Вопрос по духовному чтению

Православный христианин
Можно ли продолжать руководствоваться в духовной жизни статьями бывших священников (Андрея Кононаса, Алексея Плужникова), основываясь на том, что эти статьи были написаны ими в период священства и опубликованы на православных сайтах?
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Алексея Плужникова не читала, не могу ничего сказать. А Андрея Конаноса я бы не стала читать. Его православие-лайт дало опр.результат. Стоит ли руководствоваться ненадежным источником?
 
Православный христианин
Алексея Плужникова не читала, не могу ничего сказать. А Андрея Конаноса я бы не стала читать. Его православие-лайт дало опр.результат. Стоит ли руководствоваться ненадежным источником?
Конаноса я читала, было интересно и познавательно, хотя и непривычно для российского менталитета. А статьи Плужникова есть, например, и на этом сайте:
Больше всего удивляет, что на основании мнения одного человека, причем сейчас уже снявшего с себя сан священника, хорошая добрая книга действующего священника отнесена к псевдо(то есть ложному) православию. Не знаю, всегда были, например, и жития православных святых, более похожие на сказки, и серьезнейшие книги святых отцов. Да и ап.Павел говорил, что младенцев и взрослых одной пищей не кормят. Почему же вдруг православное фэнтези стало "псевдоправославием"? И можно ли ориентироваться в этом вопросе на мнение человека, отказавшегося от священного сана?
 
Можно ли продолжать руководствоваться в духовной жизни статьями бывших священников (Андрея Кононаса, Алексея Плужникова), основываясь на том, что эти статьи были написаны ими в период священства и опубликованы на православных сайтах?
Ника, я думаю, можно. Как пример могу привести Оригена. Насколько мне известно, многими его трудами продолжают руководствоваться, не взирая на то, что он впал в ересь.

Да, а ещё я в духовной жизни руководствуюсь книгами Клайва С. Льюиса, который вообще не был православным. И делаю это с одобрения священника.
 
Последнее редактирование модератором:

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Конаноса я читала, было интересно и познавательно, хотя и непривычно для российского менталитета. А статьи Плужникова есть, например, и на этом сайте:
Больше всего удивляет, что на основании мнения одного человека, причем сейчас уже снявшего с себя сан священника, хорошая добрая книга действующего священника отнесена к псевдо(то есть ложному) православию. Не знаю, всегда были, например, и жития православных святых, более похожие на сказки, и серьезнейшие книги святых отцов. Да и ап.Павел говорил, что младенцев и взрослых одной пищей не кормят. Почему же вдруг православное фэнтези стало "псевдоправославием"? И можно ли ориентироваться в этом вопросе на мнение человека, отказавшегося от священного сана?
Читать можно все. А вот руководствоваться... Критичный ум не нужно выключать. И ограничиваться одним проповедником не стоит. Например, на Конаноса есть критика, и если эту критику прочитать, то можно получить более объемное представление о ценности его рекомендаций. Среди современных проповедников, настроенных на современного человека, не подготовленного к принятию "твердой пищи", есть и другие.

Андрей Конанос прибегает к мирской психологии (он и после отказа от сана стал психологм), с ее гуманистическим стремлением обеспечить комфорт человеку. В этом кроется подмена. Нам обещана радость, но комфорта нам никто не обещал.
Дело ведь не в том, что можно читать, а в том - что нас ведет к истине. К настоящему, реальному Богу, а не к удобному и комфортному. Будете искать истину - найдете истину. Будете искать комфорт - найдете комфорт. Вопрос целеполагания.

Что касается критики Александра Торика, то я здесь скорее соглашусь с Алексеем Плужниковым (остальные его предпочтения для меня достаточно спорны). На мой взгляд, художественная ценность книг А.Торика достаточно низкая. Да, много слащавости и упрощений. Однако есть множество людей, которым книги А.Торика нравятся - это вопрос предпочтений.
Но ими нельзя пользоваться как духовной литературой и ими руководствоваться. Это художественная литература, у нее свое место.

Искажает ли А.Торик православное учение где-то? Я не знаю. В его книге "Димон" я позабыла все, осталась в памяти только его версия мытарств, где душу человека бесы будут не только пытать, но и заманивать искушениями. Сейчас, когда мне очень хочется пирожных, и не любых, а совершенно определенных, я все думаю: вот помру, а мне устроят иллюзию с чайным столиком и тем самым пирожным, которое из детства, и ведь не факт, что не попадусь на удочку :)

На днях читала Серафима (Роуза) "Жизнь после смерти". В принципе он тоже писал о возможности искушений после смерти, когда бесы будут обманывать человека, чтобы его соблазнить. То есть этот момент в "Димоне"- изображение мытарств, может и имеет под собой основание. Относительно остального - не знаю. Это лишь художественная литература. У нее свое место.

В своей книге Серафим (Роуз) касается также и стремления человека к комфорту и в связи с этим - готовности полагаться на чувственное восприятие "мне хорошо, радостно, спокойно" как на истину в последней инстанции и через это обманываться.

В духовной жизни нужна осторожность, внимательность и трезвость.
 
Православный христианин
Можно ли продолжать руководствоваться в духовной жизни статьями бывших священников (Андрея Кононаса, Алексея Плужникова), основываясь на том, что эти статьи были написаны ими в период священства и опубликованы на православных сайтах?
Мое личное мнение: нет и категорически нет. Очень много святых отцов. Их не перечитать)
 
Православный христианин
Ника, я думаю, можно. Как пример могу привести Оригена. Насколько мне известно, многими его трудами продолжают руководствоваться, не взирая на то, что он впал в ересь.

Да, а ещё я в духовной жизни руководствуюсь книгами Клайва С. Льюиса, который вообще не был православным. И делаю это с одобрения священника.
Не могу сказать, что я руководствуюсь книгами Клайва Льюиса (разве что "Письма Баламута" могу назвать как мое личное духовное руководство), но читала с удовольствием. И Хроники Нарнии, и Космическую трилогию, и по греческим мифам "Пока мы лиц не обрели". Сильный христианский писатель, неудивительно, что священник одобрил его чтение.
 
Православный христианин
Читать можно все. А вот руководствоваться... Критичный ум не нужно выключать. И ограничиваться одним проповедником не стоит. Например, на Конаноса есть критика, и если эту критику прочитать, то можно получить более объемное представление о ценности его рекомендаций. Среди современных проповедников, настроенных на современного человека, не подготовленного к принятию "твердой пищи", есть и другие.

Андрей Конанос прибегает к мирской психологии (он и после отказа от сана стал психологм), с ее гуманистическим стремлением обеспечить комфорт человеку. В этом кроется подмена. Нам обещана радость, но комфорта нам никто не обещал.
Дело ведь не в том, что можно читать, а в том - что нас ведет к истине. К настоящему, реальному Богу, а не к удобному и комфортному. Будете искать истину - найдете истину. Будете искать комфорт - найдете комфорт. Вопрос целеполагания.

Что касается критики Александра Торика, то я здесь скорее соглашусь с Алексеем Плужниковым (остальные его предпочтения для меня достаточно спорны). На мой взгляд, художественная ценность книг А.Торика достаточно низкая. Да, много слащавости и упрощений. Однако есть множество людей, которым книги А.Торика нравятся - это вопрос предпочтений.
Но ими нельзя пользоваться как духовной литературой и ими руководствоваться. Это художественная литература, у нее свое место.

Искажает ли А.Торик православное учение где-то? Я не знаю. В его книге "Димон" я позабыла все, осталась в памяти только его версия мытарств, где душу человека бесы будут не только пытать, но и заманивать искушениями. Сейчас, когда мне очень хочется пирожных, и не любых, а совершенно определенных, я все думаю: вот помру, а мне устроят иллюзию с чайным столиком и тем самым пирожным, которое из детства, и ведь не факт, что не попадусь на удочку :)

На днях читала Серафима (Роуза) "Жизнь после смерти". В принципе он тоже писал о возможности искушений после смерти, когда бесы будут обманывать человека, чтобы его соблазнить. То есть этот момент в "Димоне"- изображение мытарств, может и имеет под собой основание. Относительно остального - не знаю. Это лишь художественная литература. У нее свое место.

В своей книге Серафим (Роуз) касается также и стремления человека к комфорту и в связи с этим - готовности полагаться на чувственное восприятие "мне хорошо, радостно, спокойно" как на истину в последней инстанции и через это обманываться.

В духовной жизни нужна осторожность, внимательность и трезвость.
Жанна, огромное вам спасибо за столь полный обстоятельный ответ!
Вы, конечно же, правы - вопрос целеполагания является основным в выборе духовной литературы. И важно уметь анализировать прочитанное, полезно оно или же нет для достижения твоих целей. И отказываться от неполезного.
Вспоминая статьи Андрея Конаноса, сейчас понимаю, что они более душевные, чем духовные. Как, впрочем, и тот же "Димон", и другие книги о.Александра Торика. Разница в том, что А.Конанос проповедует, учит, а о.Александр в "Димоне" сразу заявил, что это сказка и не претендует на роль духовного руководителя. Думаю, подобные фэнтезийные истории имеют право на существование и уж точно не заслужили название "псевдоправославных". Это художественная литература, как вы верно заметили, а не серьезные духовные труды, требующие доскональной разборки на соответствие православным догматам.
А Серафима (Роуза), "Жизнь после смерти", я когда-то читала. Там еще в приложении было описание мытарств блаж.Феодоры и по этому описанию я достаточно долго выстраивала свою исповедь. Потом нашла книгу о.Иоанна (Крестьянкина) о том как исповедоваться по Заповедям Божиим и переключилась на эту схему.
Еще раз спасибо за ответ, очень душеполезно было узнать ваше мнение.)

Мое личное мнение: нет и категорически нет. Очень много святых отцов. Их не перечитать)
С одной стороны вы правы. Но иногда очень хочется почитать что-то более близкое к нашему времени и не столь сложное в понимании. Вот и ищу для духовного чтения более современных православных авторов.

"Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни", - писал святитель Игнатий (Брянчанинов).
Тогда для нас больше соответствует св.преп.Паисий Святогорец и о.Иоанн (Крестьянкин). Они ближе к нам по времени жизнии пониманию наших условий.
 
Православный христианин
Тогда для нас больше соответствует св.преп.Паисий Святогорец и о.Иоанн (Крестьянкин). Они ближе к нам по времени жизнии пониманию наших условий.
В том то и дело. Очень много отцов в 20 веке живших, которые подвигом добрым подвизались и жизнью своей подтвердили святость.
 
Ника, я хотел бы отдельно поблагодарить Вас за упоминание книги "Димон". Прослушал в аудиоформате. Понравилось. Похоже, наши вкусы здесь совпали. А кого ещё из авторов жанра православное фэнтези Вы могли бы порекомендовать? Заранее благодарен.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Ника, я хотел бы отдельно поблагодарить Вас за упоминание книги "Димон". Прослушал в аудиоформате. Понравилось. Похоже, наши вкусы здесь совпали. А кого ещё из авторов жанра православное фэнтези Вы могли бы порекомендовать? Заранее благодарен.
Рада, что вам понравилось.)
Юлию Вознесенскую почитайте, Мои посмертные приключения и дилогию Путь Кассандры и Паломничество Ланселота - думаю, тоже хорошо пойдет.)
 
Рада, что вам понравилось.)
Юлию Вознесенскую почитайте, Мои посмертные приключения и дилогию Путь Кассандры и Паломничество Ланселота - думаю, тоже хорошо пойдет.)
Благодарю. Принято к исполнению!
 
Сверху