"Христианская жизнь-аскеза или психотерапия? Страдания или комфорт?" - беседа игумена Петра (Мещеринова) с психологом, о. Андреем Лоргусом.

Благодарю Вас, Мария.
Начало интересное. К сожалению, примерно через полчаса просмотра всё пропало: и звук, и изображение. Может, где-то ещё выложат, буду периодически искать.
 
Благодарю Вас, Мария.
Начало интересное. К сожалению, примерно через полчаса просмотра всё пропало: и звук, и изображение. Может, где-то ещё выложат, буду периодически искать.
Посмотрите дальше, я подключилась через час и они говорили, что звук пропадал, видимо, на какой-то период. Перемотайте вперёд, например. А также есть сайт этого Культурного центра, может и в youtube выложат.
 
Москва
Православный христианин
На сайте в Одноклассниках:https://ok.ru/institutkh
(Институт Христианской Психологии (ИХП) г.Москва),есть ссылка на эту беседу.Ещё там часто размещают интервью и беседы с отцом Андреем Лоргусом.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Досмотрел до конца. И нашёл для себя несколько интересных изюминок. Ещё раз спасибо всем.
Мне очень понравился аспект про "любовь к себе" vs "я грешный, я хуже всех", где о. Пётр сказал, что это тоже относится к тому, что не надо судить, в данном случае и себя. Такое понимание - открытие для меня, действительно инструмент для достижения спокойной отдачи всего суда Богу (как и нужно) и, соответственно, бесстрастности в этом отношении. И без неврозов, как он добавил )
 
Мне очень понравился аспект про любовь к себе vs "я грешный, я хуже всех", который о. Пётр сказал, что это тоже относится к тому, что не надо судить, в данном случае и себя.
Православный психолог Марина Филоник много говорит о правильной любви к себе. В ютубе есть её лекция "Как правильно любить себя". Впрочем, я почему-то уверен, что Вы её уже слушали.
 
Православный психолог Марина Филоник много говорит о правильной любви к себе. В ютубе есть её лекция "Как правильно любить себя". Впрочем, я почему-то уверен, что Вы её уже слушали.
Она очень во многом опирается на митрополита Антония Сурожского, а его я действительно много читала. Ее я слушала лекцию о прощении. Тоже очень здорово.
 
В этом смысле вл. Антоний радикальней, чем о. Пётр, потому что он говорит о том, что нужно помнить о том, что ты сам являешься любимым сыном или дочерью Бога, ты создан по Его Образу и Подобию и уже поэтому - царственное творение, а грех это искажает (ну, и правильная любовь к себе - это не-забвение этого великого уровня и красоты, акцентирование внутреннего внимания на этом, тогда чем больше будет этого устремления к свету, тем меньше места будет оставаться для тьмы в душе). А о. Пётр - про отдачу суда в руки Бога, такая отстранённость. Другой подход, но не менее интересный.
 
Православный христианин
"...Мыслящему и критичному православному человеку интересны самые разные богословские направления. Чем больше он о них знает, тем лучше владеет своим собственным. Здесь как с иностранными языками: каждый следующий изучать проще предыдущего, а зная другие, глубже понимаешь родной язык.
Но проблема в том, что Пётр Мещеринов предлагает..." https://bogoslov.ru/article/5899690

Здесь тоже есть над чем задуматься...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мне очень понравился аспект про "любовь к себе" vs "я грешный, я хуже всех", где о. Пётр сказал, что это тоже относится к тому, что не надо судить, в данном случае и себя. Такое понимание - открытие для меня, действительно инструмент для достижения спокойной отдачи всего суда Богу (как и нужно) и, соответственно, бесстрастности в этом отношении. И без неврозов, как он добавил )
Почему открытие? Об этом внятно говорил ещё Серафим Саровский, полагаю, что и не он один ...
Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных - из деяния и умосозерцания.

Должно снисходить и душе своей, в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не лениться и побуждать себя к лучшему.

Употребил ли пищи много или сделал что другое, подобное сему, сродное человеческой слабости, не возмущайся сим, не прибавляй ко вреду вред, но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается (Рим.14,22).
 
Но проблема в том, что Пётр Мещеринов предлагает..."
Свт. Тихон Задонский рекомендовал "Арндта после Библии читать, а в другие книги, как в гости прогуливаться".
Здесь есть прекрасная цитата из Арндта: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ho...tve-svjatitel-tihon-zadonskij-i-iogann-arndt/
Вообще Вы правильно заметили,что лучше знать много языков (и в переносном смысле тоже), и многими способами видеть красоту и познавать истину.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Свт. Тихон Задонский рекомендовал "Арндта после Библии читать, а в другие книги, как в гости прогуливаться".
Хочу вас огорчить, но то, что вы где то сами непонятное вычитали, не соответствует истине.
«...8. Вам по причине вышенаписанного нет более удобного места, чем место уединенное, куда вам советую переселиться и начать сначала святую Библию читать, с рассуждением о разных Божиих делах, которые она тебе представит, и всегда, и поутру, и ночью, в ней поучаться, и Арндта прочитывать, а в прочие книги, как в гости, прогуливаться, и острить ум и волю во благое, и ждать призвания Божия, куда и когда вас Бог позовет, и так будете покойны...».
(святитель Тихон Задонский; Собрание сочинений; Том V; Письма посланные; Письмо 31).
ПОДРОБНЕЕ.

В ссылках к посланным письмам сказано:
Сборник писем «к некоторым приятелям посыланных» составлен самим святителем. Он же и дал ему название «Письма посланные». Письма эти были написаны в ответ и просто «к разным особам в научение, в утешение, а иногда и в обличение». Некоторые, как видно из самих писем, были продолжением устной беседы, начатой и почему-либо неоконченной при личном свидании. Готовя этот сборник для представления в св. Синод, святитель, как видно, поместил в нем только те, которые «походят более на простое нравоучение, нежели на письма, из них некоторые совсем без приветствия и обыкновенных мирских церемоний».
А вот и подтверждение, что Арндт только для чтения!!!
«…Наряду с изучением Священного Писания святитель Тихон придавал большое значение и чтению житийной, святоотеческой и богословской литературы. «Должно читать наипаче Священное Писание, – пишет он, – а по нем и другие христианские православные книги» (1:208). Безусловно, на первом месте в жизни христианина всегда остается Библия, а прочие духовные книги читать он может, по образному выражению святого отца, «как в гости, прогуливаться» (5:358). Духовные книги, в особенности творения святых отцов, дают возможность правильно понять смысл Священного Писания, понять состояние своей души. Святые отцы и подвижники не теоретически, но практически, опытно познали человеческую природу с ее немощами и страстями, научились побеждать духов злобы, глубоко постигли путь благочестия и спасения и этот свой богатый духовный опыт зафиксировали в своих писаниях. В своей основе эти творения имеют Евангелие, поэтому и рекомендуется христианину при чтении слова Божия руководствоваться прежде всего святоотеческими писаниями. Исходя из этого, святитель Тихон советует быть очень внимательным при выборе книг для чтения, так как неправославные авторы могут принести вред душе спасающегося. Еще более неразумно поступают те, которые стремятся найти ответ на свои вопросы не в ограде Матери-Церкви, а в лжеименном разуме. В этом отношении они уподобляются тем, которые, «оставивши живой, чистой воды источник, прибегают к мутным кладезям и жажду свою хотят утолить» (3:439; срав. 3:206).
Приступая к чтению святоотеческих творений, следует стремиться прежде всего к духовной пользе, стараться познавать, в чем грех состоит и в чем добродетель, чтобы научиться одного избегать, а в другом совершенствоваться (5:293). Как пчела от различных цветов собирает мед, так и христианин «от различных полезных книг духовных себе собирает пользу» (2:233).
Большую пользу приносит верующему и чтение житий святых. Здесь он находит множество примеров высокой духовной жизни угодников Божиих, примеров спасительного покаяния грешников, бесконечного милосердия Божия к кающимся и благодатной небесной помощи вступившим на путь очищения и спасения (1:152; срав. 2:114). Учитывая великую пользу от чтения этих книг, христианин должен заниматься им систематически, чтобы «ни единого дня не пропустить без чтения» (1:109). Однако все эти духовные книги имеют лишь руководственное значение. «Без сомнения, – пишет святитель Тихон, – полезно и нужно прочитывать книги христианские, и их рассуждать, и в них поучаться; они просвещают ум и дают разум, и к покаянию подвигают, и к молитве возбуждают; но они все, как видим, на Христа указывают и ко Христу нас отсылают, и руководствуют, да от Него ищем исцеления и спасения» (4:139)…».
(схиархимандрит Иоанн (Маслов); Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении; 3. Чтение Слова Божия и творений Святых Отцов).
ПОДРОБНЕЕ.
 
Православный христианин
Читаем вами указанное:
"...Итак, Арндт поставлен святителем непосредственно после Библии и выше всех «прочих» книг...".
ПОДРОБНЕЕ.
Однако это ложь!!!
Еще в 1787 г. в Синоде возникло дело, с чьего разрешения и одобрения напечатана книга Арндта "Об истинном христианстве”.
После расследования оказалось, что в 1743 г. она вывезена в Россию из Германии без надлежащего освидетельствования.
Её то, напечатали в 1735 г. при посредстве иезуитов, но уже в 1743, указом империатрицы Елизаветы Петровны, эта книга запрещена.
И в 1787 г. Не было разрешения в Синоде на её печатание и поэтому-то эта книга Арндта "Об истинном христианстве” и осталась запрещенной!!!
Еще в 1783 было только прошение в Синоде напечатать не всю книгу Арндта, а переменив "штиль въ разсужденіи сумнительныхъ мѣстъ" и напечатать, с исправлениями противными учению православному.
Что она не православная и ее хотели напечатать с исправлениями, ЕЩЕ БЫЛО ИЗВЕСТНО В 1783 ГОДУ!!!
ТАКИ, почему сейчас она стала «православной» и ставится в один ряд с Библией???
 
Ну знаете, читать только "разрешённую свыше" литературу (пусть даже это "свыше" имеет духовные регалии) - это как-то слишком. Всё равно они (церковные иерархи) - люди и могут ошибаться по разным причинам. Полностью согласна с приведённым Вами мнением схиарх. Иоанна (Маслова), что Предание, конечно, нужно читать. Но у Арндта (которого никто не ставит наравне с Библией), как я поняла из подробного интервью о. Петра, есть описание трудностей, возникающих у мирян, и это мне интересно, так как есть вопросы.
И не забывайте, что само существование Синода было противоестественной прежнему церковному устроению бюрократической "надстройкой". Поэтому так и радовались все Собору 1918 года. Так что что он "разрешил", что он "не разрешил".., какая-то борьба за то, чтобы люди сами думать не могли, как в СССР, только в духовном плане.
We don't need no thought control :) (из песенки "The Wall" ))
 
Православный христианин
Ну знаете, читать только "разрешённую свыше" литературу (пусть даже это "свыше" имеет духовные регалии) - это как-то слишком. Всё равно они (церковные иерархи) - люди и могут ошибаться по разным причинам. Полностью согласна с приведённым Вами мнением схиарх. Иоанна (Маслова), что Предание, конечно, нужно читать. Но у Арндта (которого никто не ставит наравне с Библией), как я поняла из подробного интервью о. Петра, есть описание трудностей, возникающих у мирян, и это мне интересно, так как есть вопросы.
И не забывайте, что само существование Синода было противоестественной прежнему церковному устроению бюрократической "надстройкой". Поэтому так и радовались все Собору 1918 года. Так что что он "разрешил", что он "не разрешил".., какая-то борьба за то, чтобы люди сами думать не могли, как в СССР, только в духовном плане.
We don't need no thought control :) (из песенки "The Wall" ))
Меня больше всего удивляет, что св. Тихону пытаются приписать возвеличивание сочинения Арндта, основанного на протестантской почве и на протестантском катехизисе?
Но еще в №3 из посланных письмах сам святитель одному из адресатов указывает, что кроме православия нет спасения и не просто называться православным:
«…Непременно нужно тому, кто хочет спастись, Православие или правую веру содержать. Но этого одного не достаточно для спасения. «Ибо и бесы веруют, и трепещут», по словам апостола (Иак 2:19). Веруют, что Бог един есть, что Христос пришел в мир, и имени Его святого боятся. Поэтому апостол требует, чтобы мы показали веру от дел: «Покажи мне веру от дел твоих» (Иак 2:18). Ибо как дерево доброе от плодов добрых, так истинная и сердечная вера от добрых дел познается. Многие называются христианами верными, но дела иное показывают; на устах веру показывают, но из дел язычниками, или даже хуже их являются: «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» от Него (Тит 1:16). Потому надо с Православием и живую веру иметь, которой непременно последуют и схожие дела. Такую веру старайся иметь и спасешься...».
(святитель Тихон Задонский; Собрание сочинений; Том V; Письма посланные; Письмо 3).
ПОДРОБНЕЕ.

«...Первый раз оно было переведено на русский3 язык, по желанию Феофана Прокоповича, Симоном Тодорским 4 и в 1735 г. напечатано в одном томе в Галле под заглавием: «Чтири книги о истинном христианстве». Но не прошло и 10 лет, как именным указом от 9 декабря 1743 г. императрицы Елизаветы Петровны предписано было отбирать это сочинение. «По представлению Нашего Св. Синода», –говорится здесь, – «известно Нам учинилось, что книга, нарицаемая о истинном христианстве, автора Арндта, в 1735 г. в Гале и прочие, там же на российском диалекте напечатанные... произошли внутрь России и у многих православных находятся, имея титлу под видом ревности к Богу, аки бы о истинном христианстве добродетелей, а в Нашем Святейшем Синоде оные несвидетельствованы. Того ради Всемилостивейше указали Мы, чтобы всякого чина люди, кто у себя вышеупомянутая – именуемую о истинном христианстве и о начале христианского жития... и прочие подобный тем, с иностранных на российский язык переведенные и вне Российской Империи российским диалектом напечатанные, богословские термины в себе содержащие, а от Святейшего Нашего Синода несвидетельствованные книги имеются, оные бы без всякого у себя удержания не умедляя объявляли в Санкт-Петербурге в Синоде, в Москве в синодальной конторе, а в прочих губерниях и провинциях – в городах, где есть архиереи, архиереям, где нет – в Наш Св. Синод в синодскую контору» 5.
Когда в 1784 г., по поручению Св. Синода, о ней было доложено Екатерине II, то от нее последовало такого рода повеление, что «когда помянутая книга от покойной Государыни Императрицы запрещена, то ей так и остаться» 6. Однако в том же (1784) году в Москве вышли в 5 частях в 12° 6 книг «Истинного христианства», с присовокуплением «Райского Вертограда» и других некоторых мелких сочинений сего писателя. Сделан был перевод И.И. Тургеневым. Характерная особенность этого перевода в том, что автор его избегает имени Лютера, заменяя его или выражением «знаменитый муж», или же «благоговейный муж». Этот перевод вышел вторым изданием в Москве же также в 12° в 1800–1801 гг., с посвящением императрице Марии Феодоровне. В 1830 г. в Москве же вышла «Книга натуры» И. Арндта. Новый перевод был сделан А.И. Курбатовым и вышел в Москве же в 4 книгах в 12о в 1833–1834 гг. Наконец, в последний раз 4 книги «Истинного христианства» с «Райским Вертоградом» были изданы7 в пяти частях в 8° Кораблевым и Сиряковым в Санкт-Петербурге в 1876 г. и Ученым Комитетом М-ва Народного Просвещения одобрены для ученических библиотек средних учебных заведений и начальных сельских школ. А протоиерей И. Толмачев в заметке об этом произведении так резюмирует свое мнение: «Во-первых, сочинение Арндта основано на протестантской почве и на протестантском катехизисе, о котором часто упоминается на его страницах; во-вторых, оно проникнуто странными мистическими и аллегорическими толкованиями, не дающими разумного и отчетливого понятия о предметах веры и благочестия; в-третьих, что особенно вредно, оно поставляет все христианство во внутреннем возрождении посредством слова Божия, с устранением благодатных средств спасения, принимаемых церковью, и с отрицанием всяких внешних церковных учреждений, который признаются излишними и бесполезными. Неудивительно поэтому, если даже брауншвейгские проповедники вынуждены были предостерегать своих прихожан «от ядовитого Арндтова учения». Тем более обязаны это делать мы, православные пастыри. Пользы от этих сочинений для православных никакой, а вреда может быть очень, очень много. Особенно книга Арндта неудобна к обращению в православной публике в настоящее время, когда отношения к церкви и ее пастырям слабеют с каждым днем и, взамен того, являются попытки организовать свое собственное учительство и христианство. Штундизм и прочее наше доморощенное сектантство, ищущее спасения по потаенным углам, найдут в сочинениях Арндта самое подходящее для себя руководство, которое заменит им и церковь, и церковное учительство. При его пособии, нет нужды ходить в храм Божий даже для молитвы, так как к книгам Арндта приложен «Райский Вертоград», наполненный всевозможными молитвами на всевозможные потребы»8...».
(П.С. Соколов; Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»: очерк из истории западных исповеданий).
ПОДРОБНЕЕ.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"Для меня очень мало значит, как судите обо мне
вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не
оправдываюсь; судия же мне Господь." ( 1 Кор.,4:3)
 
Сверху