Вопрос о двуперстии и троеперстии

Тема в разделе "Православие и иные религии", создана пользователем Марианна Владимировна, 8 сен 2012.

  1. Марианна Владимировна

    Марианна Владимировна

    Планета Земля
    Православный христианин
    У меня простой вопрос, может кто знает... Двуперстие и троеперстие, откуда пошло и тд..... У старообрядцев смотрела и читала, у православных смотрела и читала...Обе стороны как и принято перетягивают канат в свою сторону.... Мой вопрос, есть ли исторические материалы независимого историка, которого прочитаешь и сделаешь свой вывод, без пинков и толчков со стороны разных течений....
    Ответ, что все знамения спасительны и разрешены в православной церкви меня не устраивает, я это знаю, так же знаю и про Стоглавый собор, уже наизусть эту фразу о двуперстии...Просто стало интересно в смысле истории и как все НА САМОМ ДЕЛЕ было... Есть такие книги? может у атеистов?
     
    Нико нравится это.
  2. Сергей Калайда

    Сергей Калайда

    Православный христианин
    http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=465

    Первоначальною древнейшею формою перстосложения для крестного знамения, которая употреблялась в первые века христианства и, по церковным верованиям, ведёт своё начало со времён апостольских, было единоперстие,- тогда знаменовались в крестном знамении одним перстом......

    Древнехристианское единоперстие с течением времени, начиная с IX века, стало заменяться в православной греческой церкви двоеперстием, которое, вытеснив собою единоперстие, сделалось у греков господствующим.

    Почему греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении заменили потом у себя (не позже начала IX века) двоеперстием - понятно. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения - единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие - православия.

    Греки, изменившие по требованию указанных обстоятельств, древнехристианское единоперстие на двоеперстие, которое продолжалось у них более четырехсот лет, переменили потом у себя двоеперстие на троеперстие.

    Если появление двоеперстия и продолжительность его существования в православной греческой церкви зависело исключительно от монофизитства, только во время борьбы с ним имело свой особый смысл и значение, то, как скоро борьба с монофизитством прекратилась, греческая константинопольская церковь, желая и самой формой перстосложения отличаться не только от монофизитов-одноперстников, но и от несториан, всегда строго державшихся двоеперстия, так как они соединили с ним свое еретическое учение о соединении во Христе двух природ, и в двоеперстии видели символическое выражение и подтверждение своего еретического учения,- заменила у себя двоеперстие более естественным и свойственным каждому христианину, помимо вероисповедных его особенностей, троеперстием, как выражающим главный, основной догмат христианства - учение о святой Троице. Эта перемена у греков перстосложения в крестном знамении - из двоеперстия в троеперстие произошла, как можно думать, в конце XII века и продолжалась до конца XIII-го, когда оно у них сделалось наконец господствующим.
     
  3. Марианна Владимировна

    Марианна Владимировна

    Планета Земля
    Православный христианин
    Большое спасибо!!!!!!
     
  4. А вдруг будет возврат к старобрядческим канонам или наоборот новшества- пядью заменят троеперст, что тогда? в православии богословы всегда находят доказательства своей правоты. Что скажете?
     
    Сенька нравится это.
  5. Игорь (Н. Новгород)

    Игорь (Н. Новгород)

    г. Нижний Новгород
    Православный христианин
    Позвольте задать еще вопрос в рамках этой темы.
    Есть ли сейчас взаимодействие и каноническое общение Русской православной церкви со старообрядческой и древлеправославной церквями? Может ли прихожанин Русской правславной церкви заходить и молиться в старообрядческих храмах, читать старообрядческую литературу?
     
  6. Греческая вера никогда не менялась!Славяне приняли веру от греков.У славян вера исказилась,поэтому произошла никонианская реформа(возврат к истокам).Где перемены?!
    А с двуперстием и троеперстием,так сильно большой разницы нет.
     
    Денис 1977 нравится это.
  7. Простите за любопытство.А для чего это Вам?У нас Храмов хватает,а литературы,слава Богу-глаза разбегаются.
    П.С. Знакомый в начале воцерковления начитался всякой литературы и решил,что Аввакум прав,а Никон и царь чуть ли не еретики.Он хотел зайти в храм старообрядцев,но его туда не пустили(в храме было где-то три бабушки).И смысл туда идти?
     
  8. Игорь (Н. Новгород)

    Игорь (Н. Новгород)

    г. Нижний Новгород
    Православный христианин
    Я вовсе не стремлюсь в старообрядчество и даже не знаю, где находятся их храмы.
    А вопрос этот меня интересует потому, что хочу знать планируется ли снять анафемы?
    Кроме того, чисто по-человечески не хочу, чтобы сохранялась вражда между православными христианами. Получается, что с католиками у нас отношения, в течение длительного времени, были более мирные, чем с православными старообрядцами. Ведь раскол был вызван не только догматическими причинами, но и тем, что царские чиновники приложили к церковным реформам свою руку.
    P.s. Этим летом был на православной выставке-ярмарке «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» - там был стенд старообрядческой церкви. Нужно ли было мне скорее бежать прочь от этого стенда?
    P.p.s. Каюсь грешный, во многом этот мой вопрос от праздного любопытства...
     
  9. Так вроде помирились мы с ними.И анафема снята.И вроде даже двуперстием разрешено креститься.
    Наша Церковь как раз нормально к ним относится,а старообрядцы(у меня сложилось такое впечатление)терпеть не могут нас.К примеру
    http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=9097&highlight=%F1%F2%E0%F0%EE%EE%E1%F0%FF%E4%F6%FB
     
  10. Станислав (Артемий)

    Станислав (Артемий)

    Православный христианин
    Известно, что Илья Муромец Печерский использовал троеперстие. Это было в свое время веским аргументом.


    Слава Христу!​
     
  11. Сергий_

    Сергий_

    Православный христианин
    «…Какъ всякiй можетъ видеть, отцы собора (1667 г.), узаконяя и вводя во всеобщее церковное употребление книги и обряды исправленные, не только не произнесли клятвы на книги и, обряды, такъ называемые, старые, напротивъ о многихъ изъ нихъ, напр. объ осьмиконечномъ кресте, о молитве Iисусовой съ словами: Сыне Божiй отозвалисъ съ почтенiемъ, о другихъ напр., о хожденiи посолонь заметили, что они употреблялись прежде только «по невѣденiю», - всѣ же вообще запретили употреблять и на будущее время единственно потому, что они не согласовались съ обычаями и уставоположенiями церкви греческой и древне-русской, или своимъ внешнимъ видомъ не вполне соответствовали внутреннему смыслу, въ нихъ заключавшемуся. Такъ напр. крестившиеся двумя перстами (указательнымъ и среднимъ), въ означенiе двухъ естествъ въ Iисусе Христе, въ тоже время тремя остальными перстами (первымъ, четвертымъ и пятымъ) хотели изобразить св. Троицу; но такое перстосложенiе, кроме того, что было несогласно съ предписаниями древнихъ книгъ и въ частности—Стоглава, требовавшихъ «три персты равны (т. е., очевидно, находящiеся одинъ возлѣ другаго, тавъ какъ равныхъ по очертанiю и величинѣ перстовъ нетъ) имети вкупе по образу тройческому», а «два перста имети наклонена, а не простерта», могло еще неравенствомъ (по счету) перстовъ внушать мысль, что крестящiеся такимъ перстосложенiемъ не исповедуютъ равенства лицъ св. Троицы, какъ и замечали объ этомъ отцы собора. Точно также употреблявшiе молитву Iисусову только съ словами: Сыне Божiй, а «Господи Iисусе Христе Боже нашъ... глаголати отвращавшееся», какъ бы не хотели признать, что Iисусъ Христосъ есть не только Сынъ Божiй, что признавали еретики, но и Богъ истинный, единосущный Богу Отцу. Какъ бы впрочемъ ни было,— несомненно одно: соборъ 1667 года, запрещая употребленiе, такъ называемыхъ, старыхъ книгъ и обрядовъ, содержимыхъ ныне старообрядцами и дозволенныхъ единоверцамъ, ни однимъ словомъ не проклялъ ихъ, и те, кои утверждаютъ противное этому, показываютъ, что они или не знаютъ опредѣленiя собора относительно указанныхъ предметовъ, или, зная ихъ, скрываютъ истину и намеренно проповедуютъ ложь…»

    Более подробно:

    Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» О клятве Московского собора 1667 года Опубликовано: Христианское чтение. 1872. № 5. С. 1-70.

    http://christian-reading.info/data/1872/05/1872-05-01.pdf
     
  12. Игорь Александрович.

    Игорь Александрович.

    Земле Российская
    Православный христианин
    1.Снятие прещений явилось продолжением зловредной и иезуитской политики митрополита Никодима(Ротова)который даже вопреки решению Всеправославного Совещания 1948.г в Москве что при том же Патриархе Алексии l сделал нашу Церковь членом ВСЦ.Также его авторству и покровительству принадлежит это решение:

    [​IMG]На помню из источников(сайт журнала "Благодатный огонь"):
    [​IMG]

    В конце 1969 года Синод Русской Православной Церкви под влиянием митрополита Никодима (Ротова) и идей «аджорнаменто» II Ватиканского Собора издал постановление о возможности причащения католиков и старообрядцев в Православной Церкви.

    Допущение к Святым Таинствам Православной Церкви старообрядцев и католиков.
    Определение Священного Синода (16.12.1969)
    «Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств.
    Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется»
    ЖМП, 1970, № 1, с.5.

    «Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Никодима о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков (17.3.1970)
    В связи с запросами, поступающими от представителей прессы относительно решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 декабря 1969 года о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков в тех случаях, когда они обращаются с просьбой об этом к священнослужителям нашей Церкви, считаю своим долгом сделать следующее разъяснение:
    Священный Синод, принимая это постановление, руководствовался практикой в жизни Русской Православной Церкви в СССР, когда члены Старообрядческой Церкви, имеющей трехстепенную иерархию, а также члены Римско-Католической Церкви в случае болезни или по иной причине обращаются к священнослужителям Русской Православной Церкви с просьбой о духовном утешении и за совершением Святых Таинств. (Это может быть в тех случаях, когда последователи старообрядческого и католического исповеданий не имеют возможности обратиться к священнослужителям своих Церквей.) В таких случаях духовенству Русской Православной Церкви надлежит проявлять пастырскую заботу и преподавать нуждающимся духовное утешение и Святые Таинства.
    При этом следует иметь в виду, что Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них.
    Упоминаемое решение Священного Синода, как мы надеемся, будет иметь значение и окажет доброе влияние на укрепление братских отношений Русской Православной Церкви с Церковью Римско-Католической и Старообрядчеством и таким образом облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Имя»
    ЖМП, 1970, № 5, с. 25.

    В 1986 году, когда контроль со стороны ЦК КПСС над Церковью стал явно ослабевать, Синод Русской Православной Церкви приостановил его действие:

    Определение Священного Синода (29.07.1986)
    «Имели суждение о Разъяснении Священного Синода от 16 декабря 1969 года о допуске в порядке икономии к Святым Тайнам римо-католиков.
    Постановили: Ввиду поступающих запросов по поводу данного Разъяснения Священный Синод сообщает, что практика эта не получила развития, и определяет отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Православной Полнотой»
    ЖМП, 1986, № 9, стр. 7-8.


    2.Слово"Единоверцев"не является соборным продуктом церкви.Придумал его фаворит Екатерины ll митр.Платон(Левшин).("Полный Церковнославянский Словарь"прот.Григория Дьяченко).Она же первая разрешила им строить монастыри по Волге и как то кучковаться в стаи.

    3."Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
    уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
    Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
    уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь."Мтф гл28.
    "Летопись Серафимо-Дивеевской обители":
    " Однажды пришли к нему (прп.Серафиму Саровскому)четыре человека из ревнителей старообрядчества, жители села Павлова Горбатовского уезда, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог кельи, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов: сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! "
    Для первых христиан центричный догмат был Троичность Бога и само себе разумеиться что они использовали все дабы засвидетельствовать это исповедание в.т.ч перстосложение.
    Из капитального труда митр.Макария (Булгакова)"История Русской Церкви"мы знаем что армяне креститься двумяперстами.Но вопреки чему?Ответ такой ,что когда они не приняли Халкидонского Определения им тоже нужно было это на себя обозначить.Складывание два пальца ровно (указательный и средний)для них это - слияние двух естеств в одно,как нечестиво учат монофизиты.Или иначе одно естество поглощает другое.Но "Википедия" в статье "двуеперстие"используют Синайсую икону Спасителя,где на самом деле Имясловное сложение перстов,которые старообрядцы называют "антихристовой печатью"(см.:"Святыня под спудом"с.Нилус)
    Вообщем читайте митрополита Макария (Булгакова)это и есть независимый историк
     
    Последнее редактирование: 5 июн 2018
    Наталья Барсукова нравится это.
  13. Игорь Александрович.

    Игорь Александрович.

    Земле Российская
    Православный христианин
    Нет Во Вселенском Православии это неканонические и непризнаные структуры.Особенно их предстоятели - криминальные личности.Например так называемый "Патриарх Александр"глава РДПЦ окончивший МДА , а затем волчим попегом бежвшим из лоно РПЦ МП в РДПЦ и ставший за этим"иподиаконом главы РДПЦ".А РПСЦ находиться в юрисдикции Вселенского Патриархата.Отчего они так любят принимать раскольников из територии подчинения Московского Патриархата(Финская Церковь) - непонятно.Приснопамятному Патриарху Алексию ll уже приходилось прекращать поминовение Вселенского Патриарха во время настроений в Эстонской Церкви.
     
  14. Игорь Александрович.

    Игорь Александрович.

    Земле Российская
    Православный христианин
    Вот как выглядит двуеперстие которым пользуются старообрядцы:
    [​IMG]
    Борьба папы Бонифация 7 с Императором Генрихом 4
    [​IMG]
    Первый Папа Римский
    [​IMG]

    Папа Бонифаций 8
    [​IMG]
    Какой-то деятель староверчиства.

    А вот это ниже- Синайская икона Спастиелия(дар императора Юстиниана Екатерининскому монастырю на святой горе Синай)где Христос слагает прерста имясловным сложением,но Википедия почему то видит здесь двуперстие(sic!)Наверное больше невидно в истории Православной Церкви следы его.Вот и пытаються метить на близорукость неофитов.Напомню что старообрядца называют имясловное сложение перстов "антихристовой печатью"(.:см"Святыня под спудом"С.Нилус)
    [​IMG]
    Да и крест на Евангелии этот старообрядцы тоже непризнают.Хулительно называя его латинским.
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 5 июн 2018
  15. Нико

    Нико

    Интересующийся
    Интересно, что так просто отказались от такого едва не основного атрибута православия, практикуемого полтора тысячелетия!!! двуперстия????!!!!
    Получается, что полтора тысячелетия неправильно крестились?
    [​IMG] Мощи преподобного Илии Муромца в Киево-Печерской лавре. Двоеперстное сложение.
     
    Последнее редактирование: 22 авг 2018
  16. Евгений Ананьев

    Евгений Ананьев Супер Модератор Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Игорь Александрович. нравится это.
  17. Нико

    Нико

    Интересующийся
    Из приведенной вами ссылки, цитаты:
    Однако, это не означает, что само правило перстосложения имеет достоинство догмата; не означает, что, например, осенять себя крестным знамением в принципе можно лишь так и больше никак.
    В древности допускалось творить крестное знамение даже одним перстом (см.: свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, Беседа 54, п. 4), или перстами вообще (см. свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное тринадцатое, п. 36).

    От этого крестное знамение, как таковое, не было менее действенным, чем то, которое совершается ныне посредством троеперстия.


    Я правильно понимаю, что Православие допускает двоеперстие.
     
    Последнее редактирование: 22 авг 2018
  18. Нико

    Нико

    Интересующийся
    Кураев за двоеперстие. Смотреть с 40 секунды
     
  19. Елена Анатольевна

    Елена Анатольевна

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Допускает. У нас есть евхаристическое общение с единоверцами.
     
  20. Юрик

    Юрик

    Интересующийся
    На этот вопрос легко можно самому найти ответ, просто задать себе вопрос: Как молился Иисус Христос? А как сказано Евангелии сколькими перстами он крестился во время молитвы? Как там сказано так и нужно поступать. Христиане, последователи Иисуса Христа и должны поступать так как он поступал, потому что он пример для своих последователей.
     

Поделиться этой страницей