Владимир Высоцкий

Санкт-Петербург
Православный христианин
Благословите, отец Константин!
Как вы относитесь к творчеству Владимира Семеновича Высоцкого? Думаю, отрицать его гениальность сложно. Однако приходится видеть, как многие морды кривят, мол, нехристь, кощунник. Приводят примеры, а мне кажется, что для того времени у него итак были очень даже религиозные песни:

Загоняй поколение в парную,
И крещение принять убеди.
Лей на нас свою воду святую,
И от варварства освободи.

Исцеленья от язв и уродства,
Этот душ из дивительных вод.
Это, словно, возврат в первородство,
Или нет, осушенье болот.
 
Саша, зачем «морды»?..

Высоцкий не был православным! Он был сочувствующим, как и многие интеллигенты в его время. Но тогда Православная Церковь в России выживала, ей нужно было не потонуть, а о проповеди, какой-то работе с людьми не было и речи. Отсюда снобизм некоторых интеллигентов: что нам может этот «этнографический заповедник» дать?..
Поэтому Высоцкий был не против, но вне.
В его текстах есть симпатии к вере, но есть и непонимание:
«В церкви смрад и полумрак
Дьяки курят ладан,
Да, и в церкви все не так
Все не так, как надо...»

Будьте терпимей к чужому мнению.
С любовью, свящ. К.

L
 
Тверь
Православный христианин
Снова о В.С. Высоцком

о. Константин, здравствуйте!

Простите, но не могу не прореагировать!
Ваши слова: "Высоцкий не был православным! Он был сочувствующим, как и многие интеллигенты в его время." Согласна, он был вне церкви, но не вне веры.

Так говорит (причем на всю страну!) сочувствующий или верующий?

Я спокоен: Он мне все поведал.
«Не таись!» – велел. И я скажу...
(«Я спокоен: Он мне все поведал», 1979)

Мне меньше полувека – сорок с лишним, –
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне будет чем ответить перед Ним.
(«И снизу лед, и сверху – маюсь между…», 1980)

Проскачу в канун Великого поста
Не по вражескому – ангельскому – стану,
Пред очами удивленного Христа
Предстану.
<...>
В кровь ли губы окуну
Или вдруг шагну к окну,
Из окна в асфальт нырну –
Ангел крылья сложит,
Пожалеет на лету –
Прыг со мною в темноту,
Клумбу мягкую в цвету
Под меня подложит...
("Песня Сашки Червня" к кинофильму "Зеленый фургон", 1980)

Если покопаться, можно еще...

Батюшка, обратите внимание на датировку стихотворений. Возможно, основную часть творческого пути, да и жизни в целом, поэт был, как "нормальный" интеллигент, сочувствующим, но к концу жизни, убеждена, ситуация изменилась (см. выше).

А на приведенный Вами фрагмент песни "Моя цыганская" (1967) уже ответил о. Андрей Кураев в своем интервью журналу "Фома" (1997, № 1 (4): "Думаю, что любой православный человек скажет вслед за В. Высоцким: "Нет, и в церкви все не так"" (статья здесь).

С уважением, Наталья.
 
Высоцкий ... был вне церкви, но не вне веры.
.

Бесспорно, Высоцкий верил...
Только не каждая вера есть религия.

Трагедия Высоцкого в том, что вера его не была цельной, парадоксально сочетая и откровенное богоборчество, и плач об утраченном Рае.

И этой раздвоенностью души поэт гениально отразил тупиковое состояние общества:

Что искать нам в этой жизни?
Править к истине какой?
Ну-ка, солнце, ярче брызни!
Со святыми упокой...
 
Сверху