Всё познаётся в сравнении

Тема в разделе "Культура и искусство. Икона как образ", создана пользователем Кирилл, 15 май 2017.

  1. Кирилл

    Кирилл Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Из книги прот. Максима Козлова:

    В храме в процессе ремонта оказались соседствующими на сводах две разновидности лепнины: сталинский «вампир» (под ампир), доставшийся нам от советской эпохи и ампир настоящий, восстанавливаемый, как он был в тридцатых годах позапрошлого века. И то, что виделось прежде вполне приличным и даже вызывало рассуждения, не стоит ли и оставить, обнажилось в своей убогой подражательности и вторичности.

    Так Петергоф кажется великолепным, пока не увидишь римских фонтанов, так Казанский собор на Невском неплох, пока колоннада Бернини не распахнет тебе объятия на площади собора святого Петра, так современные греческие богомазы кажутся продолжателями традиции, пока не побываешь на Афоне, так довоенное советское кино вызывает симпатию, пока не посмотришь голливудские прототипы, так акафисты XIX-XX веков кажутся богослужебными песнопениями. пока не прочитаешь византийские кондаки и икосы Исидора Бухира и Филофея Коккина, так тех, nomina коих sunt odiosa[1], можно принять за богословов или учителей духовной жизни, пока не прочитаешь Фуделя, Эмилиана Вафидиса или Иустина Поповича, так «Лада» — автомобиль, пока не сядешь за руль «тойоты», так напиток из Краснодарского края терпит именование «вино», пока его не сравнили со сбором итальянской лозы, так слышимое в здании на Охотном Ряду – опера, если не поставить диск с Чечилией Бартоли, так ХХС грандиозен, если не войти под своды Айи-Софии. Дурное время, когда искореняется вкус к подлинному.

    [1] Nomina sunt odiosa - не будем называть имен (лат.).

    Источник: http://nikeabooks.ru/books/proza-i-...-shtuka-nelineynaya-rasskazy-i-vospominaniya/
     
  2. Феофилакт

    Феофилакт

    Крещён в Православии
    Все познается от душевного и физического состояния познающего, и самое главное от духа предмета познавания. Кому-то голодному и кусочек хлеба сладок и сытен ,а кому-то постоянно пресыщающемуся и явства не в радость. Кому-то Троица Рублева душу греет, а кому-то и мазни Босха мало для распаленного восприятия. Кому-то глубину ума открывает молитва Иисусова, а кому-то горы томов надо прочесть чтобы ничего и не понять. Всегда ли качества более эстетичные, яркие, комфортные, вкусные, эмоциональные - есть показатель подлинности предмета, а тяга к ним показатель вкуса? А Христос не родился ли он в хлеву, блистал ли он красноречием в проповедях, освободил ли от ига рабства своих соотечественников, был ли он одаренным философом как до него, или искусным правителем-вождем, и не умер ли он позорной смертью? А лжемессия будет полным антиподом Христа. И не будет ли он выглядеть более подлинным в умах несведущих? Поэтому я согласен все познается в сравнении и рассуждении... для чего мы живем для удовлетворения себя или для приготовления к жизни вечной
     
    Игорь К. нравится это.
  3. Николай Крюковский

    Николай Крюковский

    Православный христианин
    Можно наверно сравнивать еду, питье, архитектуру, ланшафты.... Но что касается духовного и человеческого, то давно сделал для себя вывод, сравнение это что нинаесть самое настоящее зло и лицемерие.
     

Поделиться этой страницей