Хобби - страсть?

Тема в разделе "Духовная жизнь", создана пользователем Леонид_Киев, 11 авг 2019.

  1. Леонид_Киев

    Леонид_Киев

    Киев
    Православный христианин
    Всем здравствуйте.
    Хотел спросить вашего мнения, мнения опытных христиан. Известно, что в нашей жизни мы должны бороться со страстями, отсекать их. Когда мы говорим о страстях, то, как правило, вспоминаем о 8 смертных грехах. Но может ли быть страстью нечто, не упоминаемое там прямо, не являющееся даже вредной привычкой с точки зрения сложившегося общественного мнения, но при этом слишком владеющее человеком?
    Например, у людей бывает хобби, и оно реально может поглощать все человеческое внимание, человек может думать, в основном, о нем? Вредно ли это для души? Можно ли сказать, что сердце человека при этом - не в Боге, а своем хобби.
    Скажу предметно, о себе. Я очень люблю путешествовать, куда-то ездить, что-то новое смотреть. И в последнее время, особенно на фоне невозможности (по определенным причинам) никуда поехать, все мысли в свободное время - только об этом! Все время ворошу это в уме, какие-то маршруты составляю в своих фантазиях. Есть ощущение, что это попахивает страстью, обладающей мною, но с другой стороны - это вроде как безобидная вещь. Или даже такое увлечение способно вытеснять Бога из души, а значит - быть душевредным? Надо идти каяться?
     
  2. Екатерина Г

    Екатерина Г

    Крещён в Православии
    Читала, что "охота к перемене мест" есть признак уныния. (К унынию также относится желание совать нос в чужие дела под видом якобы "помочь", к моему удивлению, и много чего еще).
     
    Валерий-2010 нравится это.
  3. Екатерина Г

    Екатерина Г

    Крещён в Православии
    Иоанн Лествичник:
    Скажи нам, о ты, нерадивый и расслабленный, кто породил тебя и каковы твои исчадия? Кто воюет против тебя? И кто убийца твой? И отвечает уныние: "В истинных послушниках я не имею где главы приклонить... Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены места, пренебрежение повелениями духовного отца, забвение о Последнем Суде, а иногда и оставление христианских обетов. А противники мои, которые связывают меня: псалмопение с рукоделием. Враг мой - помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердой надеждой сподобиться вечных благ".
     
    Леонид_Киев и Валерий-2010 нравится это.
  4. Валерий-2010

    Валерий-2010

    Святая Русь
    Православный христианин
    Все может стать страстью. Даже физиологически необходимые вещи: еда, сон, одежда, жилье и др. Как сказал апостол: "Все мне полезно, но ничто не должно обладать мною".

    Путешествовать может и не грех. А вот мечтательность обычно греховна. Приведу статью на тему мечтательности:

    "Апостол заповедует «не мечтать о себе»; лучше быть скромным. Если упорно трудиться и учиться, можно иметь достаток. Но не сказочные богатства, а именно медленно растущий достаток. Биллом Гейтсом вы не будете.

    Разумная девушка может выйти за честного, заботливого и работящего парня. Но не принца – принцев на всех не хватит.

    Вы не запрыгнете на луну, не прославитесь на весь мир и не будете иметь виллы на Средиземном море. Зато, упорно работая, выстраивая отношения с людьми, бережно храня репутацию, вы сможете обеспечить себе и своим близким более или менее спокойную и комфортную жизнь без особых роскошеств.

    Эта житейская мудрость – занимай то место в жизни, которое ты можешь занять, делай хорошо то, что можешь делать, не требуй чрезмерного – может показаться избитой до тошноты. Но забывать ее опасно. Потому что мечтательность может привести к катастрофе – и отдельных людей, и целый народ. Мечтательность побуждает людей к действиям, которые лишают их возможности обрести свой скромный достаток и счастье. Люди гонятся за несбыточным – и лишаются возможного.

    Парень пытается быстро разбогатеть и попадает в тюрьму. Или, в лучшем случае, сидит в нищете, ожидая, что вот-вот представится случай, который не представится никогда. Принц объясняет девушке, что она его неправильно поняла. Или просто не появляется – пока она отвергает кандидатов менее голубых кровей.

    Люди проникаются светлой мечтой о грядущем царстве мира, справедливости, изобилия – и устраивают кровавую революцию, которая надолго ввергает их в нищету и тиранию.

    Как это было перед революцией семнадцатого года: люди жили в стране, у которой была масса проблем, к тому же жестоко обострившихся лишениями Первой мировой войны. Эти проблемы были решаемы – для этого нужно было много любви и терпения, мудрости и осмотрительности – и приземленного реализма. Постаравшись, можно было выйти на путь не слишком быстрого, не слишком гладкого, но в целом устойчивого развития, для чего в стране были предпосылки, – и построить не светлое царство, а страну, жизнь в которой умеренно лучше, чем десять лет назад, а еще через десять – будет еще лучше.

    Но увы, у людей были прекрасные планы устроения светлого царства социализма, преодоления всех мировых зол и бед, чего-то зовущего и сияющего, светлой мечты, которая в их глазах стоила того, чтобы убивать и умирать. Результаты нам известны.

    Как грустно заметил какой-то автор: «Главный урок истории состоит в том, что люди никогда не извлекают из нее уроков». Но если всё же попробовать такой урок извлечь, то он будет таким: положительные перемены происходят медленно, терпеливые люди упорным трудом постепенно улучшают свою жизнь. Медленно растет достаток, медленно улучшаются нравы – и вот мы вспоминаем, что десять лет назад было хуже, а двадцать – значительно хуже, а теперь люди на дорогах стали несколько вежливее, да и машин больше.

    Нам могут сказать, что проблем и безобразий еще очень много – и вообще наша жизнь хуже, чем в каких-то других, более процветающих и благоустроенных странах. Так оно и есть – и вероятно, мы не скоро будем наслаждаться таким же изобилием и порядком. Возможно, вообще никогда. Есть тот уровень достатка и порядка, который у нас реально может быть, – и если действовать упорно, осмотрительно и разумно, его можно улучшить. Он и улучшается – медленно, постепенно, муравьиными трудами десятков миллионов людей, которые стараются делать свое дело и приобретать скромный достаток своим семьям.

    Желание великого нужно оставить для другого – для веры

    Мечту, желание великого нужно оставить для другого – для веры. В сердце своем мы действительно хотим великого – но это не богатство, не известность, не вилла на море. Это вечное спасение. Нам уготовано нечто бесконечно великое – Небесный Иерусалим. Если мы пребываем в Церкви, мы уже включены в число его граждан. В терпении и мире проходя наше земное поприще, трудясь на своем месте и не требуя невозможного, мы приближаемся к нему. А здесь, на земле – удаляемся от многих бед" https://pravoslavie.ru/74934.html
     
    Последнее редактирование: 11 авг 2019
    Сергей100, Леонид_Киев и Елена85* нравится это.
  5. Валерий-2010

    Валерий-2010

    Святая Русь
    Православный христианин
    И вот еще выдержки из книги Гурьева Н.Д. "Страсти и их воплощение в соматических ... болезнях":
    "Мечтательность - желание относиться к своим мыслям и образным представлениям, как к значащим больше и заслуживающим большего внимания, чем окружающая действительность. Внешне может проявляться как "задумчивость", как отсутствие склонности к коллективным развлечениям. У таких людей может отмечаться склонность к занятиям или развлечениям, оставляющим большой простор для фантазии, для додумывания: чтение стихов, слушание музыки, изучение различных философских и оккультных систем. Конкретные реальные планы и действия таких людей привлекают мало. Внутренне мечтательность, как правило, сопровождается представлением тех или иных образов, ситуаций, в которых мечтательный человек играет совершенно определенную роль. Именно представление себя в определенной роли и мысленное написание целых сценариев могут быть сутью мечтательности с одной стороны, а с другой стороны возможно представление себе ситуаций, в которых мечтатель не играет вообще никакой роли.

    Мечтательность, как говорят святые отцы, это мостик, по которому в душу человека проходит множество грехов. Поэтому в зависимости от того греха или той страсти, к которой больше склоняется человек, меняется и характер его мыслей или образных представлений. Человек злобный может представлять сцены убийств, гибели людей и животных, природных катаклизмов, в которых он не является действующим лицом; а человек мстительный будет представлять себе расправу с действительными или вымышленными врагами; склонный к празднолюбию или развлечениям будет увеселять себя мысленными зрелищами; чревоугодливый - услаждаться представлением пирогов или размышлениями на кулинарную тему; склонный к унынию - (или к саможалению) - будет представлять себе безуспешность своих трудов, неудачность дел, свое поражение в любых вопросах. Таким образом, каждый мысленно услаждается той страстью, которая лично для него привлекательна и приятна, а для другого может казаться отвратительной. Поскольку всякая страсть может равно удовлетворяться как исполнением того, на что она толкает человека, так и сожалением о невозможности служить страсти, мечты могут носить самый разнообразный характер; так, например, человек застенчивый может представлять себе восхищение своим поведением мысленных зрителей или восхищаться им сам, или представлять себе совершенно незаслуженное (конечно, с его точки зрения) отсутствие восхищения со стороны окружающих. Но во всех трех случаях он собеседует со своей страстью, этой беседе с бесами отдает и мысли, и желания, и время, и мысленно восполняет "недостаток" служения страсти в реальной жизни. Независимый может представлять себе свое поведение, при котором окружающая действительность (люди и обстоятельства) совершенно им пренебрегается или отторгается; может представлять себе ситуации, при которых, напротив, все и вся находится от него в полной зависимости; может представлять себе ситуации, в которых он успешно отражает посягательства на его независимость со стороны других людей. Понятно, что данное качество, так же, как и всякое другое, может сочетаться с еще каким-нибудь грехом, который примет участие в формировании мысленных представлений: независимость и жадность; независимость и тщеславие; независимость и чревоугодие; независимость и блудливость нарисуют в воображении мечтателя совершенно разные картины.

    Очень часто мечтательность (то есть мысли и представления) является только средством для создания у мечтателя определенного эмоционального состояния. Поэтому, если мечтателю сначала потребно довольно много времени и сил для представления сложных сцен, то по мере развития этой страсти и приобретения в ней навыка, достаточно довольно примитивных образов, которые сразу приводят мечтателя в желаемое эмоциональное состояние. Сложные мысленные образы вырождаются в "мысленную жвачку", которая свойственна шизофреникам. Для мечтателя типичен, по мере роста страсти, все больший разрыв между его представлениями и реальностью и, как следствие, все большая неадекватность его поведения. Его высказывания, поступки, притязания все меньше и меньше находят основания в действительности и все больше в его мечтах.

    По сути своей, мечтательность является "парением мысли", как говорили святые отцы, "парением", при котором мысль выбирает наиболее приятные для мечтателя образы и перебирает их, занимается ими, имеет целью душевное, но ни в коем случае не духовное услаждение, приятность. Это возможно только, если человек считает себя имеющим право на любые формы приятности и считает также, что у него нет обязанностей, за невыполнение которых он будет нести ответственность; иными словами, тогда, когда человек считает себя достаточно хорошим.

    Подчиняясь общему закону роста развития страстей, мечтательность занимает сначала немного либо совершенно определенного времени, либо времени, в которое мечтательность не мешает практической деятельности человека, а в последующем охватывает его целиком (сравни с развитием алкоголизма у отдельного человека)." https://studfiles.net/preview/401016/page:9/
     
    Последнее редактирование: 11 авг 2019
    Жанна2525 нравится это.
  6. Анатолий Митрофанов

    Анатолий Митрофанов

    Православный христианин
    Почти каждое место на земле имеет свои христианские святыни, храмы, монастыри. Если искать в путешествиях их, то это уже будет почти паломничеством...
     
    Кетеван нравится это.
  7. Валерий-2010

    Валерий-2010

    Святая Русь
    Православный христианин
    Мечтая, Вы теряете те реальные возможности, которые у Вас есть.
     
    Елена85* нравится это.
  8. Екатерина Г

    Екатерина Г

    Крещён в Православии
    Кстати да, важен мотив, вот Федор Конюхов же есть. Но тут другое, если человек чувствует, что страсть, значит так и есть.
     
  9. Маргарита Ш.

    Маргарита Ш.

    Московская область
    Православный христианин
    Вот почитала. да глупости все это!!!
    Мечтать путешествовать-все это замечательно!!! И не слушайте никого. Хобби никогда не помешает, если оно Бога не заменяет!!!!
     
    Юрий19710203 и Олег Лесняк нравится это.
  10. Кетеван

    Кетеван

    Православный христианин
    Это хорошее увлечение. Если остальные сферы жизни от него не страдают, то не считаю это проблемой. Мало какой современный человек сможет себя настолько ограничивать, как советуют святые.
     
  11. СергейКаменев

    СергейКаменев

    Крещён в Православии
    Смотря какое хобби, у меня получилось что хобби превратилось в страсть, с которой пришлось очень долго бороться. Началось все с игры в приложения казино на смартфоне, потом затянул азарт так что без игры не мог и дня прожить. Безуспешно боролся сам с собой, но каждый раз снова срывался. Но свела меня судьба с одним хорошим человеком, с которым мы просто разговаривали и он указал мне что если нет сил бороться попробовать найти опору в вере. Через какое то время я так и сделал, как он и говорил, вера помогла бороться с игрой.
     
  12. Жанна2525

    Жанна2525

    ХМАО-Югра
    Православный христианин
    У меня и хобби и работа вполне себе проявляют уныние. Мне вообще кажется, что работа прямо таки препятствует духовной жизни :D

    Вот как Вы в голове держите столько источников? У меня все сводится к "где-то я читала..." ))
     
  13. Мария

    Мария другиня Команда форума

    Православный христианин
    Мир всем,
    Думается, здесь речь о непостоянстве.
     
  14. Валерий-2010

    Валерий-2010

    Святая Русь
    Православный христианин
    Наверное, годы юридической работы сказываются. В юридической практике надо четко указать источник, но не работает "где-то я читал"))
     
    Жанна2525 нравится это.
  15. Жанна2525

    Жанна2525

    ХМАО-Югра
    Православный христианин
    Теперь я понимаю, почему Вы предпочитаете точные цитаты )))
    В моей работе тоже без и источника не пройдет. Но моя память вместила проф.инф., а остальное - проблема ))
     
  16. Валерий-2010

    Валерий-2010

    Святая Русь
    Православный христианин
    Регулярно будете читать духовную литературу - еще больше вместите, чем я:) То, что человек любит, то обычно хорошо и запоминает.
     
    Жанна2525 нравится это.
  17. Юрий19710203

    Юрий19710203

    Интересующийся
    И я потеряю приятную собеседницу :(

    Вот объясните мне, Валерий: зачем отказываться от радостей, которые не запрещены Новым Заветом? Мечтать - и то нельзя.
    А успехи науки и техники (которыми Вы пользуетесь с удовольствием) - разве не результат смелых мечтаний?
    Если духовная литература поощряет такое погребение себя заживо - с ней что-то не так.

    P.S. "Разумная девушка может выйти за честного, заботливого и работящего парня."
    Это будет неразумно с её стороны. Выходить надо за родного и любимого. А уж какой он - тут уж повезёт/не повезёт.
     
  18. Валерий-2010

    Валерий-2010

    Святая Русь
    Православный христианин
    Такой бред пишете, что и отвечать тут нечего. Напишите честно, вы - тролль?
     
  19. Юрий19710203

    Юрий19710203

    Интересующийся
    Нет.
    Я противник мракобесия. Запрет на мечты - я первый раз такое читаю. Нет этого в христианстве.
    Это какие-то местные суеверия :)

    Но если под мечтой понимать пламенное желание чего-то достичь, то такая мечта нужна каждому, в том числе и христианину.
    Протоиерей Игорь Гагарин
     
  20. Валерий-2010

    Валерий-2010

    Святая Русь
    Православный христианин
    Значит, вы очень-очень мало читали православной литературы.

    Мечтайте. Посмотрим, до чего домечтаетесь.
     

Поделиться этой страницей