ВЗЫСКУЯ ЛЮБВИ Духовные стихи

Воронеж
Православный христианин


БРАТСТВО


Вы, жившие на свете до меня,
Моя броня и кровная родня
От Алигьери до Скиапарелли,
Спасибо вам, вы хорошо горели.
А. Тарковский

Стихи — чумазые головотяпы —
Без спросу лезут в тот неравный бой,
Как пацанва бежит вослед этапу,—
Удрать на фронт — за батьками — гурьбой!

А на войне — такие переборы...
Куда там — розги... рвутся дерева.
Куда там — гвоздь в штанину на заборе…
– Чего раскисли, шустрая братва?

Но нос подтёр подолом конопатый,
Шмыгнул ещё... Хлебнул и он войны.
И – ничего. Хоть малые ребята —
Не подведут российские сыны.
3 января 2005


РАСПУТИЦА

Грязные сумерки. Мутное небо.
Грохот сосулек и ватная мгла.
Дальних сирен гробовые распевы.
Башни ближайшей пустая игла...

Что нам — покой, и уют, и жилище —
Сосен ли дольных таинственный ряд?
Будь ты хоть странник, хоть пахарь иль нищий —
Всякой душе они благо творят.

Дом ли квартира? И путь ли дорога?
Где ж на распутье обрящем вдали
Сердцем смиренным, водительством Бога —
Мирную гавань усталой Земли?

Ты сохранил эту тайну в Преданье —
Нам ли о том безрассудно пытать!
Мудрая пауза... Радость молчанья.
Сими отымешь Седьмую Печать.
Рождественский пост 1997


СБЫТИЕ

Когда в тиши убогого молчанья
Сомкнув уста, отторгнув суету,
Ничтожный дух вернёшь на поруганье,
Благословив святую простоту;

Когда, постыдных помыслов обилье,
Потоки скверны, подлой страсти плен,
Порывов тщету, замыслов бессилье,
Познав, простишь, как лжи последней тлен;

Когда, святой огонь от взоров пряча,
Чтоб не погас тончайший луч свечи,
В боренье сердца дух переиначишь,
Блаженный мир не тщетно испросив;

Тогда — глаголом немощным предвзято
Боясь тот дар таинственный попрать,
Над бездной, чудным пламенем объятой,
Ты станешь молча к Господу взывать...

И вновь, вкусив глоток былой надежды,
Тем попалишь последние мечты
И на заре восплачешь, как и прежде,
О дарованье мига чистоты,

Что тих и свят, как мать над колыбелью.
И беспредельна узкая стезя.
Там всё Его: покой, любовь, веселье,
И всё — Ему... Но далее — нельзя.
9 пятница по Пасхе 1998


ПАДЕНЬЕ

И обернувшись,
Господь взглянул на Петра.
Лк. 22, 61

Когда над пропастью порока
Парит восторженная нежность,
Поведав памяти глубокой
Свою былую неизбежность, —

Молчишь, боясь мечтой постылой
Спугнуть убогое деянье,
Не мысля скрыть в душе унылой
Срамных порывов одеянья, —

Свой ветхий образ восприемля,
Не ждёшь прощения тому.
...И нам ли знать, что Ты отъемлешь,
И не воздастся никому...

Но падши в бездну и восставши,
По новой всплачешь о грехах,
И что приял уже отпавши,
Уж не забудешь впопыхах.

И тех познаешь согрешивших,
Что возлюбили то боренье,
И силу в немощи вкусивши,
Воспели Богу в озаренье.
Петров пост 1998


ПОСТАВЛЕНИЕ

Опечалился Пётр,
что Он сказал ему
в третий раз:
любишь ли ты Меня?
Ин. 21,17

В земных скорбях — и искра Света
Способна сумрак просветить
И велеречия наветы
В деянье Божье обратить.

И Он восставит из паденья
В конце концов — на стыке слов,
И предрассветное боренье
Восполнит истинный улов.
Петров пост 1998


МОЛЕНЬЕ

Друзей былые попеченья,
Как суету, не вспомнишь больше в огорченье,
А ближних скорбное презренье
Сочтёшь за Божье милосердное даренье.

О Боже! путь нам укажи,
В нужде и скорби поддержи,
Грехом ниспадших, не отринь
И в день печали не покинь.

Родных вражду и исступленье,
Как бремя лёгкое, приемлешь в искупленье,
Единоверцев оскорбленья
Да будут в вере Православной утвержденьем.

Все окружающих хуленья
Почтишь как дар от благодетелей спасенья,
И мудрых века поношенья
Воспримешь истины Христовой подтвержденьем.

Позор и внешние гоненья –
Не устрашат, и да возлюбим всё творенье,
И все возможные коренья,
О Боже, дай перенести с благодареньем.

Все духа злобы ухищренья
Дай одолеть Твоим Господним поможеньем.
Даруй отраду в искушеньях –
Исполни душу благодетельным смиреньем.

Достойных братьев обличенья
Возжаждешь, как благого Божья попеченья.
Очисти наши согрешенья –
Неистощимо к нам Твоё благоволенье.

Любви Божественной горенье
Вдохни в сердца, да будет щит и огражденье.
Твоё святое дерзновенье
В молитве дай — юдоли скорбных во спасенье.

Твоё Превышнее Свершенье
Во всём яви, да возгласим Тебе хваленье.
И наше мелочное рвенье
Прости —
убого земнородных прославленье...

О Боже! путь нам укажи,
В нужде и скорби поддержи,
Грехом ниспадших, не отринь
И в день печали не покинь.
Аминь.
июль 1998


КАНУН ВОСТОРГОВ

Любви Божественной начало
Вкусив, — не вздумай передумать,
И что наивно восхищало,
В ночи познаешь мрачной думой.

Но свет от этого не гаснет,
Но взыщет после Свет Творенья.
Костёр неведенья — опасен,
И скорбь, и радость – только лишь боренье.
Задонск, храм, перед отъездом 14 июля 1998 г.


НА СТЕЗЕ РАЗГОВОРОВ

монаху Лазарю

Возлюблен ты — любить не прекословь,
Вкусив любовь — любовью не гнушайся.
Не ветх закон тот, к счастью, он таков,
Что Тем вручён, Кем веруй и смиряйся.

Напрасный слой веками созидая,
В том обеспечим доблестно тылы.
Но Истине не леностно внимая,
Лишь Тем взойдём — на кончике иглы.
1 сентября 1998
Задонск



ПРЕДУВЕДЕНИЕ

В том даянии всяко возможно,
Но в районе стихийного бедствия
Не познаешь той хмари дорожной
И тех ветхих провалов последствия.

Лишь попомнишь потом — да рассеются
Тех исполненных дней наваждения,
И как семя от плевел, — провеются
От воззрений иные прозрения.

По дороге той по просёлочной
Кто пройдёт не уставши быть сволочью,
И кому — не в ребро ль копытами,
Не в лохань — свиньёй подкорытною...

Кто пихается, этот — ласкается,
А тому — в землю бух — век бы каяться.
Все повинны всем. Всем — и маяться.
Не видать лица... Не отчаяться...

И молчи — не познать, что итожится,
Но как струи фонтана — умножится
То ли дар, то ли зов — сила Божия.
Многоточие... Страх... Осторожнее...
октябрь 1998


УСЕКНОВЕНИЕ

Инне

Бездельно — времени сужденье,
Упрямство праздного ума.
Бездарный суд — людское мненье,
Но лести жаждет сердца тьма.

И древний помысел — в смятенье,
И мудрость плоти – тёрн страстей –
Пустой души окамененье,
А опыт ранней лжи — ничей.

Ища былого услажденья,
Изнемогает ветхий ум,
А за спиной — маячит тенью
Содомский вихрь иль мира шум.

И как понять, где подтасовка,
Отъятой скверны не желать...
Но враг – сплетает мысли ловко
И наваждений строит рать.

Каприз больного своеволья
Страстную немощь обнажит,
Гордыню там, где был доволен,
И мелкий страх, и липкий стыд.

И обличит превозношеньем,
Воздвигнув в мыслях злую брань,
Мечту отторгнувши томленьем,
Родное свинство — ткнув в лохань.

И лишь в начале — нет ошибки,
А там — безмолвья правый дар,
Христовых слов — и фразы сшибка,
Отца Ревнителя удар.

Но Кто воззвал, Тот плеть сомненья
Подъял совсем не ради мзды,
И Божьей Правды обретенье —
В награду верным за труды.
декабрь 1998
Задонск, храм




НАЧАЛО ТИШИНЫ

И возвеселишася, яко умолкоша,
и настави я в пристанище хотения Своего.
Пс. 106,30

Молитвенный строй — в безмолвье,
В попранье истёртых словес.
В молчание Словом уловлен,
Стыдишься воззренья небес.

И взор повергается долу,
И мысль — как в теснине росток,
И миг возрастания — долог,
И Некто исчислит Свой срок.

А мир — не щадя ни минуты,
Потребует враз своего,
И вечный должник ты кому-то,
И предал — не весть и кого...

А сердце — не знает покоя,
Томится в предвестье любви,
И тайну до время сокроет,
Предвидя невиданный сдвиг.

Бездумье — безверью загадка,
И крут бессловесья позор.
Но Божье ли поприще — гладко…
Пока же — уста на запор.
январь 1999


ПРОПЕДЕВТИКА

Ты учишь любить и терять:
В потере — любви обретенье.
И вроде бы — нечего дать,
Но Богу вверяем сомненья.

Земное томленье и грусть —
Отторгнет, вменяя в усладу.
Забудь, что учил наизусть:
У Бога и помнить не надо.

Зачем-то задержим восход,
Считая потери и сроки,
А после — стоим одиноки,
Не помня, что Он — ещё ждёт...
Неделя Всех святых 1999


ЗАГОВЕНЬЕ
(полночные стихи)



Господь, создавый свет и тьму!
Ночь по веленью Твоему
Простёрлась властными крылами.
Простри же длань в сей грозный час,
И Твой покой объемлет нас
С пустыми нашими делами
Гуго Гроций. Вечерняя молитва.

Нидерланды, ХУ11 в.


Ты снова взываешь ко мне из пустыни,
Покуда светильник ещё не потух.
От радостей травных вкусивших унынья —
Приемлешь в Твой кров, расточив суету.

Словес непорочных довлеет загадка:
Но где ж ты, Давида блаженный иссоп?
В Писанье — закладка. Но в сердце — заплатка…
И словом, как встарь, содеваешь потоп.

Омыет слезами иль грязью умоет —
Никто не познал путеводных Его.
Но в том предочистив, Дух Божий откроет
На твёрдом распутье познать: Кто — кого...
Преддверие Петрова поста 1999




«ЦАРСКИМ» ЛИ ПУТЁМ?

На обочине, в теснине иль в канаве посреди чертополоха —
То метель в лицо, то зной, то ветер в спину...
Это, может, хорошо, но, вероятней, всё же — плохо,
Что нигде никак не встретишь, не познаешь — «золотую» середину...

Чуть приблизился к серёдке и удачно разместился, тут же — дрыном
Получил — и полетел опять в кювет, считая кочки,
И барахтаясь, влип по уши всё в ту же грязь и глину,
В ту же жижу, где намедни кутырялся до той пагубной отсрочки.
Петров пост 1999


ВОСШЕСТВИЕ

И сказал Иисус:
на суд пришёл Я в мир сей,
чтобы невидящие видели,
а видящие стали слепы.
Ин. 9,39

«Прямая улица в Дамаске»…

Сквозь гвалт мерцающей толпы

Бреду, сквозь поздние раскраски,
Ступая тихо, но с опаской
Стезёй, где стронуты столпы...

И к древней трассе припадая,
Всё больше — ниц: с колен ли встать!
Душа идёт, впотьмах, босая,
Чтоб след, здесь впаянный, читать.

И в кутерьме тысячелетий,
Под гром восточных колесниц
Тот Дар Христов желает сретить
Во мрак распахнутых ресниц;

Чтоб чешуя от глаз отпала,
Пришёл неведенью конец
И Света Нового начало
Познал неправедный истец.

И как слепец в Иерихоне,
Молю, прорвав прещений сеть,
Упав на Савловы ладони:
«Учитель! чтобы мне прозреть!»
Петров пост 1999



КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ?

И выйдя из лодки,
Пётр пошёл по воде
и подошёл к Иисусу.
Мф. 14, 29

Оно познаётся — и тут же уходит.
Умом прекословным — его не понять.
И в том — услажденьем — родит безысходность,
И... точками строчки ложатся в тетрадь...

Впотьмах — дарованье приемлется вволю —
Безмерность, затмившая сердце и ум.
Но шалостью лёгкой — пустым своевольем —
Нас в море забросит — грести наобум.
Петров пост 1999


ЧАС ИССТУПЛЕНИЯ

Стрелы Вседержителя во мне;
яд их пьёт дух мой;
ужасы Божии ополчились против меня.
Иов. 6,4

Ах, чем бы Тебе, Боже, угодить...
И рвёшь рубаху, и шасть на плаху.
Душою, что ль, чего там — дорожить...
И враз с размаху, и трах без страху...

И сразу — нападение одно:
До отвращенья коловращенья.
«Фильм ужасов» — немое то кино.
И откровенья, как наважденья.

И вновь — на свои прежние на пять...
Который рядом — поможешь взглядом.
Молчком терпи, возропщешь — всем страдать.
Кому — награда, Ему — не надо.

Ты сам комедью эту сочинил,
Да вот не знаешь, где нужный клавиш.
В грязи, ползком, брести уж нету сил.
И так взываешь, ну просто лаешь.

Никто не спросит. Ты не отвечай.
Не спорь напрасно. Давно всё ясно.
Избитых фраз в мольбах не расточай:
Просить — опасно, иметь — ужасно.

Но — как бы не подумал кто чего —
Ловчишь легонько и врёшь тихонько.
Простили б тех, предать успел кого...
Простите, братья, мне те проклятья.

А там, за гранью, сквозь шрапнель реприз,
Сквозь мрак и тленье, сквозь тёрн сомненья
Свой опыт ветхий — окровавив — вниз
Прольёшь с хуленьем, ниспав к Коленям.

Молчи уж, зол исполнена душа...
Витийства — слишком, да слаб умишком.
Открыл бы, Боже, правду, — чем дышать...
Чего там шишки... Без передышки...
1999


В ОТРЫВЕ

Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился:
под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко,
ибо Ты исполнил меня негодования.
Иер. 15, 17

Земные радости сокрылись тишиной,
Но страждет плоть — бунтует, вопиет и внемлет,
И хлипкое её стенаньице, как капли звук пустой,
Душа — избранница лукавая — на дно своё приемлет.

Напрасное воззренье гасит луч любви,
Готово с дерзких уст сорваться хульное проклятье,
И вот душонка мерзкая стремится сделать вид,
Что вроде ничего... Бывает... И не стоит удивляться...

В пустыне каменистой, в изнуренье от зияющих страстей,
Ниспав с высот мечтаний в гной прокисших вожделений, —
Молчит... И взор потухший — озлобления слеза туманит ей.
И не поднять главы... И не восстать с коленей...

Но память прежних лет она, в отчаянье, хранит.
Греха позор вкусив, в былой мечте не закоснеешь.
И нам ли трепеща искать иных орбит...
Приемлет сих Господь — причтя к тому злодею.
1999


В ВЕРТЕПЕ

Пролию пред Ним моление мое,
печаль мою пред Ним возвещу.
Пс. 141,3

Привычная мысль о комфорте
Снедает весь праведный пыл.
И зиждется мизерный фортель
В пыли, если пыл поостыл.

Пред Вечностью — те же уловки,
Попытки восполнить «своё».
Но явит лишь Бог подтасовки,
Чтоб вражье зафлажить враньё.

Свободы ища и покоя —
Не в плен ли к себе норовим?
И кто нас тогда удостоит —
Терпенья, смиренья, любви?

И кто — по головке погладит,
И кто — комплиментик вручит...
Не ведая, гадим надсадно,
Но только ли делаем вид?..

Намерений пук — на безлюдье,
Как плеть, по щекам просвистит.
И так ли я, скажешь, паскуден?
За что, почему я так бит?

Но битому быть, и безвольно
Терпеть вперемешку ту шваль.
И где ж та свобода — без боли?
Иль всуе — по Бозе печаль...
1999


ФРАГМЕНТ БОРЕНЬЯ



Помыслы в сердце человека –
глубокие воды,
но человек разумный вычерпывает их.
Притч. 20, 7

Новый поворот всё той же старой гранки:
Клейкие мечты, аляпистый восторг,
Муторный поток идеек наизнанку —
Путаной петли шершавый перебор.

И со дна души — как труп давно забытый,
Тот зловонный всплеск всех мартовских страстей,
И себя познаешь — дрянью подкорытной,
Падкой на навоз отторженных сластей.

Мира ветошь — помысл — вдруг волной накроет
И всю грязь потопную в сердце обнажит.
Ведает Господь и знает – чем отмоет,
Чтоб, истлевшим похотью, с Ним потом ожить.
1999

НАШЕСТВИЕ

Бог сотворил человека правым,
а люди пустились во многие помыслы.
Еккл. 7,29

Нечистота моя опять восстала на меня,
И ветхий помысел — как тень ветвей над Евой,
Как зависть змиева, язык того огня,
Касанье адской скорби — ниспосланье Божья гнева.

Опять — гнетут-хулят, опять — тревожат и винят,
Разнузданная похоть — как прорыв морской плотины,
Как мутный водопад былых мыслишек невпопад,
Как древний грех одежд — попранье Божьей глины.

Приди, Единый Благ, О Боже, защити!
Колена преклоняю у разливов Междуречья.
Очисти праздный ум, стопам направь пути
И помоги снести души земной увечье.
Великий пост 2000


ГРОЗДЬЯ

Дому ради Господа Бога нашего
взысках благая тебе.
Пс. 121,9

Если пришла ко мне кара моя —
Мне от неё не уйти.
Опять удлиннились пути бытия
И голос тот верный затих.

Если приблизилось бремя страстей —
Пусть жалят по-прежнему в плоть.
И ты — сам-третей — всё такой же ничей,
О чём и поведал Господь.

А если расхищен последний оплот —
То время ненастных годин.
Не в радость приемлем сочащийся плод,
Но вземлющий — знает один.
Великий пост 2000


ПЕРВОПУТОК

Как по проводу — по первопутку
Без поддержки шатаясь идёшь.
Глушь и тьма. И смешно или жутко,
А в напарники — правда иль ложь?

Путь отмерен ли, нет... Только — верою
За Тобой бы поспеть по пятам.
Но дерзнёшь ли — слабак неуверенный...
Только Бог — предуведомит Сам.
Великий пост 2000

ВЕНЕЦ

Положил еси на главе его
венец от камени честна.
Пс. 20,4

Ты меня увенчал недостоинством —
Недостоинством падшей любви.
Надмевается кислое воинство,
Чтоб не склеить души половин,

Не составить иным составлением
Тех воистину явленных слов,
Не окинуть трепещущим зрением
Вековечной Основы Основ.

Так за что же, какими судьбами-то?
Как отторгнуть терновый недуг?
...И сквозь бездны мерцающей памяти
Словом Божьим колеблется слух...
Великий пост 2000


НА КОНЕЦ УНЫНИЯ

Ты ни прибылью не усладился,
Ни убытком досадован не был.
Всякий раз — изнывал ли, гордился —
В том томилось Предвечное небо.

Не метался, не плакал, не бился,
Как в силки угодившая птаха,
Но прощаясь, простил и смирился,
Величаясь крестом или плахой.

Сквозь туманы разрозненных бдений
Не отринул всесветлых созвездий,
И тропой небесплодных сомнений,
Спотыкаясь, восшёл к Благовестью…

Тем путём — не пройти по науке,
По пространным и нудным канонам.
...То ли терпкая радость, то ль муки —
У Колен Его вспыхнувшим стоном...
19 июля 2000


НАСТАВНИЧЕСТВО

Опыт придёт — сквозь досаду,
Опыт придёт — сквозь вину.
Сквозь перепады бравады
Встретишь и брань, и осаду,
Встретишь хулу — не одну.

А под ногой — не столетий —
Мира незримый костёр.
Чем-то Он видимо светит,
Тот, пред Которым в ответе,
Тот, Кто десницу простёр.

И не взыскуя награды
В вечной неравной борьбе,
Сбросив иллюзии «сада»,
Скажешь: нам то, что «не надо».
Господи, слава Тебе!
Успенский пост 2000


В КРУГУ ПОМЫСЛОВ

Тонкой нитью неразумья
Не сойти ли нам во ад...
Одиночество бездумья —
В том и мысли говорят

О забвенной дряни поздней
И отчаянье взамен,
И о гнева Божья грозди —
В исцеленье от подмен.

Ум надменный – не восплещет,
Не восплачет, не вспоёт,
И душа – не вострепещет,
Вдруг лишившись праздных льгот.

Заступив на место братий,
Не исполнишь их обряд,
Не отторгнешь тех заклятий –
Лишь пометишь внешний ряд.

Ярус первый — не подспудный,
Но, как встарь, — рванёт живьём,
Обнажая знак нагрудный —
Кровоточащий проём.

Боль не вспомнит, чем утешить,
Слов понятных не найдёт.
Помнит только: грешен, грешен...
Всё ведь Богом...
Всё пройдёт...
21 —22 июля 2000


ВМЕСТО ЖИЗНИ ВЗАМЕН

За порогом безмолвья грядёт чистота,
И таинственный лик осияет ступени.
Гул далёкой вселенной свет луны облистал,
Усмирив суету тихой звёздною сенью.

Отвратиться нечестья настала пора,
Средь молчанья понять, невзирая на лица,
Не без скорби проведав, где ложь, где игра,
Чтоб на путь тишины дал Господь обратиться.
2000


ГОРДЫНЯ

Величается ли секира пред тем,
кто рубит ею?
Пила гордится ли пред тем,
кто двигает её?
Ис. 10,15

О Раздатель бесчисленных милостей,
Сам — Источник несметных наград,
Сам — Причина всего, что явилось, Ты,
Сам — творенья превысший стократ, —

О, смири эту падшую, подлую,
Всю истлевшую в бездне страстей,
Эту душу — пустую, неплодную,
Что всех лютых на свете лютей!

Отыми, что имею, — не много ли
Даровал Ты, явивши на свет?
Персть и пепел...
Гордишься, убогая,
Тем, чего в тебе сроду-то нет.

Восскорбев о ничтожном величии,
Попирая Превышний завет, —
Чем гордишься? Грехов неприличием —
В ослепленье поправшая свет?

Словно звери голодные, похоти
Рвут и душу, и разум, и плоть.
Трепщи ж того адского грохота!
Но — смирит тем познаньем Господь.
2000



ГРЕХ МИРА

Исчезает во спасение Твое душа моя.
Пс. 118, 81

Душа — виновница всего.
И что с того, что ты молчала,
Искала нового причала
Иль поздней гавани его?

Исшед, возьми его с собой.
Он то не вспомнит, в чём ответит,
Но знает праздные приметы
И этот древний перебой.

И как он дряхл, и как он ветх,
Что неизбывно водит-кружит,
Пока душа — не обнаружит
Себя — внутри всё тех же вех...

А потому — один ответ.
Не надо суетных пристрастий,
Но причастись Христовой части,
Чтоб с Ним сказать: Да будет свет!
декабрь 2000


ЗАБЛУДНОЕ

Не внять и не понять.
Какое заблужденье!
И в давнюю мокрядь
Опять ползёшь с тропы,

И тот же круг — опять
Сомкнётся с вожделеньем,
Забросив в ту тетрадь
Всё те же три стопы.

И снова — ныть иль ждать —
Такое упражненье.
На корточки присядь —
Лишь тем смиришь стопы.

И старый добрый ять
Поманит в отдаленье,
Напомнив, что не вспять —
Подальше от толпы.

Да что нам — тишь да гладь!
Терновое сплетенье.
И — грех в себе распять,
Но — топот от копыт...

А липкий опыт-прядь
Всё так же застит зренье,
И помыслов пестрядь
Всё так же гасит пыл.

Да кто же может знать!
Случившимся, как сенью,
Покроет ту «печать» —
Как домыслы глупы!

И с тем — вину загладь,
Ниспав к Его Коленям,
И больше не роптать,
Вкусив:
ты — прах и пыль...
Святки 2001




ИСПОВЕДНИЧЕСТВО

Исцели меня, Господи,
и исцелён буду;
спаси меня,
и спасён буду;
ибо Ты хвала моя.
Иер. 17, 14

Сквозь все надежды и обеты,
Подспудных зол переплетенье
Прозришь, как вещие приметы,
Свечение Предназначенья.

Томленье дней едва минувших,
Бездеятельных и постыдных,
Крестом сошло на наши души,
Возмерив ветхие обиды.

И не исполнив назначенья,
Лицом ниспав на то же ложе,
Всё ту же горечь отреченья
В возглавье колкое положишь.

Рукой, поникшей от усилий,
Приняв Его благословенье,
Осяжешь терпкое бессилье —
Способностью к преодоленью.

И озарится тихим светом
Пустая жуть недавней ночи,
Такой понятной и нетщетной –
Предузнанной в ряду пророчеств.
Святки 2001


ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО НАКАНУНЕ

Любовь и безделье —
сомкнулись постелью
И опытом первого, раннего сна,
Коллоидной трелью
и мерзкой апрелью,
А там и Страстная — уже не страшна.

Просторы отъяты,
и невероятно,
Что поздняя грусть — целиком на Врата.
Промозглые яти,
прогорклая ясность,
Что та же мечта,
но всё так же — не та...

Замена ступени,
подмен светотени —
Нельзя ли яснее её передать...
Пологие тени
в канун воскресенья —
И ляжет безмолвья иная печать...
2 мая 2004


СПАСЕНИЕ

Ибо Сын Человеческий
пришёл взыскать и спасти погибшее.
Лк. 19,10

Потерпевшим крушение — отблеск надежды
Явит парус, белеющий в мареве вод.
Но мелькнёт в отдаленье — а там, как и прежде,
Тот же зов приглушённый в туман уплывёт.

Сколько ж сил изнемочь положил Ты для верных,
Чтоб размётанным бурей — сойтись на борту
Бригантины Любви — и омытых от скверны
В бухту Мира введёшь, — расторгая черту...
Успение 2004



ПРИРАЖЕНИЕ

Тщеславье пока ещё не отступило,
Но тогу смиренья спешит соблюсти
И стёртые фразы лепечет вполсилы,
Растленную формулу дабы спасти.

Себя обмануть — тут нам случай поможет,
Прелестник заманит в свою колею,
Дар Божий ввергая в прокрустово ложе,
Ступеньки размерив в подножье вранью.

Довлеет ли путь — кретинизмом «уставов»
Иль молнией Божьей сверкает в ночи...
Отступно внедряя преступное «право»,
Нам права на истину — не получить.
сентябрь 2004


ТОПКИЕ ВОДЫ

Он обратился на меня
и весь день обращает руку Свою;
измождил плоть мою и кожу мою,
сокрушил кости мои;
огородил меня
и обложил горечью и тяготою.
Плач Иеремии 3,3-5

Ты предел полагаешь во плоти,
Ну а духу — какой же предел?
Поневоле иль по охоте,
Но всё так же мы — не у дел.

Всё у тех же мы — преисподних,
Надлежащих и топких глубин,
Всё кошмарнее — безысходность,
И с Ковчегом один на один.

Но была ведь пора умолчанья —

Не расчислен былой удел.
И не в Духе ли — окончанье,
Но в путех Его — кто подглядел...

Заплутали в пустыне — не боле,
В исхожденье поконченных дней,
В прехожденье ветшающей воли,
У предела, что чудных чудней.

Не понять... Не вступить, не вломиться,
Не снискать... Но Ты Сам есть обет.
И в надежде — усовершится,
Что на грани веков или ж лет...
сентябрь 2004


ИЗ ПОСЛЕДНИХ СИЛ

Рассудок изнемогает
В объятьях тугих лишений,
Беспомощность запирает
В кольцо неземных искушений.

И где ж тут взыскать надежды,
От шума тех не оглохнув...
– Молчи уж... Не те ль вам одежды —
Туга ль тебе вервь — эпоха...

Умолкни, умолкни, сомненье,
Ведь масло в огонь не случайно...
И в бездне рассудочных мнений —
Фонарик неведомой тайны...
сентябрь 2004



РИЗЫ РАЗДИРАЕМЫ

Грех, найдя предлог,
обманул меня чрез заповедь
и убил чрез неё.
Рим.7,11

Самопознаньем — грех
Родится безответно,
По множеству прорех
Вдруг станет столь приметным.

А срам родит печаль,
Взыскующую света,
Сквозь дрожь, метель, февраль
Не веря в солнце лета.

«Покрой же Ты, скорей
Души преступной бездны!
Ведь можно ж без затей!
На что б оно полезно?»

«Но кто тогда взойдёт
Тропой неисследимой,
Чтоб явлен был проход,
Где всех дано спасти Нам?»

А чистый Силуан,
Любя, не усмирился,
Что тем спасётся сам,
Но в кровь за мир молился.

И «ересью» любви
Нисколько не гнушаясь,
Стопы кладём свои
У Стоп, что не ветшают.
октябрь — ноябрь 2004



КЛЮЧЕВОЕ

Но тот, кто не идёт на риск, не любит;
Бог богословских учебников любит лишь Самого Себя,
а в Своём творении любит лишь собственное Своё совершенство.
В.Н.Лосский. «Господство и Царство (эсхатологический этюд)»

Что предначертано, — усовершится.
Сила Творенья — во власти Творца.
Высшая мудрость не в сумме традиций,
Но в освященье Благого Конца.

Не в исступленье и не в ослепленье,
Но в благосердом приятье любви
Мир облечётся в Его обоженье,
Истину Божию благословив.

И преднаправив поток озлобленья
Против надменных льстецов бытия,
Тем в совершенство восставит Творенье:
Иова ради — взойдут и друзья*!
октябрь-ноябрь 2004
*см.: «
И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев мой на тебя и на двух друзей за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, – и Господь принял лице Иова.
И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. (Книга Иова, 42, 7-10)


УСЛОВИЕ

Владимиру

На уста полагаю ладонь,
И молчанья печатью согласной
Велеречия гасишь огонь,
И свершается таинство счастья.

Но зачем нам — скажи — этот миг,
Где не плачут надрывно свирели?
Иль оркестр вселенский затих,
Иль беспарусны те карусели?


Да затем, что не кончен альбом,
Где струится печаль нерушимо,
И на праздник – друзей созовём
Под благую печать херувима.
(12 декабря 2004 г.)


ЗАВЕРШЕНИЕ

Владимиру

Не путём проторённым, а ощупью,
В стороне от житейских дорог,
С непутёвой тоской-полуночницей —
Кто б подумал, что Он — превозмог...

Не вознёс, но исполнил бесчестия,
Запрокинув в Свою колею,
И туманом укрывши созвездия,
Босиком отпустил по жнивью.

И чем дальше, тем больше — не верится,
Что бывают такие пути.
Пусть в хуле, в отступленье иль ереси,
Пусть в проклятье — но только б дойти...

Есть дорога — рывки и колдобины,
Есть паденье — и тем дорожи.
Но восставит пути неподобные,
Пролагая Свои рубежи...
16 декабря 2004


НА СПУСКЕ К МАНЕЖНОЙ

Оттого наугад не воскреснешь,
Что размеренно стонут часы,
Ради слова, и звона, и песни
Не сойти с вековой полосы.

Не избыть вековечную горечь,
Не расплавить бореньем сердец,
Не измерить всесветную гордость —
Дабы светский отринуть венец.

Не оставлены в бездне лишений,
Но пока что — недолжно молчим...
Эти звёзды в кольце Оглашенья —
Тот созвездья тернового нимб...

Верен Бог... Пусть тесна власяница,
Пусть нетвёрды над бездной шаги...
Только узкий просвет — сохранится,
Да не ведаем тропок других.
январь-февраль 2005


ПО ГЛАСУ СВЯТИТЕЛЯ

Входите в ваши преисподни,
С тем не окончив дней Господних,
Не попалив пороги рая,
Душею ветхой умирая.

Спасите миру эти души,
Глаголу Божию послушав,
Отбросив страхи преисподних,
Дню Божью служите сегодня.

Душа, ты подлая злодейка,
Не отсидишься на скамейке,
Ступай туда стопою тихой,
Как и велит великий Тихон.

Не бойся — огнь её не вечен,
Лишь сгубишь страсти человечьи,
Найдёшь себя в горниле чистой,
Произрастившей зёрна истин.

А с тем — и истину Блаженства
Познаем в меру совершенства,
Свергая пошлые кумиры,
В свечу свободы будем миру.

И станем — лик неуязвимых,
Имея свет неугасимый.
Не отвергайтесь преисподних,
Да будет в вас огонь Господень.
Свт. Тихона Задонского, 2005, во сне


БЕЗЛЕКАЛЬНОЕ

Преимуществовать в духе
Станешь там, где взыщет плоть
Все промеры и прорухи —
Эту подлую щепоть.

Как измерить душу пядью —
Весь искромсанный лоскут,
Не расшитый древней гладью, —
Дни, как пяди, протекут.

Обойдёмся поневоле
Без устойчивой канвы,
Без намёток древней роли —
Не сносить бы головы...

Но пока ещё досада
Неизбывно гложет плоть, —
В том не пользует услада,
Но взыскует то Господь.
1 сентября 2005



ПРЕВРАТНОСТЬ

Отдавшись на Божию волю —
Жилищем лукавого стать...
Как пёстрый лоскут преневолить
Отбросить сомнений печать...

Каким руководством к деянью
Превышний пребудет глагол,
Когда ты — с невысохшей дрянью –
В преддверье Его не восшёл...

Когда — вразумляем Любовью —
В гордыню всесветную впал...
И меркнут все те славословья,
Как в буре — спасенья сигнал...

И сквозь перепады зловерья
Лишь вдаль устремляясь мольбой,
Попробуй Ему не поверить,
Когда Он
и в этом —
с тобой...
сентябрь 2005


МНОГОМОЩНОЕ

Яко помышление человеческое
исповедается Ти,
и останок помышления
празднует Ти.
Пс. 75,11

Самое страшное таинство —
Есть созерцанье себя.
В том не обряд величается,
Но ритуалы скорбят.

Плавится в духе материя,
Но сопрепятствует Дух.
Схлынет былая уверенность,
Если вместилище двух

Стонет, кренится и — падает!
Новая станет волна,
Но и она не порадует —
В бездну завертит до дна!

И ни Петром, ни Ионою –
Из глубины не воззвать.
И осмеют подзаконные,
И не спасёт «благодать».

Вязкое, злое, липучее —
Смрадом достигнет костей,
И понадейся на лучшее —
Только восстраждешь лютей!

Сбросишь былое оружие:
Уж ни копьё и ни щит —
То, что блистало наружностью —
На глубине не хранит.

Где там омыться иль выстоять,
Где там — «доколе» — молчи...
С тем ли изыдешь, нечистое,
Помыслом древним в ночи...

Да от себя ли сокроешься!
Страшную тайну открыв,
Испепелив недостоинством,
САМ — оправдает прорыв.

И не помянет ничтожества:
Уж не рабы, но друзья.
«Вскую оставил, о Боже, нас?»
Но — «Будет воля Твоя!»
октябрь 2005


ОПЫТ ПРИКРОВЕННЫЙ

Подвиг падать и — незримо —
Растворяться в небесах
Сквозь пучки земного дыма
В переборах-пережимах
Этой похоти впотьмах —

Никому не даст отчёта,
Сколько слов о том ни лей,
И погрязнет в анекдотах
Та сверхмощная работа
У распахнутых дверей...
19 февраля 2006


В ТАКУЮ РАНЬ

Таково Царство Божие:
оно подобно человеку,
который бросит семя в землю,
и спит, и встаёт, ночью и днём,
а семя всходит и тянется вверх,
он сам не знает как..
Мк. 4,26-29

На рассвете тягостней истома,
Как на плечи вверенный исход,
Как наследье долгого погрома,
Как нездешний куль невпроворот.

За туманом горше передышка,
Чем намедни кто-то ожидал,
И хватил, пожалуй, даже слишком,
Как иной бахвал и хвастунишка, —
Где ж твой стан... Иль хоть бы перевал...

Как по мере бедствий и ошибок
Поневоле как-то возрастал,
Так и тут... Не то чтоб очень зыбок
Этот путь... Но кто ж его познал...

Посредине фраз и разнобоев
Научись по-новому дышать
И ступить туда, где наших двое
И где слово слышится иное,
Но всё тянет в землю та же кладь...

На беду — а, может, и на счастье —
Вот опять встречаюсь я с Тобой
И стыжусь — Твоей причесться части,
Оттого вскипают те же страсти,
Оттого так нужен этот сбой...
20 февраля 2006


ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ

Я ведь не знаю, что совершаю;
ибо не то делаю, что хочу,
а что ненавижу, то делаю.
Рим. 8,15

Познай себя в своём грехе —
И ты уже вкусил блаженство.
Как мало в том ты был почтен,
«Спасённый» прежде совершенства...

Какой ты мерой сопричтён
Твой грех приемлющему Богу,
Который — окроме рождён,
Возжаждал с нами слишком много.

И быв без меры удручён
Сознаньем прежнего сиротства,
Вознёс Отцу тот жуткий стон
За грех былого первородства.

Познай и ты... Грехом — во грех
Войди, вкусив того проклятья.
В кровавый миг ко Спасу всех
Взойди — в Пречистые Объятья.
Великий пост 2006



ВРАЧУ ДУШ И ТЕЛЕС

Ты посылаешь грех — во исцеленье
Затем, что Сам сумел его простить,
И отверзаешь неослабно зренье,
Чтоб не свернуть потом на полпути.

Подводные стремнины ведает лукавый:
В душе растленной — столько всяких зол!
И чашей сладкой поднесёт отраву,
Как некий дар иль праведный глагол.

И как понять тот строй велеречивый,
Когда «добро» вменяется в хулу,
Когда «грехом» творится Божье диво,
Как некий взрыв во вражеском тылу!

Живит Господь... Но всё ж — томит сомненье,
И как постичь тот искренний предел...
Но явит Сам — как высшее прозренье —
Благую славу тех неявных дел...
16 сентября 2005


ИСТОКИ БЕСПЕЧНОСТИ

Библейский опыт есть канун отрыва:
В корабль на суше заступает Ной,
Харран бросает внук чадолюбивый,
К земле Рахили повернёт иной.

Коль скорбен дар — неявно Усмотренье,
Нелепо слово о стезях Творца.
Уничижит неведомым бореньем,
Чтоб дать в итоге — молча прорицать...

Но всякий раз — отчасти лишь страдаем,
Стыдом кровавым — общники Ему,
И снизойдёт —
о Чаше с Ним взываем,
Доколь не знаем, «как» и «почему».

Просчёт лукавый тем и упразднится,
В путях завзятых не взойдёт Глагол.
Но семя веры там взрастёт сторицей,
Где смертью знанья колос превзошёл.

Познанье Духа в слепоте Исхода
Несёт прозренье у колен отца,
Пока смягчится мёртвая природа
И брата в вере — обоймёт Исав...

Р.З. Опыт воззванья — иными путями
Взыдет в достоинство славы Его,
И да созиждет Своё «на том камне»,
Дабы и нам «не искать своего».
6 августа 2006


КАТЕГОРИИ ВЕРОЯТИЯ
(ИСААК И ИАКОВ)


Бремя образа иного
Недоведомой судьбой,
Не окликнув, удостоит
И в последний миг устроит
Задушевный разнобой.

А потом — земля из красок
Всё сама довоплотит,
Обесчестит беспристрастно,
И небес небезучастность
Даст сему исходный вид.

И преемственности плети
Раздвигая здесь и там,
Лишь отчасти — не пометит,
Дабы соло — быть в ответе
Соприсутствующим — нам.
август 2006


АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Не всегда ли образное мышление
предшествует абстрактному, не
является ли литература питательной
средой для мышления?
Н.Струве*

Пока на смутном уровне подстрочника
Перебираешь горькие лады,
Повеет дух — строфой первоисточника
И станет явным — в духе поздней точности,
Родится мысль из огненной среды.

А там, где сердце жжётся и плескается
И сквозь завесу знак даёт своим,
Толковый опыт — с музыкой сливается
И в чада света — Словом поставляется
И разъяснится — став неопалим.
8 сентября 2006
*Цит. По: Н. Струве. Православие и культура. 1992, с.38


ОТ ПРЕДАНИЙ ЗАБЛУДНЫХ

Если чьё дело будет сожжено,
он потерпит ущерб,
сам же будет спасён,
но так, как бы сквозь огонь.
1 Кор.,3,15

Застарелые людские аксиомы —
Перед Богом, может, форменный абсурд,
Может, зданье, предназначенное к слому,
Может, струны, что вовеки не вспоют.

Формуляры человеческого мненья,
Челобитные ветшающих идей —
Как терновник, приготовленный к сожженью,
Но кичащийся в сознании людей.

Как солома — заскорузлые привычки.
Кто спасётся — так беги ж ты прочь скорей.
...В темноте гордыни — проще чиркнуть спичкой,
Чем отстроить нечто чище и добрей...
4 октября 2006



ЗАВЕТЫ ОГЛАШЕНИЯ

Блажен человек,
егоже аще накажеши, Господи,
но от закона Твоего научиши его.
Пс. 93,12

Не выходи из-под обстрела,
Но лишь заслышишь звук трубы —
Спеши на зов и бейся смело,
Себя Христу предав всецело,
Да не убойся бед любых.

Не помня грех средь пущей славы,
Свернёшь с пути благого вспять
И похоть райскую — в заглавье
В раскладе мелочном поставишь,
Чтоб помысл ветхий восприять.

И в неком призрачном блаженстве
Считай — остался ты ни с чем,
Тогда как, в мёртвом совершенстве
Сойдя на степень упрощенства,
С тем опочил ты в мире сем.

Но взявши крест — как меру жертвы
В неодолимости греха,
Пребудешь раною отверстой
В подобье той — крещальной смерти,
Чтоб глас Воскресный услыхать.

И скорбной чашею расплаты
Не насыщаясь до конца,
В том обличаем многократно,
Воспримешь меру виноватых,
Чтоб бой неравный зрить в сердцах...
23-24 октября 2006


ВЫСПРЕННЯЯ ПОПЫТКА

В растрескавшемся от позора сердце —
Скажи, зачем такая пустота?
И сквозь провалы сумрачных сентенций
В безмолвном вопле движутся уста...

Когда б познать ту меру отреченья,
Что Ты предрёк, и с тем — на что обрёк...
Но нет ни меры, ни предотвращенья,
И не исчислен тот предельный срок...

Шершавый путь наощупь выбираем,
Да не осклизнет слово никогда.
Ступая так — над бездной и по краю —
На глубине просмотрим два следа...
23 ноября 2006

ПОНЯТНОЕ

На ту тропу Ты указуешь,
Где нет ни правды, ни добра,
Где ядом дышат поцелуи,
Где вместо истины — мираж.

На ту тропу, где честь — в презренье,
Где оскудение любви,
Где фарисейское смиренье
Лишь душу может умертвить.

На ту тропу...
Всё то — отъемлешь
И в меру скорби — оживишь.
Затем и Ты сошёл на землю,
Чтоб тех — приять нас.
Но — смолчишь...
Канун Рождественского поста 2006


АПОФАТИКА

Я знаю только то,
что ничего не знаю.
Сократ

Пребудет в знанье — разуменье,
Чтоб в том — не зная — разуметь,
Чтоб — в отдаленье всех воззрений —
В позоре сумрачном — посметь...

Чтоб — в отторженье пущей славы,
Сквозь поруганья и бичи,
Сквозь изнуренье самонравьем —
Открылось поприще в ночи.

Чтоб в том тугом, крутом усилье
Не знать-не помнить — ничего.
...Да не возропщет то бессилье
В преддверье веденья Его...
30 ноября 2006


ОКОНЧАНИЕ

Если извлечёшь драгоценное из ничтожного,
то будешь как Мои уста.
Иер., 15,19

Стихи — это тоже молитва
Но кровью ты пишешь её.
И слово взыскует, как бритва,
Отверстое сердце твоё.

И немощное славословье,
Врачуя телесный восторг,
К Престолу восходит — любовью,
Что Дух — источая —
исторг.
30 ноября 2006



БЛАГОЕ ПОПЕЧЕНИЕ

«Ну вот, обрёл Тебя я, Боже!»
Ан нет... Вспорхнёт, как благодать,
И отлетит. И растревожит,
Как птица та — речную гладь...

Ты сколько ж тех имел мгновений
И упустил... Заморских стай,
Как перелётных сновидений,
За откровенья — не считай.

Не вечен грех... Ни утешеньем,
Ни обольщеньем — не томись.
Пусть опыт молча внемлет пенью,
Но слёз безверья — не стыдись.

Последний отсвет мимикрии
Пусть изойдёт. В реченьях сих
Есть и пометы гробовые,
Приемлет их опальный стих.

Не для того твои ланиты,
Чтоб Он прошёл по ним тайком...
Сквозь заушенья — так повиты,
Что глас Его теперь знаком...
21 декабря 2006


ДЕТОВОДИТЕЛЬСТВО

От выспренных залётностей ослабевая —
Приди к себе, войди в себя стрелой,
И пусть пронзит та бывшая кривая,
Вдруг став прямой, — прорвав за слоем слой.

Не отступись... И пусть — карая снисхожденьем,
Он взыщет всё — призвав на суд греха,
В позорны ризы ветхие оденет,
В который раз уже — грехом перепахав.
1 января 2007


ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ

Мой случай таков: я уловлен Тобою,
И Сам Ты поведал, а я — как всегда —
В толпе возрастал средь помех или сбоев,
Чтоб в том Тебе ныне – любовью воздать.

Когда целовал я былые пределы,
То Ты — испытуя, любил и карал,
И хоть не прельщал отреченьем всецелым,
Привёл ведь расслышать тот верный хорал.

И слух не затмили бездарные трели,
Поскольку Ты Сам — соразмерил беду.
И с тем, что давно Твои дети воспели, —
С Твоим «Маранафа»* – к Тебе я иду.
14 декабря 2010
*Маранафа – от арамейского «Наш Господь идёт!» или «Гряди, Господи!» –
литургическая формула Первохристианской Церкви, радостное упование второго пришествия Христова, встречается в 1 Кор. 16, 22, Откр. 22,20, также в «Дидахэ» («Учение двенадцати апостолов»).


ПРОЗРЕНИЕ

И сказал Господь Моисею:
доколе будет раздражать Меня народ сей?
и доколе будет он не верить Мне
при всех знамениях, которые делал Я среди него?
Чис. 14,11

И всякий раз — историю Исхода
Творишь Ты в сердце жаждущих любви.
И вот мы вновь — бесчинный глас народа,
Что вечно ропщет в той земле безводной
И Бога-Слово без ума гневит…

Взамен терпенья — падшее усердье,
Как неизбежность здешнего пути.
И так жестоки дебри милосердья,
Когда под кров Христа — нисходишь смертью,
В пустыне почву дабы обрести...

А за спиной — владенье фараона
Влечёт во тьму растленной клеветой,
И так бесчестно-неопределённо
Глумится ложь и злоба злобу гонит
И змей-прелестник жалит суетой...

Как жаль, что Ты опять народ убогий
Встречаешь в сердце жаждущем моём.
Но в правде Божьей те верны дороги,
Где Бог-Любовь взыскует с нищих строго,
Пока с тем сбродом избранным бредём...
2 июля 2011


ПОЗОРИЩЕ СОЛОМОНОВО

Искренни укоризны от любящего
и лживы поцелуи ненавидящего.
Притчи Соломона, 27, 6

Любящий — не красуется,
Смело идя вперёд.
Сбросив одежды суетности,
Станет обителью Сущего,
С Ним совершая тот ход.

И в полосе забвения
Медленно и наугад
Внемлет, однако ж, Смиренному,
Кроткому Богу. И бренностью
Не растлевает свой взгляд.
9 июля 2011


ПОПРИЩА ОБЕТОВАННЫЕ

(Моисей) сказал: Господи!
пошли другого, кого можешь послать.
И возгорелся гнев Господень на Моисея.
Исх., 4, 13-14

Смог ли ты, подобно Моисею,
Отрекаясь, — Сущего взыскать?
Ведь терзает Бог, что Сам посеял,
Чтоб сторичный плод давало семя,
Чтоб потом — побить и обласкать...

Страх, с Адама нам соприсносущный,
Быв неодолим по существу,
Расточится там, где Всемогущий
Одолеет веденьем грядущим,
Дав любви — неведенья канву...

Вот опять — подобно Аврааму —
Он пошёл — не ведая куда.
Там и Бог не раз подвергнет сраму,
Не вручив готовую программу,
И подвохи станут — ерунда...

Потому что — лучший и мудрейший —
Не взошёл, как все, за Иордан,
Но с Нево – взыскал Фавор позднейший,
Шёл с Кармила на Синай, споспешник,
Ибо жребий искреннему дан...
2 августа 2011 прор.Илии


В ИЗНЕМОЖЕНИИ

Он бросил меня в грязь,
и я стал, как прах и пепел.
Иов. 30,19

Кресты мои — моя любовь к Тебе.
С Тобой люблю — с Тобой сораспинаюсь.
И где недолюблю — прости рабе,
Что за Твоих недолжно восскорбев,
Голгофе верных слабо сочетаюсь.

Кресты Твои — Твоя любовь ко мне.
Паденьям крестным соблаговоляя,
Твоим Крещеньем жалуешь в огне:
Тебя познав — Твоих любить сильней,
Чтоб раздарить завещанное втайне.

Грехи мои — Твои кресты во мне.
Содрав покровы с язв моих убогих,
Даёшь восстать — как павшим на войне,
Чтоб, возлюбив, Твой дар познать вполне,
Вкусив от меры Воскресенья Бога.

Благодарю за терпкий Твой маршрут,
Что Сам простёр взыскующую руку
И Сам подъял сей маломощный труд,
И освятив заблудный этот путь,
Низводишь в радость, приобщая мукам.
11 августа 2011


В ИЗНЕМОЖЕНЬИ ТОЖ

Кресты мои — моя любовь к Тебе.
И не отвергнешь, Боже, малодушных,
Но обретёшь истаявших в борьбе,
Чтоб за Твоих не в меру восскорбев,
Любовью страхи древние разрушить.

Рука моя — всегда в руке Твоей.
И если дрогну — в падшести восставишь,
Как многих тех заблудших сыновей,
Что на пути падений и скорбей
Любви взыскали — приобщившись Славе.

За что ж тут, Боже, миловать ещё,
Где всякий день мы к худшему готовы...
И если Петр, быв дважды извещен,
В любовь Любовью трижды возведён,
То сколько ж раз приемлешь нас Ты снова...

Благодарю за тесный этот путь,
Не отверзая грешных уст напрасно,
Чтоб в час скорбей назад не заглянуть.
Но Ты приемлешь столь ничтожный труд,
Где мы крестами – Милости причастны.
Преображение 2011


БЛАГОДАТНАЯ НЕМОЩЬ

Анатолию Пронько*

Сила Моя в немощи совершается.
2 Кор. 12,9

По силе – бессилье. И немощи наши
Ты Сам повергаешь к Коленам Твоим.
Почти умерщвлённых – сподобил причастья
Твоей Милосердья живительной чаши,
Любви всеблагой, где и падший – любим.

И меры не будет – познать Твою милость,
И слов недостанет, чтоб благодарить.
И тихо – уставшим – Ты скажешь: «Свершилось!»
Но нас, этих грешных, – зачем возлюбил Он?
Но Ты не ответишь, – не дав вопросить…

Уменье в победу взойти пораженьем –
Есть высшая мудрость. И Ты – одарил.
Не нам – и не нами – довлеет свершенье,
Но – за руку взяв – Ты сквозь тёрны сомнений
Ведёшь к тем высотам, что Сам – покорил.
20-27 декабря 2012

*В праздник Рождества Христова, ввиду невозможности видеться лично, меня поздравил по телефону мой давний друг Анатолий Пронько, инвалид 1 группы, проживающий в ВОГЦ (доме инвалидов). Я прочла ему эти стихи, и он изъявил желание иметь их у себя. «Тогда я посвящаю их Вам», – был ответ. Так родилось это посвящение.

Автор просит прощения за неточности форматирования. Е.Г.















 
Сверху