вопрос о монашеском послушании

Крещён в Православии
Здравствуйте!

В словаре сайта написано:

монах малой схимы принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) принимает более глубокую степень отречения от мира.
(https://azbyka.ru/monax)
Чин пострижения в Великую схиму напоминает чин пострижения в малую, поскольку монах произносит по сути те же обеты. В то же время пострижение в великую схиму означает их более строгое исполнение.
(https://azbyka.ru/sxima)
Послуша́ние – 1) ...; 2) предмет обета, даваемого человеком перед лицом Божьим при вступлении в монашество; 3) .......
(https://azbyka.ru/poslushanie)

Не могли бы Вы ответить на следующие вопросы:

1. В чём заключается послушание для монаха? То есть, везде пишут, что это полное подчинение себя духовному наставнику. Но как может подчиняться монах? У него вся жизнь - молитвы частные и общественные, и труд. Монастырь живет по строгому расписанию. Все, что монах делает, регламентировано. В чем заключаются варианты поведения, выбор которых является послушанием?
Или спрошу иначе: как можно сказать по конкретному монаху, соблюдает он обет послушания или нет? В чем критерий?

2. Каким образом монах великой схимы может исполнять обет послушания более строго? Послушание оно и есть послушание, его либо выполняют, либо нет, как мне кажется.

3. В каких самых ранних письменных источниках упоминается традиция того послушания, которое Вы описали в ответах на первые два вопроса?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
1. Вы не забывайте, что типов монашеской жизни много. Помимо крайних форм идеоритмии (отшельничества) и киноритмии (жизнь в общежительном монастыре) существуют большое количество промежуточных форм. Почти все первые монашествующие были приверженцами идеоритмии. Для них послушание у опытного старца было непременным условием начала жизни в пустыне, хотя бы по бытовым причинам - без опыта там просто не выжить. Да и искушений для анахорета не счесть. Поэтому они так восхваляли добродетель послушания именно в форме ученичества у выбранного наставника. Никаких уставов тогда еще не существовало, они стали составляться позже, для организации уже имеющихся монахов.
Для киновийника, особенно в чистом виде, послушание это как раз жизнь по уставу монастыря, выполнение указаний старших и четкое следование регламентам.
Почти в каждом монастыре есть свой уклад жизни: где то более свободный и анахоретский, где то более регламентированный. Соответственно можно выбирать, что ближе и понятнее (или, наоборот, некоторые выбирают специально, где сложней - для развития себя).
Логично, что и критерии везде несколько разные.

2. Опять же, степени "послушник"-"рясофор"-"иночество"-"схимничество" это русская традиция. Греки, например, вообще признают только "послушник" и собственно "монах", который аналогичен нашей великой схиме. Так, все давшие обеты монахи Афона, в русской системе будут считаться схимниками. Насчет Вашего вопроса "послушание либо есть, либо нет" - хочется задать встречный вопрос "а Вы сами пробовали?". Тут великое множество градаций и нюансов. Всякое бывает.
Опять же в русской традиции считается, что просто монах живет по обычному монастырскому распорядку, перемежая молитвы с работой на монастырь. Принявший же великую схиму (как правило уже зрелый и опытный старец), уже не занимается общими работами, а посвящает все время молитве и поддержкой своих духовных детей. Это его особая форма служения.

Возможно многие вопросы у Вас могут легко разрешатся, если попробуете это на личном опыте. Базовые представления о современном русском монашестве можно узнать в книге "Святые несвятые" вл. Тихона (Шевкунова).
Если Вам надо что то по-древнее - то можно обратится к творчеству Антония Великого, хотя бы в рамках "Добротолюбия", в первом томе которого собраны самые древние поучения монахам. Так же классикой является "Лествица" преп. Иоанна и заметки преп. Иоанна Касссиана Римлянина - там как собраны живые описания разных обычаев египетских монастырей первой половины V века. В этих книгах Ваши вопросы могут получить вполне достойные ответы на конкретных примерах.
 
Крещён в Православии
Возможно, как раз "Лествица" меня дезориентирует.

О преподобном Акакии
110. Не хочу неправедно скрывать и лихоимствовать бесчеловечно, не хочу умолчать пред вами о том, о чем молчать не должно. Великий Иоанн Савваит сообщил мне вещи, достойные слышания; а ты сам, преподобный отче, по опыту знаешь, что сей муж бесстрастен и чист от всякой лжи, от всякого лукавого дела и слова. Он рассказал мне следующее. «В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился, прежде нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю каким образом приобрел он себе ученика, юношу, именем Акакия, простого нрава, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих это покажется невероятным; ибо старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами но и побоями; терпение же послушника было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему, при встрече с ним: «Что, брат Акакий, каково сегодня?» В ответ на это он точас показывал мне иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он делатель, то говаривал ему: «Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу». Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу, и погребен в усыпальнице отцев. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному, пребывавшему там, великому старцу, и говорит ему: «Отче, брат Акакий умер». Но старец услышав это, сказал ему: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». «Поди и посмотри», – отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена лавры келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство». Мне кажется, отче Иоанне, что великий старец, говоривший с умершим, был сам сей Иоанн Савваит; ибо он рассказывал мне еще одну повесть, как бы о другом подвижнике; а я после достоверно узнал, что этот подвижник был он сам.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/9

Для киновийника, особенно в чистом виде, послушание это как раз жизнь по уставу монастыря, выполнение указаний старших и четкое следование регламентам.


Возникает следующий вопрос (богословский): послушания достаточно для спасения или нет?

Если нет, то приведенная цитата - не более, чем художественная вольность "Лествицы"?

Если да, а послушание заключается в следовании монастырским уставам, то возможны два варианта: либо в уставах написано "соблюдай заповеди", и послушание спасает благодаря этому, либо нет (я монастырских уставов не читал).

При первом варианте непонятно, зачем вообще послушание, если соблюдение заповедей достаточно само по себе.

При втором варианте получается, что монастырский устав - это алгоритм спасения. Итак, или это, или погрешность "Лествицы". Не могли бы Вы пояснить?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасение вообще - Божий дар. Его можно вымолить, привлечь своими усилиями благодать, но невозможно "заработать" автоматически. Последнее слово всегда остается за Богом (и первое, кстати, то же). Поэтому вопрос: "достаточно ли что то для спасения?" изначально неразрешим.
Мы можем лишь ссылаясь на примеры великих святых-монахов говорить о том, что монашеская жизнь (включающая в себя и практику послушания) может привести ко спасению.
Монастырский устав не может быть алгоритмом спасения, равно как им не может быть и ничего иного, кроме воли Бога и Благодати Св. Духа.

Что же насчет повести об Акакии - то Лествица - единственный источник, сообщающий о нем и то не непосредственно. Поэтому и относится к этой истории надо в стиле "рассказывают, что....". Хотя большое уважение, которое традиция относит к "Лествице" привело к тому, что эта история принимается. Поэтому у нас есть день памяти "св. Акакия, еже в Лествице", да и небезызвестный герой "Шинели" Гоголя не случайно носит имя Акакий Акакиевич. Своего рода "послушание и незлобие в квадрате".
 
Сверху