Христианский патриотизм

Санкт-Петербург
Православный христианин
"Наконец, хотелось бы сказать о том, что особенно способствует нагнетанию схизматических настроений. Это убеждение, буд-то патриотизм в светском его понимании является важнейшей христианской добродетелью - и любовь к Отчизне (замечательное чувство, если оно зиждится на верности духовной общности Святой Руси, а не на "верности куску земли", где ты родился!) ставят порой выше верности самой Церкви.
Множество новообращённых считают, что Церковь тем полезна, что поддерживает наше Отечество. Т.е. попросту перепутаны причинно-следственные ряды. Вместо того, чтобы Россия служила Вселенской Церкви, люди начинают считать, буд-то Русская Церковь служит стране и нации. В сознании многих христиан совершенно утрачено чувство кафоличности. Для них только русский - это православный. Греки и другие православные народы вызывают порой глубокое подозрение в чистоте их веры. Я не помню, чтобы ещё в 70-е гг у христиан были такие настроения. С крушением коммунизма пришли христиане, которые считали, что к их багажу знаний прибавить надо ещё и Символ Веры - механически, не осмысливая всей полноты своих знаний. И христиане решили, что возникло течение, утверждающее, что патриатизм сам по себе добродетель. Стали утверждать, что Церковь хороша потому, что она помогает восстановлению России. Какой кошмарный выверт в сознании людей - не Россия должна служить Церкви, а Церковь России.
Между тем как Писание, так и Предание Церкви напоминают нам, что все христиане вне зависимости от своей нации и места проживания - новый народ Божий, не имеющий разделения на языки. Слово Божие напоминает, что мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр. 13:14), что наше жительство не на земле, а на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя (Флп. 3:20). Как утрачено понимание, что христиане "Третий народ, у которого нет родины на земле" (как сказано в христианском памятнике второго века "Послание к Диогнету")! Многие ли сейчас смогут вместе со св. Василием Великим повторить гонителям:"Как вы можете сослать меня в ссылку, когда у меня нет отечества, и везде я странник и пришелец, а всякое место находится под владычеством Божиим"?
Сказанное вовсе не означает, что православному человеку чужда любовь к Родине - вспомним и народные ополчения, вставшие за Святую Русь в Смутное время, и преподобного Сергия, благословившего князя Димитрия на битву с поработителями, и полководца А. Суворова! Но будем помнить, что эти люди потому и стали лучшими сынами Отечества нашего, что они в первую очередь служили Богу, любили Бога и слушали Его превыше отца и матери. Потому их патриотизм был по-настоящему христианским, а не горделиво-языческим псевдопатриотизмом, мечтающим, чтобы Церковь Христова обслуживала интересы своей страны, а в конечном счете - монархистов или иных политических групп. Да не будет!..."

О. Даниил Сысоев. Статья из книги "Искушения наших дней"
 
Москва
Православный христианин
Протоиерей Иоанн ВОСТОРГОВ​
Истинный патриотизм
Протоиерей Иоанн Восторгов родился 20 января 1864 года на Кубани в семье священника. Окончил в 1883 году Ставропольскую семинарию и стал псаломщиком. В 1889 году принял священный сан. Отец Иоанн служил в Ставрополе, а затем был переведен в Тифлис. Его назначают епархиальным миссионером Тифлисского экзархата. В Грузии о. Иоанн выучил язык персидских сиро-халдеев. Он основал в Персии православную миссию, первым плодом деятельности которой явилось присоединение к Православной Церкви трех несторианских епископов. Экзарх Грузии митрополит Владимир (Богоявленский) приглашает о. Иоанна переехать в Москву, а Святейший Синод назначает его синодальным миссионером-проповедником. В качестве "всероссийского миссионера" о. Иоанн Восторгов объездил всю страну. Его статьи и проповеди публиковались во многих церковных периодических изданиях. Во время революции 1905—1907 годов о. Иоанн Восторгов принимал деятельное участие в православных патриотических организациях и монархических союзах. Его стойкая общественная и церковная позиция вызывала ненависть в левых кругах. Левая революционная пресса всячески шельмовала о. Иоанна, навешивая на него ярлыки "черносотенца" и "антисемита".
В годы первой мировой войны о. Иоанн Восторгов стоял на сугубо патриотических позициях, своими проповедями в лазаретах поддерживал дух раненых воинов. Отец Иоанн глубоко переживал отречение государя Николая Александровича от престола. В это страшное время протоиерей Иоанн Восторгов служит в храме Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) и говорит еженедельно проповеди с Лобного места на Красной площади, обличая зло, пришедшее к власти под лозунгом "свободы, равенства и братства". Исполняя долг пастыря, о. Иоанн сознательно шел на подвиг мученичества. В начале 1918 года о. Иоанн Восторгов был арестован вместе с другими московскими священнослужителями.
23 августа 1918 года о. Иоанн Восторгов был расстрелян большевиками.

Нередко приходится встречать и слышать даже и теперь самоуверенно высказываемое мнение о том, что патриотические чувства или несовместимы с религией и христианством, или, по крайней мере, стоят от христианства особняком и в стороне. Нередко и нам, пастырям Церкви, приходится слышать укоры, упреки и обличения в том, что мы в слове церковном говорим не только о вопросах "чистой религии", но и о вопросах, связанных с патриотизмом и "политикой". "Не ваше дело, — пишет мне некто по поводу последних наших бесед о бывших в Москве печальных событиях погрома и грабежей, — не ваше дело оценивать общественные события, говорить за или против них; учите вере; хочется видеть в каждом священнике только апостола Павла; будьте же таким Павлом, который не знал ни эллина, ни иудея".
Но прежде всего — Церковь есть общество верующих, "общество" же, и в обычном смысле слова понимаемое, подавляющим большинством своих членов входит в Церковь, поэтому и мы не можем не отвечать на приведенные недоумения и возражения, касающиеся церковно-общественного служения пастыря. Далее, жизнь нашего народа теперь вся проникнута настроениями, состоящими в зависимости от великой войны, которая затрагивает всех прежде всего тем, что от всех требует тех или других тяжких жертв, волнует удачами и неудачами, подчас обращается в вопрос о борьбе за самое существование народа: может ли священник, сын своего народа, своего времени, стоять вне, за пределами всех общественных и народных переживаний?
Но знают ли, наконец, апостола Павла и читали ли его священные послания те, кто на него так уверенно ссылается? Если бы знали и читали, то именно в лице этого святого апостола увидели бы они образ истинного и горячего патриота! В текущие дни, по уставу церковному, возглашаются в храмах чтения из послания святого апостола к римлянам. Вот что мы там слышим: "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом" (Рим. 9, 1) — так необычно, клятвой именем Христа и Духа Святого и собственной совестью начинает апостол свою речь. В чем же он клянется? Клянется в любви, в благоговейной и воодушевленной любви к своему народу: "...великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян, которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь" (Рим. 9, 2—5). "Братие! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Бозе, но не по рассуждению" (Рим. 10, 1—2). Так велика любовь святого апостола к родному по плоти и крови народу; она не менее любви Моисея, который тоже просил Бога на Синае лучше его самого истребить от земли живых, лишь бы простить грех народа и помиловать его.
 
Последнее редактирование модератором:
Не любящий отечество свое земное, не благонадёжен и для небесного отечества... Настоящий патриотизм растёт из любви к своему народу и через эту любовь как следствие и другим народам, любовь конечно не слепое чувство, но трезвое здравомыслие как результат внутренней борьбы в собственном средоточии. Гибельные решения лже-патриотизма или крайности соответствующие без борьбы со своими страстями, это с одной стороны национал-фашизм и с другой интернационализм. То есть национал-фашизм растёт из ненависти к другим народам, а не из любви к своему. Интернационализм или космополитизм вообще исключает любовь и к своему и к чужому народам упраздняя национальность и вместе с тем национальные традиции и связь со-своим народом...
 
г.Иваново
Православный христианин
"на Небесах наше отечество, а здесь — гостиница; не люби же однодневной гостиницы, ибо перестанешь стремиться к Небесному отечеству"
свт.Феофан Затворник

"Оставь землю. Наше жилище — на небеси суть"
прп.Симеон Псково-Печерский

"В Священном Писании Божием много раз говорится, что мы странники и гости на этом свете. Но даже если об этом и не было бы сказано в Священном Писании, каждый разумный человек вскоре понимает это"
свт.Николай Сербский

"истина важнее, чем нация, истина не зависит от нации, и нельзя сказать, что я мусульманин потому, что я татарин. Как нельзя сказать, что я христианин потому, что я русский. Христианство зависит не от нации, а от веры в Бога Всемогущего, который объединяет людей во Вселенскую Церковь, в которой нет «ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа» и где это проклятье Вавилонской башни снимается"
иерей Даниил Сысоев


"Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину"

прп.Серафим Саровский


"Гордишься ты 6огатством, величаешься предками, восхищаешься отечеством, красотою телесною, воздаваемыми от всех почестями? Внемли себе, что ты: смертен, что земля еси и в землю отъидеши (Быт.3,19). Посмотри на тех, которые прежде тебя жили в подобной знатности. Где облеченные гражданским могуществом? Где непреоборимые витии? Где распоряжавшие народными собраниями, знаменитые содержатели коней, военачальники, сатрапы, властители? Не все ли прах? Не все ли баснь? Не малое ли число костей осталось памятником их жизни? Загляни в гробы; возможешь ли различить, кто слуга и кто господин, кто бедный и кто богатый? Отличи, ежели есть у тебя возможность, узника от царя, крепкого от немощного, благообразного от безобразного. Поэтому, помня свою природу, никогда не превознесешься"

свт.Василий Великий

"когда солдат упадет, сраженный пулей на поле сражения, то для него перестанут быть важными интересы той страны, где он жил прежде. Для него станет важным совсем другой вопрос: как оправдаться на Божьем Суде? И этот же вопрос станет перед каждым жж-юзером тогда, когда он умрет. Ему не поможет либерализм или национализм, ему по поможет только церковность, которую мы называем еще уранополитизмом"

иерей Даниил Сысоев



«и сказал Давид: благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе, потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного» (1Пар.29:10-15)


"О, братья, забудем землю и все, что на ней. Она отвлекает нас от созерцания Святой Троицы...

...пребудем в молитве без всякого воображения, и будем просить у Господа смиренного духа, и Господь полюбит нас и даст нам на землю все полезное для души и тела"

прп.Силуан Афонский

"Уранополитизм – это (от греч. Uranos – небо, polis – город) учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека"
иерей Даниил Сысоев

Николай Кноспе а теперь ответьте что Вы имеете против Уранополитизма? что в этом учении нового?...да ничего там нового нет, просто новое слово и всё. а приравнивать служение отечеству к служению Богу - это и есть идолопоклонство, а если не так, то что тогда идолопоклонство? Кто-то создал идола из дерева, кто-то создал мысленного идола(придумал себе удобного бога), кто-то ничего не создавая берёт готовое из того что видит: популярного актёра, великое государство, национальую диаспору, модную тусовку, и т.д. в нашем мире практически из всего можно сделать идола и служить ему.
Тут же не отрицается обязанность защиты страны, семьи, ближних, слабых...всё дело не в "слове", а в том смысле который в него вкладывают.
 
Москва
Православный христианин
Николай Кноспе а теперь ответьте
***Тут же не отрицается обязанность защиты страны, семьи, ближних, слабых...всё дело не в "слове", а в том смысле который в него вкладывают.**

молчали бы в тряпочку, учитываю позицию о. Даниила по Власову и Великой Отечественной войне...

и св. Феофана Затворника зря приплели:

проповедь св. Феофана Затворника:
"И гражданская жизнь есть поприще богоугождения для тех, кои труды по ней Богу посвящают":
"В самом деле, братья, когда в дни царские мы собираемся в храмы Божии, в коих обыкновенно служим Богу Истинному, «творити молитвы, моления, прошения, благодарения» (1Тим.2:1) за Царя и царство, то сим исповедуем не только то, что Вышний владеет царством человеческим и, куда хочет, направляет его, но и то, что, служа отечеству, мы сим самым служим Богу. Как же приходит некоторым на мысль, будто между сими служениями нет союза и будто посвятивший себя одному неизбежно оставит и забудет другое? Если здесь приносим мы благодарение Богу за прошедшие успехи в служении общественном и просим помощи на дальнейшее в нем преуспеяние, если, т. е., сие служение отсюда как бы исходит и сюда же возвращается, то когда действительно, может быть, кого отвлекает оно от служения Богу и ослабляет в ком дух благочестия: «не зависит ли это от вины нашей, а не от самого служения? Когда Господь говорит: «воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови» (Мф.22:21), то внушает, что совмещать сие обоюдное служение не только можно, но и должно. Свойство же самого дела показывает, что как тело есть орудие, посредством которого душа обнаруживает свои внутренние действия: так и общество и служение в нем есть лучшее поприще для раскрытия и обнаружения невидимого духа благочестия, и не для обнаружения только, но вместе для образования и укрепления. В сем несомненно уверимся, если внимательнее рассмотрим учение Апостольское о служении общественном (Рим.13:1–8)...
...Говорить ли, наконец, о том, какое обширное представляется в обществе поприще для упражнения любви к ближним, которая есть вторая главнейшая заповедь-ближайшее средство к Богоугождению (1Ин.4:16) и прямейший путь в Царство небесное, когда это очевидно само собою; ибо общество есть союз людей взаимно работающих друг для друга, или, что то же,-ходящих в делах любви?"
http://azbyka.ru/otechnik/?Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-posvjashhennykh-bogougodnoj-zhizni-voobshhe=1_1

Как видим. св. Феофан рассматривает служение отечеству как одну из форм служения Богу. Об этом дже говорят и цитируемые в статье свв. Игнатий и Филарет. А все дело в том. что патриотизм есть одна из форм служения ближнему, как о том говорят Основы социальной концепции РПЦ, принятые на Архиеерйском Соборе 2000 года. А служение ближнему - это также одна из форм служения Богу.
 
г.Иваново
Православный христианин
Из статьи о. Даниила Сысоева «2-я мировая война и честность»:
«...согласно Библии государственная измена не включена в список грехов. Так что обвинять Власова в предательстве с точки зрения Библии не правомерно. Мы знаем, что Бог наградил Раав блудницу именно за то, что она изменила своей родине – Иерихону. И Писание ставит ее в качестве примера веры (Евр. 11,31). Иеремия был с точки зрения патриотов вообще страшным преступником. Он предлагал солдатам воюющего государства сдаваться в плен, за что его и бросили в яму. Но Бог был на его стороне, а не на стороне патриотов. Христос не одобрил освободительной войны евреев против Рима. А ап. Павел не стеснялся апеллировать к оккупантам против своего родного правительства. Преп. Сергий предлагал князю заплатить дань, а не воевать».
а что тут вас смущает? Когда волю Бога ставят выше воли Родины(отечества)? Не всегда же эти две воли совпадают.
 
Москва
Православный христианин
а что тут вас смущает? Когда волю Бога ставят выше воли Родины(отечества)? Не всегда же эти две воли совпадают.
А кто определяет волю Божию? Уранополиты? "Учение партии правильно, потому что оно верно!!!" (с)
 
г.Иваново
Православный христианин
А кто определяет волю Божию? (с)
воля Божья является нам в писании, в заповедях.
Вот к примеру отечество Ваше не Россия православная, а жестокое племя в южной африке, и вождь(президент и главнокомандующий) приказывает Вам захватить людей из соседних деревень и согнать в стоило, откармливать их до того момента, когда у вождя будет юбилей или до момента ритуального дня посвящённого идолу чтобы в этот день сожрать их всех во время праздника.

Совпадает ли воля Бога с волей такого отечества?
Служение отечеству можно сопоставить служению Богу лишь в том случае, если воля их совпадает и не нарушается закон Божий и закон совести(который в сердце каждого человека)
 
Москва
Православный христианин
Служение отечеству можно сопоставить служению Богу лишь в том случае, если
А если отечество, в котором Господь судил вам проживать, не совсем соответствует вашему пониманию воли Божией, то такому Отечеству служить нельзя, а надо с ним бороться с оружием в руках?
 
г.Иваново
Православный христианин
А если отечество, в котором Господь судил вам проживать, не совсем соответствует вашему пониманию воли Божией, то такому Отечеству служить нельзя, а надо с ним бороться с оружием в руках?
Нет. Но исполнять приказы, напрямую нарушающие Божьи заповеди нельзя, с этим Вы согласны?
 
Москва
Православный христианин
Нет. Но исполнять приказы, напрямую нарушающие Божьи заповеди нельзя, с этим Вы согласны?
На войне некоторые заповеди Божии не соблюдаются. Например, заповедь "Не убий". И Церковь благословляет, в соответствии с канонами, убивать врагов отечества, защищая его.
Вы то сами как считаете: надо было в период ВОВ защищать с оружием в руках СССР - земное отечество?
 
г.Иваново
Православный христианин
На войне некоторые заповеди Божии не соблюдаются. Например, заповедь "Не убий". И Церковь благословляет, в соответствии с канонами, убивать врагов отечества, защищая его.
Вы то сами как считаете: надо было в период ВОВ защищать с оружием в руках СССР - земное отечество?
как понять заповедь "не убий"? мы же убиваем животных ради пищи..смертная казнь санкционированная государством тоже убийство- но разве это нарушение заповеди? Убийство на войне врага - из той же серии. Но если солдат убил умышленно грудного ребёнка - это и на войне страшный грех.

Конечно надо было защищать, но не за "Родину, за Сталина", а за "Бога, за Отечество!"
 
Москва
Православный христианин
Конечно надо было защищать, но не за "Родину, за Сталина", а за "Бога, за Отечество!"
Так все-таки надо было защищать атеистическое отечество СССР, или сражаться на стороне ген. Власова за "православную Россию"?
 
г.Иваново
Православный христианин
Так все-таки надо было защищать атеистическое отечество СССР, или сражаться на стороне ген. Власова за "православную Россию"?
я не очень хорошо знаю историю ВОВ, да и много противоречивой информации, поэтому тему Власова обхожу стороной. Было две стороны, с одной - фашизм, с другой - коммунизм....обе стороны богоборческие. На чьей стороне и за кого воевать не понятно...остаётся воевать за своих(семью, ближних)
 
Москва
Православный христианин
я не ушёл...я реально не знаю ничего про Власовцев.
Хорошо, раз не знаете - тогда другой пример: надо ли было воевать против православной грузинской армии многонациональной и многоконфессиональной российской армии в 2008 году? Как Вы наверное знаете, уранополиты проповедуют т.н. "православный интернационал".
 
Последнее редактирование модератором:
г.Иваново
Православный христианин
Хорошо, раз не знаете - тогда другой пример: надо ли было воевать против православной грузинской армии многонациональной и многоконфессиональной российской армии в 2008 году? Как Вы наверное знаете, уранополиты проповедуют т.н. "православный интернационал".
я хочу расставить акценты: я не уранополит и не сысоевец, я не кураевец и никто иной...я православный христианин. И личное мнение конкретного человека Власова, его выбор в той ситуации в какой он тогда находился не может быть правильно оценён с моей точки зрения т.к. я нахожусь в другой ситуации. И личное мнение о. Д. Сысоева о Власове и грузинской войне могу не разделять....вернее у меня нет ещё своего мнения. Знаю только что православным заповедано не судиться между собой в светском суде...не то что бы воевать друг с другом.
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
я не уранополит и не сысоевец, я не кураевец и никто иной...я православный христианин.
Ну тогда - другой разговор. Я то подумал, что Вы - уранополит, т.к. в Вашем первом комменте Вы вроде защищали это слово.
Вот, рекомендую прочитать:
«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

http://www.blagogon.ru/digest/448/
 
г.Иваново
Православный христианин
Ну тогда - другой разговор. Я то подумал, что Вы - уранополит, т.к. в Вашем первом комменте Вы вроде защищали это слово.
:) я и сейчас это слово защищаю, вопрос в том что конкретно мы в это слово вкладываем.

...а по статье скажу одно, оппонента нет с нами, с того света ответить он не может.
 
Сверху