- Православный христианин
"Наконец, хотелось бы сказать о том, что особенно способствует нагнетанию схизматических настроений. Это убеждение, буд-то патриотизм в светском его понимании является важнейшей христианской добродетелью - и любовь к Отчизне (замечательное чувство, если оно зиждится на верности духовной общности Святой Руси, а не на "верности куску земли", где ты родился!) ставят порой выше верности самой Церкви.
Множество новообращённых считают, что Церковь тем полезна, что поддерживает наше Отечество. Т.е. попросту перепутаны причинно-следственные ряды. Вместо того, чтобы Россия служила Вселенской Церкви, люди начинают считать, буд-то Русская Церковь служит стране и нации. В сознании многих христиан совершенно утрачено чувство кафоличности. Для них только русский - это православный. Греки и другие православные народы вызывают порой глубокое подозрение в чистоте их веры. Я не помню, чтобы ещё в 70-е гг у христиан были такие настроения. С крушением коммунизма пришли христиане, которые считали, что к их багажу знаний прибавить надо ещё и Символ Веры - механически, не осмысливая всей полноты своих знаний. И христиане решили, что возникло течение, утверждающее, что патриатизм сам по себе добродетель. Стали утверждать, что Церковь хороша потому, что она помогает восстановлению России. Какой кошмарный выверт в сознании людей - не Россия должна служить Церкви, а Церковь России.
Между тем как Писание, так и Предание Церкви напоминают нам, что все христиане вне зависимости от своей нации и места проживания - новый народ Божий, не имеющий разделения на языки. Слово Божие напоминает, что мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр. 13:14), что наше жительство не на земле, а на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя (Флп. 3:20). Как утрачено понимание, что христиане "Третий народ, у которого нет родины на земле" (как сказано в христианском памятнике второго века "Послание к Диогнету")! Многие ли сейчас смогут вместе со св. Василием Великим повторить гонителям:"Как вы можете сослать меня в ссылку, когда у меня нет отечества, и везде я странник и пришелец, а всякое место находится под владычеством Божиим"?
Сказанное вовсе не означает, что православному человеку чужда любовь к Родине - вспомним и народные ополчения, вставшие за Святую Русь в Смутное время, и преподобного Сергия, благословившего князя Димитрия на битву с поработителями, и полководца А. Суворова! Но будем помнить, что эти люди потому и стали лучшими сынами Отечества нашего, что они в первую очередь служили Богу, любили Бога и слушали Его превыше отца и матери. Потому их патриотизм был по-настоящему христианским, а не горделиво-языческим псевдопатриотизмом, мечтающим, чтобы Церковь Христова обслуживала интересы своей страны, а в конечном счете - монархистов или иных политических групп. Да не будет!..."
О. Даниил Сысоев. Статья из книги "Искушения наших дней"
Множество новообращённых считают, что Церковь тем полезна, что поддерживает наше Отечество. Т.е. попросту перепутаны причинно-следственные ряды. Вместо того, чтобы Россия служила Вселенской Церкви, люди начинают считать, буд-то Русская Церковь служит стране и нации. В сознании многих христиан совершенно утрачено чувство кафоличности. Для них только русский - это православный. Греки и другие православные народы вызывают порой глубокое подозрение в чистоте их веры. Я не помню, чтобы ещё в 70-е гг у христиан были такие настроения. С крушением коммунизма пришли христиане, которые считали, что к их багажу знаний прибавить надо ещё и Символ Веры - механически, не осмысливая всей полноты своих знаний. И христиане решили, что возникло течение, утверждающее, что патриатизм сам по себе добродетель. Стали утверждать, что Церковь хороша потому, что она помогает восстановлению России. Какой кошмарный выверт в сознании людей - не Россия должна служить Церкви, а Церковь России.
Между тем как Писание, так и Предание Церкви напоминают нам, что все христиане вне зависимости от своей нации и места проживания - новый народ Божий, не имеющий разделения на языки. Слово Божие напоминает, что мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр. 13:14), что наше жительство не на земле, а на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя (Флп. 3:20). Как утрачено понимание, что христиане "Третий народ, у которого нет родины на земле" (как сказано в христианском памятнике второго века "Послание к Диогнету")! Многие ли сейчас смогут вместе со св. Василием Великим повторить гонителям:"Как вы можете сослать меня в ссылку, когда у меня нет отечества, и везде я странник и пришелец, а всякое место находится под владычеством Божиим"?
Сказанное вовсе не означает, что православному человеку чужда любовь к Родине - вспомним и народные ополчения, вставшие за Святую Русь в Смутное время, и преподобного Сергия, благословившего князя Димитрия на битву с поработителями, и полководца А. Суворова! Но будем помнить, что эти люди потому и стали лучшими сынами Отечества нашего, что они в первую очередь служили Богу, любили Бога и слушали Его превыше отца и матери. Потому их патриотизм был по-настоящему христианским, а не горделиво-языческим псевдопатриотизмом, мечтающим, чтобы Церковь Христова обслуживала интересы своей страны, а в конечном счете - монархистов или иных политических групп. Да не будет!..."
О. Даниил Сысоев. Статья из книги "Искушения наших дней"