Вопрос по Бытие 2:17

Здравствуйте отец Олег.
В Бытии 2:17 говорит Бог Адаму: "а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь."

Вот тут ужасное недоумение у меня. Ведь даже в Библии говорится, что "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих"(Прем. 1:13).
Вопрос: Как мог Адам знать что такое смерть, и что значит умирать, если Бог её не творил, и в Раю животные не умирали. Не было такого понятия вообще. А тут сразу два новых определения смерть и умрёшь.
Батюшка, вы извините, приведу пример из жизни. Дело было в 88 году, выпускной класс школы. Мой друг и одноклассник "шёл на серебряную медаль" и ходил вместо производственной практики, на курсы программирования. А мы, все остальные, в этот день на токарей учились, на заводе.
Компьютеры тогда были слабее чем сейчас телефоны сотовые, но они тоже иногда плохо загружались, подвисали. Однако терминология была именно такая.
Так вот я прихожу с практики домой, а мой дедушка говорит: Приходил Сашка. Они сегодня не учились. Говорит что машина не загружалась. Ленивый он! Надо было лопатой работать лучше, борта у машины открыть, и любую машину бы загрузили."

Sapienti sat
Батюшка, отец Олег, вот не знал мой дедушка что машина, это название компьютеров, и что загрузка, это не то что он думал. Но Сашка был у них на отличном счету. А вот эти новые категории, дедушке моему не были известны, он всю жизнь штукатуром-маляром работал.
Простите, что чуть от темы отступил. Но это только для наглядности.
Ведь если подумать, то Адам даже не мог испугаться такого грозного предупреждения.

Почти уверен, что среди святоотеческих толкований этот вопрос уже объяснён, но не смог найти.
Помогите разобраться отец Олег.
Спасибо.
 
Москва
Православный христианин
Древо познания добра и зла реально представляло, а также символизировало собою право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека, что такое добро и зло. Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения сих разностей. Зло и духовная смерть уже существовали в мире в лице падших ангелов, – диавол увлек за собою много светлых духов (еще до сотворения первого человека). (Некоторые святые отцы утверждали, что Господь и создал человечество, чтобы восполнить отпавшее число небожителей.) И без сомнения, Адам, который давал имена животным, знал, что такое добро и зло. Святитель Иоанн Златоуст рассуждал по этому поводу так: Многие любители споров дерзают говорить, что Адам после вкушения от древа получил способность различать добро и зло. Думать так было бы крайне безумно. Чтобы никто не мог говорить так, для этого мы, предвидя это, недавно столько рассуждали о данной Богом человеку мудрости, доказывая ее наречением имен, какие он дал всем зверям, и птицам, и бессловесным животным, и тем, что сверх этой высокой мудрости он удостоился еще и пророческого дара. Как тот, кто дал имена и изрек такое чудное пророчество о жене, мог не знать, что хорошо, а что худо? Если мы допустим это (чего да не будет!), то произнесем хулу на Создателя. Как Он давал заповедь тому, кто не знал, что преступление есть зло? Это не так, напротив, он ясно знал это. Поэтому изначала Бог создал это животное (человека) самовластным, иначе не следовало бы его наказывать за преступления заповеди, награждать за ее соблюдение (Беседы на Книгу Бытия).

Так в чем же заключалось грехопадение? В том, что человек присваивает себе Божественное право решать, что такое добро и зло, начинает идти по пути диавола – пытается сделать себя равным Богу.

Кто-то может возразить: если это древо (познания добра и зла) представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не оградил его, чтобы рай сделать недоступным для людей? Потому, что Господь Бог сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, и с первых шагов своего бытия вплоть до наших дней он должен был сам сделать свой выбор. Поэтому грехопадение – не единичное событие, не чья-то древняя вина, за которую расплачиваются сотни поколений ни в чем не повинных людей. Оно тянется сквозь всю историю человечества, проявляясь в стремлении общества освободиться от влияния Церкви (это мы называем секуляризацией общества). И на пагубном витке этого отступления от основ веры, от Божия водительства, Божия попечения, отказ от жизни в единстве с Божественной волей грехопадения, подобно раковой опухоли, пожирает души людей и соборную душу целых народов. Первородный грех – это духовная чума, излечиться от которой можно только Божией благодатью, дарованной нам в Церкви великим Искупительным Подвигом Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа.
 
Последнее редактирование модератором:
Спасибо батюшка. Очень глубоко!
Понял свою ошибку. я воспринимал смерть как разделение души и тела. А прежде всего надо было обращать внимание именно же на духовную смерть, как отделение от Бога.
Бог смерти не творил! Это абсолютная истина! Но получается, что смерть "сотворил" (открыл, явил) Денница и иже с ним.
А физическая смерть, это частное явление от духовной смерти.
И про духовную смерть Адам знал! Но у него не было опытного знания, поэтому он не мог иметь непадательного состояния, ибо не знал что такое жить без Бога.
В этом случае, духовная смерть Адама наступила сразу, а физическая - вопрос времени, "У Господа тысяча лет как один день, и один день как тысяча лет" (2 Пет. 3:8).
Особую благодарность вам хочу выразить батюшка за эту вашу лекцию "Средневековое мировосприятие как церковная перспектива". Если не наизусть её выучил, то очень подробно. Даже пытался статьи на её основе писать. И самое главное, что происходившее тогда в Европе, в каком-то искажённо-скомканном виде происходит в ХХ - ХХI веках в России. Отец Олег, вы бы почаще такие лекции делали.
Ещё раз спасибо.
 
Москва
Православный христианин
Нет! Зло не бытийно! Значит, дьявол ничего творить не может.
Смерть есть удаление от источника жизни, от Бога, о Котором сказано, что "мы Им живем и движемся и существуем" (Деян.17,28).
Следовательно, и зло есть удаление от добра! ...
 
Последнее редактирование модератором:
Да-да, это азбучная истина - зло не существует само по себе, а является лишь отступлением от Бога. И дьявол творить не может! Поэтому там и поставил в скобках уточнения. Ну других слов не мог подобрать. Ведь получается что именно он первый отступил от Бога, и в нём в первом наблюдалась смерть.
Извините отец Олег что непонятно излагаю.
 
Сверху