Вера и суеверия

Баку
Православный христианин
Вы затронули очень больную и в то же время обширную тему. Как понимаете, дать ответ на этот вопрос в рамках интернет форума практически не возможно. Лично я вижу пути преодоления суеверных понятий, бытующих среди множества наших соотечественников, в неутомимой проповеди Евангелия, которому чуждо всякое суеверие. Ведь суеверие - это плод недостатка веры, недостатка знаний о вере в Бога. А средства такой проповеди могут быть различными. Это и проповедь с церковного амвона, проповедь посредством СМИ, печатные издания, интернет. Все, что хотите. Апостолы даже на базарах проповедовали.

У нас сейчас есть возможность проповеди на более широкую публику. И проповедовать может не только священник, в чьи обязанности входит учительство, но и подготовленные к такой проповеди миряне. Искоренить суеверия полностью не получится никогда. Но объяснять людям, крещенным в православии, чем отличается суеверие от веры в Живого Бога нужно. Ведь многие даже заходя в храм со своими "внешними" суевериями, наталкиваются на околоцерковные суеверия. Так свечку не передай, так не поставь, так не встань, тут не сядь, и т.д. и т.п. У несчастного, столкнувшегося со свем этим сложится впечатление, что православие - это свод законов, которые нужно обязательно исполнить, чтобы достичь Царства Небесного. А ведь это уже было в Ветхом Завете и Христос постоянно обличал фарисев и книжников, проповедавших только слепое исполнение закона. Христианство - это религия Любви, данная Самой Любовью. Поэтому и Любовь - это исполнение закона Христова. А у нас в храмах получается, что исполнение этого закона - правильно поставленная свечка и выстоянная служба.

Сколько людей ежедневно покидают храм обиженными церковными работниками? Никто не подсчитает. Зато Господь знает каждого, кто ушел и каждого, кто обидел. Вот ведь воистину будет плач и скрежет зубов, когда обнажатся эти "дела благочестия" на страшном Суде! А обиженные где? В сектах. А мы потом говорим - вот какие плохие сектанты, людей к себе тянут и в погибель ведут. Так нет ведь, мы сами их туда и гоним. Мы, православные христиане, которые должны быть живой проповедью Любви. А вот сектанты как раз и берут этой любовью, которой нет у нас. Вы послушайте, что они про нас говорят! Злые, лицемерные, неприветливые, и т.д. и т.п. Так и есть.

Пора меняться самим, а не мир исправлять. Мир лежит во зле, по слову апостола. И только любовь может растопить лед в сердцах людей. Так вот когда начнем любить по настоящему, а не притворно, тогда и сможем бороться с суевериями. Апостолы любовью завоевывали сердца людей. Да, именно любовью, которая творила великие чудеса. Сможем любить - сможем привить людям веру в Бога.
 
Уважаемый, отец Дионисий! Благодарю Вас за столь подробный ответ. Я была приятно удивлена тем, что мои мысли на данную тему получили подтверждение Вашим мнением. Поразила ваша искренность и прямолинейность в ответе. Я также считаю. что суеверия искоренить . наверное, невозможно. Обратите внимание на тот факт, что рождаются суеверия и новые приметы в сегодняшнем дне. Суевериям спортсменов, артистов, космонавтов находится место в среде образованных, умных людей, возможно испытывающих какие-либо страхи, неуверенность. Я тоже человек суеверный, верящий в приметы, но несмотря на это , Господь, к которому я обращаюсь со своими просьбами и мыслями, всегда помогает мне. Поддерживают меня в трудных ситуациях Богородица и святой Николай Угодник.

Спасибо, Вам!
 
Москва
Православный христианин
Вчера прочитала о таком случае...

В Оптиной поем Акафист с сестрой К. Подошло время молитвы, во время чтения которой все молящиеся встают на колени. Только я успела опуститься, слышу над ухом шепот К.: "Я ведь причастилась!". С удивлением от несвоевременной реплики отвечаю: "Слава Богу" и пытаюсь сосредоточиться на словах молитвы. Но К. не унимается: "А можно я встану на колени?". Эта странная просьба (все вокруг уже давно стоят на коленях) меня озадачивает еще больше. Тем более, что К. гораздо старше меня и уже несколько лет живет в монастыре. Несмотря на мой утвердительный ответ, К. все еще мнется. Ни о какой молитве речи уже нет: я пытаюсь разгадать причину этого загадочного поведения. И тут раздается последняя реплика К.: "А благодать от Причастия в пол точно не уйдет?"
(историю взяла со странички Несвятые Святые;ВК)
 
Харьковская Берег Оскола
Православный христианин
Вчера прочитала о таком случае...

В Оптиной поем Акафист с сестрой К. Подошло время молитвы, во время чтения которой все молящиеся встают на колени. Только я успела опуститься, слышу над ухом шепот К.: "Я ведь причастилась!". С удивлением от несвоевременной реплики отвечаю: "Слава Богу" и пытаюсь сосредоточиться на словах молитвы. Но К. не унимается: "А можно я встану на колени?". Эта странная просьба (все вокруг уже давно стоят на коленях) меня озадачивает еще больше. Тем более, что К. гораздо старше меня и уже несколько лет живет в монастыре. Несмотря на мой утвердительный ответ, К. все еще мнется. Ни о какой молитве речи уже нет: я пытаюсь разгадать причину этого загадочного поведения. И тут раздается последняя реплика К.: "А благодать от Причастия в пол точно не уйдет?"
(историю взяла со странички Несвятые Святые;ВК)
В пол не уйдет конечно))). Но тут другое, нужно становиться на колени перед Ним , а не с Ним. И я так и считаю, что после Причастия на колени не становимся. Так же как и после Пасхи не становимся , но некоторые становятся. А батюшка перед этим объявил, что на колени в эти дни не становимся, но у людей своя думка, или суеверие сколько раз на колени стать?
 
Москва
Православный христианин
В пол не уйдет конечно))). Но тут другое, нужно становиться на колени перед Ним , а не с Ним. И я так и считаю, что после Причастия на колени не становимся. Так же как и после Пасхи не становимся , но некоторые становятся. А батюшка перед этим объявил, что на колени в эти дни не становимся, но у людей своя думка, или суеверие сколько раз на колени стать?
Да,делать земные поклоны не положено: в воскресные дни, великие праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов)
И ещё об отношении к земным поклонам после причастия:
- Положенный случайно земной поклон - не есть какой-то особенный грех. Дело же не в самом поклоне, а в нашем благоговении в принятым Святым Дарам...(c)... После Причастия главная наша задача - хранить душевный мир и чистоту.....
Остальное по ссылке,ответ священника на вопрос,каяться ли в том,что после причастия встала на колени:
 
Последнее редактирование:
Харьковская Берег Оскола
Православный христианин
Да,делать земные поклоны не положено: в воскресные дни, великие праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов)
И ещё об отношении к земным поклонам после причастия:
- Положенный случайно земной поклон - не есть какой-то особенный грех. Дело же не в самом поклоне, а в нашем благоговении в принятым Святым Дарам...(c)... После Причастия главная наша задача - хранить душевный мир и чистоту.....
Остальное по ссылке,ответ священника на вопрос,каяться ли в том,что после причастия встала на колени:
Я это и написал, вернее хотел выразить свою точку зрения, так сказать из своего опыта. И по поводу воскресных дней и земных поклонов тоже. Батюшка у нас служит только по воскресеньям и в пост , что не становимся на колени? Становимся и нет тут греха, да и вообще нет греха в земном поклоне. Просто надо понимать что мы делаем. Как например, оглашенные головы преклоните, пол храма преклоняют но не выходят из храма когда батюшка призывает.
 
Крещён в Православии
Вот с таких постов - как стать на колени, в какой руке свечку держать, как голову при поклоне держать, к какой иконе первую и последнюю свечки ставить и рождается суеверие... И еще ведь кто то уверовавший в эти фарисейские правила - следит и за другими, чтоб строго выполняли... Чудаки... Бог что во время Вашей молитвы обращает на это внимание? Ему это очень важно? Вот нагуглил пример таких случаев:
Что происходит во время схождения Благодатного огня: репортаж из Иерусалима.
"Вдруг радается раскатистый возглас, словно внутрь вот-вот ворвется толпа дикарей с копьями. Но вместо них появляются парни и девушки в белых майках и с красными повязками на голове (у одной и вовсе была кепка с прицепленным значком в виде российского флага). А в руках у них вместо копий — бубны и барабаны.
Господу нашему!" — "Хей! Хей!" Так православные арабы прославляют Бога и готовятся к встрече Благодатного огня. Своей ритмичной музыкой и кричалками они заводят собравшихся в храме: затекшие ноги невольно отбивают ритм.
Смысл кричалок: "Иисус Христос — наш Бог!" Эти православные арабы пришли в Иерусалим из его окрестностей и Вифлеема, где живут в основном мусульмане. Неудивительно, что их возгласы так похожи на те, что приняты в исламе.
Такое нестандартное прославление Христа не понравилось хранителям храма Гроба Господня, и арабов не пустили внутрь. Но Благодатный огонь не сходил до тех пор, пока перепуганные служители не впустили шумных богомольцев."
Кстати православные арабы до сих пор так и встречают благодатный огонь...
 
Вот с таких постов - как стать на колени, в какой руке свечку держать, как голову при поклоне держать, к какой иконе первую и последнюю свечки ставить и рождается суеверие... И еще ведь кто то уверовавший в эти фарисейские правила - следит и за другими, чтоб строго выполняли... Чудаки... Бог что во время Вашей молитвы обращает на это внимание? Ему это очень важно? Вот нагуглил пример таких случаев:
Что происходит во время схождения Благодатного огня: репортаж из Иерусалима.
"Вдруг радается раскатистый возглас, словно внутрь вот-вот ворвется толпа дикарей с копьями. Но вместо них появляются парни и девушки в белых майках и с красными повязками на голове (у одной и вовсе была кепка с прицепленным значком в виде российского флага). А в руках у них вместо копий — бубны и барабаны.
Господу нашему!" — "Хей! Хей!" Так православные арабы прославляют Бога и готовятся к встрече Благодатного огня. Своей ритмичной музыкой и кричалками они заводят собравшихся в храме: затекшие ноги невольно отбивают ритм.
Смысл кричалок: "Иисус Христос — наш Бог!" Эти православные арабы пришли в Иерусалим из его окрестностей и Вифлеема, где живут в основном мусульмане. Неудивительно, что их возгласы так похожи на те, что приняты в исламе.
Такое нестандартное прославление Христа не понравилось хранителям храма Гроба Господня, и арабов не пустили внутрь. Но Благодатный огонь не сходил до тех пор, пока перепуганные служители не впустили шумных богомольцев."
Кстати православные арабы до сих пор так и встречают благодатный огонь...
Хм... А где можно найти тему насчет благодатного огня? По-моему, тоже к самому христианству опосредованное отношение имеет, во всяком случае, подозрение вызывает.
 
Сверху