основательно не определял).
    Но может ли одна мысль рождаться многократно - нет, а создаваться – может.
    3) если мысли рождаются умом, и мысль содержит грех, то почему говорят "грешная душа", а не "грешный ум"

    Рассуждения Игнатия Брянчанинова ни как не подтверждают Ваших мыслей.
    Святые Отцы не то же что Святые Апостолы.
    Апостолы говорят без глупостей, а слова Отцов нужно утвердить на Вселенском Соборе.

    Если Вы разобрались в рассуждениях Игнатия Брянчанинова, то ответе сами
    - как можно рождаться многократно (мысли появляются многократно и у разных людей разных времен и у того же человека)
    заметьте 1 раз рождаются от плоти и 1 раз от Духа. рождаться многократное невозможно, именно поэтому в Символе Веры слово "рожденный", а не потому что где-то там биологическое деление клеток было.
    - почему говорят "грешная душа", а не "грешный ум", если грешные мысли рождает ум.
     
  18. Юрий Белуга

    Юрий Белуга

    Прочее
    братья, сестры покайтесь в многобожии и выполняйте первую и наибольшую заповедь Иисуса:
    "Шма Исраэль: Адонай Элохейну — Адонай эхад!" (Марк 12:29)
     
  19. Андрей 36

    Андрей 36

    Православный христианин
    Только не в споре с мусульманами ,им какой аргумент не приведи, они будут отрицать .Разве можно аллаха сравнивать с чем то , они вам так скажут .;)
     
  20. Андрей 36

    Андрей 36

    Православный христианин
    Ну и я раньше никак к мусульманам не относился . Но когда почитал всё то что они пишут о христианстве, то понял что они не только обманывают относительно своей веры но и гнусно клевещут на христианство .;)
     
    Вячеслав59 нравится это.

Поделиться этой страницей