про царский путь и середину, если интересно почитайте (я не буду пытаться писать какое-либо коротенькое суммари, простите ) )
Беневич Г. И.
Царский путь и середина (μεσότης) у Иоанна Кассиана Римлянина и Максима Исповедника
Некоторые выдержки из предложенного текста:
«Что означает манна и что [значит] то, что у собирающих более чем достаточно она воссмердела (Исх. 16, 20»: «”Манна” означает ”слово Божие”, которое — посредством дел и знания — хорошо всеми усваивается и питает душу. Если кто-либо обращается с ней должным образом, разумно, то есть следует среднему [пути] добродетелей (τὴν μεσότητα τῶν ἀρετῶν), избегая в них равно и избытка, и недостатка, то он собирает манны достаточно. Если же он станет обращаться со словом не должным образом, а допустит избыток, как, например — ведь удобно будет показать, что имеется в виду, [на примере] одной добродетели, — [так вот,] если кто-то, соблюдая целомудрие, будет не только избегать распущенности, но и презирать брак, [это значит,] что слово целомудрия у него воссмердело по причине избытка, и не только воссмердело, но и произвело червей, то есть породило другие страсти» (Max. Qu. Dub. 27)[1].
...
Обращает на себя внимание, что в этом отрывке, как и в приведенной выше цитате из Трудностей к Иоанну – роль разума (логоса) и слова (логоса) (или Слова) Божия в формировании добродетели и подвижнической жизни в целом. Прп. Максим везде подчеркивает, что «средний путь», он же путь добродетели – это путь, проходимый разумно, или путь, прокладываемый разумом, питаемым словом Божиим или вооруженным им как жезлом или мечом. Запомним этот момент, к которому ниже мы еще вернемся при разборе отрывка из Thal. 64.
Трудность всегда состоит в том чтобы философские труду не оказались для нас орудием, которое мы не занем как применить в жизни и как им пользоваться. В каждой жизненной ситуации возникает необходимость рассуждения. Средний путь, в итоге, есть результат рассуждения, которое человек непрестанно совершает в душе своей оценивая то или иное обстоятельство, предстоящие действия и последствия с духовной стороны, через призму Евангелия. И в вопросе исполнения воинского долга в душе человека тоже должно происходить рассуждение. И человек должен ясно осознавать что хотя это и долг, хотя и называют воинов героями, но само лишение жизни человека, какой бы он плохой с нашей точки зрения ни был, жизни, которую ему даровал Бог и за которого Он умер на Кресте ради его спасения, не безвинно. Думаю что только при таких рассуждениях дело воина, воздерживающегося от ненависти к врагу, разбоя и нарушения всех заповедей Евангелия независимо от обстоятельств, будет Богоугодным. Молиться за тех с кем ты сражаешься - тоже Богоугодное дело. Оно избавляет душу воина от ненависти и злобы, от мстительности. Молится за тех кто умер от твоей ли руки или от руки воюющего с тобой рядом - тоже Богоугодное дело, как и молитва о своих однополчанах как бок о бок с тобой воюющих, так и павших на поле боя.