В какой степени можно нарушать церковный устав?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
Помогите, пожалуйста, разобраться с вопросом.

Для того, чтобы участвовать в церковной жизни (участвовать в таинствах) - нужно отвернуться от греха, перестать грешить, перестать жить в грехе, нужно сожалеть о совершённых грехах; нужно иметь решимость впредь не грешить (по крайней мере - решимость стараться впредь не грешить).

Церковь же говорит, что: невычитывание "всего утренняго и вечерняго молитвенного правила" - есть грех; не соблюдение постов - есть грех; не битие поклонов, когда они предписаны - есть грех; пропуск трёх воскресных богослужений подряд - согласно правилам - отлучение от Церкви.

Получается, что если человек не вычитывает предписанные молитвы, не соблюдает все установленные посты, регулярно не приходит на богослужения - то он совершает грех (грех несоблюдения церковных установлений, грех неподчинения Церкви, живёт в грехе несоблюдения церковных установлений) и, соответственно, не может исповедоваться и причащаться ПОКА НЕ ПОКАЕТСЯ в этом (в не вычитывании установленных молитв, в не соблюдении постов, в не посещении богослужений). Если человек скроет эти грехи, то исповедь будет не действительной и "сугуб грех" иметь будет (так написано в руководствах к исповеди); а если исповедается, но не покается в этом - то исповедь будет недействительно?

Получается, для того, чтобы исповедь была действительной и чтобы подойти к причастию очищенным от грехов на исповеди - нужно пожалеть о несоблюдении церковных предписаний (ведь их несоблюдение является грехом) и иметь решимость впредь соблюдать все установленные церковью установления (правила и т.п.)?

Вопросы:
1) В какой мере можно нарушать установления Церкви об обязательном вычитывании утреннего и вечернего молитвенного правила? Прописаны ли в церковных правилах конкретные молитвы, которые нужно вычитывать; или прописано вычитывать правило, но какое конкретно правило не прописано (конкретное правило лишь рекомендовано)? Является ли грехом не вычитывание молитв перед и после еды? И нужно ли вычитывать молитвы до и после еды, если собираешься съесть лишь один фрукт, одну ягодку? Нужно вычитывать строго определённые молитвы перед и после еды или можно своими словами? Является ли грехом не вычитывание молитв перед и после учения? Является ли грехом не вычитывания установленных церковью молитв "молитв при выходе из дома в храм"? Является ли грехом если не вычитаешь молитвы и не положишь земные и поясные поклоны при входе в храм и выходе из него? Является ли грехом, если не перекрестишься, когда это требуется на богослужении?

2) Является ли грехом не соблюдение, установленных церковью постов? В какой мере можно нарушать это церковное установление? По правилам, например, в среду и пятницу должно быть сухоядение один раз в день; а в остальные дни есть можно два раза в день? Получается, если питаешься более 2-х раз в день - то это уже грех нарушение устава? А яблоко съесть, или семечки поесть - это тоже грех, если два раза уже поел?

3) САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ТАК МОЖНО ЛИ НЕ ВЫЧИТЫВАТЬ УТРЕННЕЕ И ВЕЧЕРНЕЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО, НЕ СОБЛЮДАТЬ ПОСТЫ, НЕ КЛАСТЬ УСТАНОВЛЕННЫЕ ПОКЛОНЫ, НЕ КАЯТЬСЯ В ЭТОМ И НЕ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ ИМЕННО В ЭТОМ; НО ПРИ ЭТОМ ХОДИТЬ НА БОГОСЛУЖЕНИЯ, КАЯТЬСЯ И ИСПОВЕДОВАТЬСЯ В ДРУГИХ ГРЕХАХ, ПРИЧАЩАТЬСЯ? Или же для участия в исповеди и причастии нужно соблюсти все Церковные установления? Если нужно соблюсти все установленные правила - то в какой мере их можно нарушать, в какой мере их нарушение не является грехом, в котором нужно каяться и который нужно исповедовать?

Примечание: рассмаривается стандартная ситуация, когда человек взрослый, не болеет, не учится, не служит в армии, не работает на тяжёлой работе и пр. Не рассмаривается ситуация, когда для человека разрешены послабления.

Прикреплённый опрос предназначен для людей, считающих себя членом церкви, участвующих в церковных таинствах исповеди и причастия.
 
Православный христианин
ПРИТЧА ДНЯ
В монастыре существовал определённый свод правил. Однако настоятель всегда выступал против тирании закона.
— Послушание поддерживает традиции, — говорил он. — Любовь знает, когда их можно нарушить.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Помогите, пожалуйста, разобраться с вопросом.

Для того, чтобы участвовать в церковной жизни (участвовать в таинствах) - нужно отвернуться от греха, перестать грешить, перестать жить в грехе, нужно сожалеть о совершённых грехах; нужно иметь решимость впредь не грешить (по крайней мере - решимость стараться впредь не грешить).

Церковь же говорит, что: невычитывание "всего утренняго и вечерняго молитвенного правила" - есть грех; не соблюдение постов - есть грех; не битие поклонов, когда они предписаны - есть грех; пропуск трёх воскресных богослужений подряд - согласно правилам - отлучение от Церкви.

Получается, что если человек не вычитывает предписанные молитвы, не соблюдает все установленные посты, регулярно не приходит на богослужения - то он совершает грех (грех несоблюдения церковных установлений, грех неподчинения Церкви, живёт в грехе несоблюдения церковных установлений) и, соответственно, не может исповедоваться и причащаться ПОКА НЕ ПОКАЕТСЯ в этом (в не вычитывании установленных молитв, в не соблюдении постов, в не посещении богослужений). Если человек скроет эти грехи, то исповедь будет не действительной и "сугуб грех" иметь будет (так написано в руководствах к исповеди); а если исповедается, но не покается в этом - то исповедь будет недействительно?

Получается, для того, чтобы исповедь была действительной и чтобы подойти к причастию очищенным от грехов на исповеди - нужно пожалеть о несоблюдении церковных предписаний (ведь их несоблюдение является грехом) и иметь решимость впредь соблюдать все установленные церковью установления (правила и т.п.)?

Вопросы:
1) В какой мере можно нарушать установления Церкви об обязательном вычитывании утреннего и вечернего молитвенного правила? Прописаны ли в церковных правилах конкретные молитвы, которые нужно вычитывать; или прописано вычитывать правило, но какое конкретно правило не прописано (конкретное правило лишь рекомендовано)? Является ли грехом не вычитывание молитв перед и после еды? И нужно ли вычитывать молитвы до и после еды, если собираешься съесть лишь один фрукт, одну ягодку? Нужно вычитывать строго определённые молитвы перед и после еды или можно своими словами? Является ли грехом не вычитывание молитв перед и после учения? Является ли грехом не вычитывания установленных церковью молитв "молитв при выходе из дома в храм"? Является ли грехом если не вычитаешь молитвы и не положишь земные и поясные поклоны при входе в храм и выходе из него? Является ли грехом, если не перекрестишься, когда это требуется на богослужении?

2) Является ли грехом не соблюдение, установленных церковью постов? В какой мере можно нарушать это церковное установление? По правилам, например, в среду и пятницу должно быть сухоядение один раз в день; а в остальные дни есть можно два раза в день? Получается, если питаешься более 2-х раз в день - то это уже грех нарушение устава? А яблоко съесть, или семечки поесть - это тоже грех, если два раза уже поел?

3) САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ТАК МОЖНО ЛИ НЕ ВЫЧИТЫВАТЬ УТРЕННЕЕ И ВЕЧЕРНЕЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО, НЕ СОБЛЮДАТЬ ПОСТЫ, НЕ КЛАСТЬ УСТАНОВЛЕННЫЕ ПОКЛОНЫ, НЕ КАЯТЬСЯ В ЭТОМ И НЕ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ ИМЕННО В ЭТОМ; НО ПРИ ЭТОМ ХОДИТЬ НА БОГОСЛУЖЕНИЯ, КАЯТЬСЯ И ИСПОВЕДОВАТЬСЯ В ДРУГИХ ГРЕХАХ, ПРИЧАЩАТЬСЯ? Или же для участия в исповеди и причастии нужно соблюсти все Церковные установления? Если нужно соблюсти все установленные правила - то в какой мере их можно нарушать, в какой мере их нарушение не является грехом, в котором нужно каяться и который нужно исповедовать?

Примечание: рассмаривается стандартная ситуация, когда человек взрослый, не болеет, не учится, не служит в армии, не работает на тяжёлой работе и пр. Не рассмаривается ситуация, когда для человека разрешены послабления.

Прикреплённый опрос предназначен для людей, считающих себя членом церкви, участвующих в церковных таинствах исповеди и причастия.
Забавные вопросы... по-моему, на исповеди нужно говорить о том, что гложет, что сам воспринимаешь как грех, что считаешь нарушением заповеди и фактором, отдаляющим от спасения...

Если человек считает, что усердное молитвенное делание, строгое соблюдение постов, творение дел милосердия, удержание себя от нанесения обид ближним и от обид на ближних и т.д. является посильным выражением любви к Богу и ближнему, то он чувствует себя виноватым, когда по забывчивости или лености пропустил или сократил Правило, нарушил пост, прошел мимо нуждающегося. Тогда он говорит об этом на исповеди, чтобы очистить себя перед причастием Святых Христовых Таин. Это естественное желание - попытаться восстановить чистоту, и не пачкаться больше.

Если же человек считает, что может победить беса без поста и молитвы, считает, что слова Господа "сей же род изгоняется только молитвою и постом." (Мф. 17:19) к нему не относятся, ну что ж... как каяться в том, что считаешь нормальным и не вредящим спасению поведением?

По-моему, нужно чаще читать Евангелие и Апостольские послания. Тогда такие вопросы возникать не будут.
 
Крещён в Православии
Забавные вопросы... по-моему ...
Почему этот вопрос "забавный"? Церковь говорит: не соблюл пост и не вычитал установленное правило - совершил грех? Не каешься в грехе - нельзя причащаться. Я и спрашиваю: как относиться к этим словам Церкви? Игнорировать, считать за пустой звук? Или если уж не постишься, как церковь говорит; и не вычитываешь молитвенные правила, как церковь предписывает, - то будь добр не причащайся, ибо ты находишься в грехе неподчинения (игнорирования) установлениям Церкви?

Вы пишете: "на исповеди нужно говорить о том, что гложет, что сам воспринимаешь как грех, что считаешь нарушением заповеди и фактором, отдаляющим от спасения...".

То, будет ли человек воспринимать несоблюдение постов и невычитывание молитв грехом, зависит от того, называет ли Церковь всё это грехом и не плюёт ли человек на эти слова Церкви. Вот я и спрашиваю Вас, как относиться к тому, что Церковь говорит, что несоблюдение постов и невычитывание молитв является грехом? Игнорировать? Или соблюдать? Если соблюдать, то насколько точно нужно соблюдать, чтобы не получилось греха? Нужно соблюдать строго, как предписывает Церковь или можно частично игнорировать предписания Церкви? Разве Церковь позволяет частично игнорировать её предписания? Ведь в уставе же не сказано, что если не хочешь поститься как предписано, то можешь поститься как захочешь?

Вы пишете: "Если человек считает, что усердное молитвенное делание, строгое соблюдение постов, творение дел милосердия, удержание себя от нанесения обид ближним и от обид на ближних и т.д. является посильным выражением любви к Богу и ближнему, то он чувствует себя виноватым, когда по забывчивости или лености пропустил или сократил Правило, нарушил пост, прошел мимо нуждающегося. Тогда он говорит об этом на исповеди, чтобы очистить себя перед причастием Святых Христовых Таин. Это естественное желание - попытаться восстановить чистоту, и не пачкаться больше."

Если служение ближним дело добровольное - тогда зачем исповедоваться в том, что ты не сделал того, что является добровольным? Получается реализация любви это конечно дело добровольное; но если ты этого не сделаешь, то это будет грехом и ты попадёшь в ад, если не покаешься в этом?

"Если же человек считает, что может победить беса без поста и молитвы, считает, что слова Господа "сей же род изгоняется только молитвою и постом." (Мф. 17:19) к нему не относятся, ну что ж... как каяться в том, что считаешь нормальным и не вредящим спасению поведением?"

Так получается, что все мы бесноватые (и патриарх тоже - или ему можно не поститься, так как в нём беса нет) и нам нужно строго соблюдать пост и вычитывать все молитвенные правила дабы изгнать из себя бесов?

"По-моему, нужно чаще читать Евангелие и Апостольские послания. Тогда такие вопросы возникать не будут."

Ну так, если вы часто читаете, так ответьте вопрошающему чётко, не двусмысленно, однозначно: является ли грехом не вычитывание молитвенных правил и не соблюдение предписанных Церковью постов? Если для того, чтобы не согрешить нарушением Церковных установлений, всё-таки нужно соблюдать все посты и вычитывать все установленные молитвы, то можно ли частично игнорировать предписания Церкви или нужно полностью соблюдать все предписания?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Почему этот вопрос "забавный"? Церковь говорит: не соблюл пост и не вычитал установленное правило - совершил грех? Не каешься в грехе - нельзя причащаться. Я и спрашиваю: как относиться к этим словам Церкви? Игнорировать, считать за пустой звук? Или если уж не постишься, как церковь говорит; и не вычитываешь молитвенные правила, как церковь предписывает, - то будь добр не причащайся, ибо ты находишься в грехе неподчинения (игнорирования) установлениям Церкви?

Вы пишете: "на исповеди нужно говорить о том, что гложет, что сам воспринимаешь как грех, что считаешь нарушением заповеди и фактором, отдаляющим от спасения...". То, будет ли человек воспринимать несоблюдение постов и невычитывание молитв грехом, зависит от того, называет ли Церковь всё это грехом и не плюёт ли человек на эти слова Церкви. Вот я и спрашиваю Вас, как относиться к тому, что Церковь говорит, что несоблюдение постов и невычитывание молитв является грехом? Игнорировать? Или соблюдать? Если соблюдать, то насколько точно нужно соблюдать, чтобы не получилось греха? Нужно соблюдать строго, как предписывает Церковь или можно частично игнорировать предписания Церкви? Разве Церковь позволяет частично игнорировать её предписания? Ведь в уставе же не сказано, что если не хочешь поститься как предписано, то можешь поститься как захочешь?

"Если человек считает, что усердное молитвенное делание, строгое соблюдение постов, творение дел милосердия, удержание себя от нанесения обид ближним и от обид на ближних и т.д. является посильным выражением любви к Богу и ближнему, то он чувствует себя виноватым, когда по забывчивости или лености пропустил или сократил Правило, нарушил пост, прошел мимо нуждающегося. Тогда он говорит об этом на исповеди, чтобы очистить себя перед причастием Святых Христовых Таин. Это естественное желание - попытаться восстановить чистоту, и не пачкаться больше." Если служение ближним дело добровольное - тогда зачем исповедоваться в том, что ты не сделал того, что является добровольным? Получается реализация любви это дело добровольное конечно; но если ты этого не сделаешь, то это будет грехом и ты попадёшь в ад, если не покаешься в этом?

Если же человек считает, что может победить беса без поста и молитвы, считает, что слова Господа "сей же род изгоняется только молитвою и постом." (Мф. 17:19) к нему не относятся, ну что ж... как каяться в том, что считаешь нормальным и не вредящим спасению поведением? Так получается, что все бесноватые и нам нужно строго соблюдать пост и вычитывать все молитвенные правила дабы изгнать из себя бесов?

"По-моему, нужно чаще читать Евангелие и Апостольские послания. Тогда такие вопросы возникать не будут." Ну так, если вы часто читаете, так ответьте вопрошающему чётко, не двусмысленно, однозначно: является ли грехом не вычитывание молитвенных правил и не соблюдение постов, в той мере как это предписано церковью
Дело в том, что у Вас подход не совсем верный. Вы теоретизируете, а надо начинать дело, причем в том объеме, который для Вас в данный момент является посильным, но делать это регулярно. Пусть ваш пост будет состоять сначала в отказе только от мяса, до сухоядения может, и вообще не дойдете. Но это уже будет начало положено. То же самое и с молитвенным правилом, и посещением богослужений.
Потом все придет с опытом. Пока не начнёшь делать, это все пустое теоретизирование.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Крещён в Православии
Дело в том, что у Вас подход не совсем верный. Вы теоретизируете, а надо начинать дело, причем в том объеме, который для Вас в данный момент является посильным, но делать это регулярно. Пусть ваш пост будет состоять сначала в отказе только от мяса, до сухоядения может, и вообще не дойдете. Но это уже будет начало положено. То же самое и с молитвенным правилом, и посещением богослужений.
Потом все придет с опытом. Пока не начнёшь делать, это все пустое теоретизирование.
Правильно ли я Вас понял: можно частично игнорировать Церковные установления и выполнять их в том объёме, который, на мой взгляд, будет соответствовать моей внутренней готовности к нему? Но не будет ли это являться грехом?
 
Православный христианин
Правильно ли я Вас понял: можно частично игнорировать Церковные установления и выполнять их в том объёме, который, на мой взгляд, будет соответствовать моей внутренней готовности к нему? Но не будет ли это являться грехом?
Вы среди перечисленных грехов встречали в Писании несоблюдение тех или иных традиционных установок? - Таких грехов там нет. И исповедовать их не надо. Сие всего лишь вспомогательные орудия на духовном пути. Приучение себя к дисциплине.
 
Крещён в Православии
Вы среди перечисленных грехов встречали в Писании несоблюдение тех или иных традиционных установок? - Таких грехов там нет. И исповедовать их не надо. Сие всего лишь вспомогательные орудия на духовном пути. Приучение себя к дисциплине.
Но ведь кроме Писания есть ещё и предание. Почему в книжечках, которые продаются в храмах, да и сами священники рассказывают, что не соблюдение постов и не вычитывание молитв является грехом? Они врут?
 
Православный христианин
Правильно ли я Вас понял: можно частично игнорировать Церковные установления и выполнять их в том объёме, который, на мой взгляд, будет соответствовать моей внутренней готовности к нему? Но не будет ли это являться грехом?
Игнорировать не надо. Надо рассматривать как цель, которую надо достигать.
А какие книги Вы имеете в виду? Брошюры для новоначальных? Так там в основном о том, что надо посещать службы и надо поститься, причем все это делать регулярно. Все остальное - вопрос меры, который нужно решать со священником, а не по книжкам.
 
Православный христианин
Но ведь кроме Писания есть ещё и предание. Почему в книжечках, которые продаются в храмах, да и сами священники рассказывают, что не соблюдение постов и не вычитывание молитв является грехом? Они врут?
Я ни разу не встречала в преданиях с.о. И не помню, чтобы священники так говорили. Они называют это не грехом, а нарушением церковного правила.

P.s. посмотрела результаты голосования и очень удивилась: неужели ещё остались те, кто во всём соблюдает?..Ну что сказать..молодцы!
 
Православный христианин
За 23 года ни в одной проповеди не слышала, чтобы кто-то из батюшек говорил о том, что несоблюдение постов именно по монастырскому уставу это то, в чем нужно каяться. Вот в том что вообще пост не соблюдается, это да.
 
Киев
Православный христианин
Почему-то, Дмитрий, мне кажется, что вы не ответ на вопросы ищете, а ставите цель построить хитромудрую (лукавую) логическую цепочку, "доказывающую" православному, что ему невозможно причащаться.
 
Крещён в Православии
Почему-то, Дмитрий, мне кажется, что вы не ответ на вопросы ищете, а ставите цель построить хитромудрую (лукавую) логическую цепочку, "доказывающую" православному, что ему невозможно причащаться.
Не построить цепочку, а разрушить её, потому что я в ней (цепочке) и хочу найти ответы на свои "возражения". Как причащаться, если устав не исполняешь, ведь несполнение устава есть грех.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
является ли грехом не вычитывание молитвенных правил
Как раз именно "вычитывание" вполне может грехом являться. Следует молиться, а не "вычитывать". А молитва это возношение ума и сердца к Богу, а никак не произнесение текста. Да, конечно, мы чаще всего мы пользуемся словами молитв составленных великими святыми, и которые помещены в молитвослов. Но по причине их высокой духовности и чистоты сердца авторов.
PS. Без молитвы не будет ни духовной жизни, ни религиозного опыта.
 
Крещён в Православии
Голос совести вот какой критерий устава и правил, если хочешь что-то сделать,сократить правило или иное и совесть начинает стыдить то лучше ее послушать
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху