Хочу попросить помощи и практических советов в борьбе с раздражением и злобой?

Здравствуйте! Хочу попросить помощи и практических советов в борьбе с раздражением и злобой. А то написано везде - будь смиренным, не злобливым, не обижай ближнего, а как это сделать? может есть молитва? Прошу помощи именно в критических ситуациях, т.е. когда терпишь и уже на грани взрыва. Когда молится ооочень трудно, а требуется молиться в успокоении чувств.
 
Здравствуйте! Хочу попросить помощи и практических советов в борьбе с раздражением и злобой. А то написано везде - будь смиренным, не злобливым, не обижай ближнего, а как это сделать? может есть молитва? Прошу помощи именно в критических ситуациях, т.е. когда терпишь и уже на грани взрыва. Когда молится ооочень трудно, а требуется молиться в успокоении чувств.
Михаил, я обратил внимание, что Вы неоднократно задаёте подобный вопрос. И заметил, что никто Вам НЕ дал действенного совета. Все эти "будь смиренным, не злобливым, не обижай ближнего", - это общие фразы, которые НЕ соблюдают и сами "советчики" :)
Хочу дать совет от святых отцов, однако не тех бесчисленных "старцев", которые по словам преп. Симеона Нового Богослова так и остались "новоначальными", а совет подлинных Созерцателей Бога.

Суть в том, что победить возможно только то, чем мы ВЛАДЕЕМ, а не то, что владеет нами. Поэтому предельно глупо вступать в борьбу со злобой и раздражением, если именно ОНИ владеют нами, ибо мы неизбежно ПРОИГРАЕМ. Тут действует и природа нашего УМА: чем мы ум наполняем, тем мы и становимся. И если Вы постоянно "боретесь" со злобой и раздражением, то именно они постоянно и НАПОЛНЯЮТ Ваш ум и владеют Вами, ибо становятся СОДЕРЖАНИЕМ Вашего мышления. Но не буду углубляться в природу нашего Духа, а попробую изложить один святоотеческий совет.
Итак, злоба и раздражение постоянно овладевают Вами и Вы ничего не можете с этим поделать... Как быть? Святые отцы именно в данной ситуации рекомендуют прежде всего "НАУЧИТЬСЯ" злиться и раздражаться. Ведь каждый человек имеет богатый опыт злобы и раздражения, поэтому святые отцы рекомендуют и начинать день с того, что с самого утра МЫСЛЕННО представить все "типичные" для Вас ситуации, когда Вы злитесь и раздражаетесь, и на кого Вы злитесь и раздражаетесь, так сказать "проиграть их в уме НАПЕРЁД" и в разных вариантах. То есть Вы как бы уже наперёд приготавливаете себя к этим ситуациям, переживаете их ещё ДО ТОГО, когда они случаются. Что это даёт? Прежде всего то, что когда в этот день Вы попадаете в аналогичную ситуацию, то Вы УЖЕ к ней ГОТОВЫ, она для Вас не есть полной неожиданностью, а значит - Вы сможете сохранить большее САМООБЛАДАНИЕ, чем если бы Вы не были готовы. Постепенно (НЕ сразу!) такая практика приведёт Вас к тому, что Вы будете всецело КОНТРОЛИРОВАТЬ Вашу злобу и раздражение, то есть - всецело начнёте ими ВЛАДЕТЬ. Вот тогда Вы и сможете их с лёгкостью отбросить...


Это я КРАТКО написал... Сами понимаете, что есть множество нюансов и частностей, однако если Вам интересно, то задавайте УТОЧНЯЮЩИЕ вопросы :)
 
Святая Русь
Православный христианин
Еще смотря от чего раздражение:
1) от физиологии;
2) от спешки;
3) от поведения людей;
4) от бесов.
Соответственно врачуется:
1) дать телу необходимое, если это не греховно;
2) не спешить по возможности;
3) у кого-то из старцев читал, что надо постараться пожалеть того, на кого раздражаемся;
4) от бесов спасает только терпение и смирение, преп. Варсонофий Оптинский рекомендует от любых помыслов, приносимых бесами бежать, а не бороться, бежать к мыслям о Божественном или хотя бы о чем-то полезном
 
оренбург
Православный христианин
Прошу помощи именно в критических ситуациях, т.е. когда терпишь и уже на грани взрыва. Когда молится ооочень трудно, а требуется молиться в успокоении чувств.
Бодрствуйте и молитесь на всякое время, чтобы не впасть в искушение, а не только лишь в критических ситуациях.
Но молиться когда трудно тем более нужно, и тем ценнее(когда трудно).
 
Спасибо за ответы. Приведу конкретный пример: вот у меня дочка 2 годика. Начинает например конючить, её жена успокаивает, это длиться уже довольно долго. Уже голова болит, терплю, терплю. И вот уже ну нет сил терпеть - рявкаю.

Молиться на всякое время - молится требуется со вниманием прежде всего и покоем чувств - откуда ж его (внимание-то) взять когда ты терпишь, что бы не сорваться. Про покой я вообще молчу - если б я мог внимание и покой обретать когда мне надо темы бы не заводил этой :) Мне чудится, что советы многие даны уже опытными людьми с высоты их опыта. Конечно, опытный монах может в разаных ситуациях уже успокоиться и искренне помолиться, а что вот делать новоночальному? Потому, что есть масса мыслей как-то "Без внимания молитва - пустословие" и т.п.
 
оренбург
Православный христианин
... а что вот делать новоночальному? Потому, что есть масса мыслей как-то "Без внимания молитва - пустословие" и т.п.
Для начинающего и само произнесение молитвы - уже труд. Молитесь как можете, прилагая усилия ко вниманию, т.е. вникая в произносимое в слух или в мыслях. Не можете вникнуть - просто проговаривайте текст, а когда придёт внимание - проговаривайте со вниманием.
"молитва без внимания - пустословие" - лишь для могущего внимать и не внимающего.

Помните притчу о молитве: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Приведу конкретный пример: вот у меня дочка 2 годика. Начинает например конючить, её жена успокаивает, это длиться уже довольно долго. Уже голова болит, терплю, терплю. И вот уже ну нет сил терпеть - рявкаю.

Михаил, с Праздником!

Ну уж доканючить до родительского взрыва, это они-детки-ангелочки умеют! :D

Как быть? Помолиться, а потом уже или сказать грозно и спокойно. Или отвлечь ребенка - почитать ему, поиграть (может быть, канючит от невнимания к ней родителей?).

Как конкретно поступить, подскажет ваше родительское сердце. И наказать - не грех, но со спокойным сердцем. Поэтому кратко помолитесь: "Господи, помоги!", а потом уже решайте.
 
Витебск
Интересующийся
Здравствуйте! Хочу попросить помощи и практических советов в борьбе с раздражением и злобой. А то написано везде - будь смиренным, не злобливым, не обижай ближнего, а как это сделать? может есть молитва? Прошу помощи именно в критических ситуациях, т.е. когда терпишь и уже на грани взрыва. Когда молится ооочень трудно, а требуется молиться в успокоении чувств.

Мой совет-раздражайся и злись!Про себя можешь даже поругаться матом.Здорово разряжает!:cool:Помни - БЛАГ ТОЛЬКО ГОСПОДЬ.Мы же всего лишь жалкие людишки-грешники которые рождены каятся в своих бессознательных грехах
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ох, Михаил, как же я Вас понимаю :)
Хорошо, что Вы понимаете, что с этим надо бороться. Значит, уже начало положено)
Раздражение - это прямой признак страсти гнева.
Всё правильно, самый первый совет - молитва. Как чувствуете, что начинает "накатывать", сразу начинайте молиться, и не прекращайте, пока не "отпустит". Лучше, вообще, сразу же уйти туда, где никого нет, и побыть одному, пока не остынете. А то, если вдруг не выдержите, сами понимаете, чего Вы можете наговорить. Тем более, своим близким.
Также советуют воздержание. Вы поститесь?
Ну а самое главное - это решимость побороть сей грех, ваши усилия, и просьба о помощи к Богу. Господь, видя ваше намерение, не оставит Вас, и обязательно поможет.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Спасибо за ответы. Приведу конкретный пример: вот у меня дочка 2 годика. Начинает например конючить, её жена успокаивает, это длиться уже довольно долго. Уже голова болит, терплю, терплю. И вот уже ну нет сил терпеть - рявкаю.

Молиться на всякое время - молится требуется со вниманием прежде всего и покоем чувств - откуда ж его (внимание-то) взять когда ты терпишь, что бы не сорваться. Про покой я вообще молчу - если б я мог внимание и покой обретать когда мне надо темы бы не заводил этой :) Мне чудится, что советы многие даны уже опытными людьми с высоты их опыта. Конечно, опытный монах может в разаных ситуациях уже успокоиться и искренне помолиться, а что вот делать новоночальному? Потому, что есть масса мыслей как-то "Без внимания молитва - пустословие" и т.п.


Михаил Иванов, дети страдают за грехи (смертные) родителей до третьего и четвертого поколения(Исх. 20. 5).
А мы, родители, все ли смертные грехи свои осознали, во всех ли покаялись и прекратили их совершать?
Можно проверить себя по Перечню смертных грехов и страстей (Дневнику кающегося).
Грехами своими мы продали детей наших в рабство сатане. Мы - родители - губители - так называет нас преподобный Симеон Новый Богослов.
Но понимаем ли мы это, оплакиваем ли свои грехи, меняем ли свою жизнь, укоряем ли себя вот такими словами: Почему меня так огорчают мои дети? Разве они не от меня произошли? Разве не унаследовали они качества моего характера точно также, как цвет глаз, волос и прочее? Мои страсти не передал ли я им? Не мои ли грехи продали их в рабство сатане еще до того, как они появились на свет? От раба разве может родиться свободный? Они - мое зеркало. в котором я вижу себя. Отчего же не нравится мне мой собственный образ? Что посеял, то и пожинаю, и яблоко от яблони недалеко падает...
Святитель Игнатий пишет, что благодатное терпение рождается от самоукорения. А многие ли знакомы с ним? Многие ли применяют его? В том числе и тогда, когда дети наши капризничают, не слушают нас?
Более подробно узнать о самоукорении и терпении можно, прочитав книгу С. М. Масленникова Самоукорение и терпение.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Мне лично помогает дневник кающегося, предложенный Масленниковым С.М, при подготовке к исповеди.

Вот, Маргарита Ш., что написала о себе одна женщина, которой также помог Дневник кающегося при подготовке к Генеральной Исповеди и автор этого Дневника:



В Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы меня привели мои беды, которые меня очень печалили. В то время не было еще Школы покаяния в приходе, поэтому я самостоятельно стала готовиться к Исповеди. Для этого я приобрела газету «Благовещение», где был указан перечень грехов. Я стала изучать эти грехи и размышляла: совершала я их или нет. Потом записала те грехи, которые обнаружила в себе, в тетрадь и пошла на Исповедь. На Исповеди искренне каялась в них и была допущена до Причастия.
С того момента стала регулярно исповедоваться и причащаться. Ходила на службы, ставила свечи, читала духовную литературу, выполняла дома утреннее и вечернее правило – старательно делала то, что делали другие прихожане нашего храма.
В Рождество Христово со мной произошел такой случай: после службы дома мне стало плохо. Я испугалась, упала на колени и просила Бога дать мне время на покаяние. Приступ прошел, я снова могла нормально дышать.
Прошло около 8 месяцев. Как обычно в субботу я была на вечерней службе, исповедалась, в воскресенье причастилась. А во вторник устроила дома скандал, осознавала, что грешу, а остановиться не могла. Это событие испугало и потрясло меня. Я стала думать: почему я совершила такой грубый грех? Ответ был один – недостойное причащение. Но почему? Чтобы разобраться в этом, мне нужна была помощь духовно опытного человека.
Вот тогда я обратилась в уже существовавшую в нашем храме Школу Покаяния. Меня прикрепили к преподавателю. Мы с ним подробно проходили все страсти, все смертные грехи. Я зачитывала грех по Дневнику кающегося и говорила: почему считаю, что он у меня есть, или наоборот: почему его у меня нет. Неоднократно преподаватель меня поправлял по каждой страсти, пояснял мне, что вот здесь, я ошибочно считаю, что это грех у меня есть, а здесь, наоборот — грех есть, а я этого не осознаю. Одновременно я получала конкретные советы, с чем мне надо бороться в каждой страсти.
Например, в чревоугодии мне наладить режим питания, в блуде перестать кокетничать, в страсти печали – научиться терпеливо переносить скорби, не впадать в отчаяние. Началась реальная борьба со страстями, не с отдельными грехами, а со всеми проявлениями страстей.
Во время занятий с преподавателем было установлено, что при первоначальной самостоятельной подготовке к Исповеди мной были пропущены некоторые смертные грехи. Тогда я не усмотрела своей вины в этих грехах. Сейчас мне нужно было еще время, что бы справиться со своим самолюбием, признать свои грехи и свою вину в них, и искренне раскаяться. После чего у меня была генеральная Исповедь, где я уже каялась во всех своих грехах.
Вот так я на своем опыте убедилась, что по болоту нельзя идти одному, нужен поводырь, что наука о спасении своей души самая сложная из наук и здесь нужна помощь духовно опытного человека.
В Школе Покаяния я занимаюсь и в настоящее время. За эти годы произошли во мне перемены. Действие страстей во мне ослабло, они не мучают меня как прежде. Ранее у меня было много скорбей в жизни, и все они меня печалили, расстраивали, доводили до отчаяния. Теперь я понимаю смысл этих скорбей, научилась с терпением нести свой крест. Например, когда муж оскорблял меня нецензурными словами, я всегда обижалась на него, плакала, упрекала его. Сейчас, когда слышу эти же слова, но уже от сына, молюсь: «Господи не наказывай сына за меня, я – мать – губительница. За мои грехи страдает мой сын. Господи, помилуй меня грешную, у меня такой огромный долг за детей моих и нечем мне его отдать, уповаю только на Твое милосердие, Господи».
Перемены во мне произошли во многом благодаря беседам Школы Покаяния. От прослушивания их, прежде всего, исправляется мой ум, а отсюда и слова, и поступки тоже менялись. Я и раньше любила читать, только читала худую литературу, а преподаватель научил меня читать Творения Святых Отцов и прежде всего – труды святителя Игнатия (Брянчанинова).
Жизнь моя полностью изменилась, а это было бы невозможно без Школы Покаяния.
 
Московская область
Православный христианин
Хотелось бы добавить, что духовное руководство необходимо, иначе впадаешь в самокопание и ненужные терзания. А надо изменять свою жизнь, полагаясь на милость Бога.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Да, Маргарита Ш., самокопание или самозаедание, - недуг души, которым страдают многие люди. Так проявляется наше самолюбие. Мы не можем смириться с тем, что грешим и засуживаем себя за свои грехи. Святитель Игнатий писал, что редкий человек милостив к себе. Нам надо научиться прощать себя, не судить себя, осуждать поступок свой, а себе сострадать. Нам полезно самоукорение, при котором всегда есть надежда на Бога, на Его безграничное милосердие.

И нам нужен человек, который сам незаблудно идет по пути ко спасению и будем нам помогать следовать этим путем.
 
Православный христианин
Мне помогает Иисусова молитва.Повторяю до тех пор,пока не почувствую успокоение. Если есть возможность уединиться.
 
Сверху