Вопрос о посте

Православный христианин
Здравствуйте Алексей Михайлович!

В статье «Пост по Типикону» (https://azbyka.ru/post-po-tipikonu), начиная со слов «В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы» приводится список продуктов, которые можно вкушать, по возрастанию строгости поста.

Лично для меня интерес вызывает 3-й пункт, в котором говорится «Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба».

Дело в том, что в моем миропонимании мы воздерживаемся от мяса потому, что получение этого продукта так или иначе связано с убийством и пролитием крови. Молоко и молочные продукты, хоть и имеют животное происхождение, но с пролитием крови никак не связаны. Чего нельзя сказать о рыбе. Все-таки ее приготовление предполагает и убийство, и пролитие крови.

Эта алогичность вызывает у меня некоторое недоумение и непонимание. Не могли бы Вы дать по этому поводу комментарий?
 
Здравствуйте, Сергей!

С точки зрения Православной догматики целесообразность поста объясняется следующим образом. До грехопадения человек жил в союзе с Богом, в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Плоть человека подчинялась душе, душа - духу, как высшей принадлежности души, а дух человека стремился к Богу. После грехопадения этот порядок нарушился: плоть вышла из подчинения душе, душа - духа, а дух стал устремляться к греховным соблазнам и удовольствиям. Восстановлению этого порядка (в какой-то мере) и способствует пост. Во время поста христианин ограничивает свои плотские побуждения, старается меньше грешить, усердней молиться, совершать добрые дела. Вместе с тем отказ христианина от пищи животного происхождения сближает его состояние с состоянием первозданных людей в том отношении, что когда прародители пребывали в Раю, они питались пищей растительного происхождения (Быт.1:29). Что касается допустимости потребления рыбы в некоторые постные дни, это связано с тем, что рыба нередко служила пищей апостолам и Самому Господу Иисусу Христу.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху