2-я неделя по Пасхе, ап. Фомы
«Блаженны не видевшие…»
Вчера завершилась Светлая седмица, закрылись врата иконостаса и нам раздавали артос. Но празднование Воскресения Христова не закончи­лось: чествование этого величайшего в мировой истории события продол­жается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесе­ния Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события еван­гель­ской и древне­хри­стианской истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре. Размышляя над их содержа­ни­ем, мы глубже осознаем весь противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, – верность и сомнение, любовь и не­на­висть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как вечен трагизм человечес­кого бытия, преодолеваемый, – по слову апостола Павла, – «только верой».
Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспо­минанию событий, непосредственно с ней связанных; темы же трех после­ду­ющих возвра­щают нас к трем важным эпизодам евангельской исто­рии, относящимся еще ко времени общественного служения Иисуса Христа. В этих спаси­тельных деяниях – подгото­ви­тель­ных ступенях к буду­щему Воскресению! – Он явственно открыл Свое Божествен­ное досто­ин­ство и силу, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его «неверным» ученикам уяснить их истинный смысл. Этим и определяется их место в календаре – между Пасхой и Троицей.
Сегодняшняя, вторая «неделя» (воскресенье) по Пасхе именуется Не­делей Фоминой
[1] (первой «неделей» считается сам День Пасхаль­ного Воскресения). На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава).... -
читайте далее во вложенном файле
[1] Фомино воскресенье именуется также Антипасхой (буквально «Вместо Пасхи»), потому что «этот день – первый из воскресных дней всего года, в который событие Воскресения повторяется» (
Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. М., 1995, с. 639–640). Греческая приставка
анти- означает не только противопоставление, но и замену. В принципе,
антипасхой можно назвать любое воскресенье после Пасхи, ведь мы почтительно называем каждый воскресный день «малой Пасхой».